`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

IT-эмиграция: с чего начать?

Эмиграция это горячая тема сегодня, особенно среди ИТ-специалистов. Но я оставлю за рамками этой заметки рассуждения на тему "стоит или не стоит" – она для тех, кто уже определился со своими мировоззренческими предпочтениями. Скажу только, что ИТ-шники находятся в более привилегированном положении в этом вопросе, чем многие другие категории украинского общества, и этот факт открывает дополнительные возможности. А возможности, как известно, даются чтобы ими пользовались.

Итак, с чего начинать? Процесс эмиграции одновременно и на удивление прост и вместе с тем требует некоторого упорства и терпения. Начнем с той части, которую можно назвать простой.

Для начала выделим 2 типа эмиграции – «перманентную» (выезд на ПМЖ) и «рабочую» (работа за границей). Это конечно относительно – перманентная может по разным причинам прерваться, а рабочая наоборот – стать постоянной. Но я их разделю, потому что начинаются они все-таки по-разному.

Стартовать «перманентную» достаточно просто – нужно подать документы на одну из иммиграционных программ. Государств, у которых есть официальные иммиграционные программы, немного, но они есть – например Канада, Австралия или Новая Зеландия. Прелесть этих програм в том, что они а) очень понятно и подробно описаны на сайтах соответствующих ведомств, и б) формальны. Первое означает то, что вам не требуется юрист или иммиграционный консультант ни для того чтобы понять как происходит процесс иммиграции, ни для того чтобы отослать документы. Поверьте, этот процесс одолевают люди гораздо менее образованные и интелектуальные чем читатели этого сайта. Второе означает то, что если вы удовлетворяете требованиям программы то бюрократическая машина (в хорошем смысле этого слова) гарантирует вам положительный результат. Это работает как четко отлаженный алгоритм: IF (Person.IsValidated) THEN GrantPermission(Person). Это конвеер, если хотите -- станьте на него, и он довезет вас до пункта назначения.

Большинство иммиграционных програм построены по приблизительно одному принципу – есть система баллов, которые начисляются за образование, возраст, опыт работы по специальности, знание языка, и за разные другие вещи – например, за наличие детей. Если набираешь нужное количество баллов – проходишь. Если нет – нет. За что и сколько баллов дается, как происходит оценка и какие документы достаточны для подтверждения – все подробно описано на официальных сайтах программ. Все прозрачно – вы заранее знаете как и что будет оцениваться. Некоторые программы также предусматривают интервью, но опять же – эти интервью достаточно формальны, и если вы достаточно подготовлены и имеете достаточно баллов, то они будут всего лишь одним из этапов вашего иммиграционного проекта. Часто перед получением «перманентной» визы просят пройти медосмотр, так как принимающая страна хочет заранее понимать потенциальную нагрузку на свою систему государственного мед.страхования. По прилету, обладатели permanent residence получают практически такой же набор прав как и местные граждане, включая полную свободу трудоустройства и передвижения по стране.

В случае «рабочей» эмиграции, процесс проходит по-другому, и начинается он с поиска работодателя, который а) нуждается именно в таком специалисте как вы, и б) готов потратить время и усилия для открытия рабочей визы для вас. Преимущества такого вида эмиграции в том, что он происходит быстрее и формально проще чем «перманентная», но как правило, обладатели рабочей визы имеют меньше прав, чем обладатели статуса permanent residence, что может проявляться в привязке к работодателю, ограничению по сроку пребывания в стране или другим ограничениям.

В обоих случаях, основной вопрос который нужно решить это вопрос получения дохода в другой стране, который как правило сводится к вопросу трудоустройства. Очевидно, это требует в первую очередь хорошего владения языком, а так как иностранные языки даются нелегко, то апгрейд языка нужно начинать как можно раньше. Кроме того, неплохо заранее создать себе некий положительный PR – начните участвовать в известном open-source проекте или заведите блог на профессиональную тематику. Обзаведитесь контактами в LinkedIn из профессиональной среды в стране назначения и/или сделайте пару публикаций в местной профессиональной прессе. Именно такая «подготовительная» работа будет в большой степени определять ваши шансы на успех, и именно она потребует львиную долю упорства и терпения. Но, как и в любом другом важном начинании, самый сложный шаг – первый.

Удачи!

Заметки по следам IDC BI Roadshow в Киеве

Несколько недель назад мне предоставилась возможность произнести вступительное слово на конференции IDC BI Roadshow, выступив с обзорной презентацией о развитии систем бизнес-анализа за последние 30-40 лет. Это не было первым знакомством с IDC BI Roadshow — в роли участника или докладчика мне довелось побывать практически на всех IDC BI Roadshow с момента их появления в Украине, и стоит отметить что каждый раз там есть на что посмотреть.

Как часто бывает на такого рода мероприятиях, интерес вызывают не только (или не сколько) докладчики вроде меня, сколько сами посетители. В общении на кофе-брейках между презентациями можно почерпнуть массу полезной информации «из первых рук» — личный опыт, успехи и неудачи тех, кто непосредственно занимается в внедрением систем бизнес-анализа на своих предприятиях. Формат этого мероприятия не всегда подходящий для вендоров (да и не все из них могут удержаться от соблазна перегнуть палку с «рекламностью» своего доклада, понимая что следующим будет доклад от основного конкурента), но больше ориентирован на аудиторию, что подтверждается количеством посетителей — зал как обычно был полон. Что можно было отметить:

BI-сообщество

Системы бизнес-анализа никогда не были мейнстримом в Украине и проекты по их созданию всегда оставались в тени более масштабных «инфраструктурных» проектов. Однако, по мере реализации проектов в разных организациях за последние несколько лет, в Украине постепенно сформировалось сообщество людей, практикующих BI. Их все еще немного, но для многих из них BI превратился из побочного направления профессиональной деятельности (как это было несколько лет назад) в основное. И это хорошо с той точки зрения, что в стране постепенно накапливается компетенция, и когда встает вопрос о внедрении инструментария для бизнес-анализа есть возможность привлечь с рынка достаточно опытных специалистов. Это, на мой взгляд, также говорит о том, что в Украине стоит чаще проводить мероприятия посвященные тематике бизнес-анализа — аудитория для них уже есть. Вопрос только в выборе хорошей темы, грамотных докладчиков и акценте на реальные проекты.

Аудитория

BI-рынок в Украине развивается медленно. Это видно, например, по вопросам, задаваемым докладчикам — среди них чаще встречаются вопросы, характерные для людей которые совсем недавно начали интересоваться этой темой. И поэтому общий уровень вопросов на киевских мероприятиях все еще остается ниже, чем например на московских или европейских. Хотя и очевидно что емкость рынка разная, что отражается на количестве и стоимости проектов. По крайней мере, в Киеве мне не еще доводилось видеть на улицах рекламу BI-платоформ, а в Борисполе натыкаться на знакомые логотипы. Впрочем, всему свое время.

Вендоры

Как я уже упоминал выше, формат мульти-вендорного роуд-шоу с одной стороны не самый благоприятный для вендоров — никому не хочется быть одним из многих, особенно если маркетинговые бюджеты позволяют проведение собственных мероприятий и даже с размахом. Но с другой стороны, сделав хороший доклад на подобной конференции можно убить сразу 2х зайцев — расширить аудиторию (ведь не секрет что на моно-вендорных мероприятиях аудитория состоит на 90% из существующих клиентов) и сразу же выгодно сыграть на контрасте с рекламно-пропагандистскими мессиджами менее профессиональных коллег.

Тем более, что ландшафт BI-рынка в последнее время довольно быстро меняется и есть много чего интересного рассказать и показать — in-memory и колоночные СУБД, приложения для Data Discovery, мобильный BI, возможности для совместной работы и т.д. Так что предлагать клиентам продукты «второй свежести» не есть признаком хорошего тона. Признаком тектонических сдвигов можно считать появление в этом году на IDC BI Roadshow стенда колоночной СУБД Vertica, недавно приобретенной HP. Если уж Vertica официально представляется на таком нишевом рынке как Украина, то значит в мире BI что-то сильно изменилось. Истинно говорю вам — пару лет назад такое было бы невозможно.

Консалтинговые компании

Консалтинговых компаний, предлагающих внедрение систем бизнес-анализа стало больше. По субъективным впечатлениям — возможно даже чуть больше чем востребовано рынком. И на мой взгляд для них сейчас не самые легкие времена, и вот почему:

  1. Медленный рост BI-рынка в Украине

  2. Аналитические системы все еще не входят в число приоритетных средств для повышения конкурентоспособности для подавляющего большинства СЕО украинских предприятий, и для этого есть разные причины — у кого-то банально отсутствует более-менее нормальная учетная информации, а у кого-то расширение (или сохранение) бизнеса происходит исключительно за счет «политических» договоренностей — какая уж тут бизнес-аналитика

  3. Огромное давление со стороны аутсорсинговых компаний, которые более высокими зарплатами переманивают более-менее квалифицированных специалистов для удаленной разработки на западных заказчиков

  4. Проекты по внедрению BI-систем по-прежнему чаще инициируются и курируются техническими подразделениями чем «бизнесом», а это как правило говорит о том, что цель от такого внедрения скорее удобство и оптимизация некоторых внутренних процессов, чем создание добавленно й стоимости. Очевидно, на первое тратят меньше чем на второе.

Бесплатных колоночных СУБД прибыло: Vertica Community Edition

Ух какая интересная новость сегодня -- анонсирована бесплатная версия колоночной СУБД Vertica в версии Vertica Community Edition, которая позволяет загружать в СУБД до 1TБ данных и делать кластер из 3-х серверов. Поддержка естественно только через форум энтузиастов, что типично для бесплатных Community Edition.

Почему это интересно:

1) Потому что это одна из лучших, если не самая лучшая колоночная СУБД на сегодня -- легкая, быстрая, построенная по MPP-архитектуре и неплохо оптимизирована для записи (обычно это больное место всех колоночных СУБД).

2) Потому что на железе суммарной стоимостью $30-40тыс. (среднепотолочная цена на 3-х нодовый кластер от любого брендового производителя) можно получить производительность, сравнимую системами стоимостью $150-200тыс. (это не учитывая стоимости лицензий на СУБД).

3) Потому что теперь даже очень небольшие компании могут строить BI-системы на промышленной высокопроизводительной аналитической СУБД, которая раньше была бы им не по карману, а значит нет причины не попробовать, потому что ограничение в 1ТБ данных и 3 нода с головой покрывает потребности 90% украинских компаний.

4) Потому что для компаний побольше это может означать снижение бюджета на внедрение BI-системы на 20-30%.

Отличная новость.

5 мифов о предпринимателях

Сегодня я дебютирую в несколько нетипичной роли - сегодня пост о предпринимательстве и стартапах.

Неплохая статья Vivek Wadhwa о мифах о предпринимателях. Кратко:

  1. В реальности стартаперы это вовсе не 20-летние недовыпускники. В среднем им под 40 и большинство из них имеют семьи.
  2. Предпринимательство это приобретаемый навык, а не врожденный.
  3. Наличие хорошего образования таки влияет на успешность стартапа.
  4. Женщины также успешны в стартапах, как и мужчины, кто бы там что ни думал.
  5. Для успеха стартапа венчурный капитал вовсе необязателен.

 

Дешборды vs отчеты

Для большинства BI-разработчиков действует правило: «говорим BI, подразумеваем отчеты; говорим отчеты, подразумеваем BI». Другими словами — самый широко распространенный BI контент сегодня — это табличные отчеты (с редкими вкраплениями графиков) построенные на аггрегации данных в SQL-запросах. В то же время постепенно набирает популярность представление информации в виде дешбордов. Хотя для многих особой разницы между дешбордами и отчетами нет, я все же возьму на себя смелость сказать что она есть, и более того — она достаточно существенная. И для создания дешборда нужен несколько другой подход, чем при создании отчетов. Несмотря на то, что четкую границу между ними иногда провести сложно, на мой взгляд все же есть как минимум 5 различий между отчетами и дешбордами:

  1. Отчеты это часто многостраничные документы, дешборды как правило всегда ориентированы на использование в рамках одной страницы (экрана). Конечно дешборды могут иметь закладки (листы), но как  целевое предназначение разных страниц дешбордов так и расположение визуальных элементов на них, отличаются.
  2. Дешборды предназначены для того чтобы дать представление о ситуации с первого взгляда, в то время как отчеты могут содержать кроме основных показателей и довольно детальную информацию, которая не всегда используется.
  3. Отчеты часто делаются для распечатки на принтерах, в то время как дешборды ориентированы на использование «с экрана». Справедливости ради стоит отметить что дешборды тоже печатают, но лично мне это всегда казалось несколько противоестественным — это делают скорее по-привычке, а также из за недоразвитости социальных функций в BI-платформах.
  4. Дешборды интерактивны по определению. Отчеты, несмотря на наличие фильтров и возможности дрилл-дауна, все же более статичный контент.
  5. И, наконец, последний в списке, но возможно самый значимый пункт — дешборды тяготеют к тому чтобы выглядеть как бизнес-приложение, в то время как отчеты — это в большей степени документ, чем что-либо другое.

В общем и целом, я считаю дешборды более правильным и прогрессивным средством визуализации данных чем отчетность (за исключением тех случаев когда нужно что-то типа счетов-фактур или регуляторной отчетности), потому что визуальное представление данных лучше чем текстовое представление, особенно тех случаях когда нужно отследить отклонения от типичного поведения, что является довольно частым случаем в бизнес-анализе. Долгое время BI-вендоры пренебрегали дешбордами, но к счастью в последнее время они несколько одумались и явили миру уже более-менее жизнеспособные творения.

По материалам bi-review.ru

KPI для государства

О системах бизнес-анализа чаще всего говорят в контексте коммерческих организаций — различных торгово-производственных компаниях, финансовых услугах, телекоммуникации, транспорте и т.д. Однако есть и другая область, которая намного реже фигурирует в новостях и статьях о BI, но вместе с тем, гораздо более важная для каждого из нас, потому что она непосредственно влияет на наше с вами качество жизни. Речь конечно же идет о гос.секторе. К сожалению, когда говорят об ИТ-проектах в госструктурах постсоветских стран, трудно отделаться от скептицизма — тотальная коррупция извратила сам смысл государственного управления, что усугубляется отсутствием признаков какого-либо кардинального улучшения. Вместе с тем, на мой взгляд именно в госсекторе (в менее коррумпированных странах) реализуются самые интересные и общественно-полезные ИТ-проекты вообще и BI-проекты в частности. Представьте себе — насколько бы лучше стало видно качество работы гос.учереждений, если бы были публично доступны KPI работы этих учереждений, да еще и в различных разрезах, что позволяло бы видеть успехи и провалы в работе чиновников. Насколько проще было бы объективно оценивать и контролировать работу правоохранительных органов, здравоохранения, коммунальных и дорожных служб и т.д. если бы была публичной статистика об их работе, да еще и в виде удобном для анализа.

Такое, например, было сделано в небольшом городке Альбукерк на юге США (интересно, увидим ли мы когда-нибудь подобные проекты в наших периферийных обл.центрах?). Полицейский департамент этого города с 2002 по 2008 год публично выкладывал весьма подробную статистику о своей деятельности в разрезе типов преступлений, районов и т.д. которая была доступна не только в виде отчетов для анализа, но также и для ad hoc анализа (с помощью Cognos Analysis Studio). Жаль только что по неизвестно какой причине последние данные в системе датированы январем 2008 года.

Посмотреть на отчеты и поиграться с цифрами можно здесь — http://cognosout.cabq.gov/cognos8/cgi-bin/cognos.cgi . Неплохо было-бы иметь что-то подобное для своего города, правда?

PS. Если вы знаете подобные примеры в какой-либо стране — оставьте ссылочку в комментах.

PPS. Когда делал запись, не нашел в перечне тегов на сайте КО тега "Госсектор". Вообще не нашел ни одного тега относящегося к какой-либо индустрии (кроме ИТ). И мы еще говорим что ИТ оторвано от бизнеса?

По материалам bi-review.ru

Где взять бесплатно аналитическую СУБД?

Для желающих попробовать, что такое аналитическая СУБД, есть как минимум 2 бесплатных варианта:

Greenplum Community Edition

Про Greenplum я как-то писал на КО. В основе лежит PostgreSQL, но основательно переработанной для массивно-паралельной (MPP) архитектуры. Идеология отчасти напоминает Teradata, с той разницей, что Teradata работает на своем железе, а Greenplum — на любых более-менее стандартных серверах средней и низкой ценовой категории.

Ограничения Community Edition — до 2-х сокетов на физическом сервере или до 8 сокетов на VM. Ограничений по объему данных нет. В дистрибутив также входит MADLib — opensource-ная библиотека мат.алгоритмов (не спрашивайте, что это такое) и Alpine Miner — инструмент для data mining, скоринга и прочего. Хардкорным аналитикам есть чем поразвлекаться.

Благодаря MPP-архитектуре Greenplum вполне комфортно чувствует себя на мультитерабайтных аналитических хранилищах данных, но MPP подразумевает много, и иногда даже много-много нодов, а что можно прочувствовать на однонодовой Community Edition понять сложно, так как паралелизма тут никакого не получится. Но раз бесплатно, то почему бы хотя бы не потестировать против MySQL или PostgreSQL.

Качаем тут – http://community.greenplum.com/

Infobright Community Edition

Infobright — колоночная СУБД средней степени успешности, но вполне убедительно демонстрирующая все прелести по-колоночного хранения данных. Продается обычно за деньги, но с урезанной конфигурацией Community Edition можно побаловаться и бесплатно. В ней правда отсутствует DML, Temporary Tables, Parallel Query Execution и некоторые другие полезности, но может вам оно и не нужно.

Infobright ICE можно скачать в виде VM-образа заодно с opensource-ными BI-средствами Pentaho, Jaspersoft или BIRT на выбор, и получить такой себе бесплатный наборчик для BI/DWH системы (жалко только железа нет бесплатного, для полного счастья).

Мне кажется это более интересный вариант, потому что колоночная СУБД даже на одном ноде в принципе может показать очень интересные результаты. Для сравнительно небольшого объема данных (скажем до 0.5Тб) — чем не вариант?

Качаем тут — http://www.infobright.org/

Источник: bi-review.ru

Свежий гартнеровский квадратик по BI-платформам

Подоспел свежий гартнеровский "квадрант" по BI-платформам по итогам 2010 года. В чемпионах у нас, судя по нему, теперь IBM напару с Microsoft (хм, а мне казалось MS пока только больше обещают серьезный BI, чем делают), SAP скандально отодвинут в сторону, а QlikView переполз в квадрат лидеров (полагаю, несколько авансом, но шумиху они подняли таки знатную). Во втором эшелоне гордой звездой светит Tableau, а Tibco Spotfire видимо прощупывает почву для рывка в эшелон №1, вслед за QlikView.

Благодаря Oracle, сам отчет доступен публично, так что кому интересно -- наслаждайтесь.

Свежий гартнеровский квадратик по BI-платформам

Vertica добралась до AOL

Корпорация AOL, сверкавшая в 90х, и несколько подзабытая сейчас, по-прежнему на плаву и недавно поделилась новостью о пополнении своего ИТ-зоопарка новой зверушкой в виде аналитической СУБД Vertica. Вкратце:

  • Искалась замена MySQL
  • 15 ТБ данных
  • Реал-таймовая загрузка данных
  • Тестирование проводилось при одновременной нагрузке с 300 рабочих мест
  • Понравилось что Vertica работает на commodity hardware
  • Область применения -- он-лайн реклама

PS.  Понемногу-понемногу, а Vertica распаковала уже 4-ю сотню клиентов. Чует мое сердце -- кто-то из мастодонтов их прикупит в этом году. Не в этом, так в следующем -- точно.

Победа телеспама в Украине

Вы уже прочуствовали на себе, как украинские предприятия переосмыслили CRM? Кризисные времена таки действительно заставляют предприятия искать новые пути получения прибыли, и многие из них открыли для себя такое чудо как теле-маркетинг. Или проще говоря телеспам в виде звонков и СМС на мобильный от компаний, про которые вы никогда не слышали и слышать не хотите, и которым права вам звонить вы не давали. Но они все равно звонят. Звонят, потому что если напишут емейл - он попадет в спам. А тут вас возьмут тепленького, лично. Фулл-контакт, красота!

Интересно, что мобильные операторы отгородились от этой проблемы -- они продают свои каналы для массовых рассылок СМС по копеечным расценкам, проблема полу-анонимного спама валящегося на телефоны их клиентов их не волнует.

К сожалению в Украине, видимо из-за отсутствия прецедентов судебных разбирательств, за последние пару лет этот уродливый феномен принял внушительные масштабы. Эта индустрия бизнеса переживает расцвет, и главным товаром в ней являются списки мобильных. Желательно проверенные. Они раздобываются, продаются и покупаются, кем угодно и как угодно. Вы заполняли форму на получение дисконтной карты в магазине одежды? Прекрасно, вам через две недели предложат купить билеты в театр, потому что кто-то из сотрудников сети магазинов "слил" базу контактов "налево". За кеш, разумеется. Вы заказывали такси и оставляли свой номер мобильного? Отлично, ваш мобильный телефон теперь попал в списки гарантированно активных абонентов. Теперь вам в самое неудобное время будут звонить и присылать СМС спортзалы, театральные кассы, страховые компании, такси, автосервисы и т.д., потому что ваш номер пошел гулять по интернету, нравится вам это, или нет.

Вот такая вот загадочная форма любви к клиентам. А что, кто-то будет судиться?

PS. Удивляет, что подобным дешевыми трюками пользуются и достаточно крупные организации -- мне, например, пришел подобный телеспам от телеканала СТБ. Как им в руки попал мой номер, естественно неизвестно, особенно если учесть что мой интерес к телевидению проявляется за год один раз -- 31 декабря. Через час свалилось СМС с рекламой FoxMart (у которых я никогда ничего не покупал). Они совсем уже загибаются, что другие методы не действуют?

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT