`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тимур Ягофаров

А предел ли наших мечтаний – multi-touch?

+99
голосов

В рамках конференции SID 2010 состоялось обсуждение перспектив развития современных дисплейных технологий, в том числе и multi-touch.

По мнению экспертов, одна лишь поддержка касаний, пусть даже и множественных, еще не является пределом совершенства с точки зрения эргономики. Как отметил в своем ключевом выступлении на посвященной теме интерфейсов мини-конференции Билл Бакстон (Bill Buxton), ведущий исследователь из Microsoft Research, отличие осязания от прочих чувств заключается в том, что без него человек не может существовать. Поэтому так быстро и легко был принят пользователями интерфейс с использованием сенсорных экранов. Но на самом деле, в этой области еще есть куда развиваться, и multi-touch – это лишь один из шагов навстречу требованиям эргономики. Следующей важной вехой должно стать широкое внедрение технологии касаний с обратной связью, ведь это в наибольшей степени соответствует природе человеческих чувств.

Интересную статистику привел представитель iSupply. Так сегодня на рынке присутствует свыше дюжины технологий поддержки касаний и более 190 производителей таких продуктов со всего мира. Причем в 2009 году свыше 90 компаний специализировались на сенсорных экранах резистивного типа, тогда как 56 отдали свое предпочтение проекционным емкостным, впрочем, в 2010 году число таковых увеличилось. Причем, такие известные игроки как Elo/Tyco Electronics, 3M и Touch International делают ставку на оба типа.

Поставки чувствительных к прикосновению экранов в 2009 году достигли 600 млн (с 468 млн в предыдущем), что соответствует 29% годового прироста. А маржинальная прибыль в данном сегменте с 2008 по 2009 гг. выросла с 3,6 до 4,3 млрд долл., а к 2016 она увеличится до 13 млрд. долл.

Что же касается применения этой технологии в мобильных телефонах, то в 2008 г. Ее поддерживало 15,8% аппаратов, по итогам 2009-го этот показатель уже составил 25,7%, а к 2016 более половины трубок (57%) должны быть оборудованы чувствительными к прикосновению экранами.

Так вот все указанные выше данные касаются «обычных» сенсорных панелей без их разделения типы с поддержкой функции multi-touch или обратной связи. Но можно ожидать, что первая очень быстро станет обязательной, так как в основном базируется не на железе, а на программной «прослойке». А вот функция формирования обратной связи на прикосновение требует уже новых подходов в части конструирования, поэтому ее внедрение может затянуться.

Тут следует сделать уточнение, что технология обратной связи на прикосновение (touch feedback) применяется не только в потребительской электронике. Достаточно упомянуть такое ее приложение, как медицинское оборудование с минимальным вторжением в ткани (так называемая, малоинвазивная хирургия), а, в частности, лапароскопия. Здесь врачам важно чувствовать отдачу от своего воздействия, пусть даже обратная связь осуществляется и не механически через жесткую конструкцию, а путем формирования с помощью электроники.

Так вот рынок таких решений в 2008 году, по данным исследовательской компании Piribo, составил ни много, ни мало 1 млрд долл., а к 20104 увеличится до 14 млрд. Ну а коль индустрию ждет такой реактивный рост, на передний план выходят вопросы стандартизации.

Для конференции был подготовлен специальный документ, где нашли отражение вопросы методологии тестирования чувствительных к прикосновению экранов. Ведь одно дело, когда производитель заявляет о поддержке их «неограниченного числа», а другое – когда это подтверждено независимой тестовой лабораторией на основе продуманной методики. Желающие могут познакомиться с этим документом самостоятельно, для всех остальных предлагаю краткий пересказ его основных положений.

Итак, все аспекты, относящиеся к взаимодействию человека с сенсорной панелью, предлагается выделить в три крупные категории: Features ,Usability, Trustworthiness. Под Features понимают все, что касается числа прикасаний к экрану и способности продукта определять тип предмета, которым они производятся. Usability в данном случае – это степень реалистичности взаимодействия с интерфейсом, т.е. насколько похоже это на работу с реальными, а не с отображаемыми на экране объектами. Повлиять на это могут латентность (понятно, что чем она меньше, тем удобнее такое взаимодействия) и частота сканирования (с ростом числа касаний, она должна увеличиваться, чтобы более точно определять их координаты). Под Trustworthiness подразумевается численное измерение следующих параметров: дрожания фазы (jitter), расстояния на котором отдельные контакты сливаются в один (contact merging distance) и линейность.

Есть у участников конференции и претензии к ныне существующей программе лицензирования на получение логотипа, свидетельствующего о совместимости с ОС Windows 7. Кроме того, что принятая здесь система оценивания не предусматривает выставления каких-либо количественных оценок, а лишь говорит о том, что испытания либо прошли успешно, либо провалились, в ней никак не отражается сам факт поддержки более чем двух прикосновений. Поэтому пользователь не сможет понять, поддерживает данный продукт только два касания, ограниченное их число либо таковых может быть сколько угодно.

Да и сами тесты отличаются малой повторяемостью, так как зависят от сноровки самого тестирующего и не задают точного значения скорости движения его пальцев. Да и повлиять на результат в таком тесте могут такие не имеющие к нему прямого отношения факторы, как, скажем, степень зарядки батареи или влажность пальцев.

С точки зрения точности сенсорных панелей также есть целый ряд замечаний. Вообще-то производители до сих пор не заморачивались с улучшением точности определения самой координаты касания и отслеживания перемещения этой точки. Просто указывали разрешение 100 ppi с допуском +/- 2 мм, не задумываясь о том, насколько линейной является функция определения координат по всей площади экрана. С результатами тестов можно познакомиться на прилагаемом фото. Как видите, результаты не впечатляют. Не говоря уже о том, что для аналоговых резистивных матриц наблюдается ярко выраженный эффект старения, приводящий к значительному снижению точности.
А предел ли наших мечтаний – multi-touch?
В документе также обсуждается вопрос зависимости точности определения координат касания от частоты сканирования. Думаю, что иллюстрация не требует дополнительных пояснений.
А предел ли наших мечтаний – multi-touch?
Таким образом, ясно, что индустрия стоит на пороге бурного развития сенсорных технологий, поэтому на этом этапе очень важно правильно задать такие стандартизирующие рамки для производителей, чтобы выпускаемые ими продукты не разочаровали пользователей. Тем более что ныне главным «оружием» для завоевания сердец (и соответственно кошельков) являются приложения, а без корректной интеграции ПО и «железа» это «оружие» вряд ли выстрелит точно в цель.

Самое время кроме самого факта поддержки multi-touch говорить о том, насколько корректно эта самая поддержка реализована.

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT