`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Евгений Куликов

$7 млрд за «наклейки»?

+22
голоса

$7 млрд за «наклейки»?

В прошлый четверг японская компания Line провела крупнейшее в этом году первичное размещение акций в технологической сфере. Суммарно на Токийской и Нью-Йорской фондовых биржах было продано 35 млн. акций на 1,14 млрд. долл., а общая стоимость компании составила около 7 млрд. долл. Не многовато ли за мессенджер с аудиторией 218 млн. активных пользователей? Давайте разбираться.

История компании началась в далеком по нынешним меркам 2000 г. c принадлежащей южнокорейскому интернет-гиганту Naver игровой студии Hangame, которая специализировалась на онлайн-играх. Затем японская «дочка» по примеру материнской компании стала развивать собственный информационно-развлекательный портал и другие смежные направления, предоставлять услуги доступа в Интернет.

В 2011 г. в Японии произошло разрушительное землетрясение, существенно повредившее не только атомную станцию «Фукусима», но и систему телефонной связи в стране. Изначально для общения друг с другом сотрудники японского интернет-провайдера NHN Japan («дочка» Naver) создали интернет-мессенджер, который затем трансформировался в общедоступный сервис мгновенного обмена сообщениями и голосовых звонков Line с одноименными мобильными приложениями для основных платформ.

Сервис быстро стал набирать популярность в Японии и соседних странах. За первый год его аудитория приблизилась к 60 млн. пользователей. Интересно, что Facebook для этого потребовалось больше трех лет. Сегодня Line является седьмым по популярности мессенджером в мире с 218 млн активных пользователей из 230 стран (другие направления деятельности постепенно были свернуты). Костяк аудитории составляют жители Японии, Тайваня, Таиланда и Индонезии – почти 70% суммарно. Для сравнения, аудитория WhatsApp и Facebook Messenger, по некоторым данным, превышает 1 млрд. у каждого, у китайского WeChat свыше 700 млн.

На старте основным отличием Line от конкурентов стали «наклейки» (stickers) – изображения виртуальных персонажей, аналог смайликов. Отметим, что у того же Viber они появились спустя два года. Весной 2012 г. Line начал продавать стикеры по один-два доллара за набор, а вскоре предложила заинтересованным партнерам выпускать и продавать свои комплекты. «Наклейки» и сегодня остаются одной из основных статей дохода компании – около четверти оборота. Для примера, в марте пользователи Line отправляли в среднем 389 млн стикеров ежедневно (обычных сообщений – 4,2 млрд).

Кроме того, в 2013 г. персонажи Line стали героями анимационных сериалов и стали приносить компании дополнительный доход в виде лицензионных выплат и продажи сувениров (5-6% выручки).

Также Line неплохо зарабатывает на играх и внутренних товарах (до 40% дохода). Первые подобные предложения внутри мессенджера появились в конце 2012 г., а сегодня на платформе представлено 56 игр (шесть из них собственные). К марту их скачали более 650 млн раз, а само приложение Line – около 1 млрд раз.

Еще около 30% выручки компании приносит реклама. Однако, при постоянно растущем обороте (1,1 млрд. долл. по итогам 2015 г.), предприятие пока что продолжает работать в убыток (71 млн. долл. в 2015 г.). И стоит отметить, Line не обещает инвесторам золотые горы, честно предупреждая о возможных рисках. Между тем, компания постоянно стремится диверсифицировать бизнес. Пользователи приложения уже сейчас могут с его помощью оплачивать услуги мобильной связи, заказывать такси, бронировать гостиницы и пр.

И хотя говорить о перспективах компании пока рано. Это IPO стало по своему знаковым для отрасли. Поскольку инвесторы впервые оценили интернет-мессенджер на свободном рынке, а не в результате поглощения, как это было ранее с WhatsApp и Viber.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT