`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Юрий Кученко

3G-лицензиада: if-else-pass

+68
голосов

Хотел добавить еще несколько фактов, которые не попали в интересную аналитическую запись в блоге Романа Харахалиса, да набралось их достаточно много и показалось логичным изложить их отдельно.

Кроме того, без упоминания некоторых дополнительных нюансов все как-то чересчур гладко и однозначно у него выглядит. Ведь на данный момент и исходных вариаций, и возможных сценариев дальнейшего развития ситуации несколько больше. Оговоримся, опираться будем на то, что доступно для анализа на момент подготовки данного поста.

Начнем с того, что ни мне, ни большинству коллег по журналистскому цеху, ни некоторым представителям операторов, с которыми удалось пообщаться, так и не стало понятным, с чего вдруг именно сейчас были найдены (волевым решением!) частоты для 3G: стремлением развивать рынок или желанием собрать побольше денег под выборы с оставшихся платежеспособных игроков. И с не-очень-платежноспособных, но претендующих на лицензии.

Разумеется, при отсутствии в стране и в бизнесе лишних «длинных денег», кто-то за это должен заплатить. Вопрос «кто?», на мой взгляд – вопрос риторический. Без нас с вами все равно не обойдется. Так что ждем новых «льготных условий с нулевыми тарифами» и прочее. В уме для себя отмечаем, что стабилизация ARPU и прочие правильные экономические показатели и тренды, которыми оперируют аналитики телекоммуникационного рынка при таком развитии событий – вторичны. А не хватит у оператора денег на развитие – не беда. Ведь возникнет заманчивая предпосылка нацеливаться не столько на развитие услуг, сколько получить лицензию, чтобы повыгоднее продаться. И уверенности лично у меня, что данный механизм сработает на руку и поможет таковым поднять стоимость компании, на порядок больше, чем в тот период, когда монопольное право на UMTS предоставлялось Укртелеком.

if - else
До сих пор витает два варианта конкурса: вместе или порознь. В первом случае все лицензии выдаются одновременно, на одном аукционе. Во втором – по одной на аукционах, которые должны проходить с интервалами до полугода. По мнению НКРС последовательная раздача, может быть выгодна государству тем, что стоимость первого лота радиочастот вырастет. Его в данном случае было логичнее озаглавить «Право на UMTS. Остальных мы придержим». Создаются ли этим условия для честной конкуренции операторов? А для государства? При последовательном методе первая лицензия будет выдана до выборов. И что будет после выборов – непонятно. Соответственно, велик риск, что выдача остальных лицензий будет заблокирована.

Но есть и другой скользкий момент, как минимум удваивающий количество вариантов исходных условий и прогнозов на дальнейшее. Он связан с объемами частотных лотов. НКРС предлагает диапазон в 100 МГц для UMTS поделить на четыре равные части – по 25 МГц. Насколько мне известно, МТС и ITC (их вариант – 35+35+30 МГц) в один голос заявляли, что полосы в 25 МГц на оператора для эффективной работы не хватит. То есть, осчастливлены, могут быть лишь три, а не четыре оператора. Последует за этим очередная предварительная перегруппировка сил?
На мой взгляд, деление полосы на более крупные участки снизит возможность дальнейших спекуляций на рынке частот, хотя и не исключает их полностью. Разумеется, есть и обратная сторона – шансы на приобретение и развитие 3G-сетей у менее крупных операторов уменьшаются.

О стоимости
Нельзя не согласиться с НКРС, что «интересы каждого оператора заключаются в том, чтоб самому получить единственную лицензию, причем за бесценок». Помнится, в Польше и Венгрии в доинфляционных дензнаках одна лицензия стоила порядка $100 млн., а в Болгарии была продана за $50 млн. Разумеется, в Украине ее стоимость также должна быть не ниже этих цифр, чтобы не оказаться выданной за бесценок.

Позволю несколько возразить коллеге, что существует некоторая предельная константа платежеспособности, связанная с возможностями оператора в данный не самый удачный для развития период. Она складывается из денег за лицензию и средств на дальнейшее построение и развитие сети. Соответственно, чем больше будет потрачено на приобретение частот, тем меньше останется на 3G.

Правильно, но кто сказал, что лицензии будут браться для активного внедрения технологии?

Я не знаю, занимали ли очередь за украинскими частотами упоминаемые в НКРС Orange и Vodafone, но вполне возможно, что некоторые из десятки наших операторов будут стремиться к получению лицензии из последних сил, повторюсь, абсолютно не задумываясь о развитии сети. Вот их и можно будет прикупить. И тут надо еще посчитать, что державе больше нужно и выгодно – длительное, но постоянное «капанье» средств от активных бизнес-процессов или единоразовое поступление от лотов. Ведь если даже на выборах эти деньги свою роль сыграть не смогут и никем персонально не будут использованы, – они моментально рассосутся по отработанным сценариям через бюджет. Поэтому выкрутить руки, столкнуть лбами и продать подороже – не самая разумная цель.

pass
Наконец, с благодарностью к тем, кто дочитал данный пост до конца, еще один немаловажный момент. Существует исторически сложившаяся безукоризненно отработанная национальная забава – пересудилище. Разумеется, и тут, в зависимости от расстановки сил возможно несколько вариантов.

Бескровный. То есть торги, до «устаканивания» Who is Who в державе, отменяют. Официальный мотив для такого решения найти не сложно – достаточно признать, что предварительные условия а) в данный момент не выгодны для государства (на это красноречиво указывает Роман); б) уязвимы для дальнейшего оспаривания в суде, т.к. противоречат принципам создания равных возможностей для всех операторов; в) не до конца продуманны исходя из снижения обороноспособности…
В связи с необходимости достижения ряда консенсусов, указанный вариант мне кажется маловероятным.

С легким битьем посуды. Происходит выдача первой лицензии до выборов, после них решение подвергается массированной критике по формальным признакам. Выдача последующих лицензии через суд приостанавливается, частично переписываются правила игры… Но первая лицензия остается у первопроходца-монополиста активной. Он заинтересован, чтобы ситуация тянулась как можно дольше.

Есть еще один вариант: «С шумом и треском». Обиженные собирают достаточное количество аргументов, заручаются всевозможной поддержкой (включая АМКУ) и доказывают факты нарушения при продаже лицензии (представьте, если к тому же сразу на 35 МГц!) первому. Или если и не доказывают, то добиваются приостановления действия решения, чем блокируют работу счастливчика. Из суеверных предубеждений, дальнейшее описывать не буду… В этом случае всем, кто мечтал о нормальном цивилизованном развитии рынка технологий как минимум год будет сниться пушистая полярная лисица. А там, гляди, уже и LTE созреет.

Дополнено 29 сентября.

Частично одни неопределенности разрешились, другие добавились по результатам прошедшего сегодня заседания НКРС.

Цитирую Рішення №1684 від 29.09.2009

Предметом тендеру (відкритого аукціону), лотом – є право на отримання ліцензії на користування радіочастотним ресурсом у смугах радіочастот 1925-1935 МГц, 2115-2125 МГц, 2010-2015 МГц для впровадження радіотехнології „Цифровий стільниковий радіозв’язок ІМТ-2000 (UMTS)” (далі - ліцензія).
Кількість лотів – 1 (один).
Радіотехнологія відповідно до ліцензії - Цифровий стільниковий радіозв’язок ІМТ-2000 (UMTS) (далі – радіотехнологія).
Смуги радіочастот відповідно до ліцензії, МГц, лот: 1925-1935/ 2115-2125, 2010-2015.
Ширина смуг радіочастот відповідно до ліцензії – 25 МГц.
Регіон користування радіочастотним ресурсом за ліцензією – 24 області України, АР Крим, м. Київ, м. Севастополь (27 регіонів).
Термін дії ліцензії – 15 років.
Мінімальна вартість ліцензії - 400 000 000 грн.

Полный текст здесь.

+68
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Ставлю на "с шумом и треском". В Украине без этого никакие торги не проходят, и пока вряд-ли пройдут в будущем.

По запуску технологии на освободившихся частотах до конца года, ставлю на "pass" (в том значении, в котором его знают програмисты на Python). Но искренне хочу ошибиться в прогнозе. ;)

Предлагаю шикарный для государства и более приемлемый для операторов вариант. Продать все лицензии одновременно, но с разным сроком "вступления в силу". Гос-во получает все деньги сразу (и кое-кому точно хвватит на выборы :)), а операторы уже с лицензиями на руках могут начать модернизацию сетей сразу после торгов, имея на руках лицензии, и к моменту "отлженного" запуска у них всё уже будет готово.

Вариант красивый, правда и сейчас той части операторов, которые абсолютно уверены, что будут владеть лицензией, никто не мешает совершенствовать свою сеть. (По моим прикидкам – это 50-60% от общего объема работ, и можете поверить – они не стоят на месте). Но в этом случае пропадает спекулятивность аукционная привлекательность.
НКРС надеется, что спустя некоторое время ценность оставшегося радиоресурса станет расти, а возможно в виде финансовой «подписки» или даже самостоятельно (убедившись, как у нас все будет проходить прозрачно и правильно) к аукциону подтянутся Orange, Vodafone. А может и кто-нибудь еще, типа гуляющего по Белоруссии Austria Telekom или даже азиатов – SK Telecom.

Олег Муравицкий высказал замечательную идею. При таких раскладах тому, кто получит певый лот будет крайне не выгодно его "замораживать" и не запускать 3G.

Всі чогось не враховують, що як мінімум Астеліт і Київстар, а я думаю МТС теж, отсанні два роки ставили обладнання яке вже підтримує роботу в UMTS, тому насправді нехай не прибідняються, час на розгортання послуг і вартість затрат на це не буде такою захмарно високою.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT