`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Пацай

2014 год в мире Apple

–15
голосов

Захотелось написать какой-то чисто “новогодний пост”, в котором можно было бы поговорить про то, что было в этом году, и попробовать попрогнозировать события в 2015 году, хотя это и очень неблагодарное занятие.

Основной новостью уходящего года для Apple я бы назвал анонс Apple Watch — нового устройства и, видимо, новой платформы для компании. Даже несмотря на то, что мы сейчас вряд ли знаем все о всех планах Apple относительно этой платформы, уже понятно, что когда этот продукт выйдет в следующем году, он станет хитом продаж. Даже если батарейка будет жить 1-2 дня, даже если золотая версия будет стоить 5-10 тысяч долларов, но интерес к этой новинке будет однозначно нешуточный.

Можно сколько угодно критиковать Apple по поводу того, что функциональность Apple Watch ограничена, и рассказывать о том, что вот, де, у конкурентов уже есть и то, и это, и третье-десятое. Такие критики забывают несколько важных моментов: первый — это то, что Apple никогда не продает устройство, меряясь с конкурентами чисто характеристиками или списками возможностей. Второй важный момент — такие критики забывают, как работает Apple, когда выпускает новые продукты. По этому поводу у меня в блоге был перевод большой статьи, где объяснялся modus operandi Apple, но я вкратце напомню тут: Apple выпускает некий продукт-ядро, к которому постепенно добавляет новые функции, возможности, другие модели, и тд. iPod, iPhone, OS X — вот яркие примеры такого подхода, я очень хорошо помню, какие списки недостатков вывешивали критики iPhone в 2007 году, указывая на ущербность устройства. Сегодня мы пришли к этапу, когда в современные смартфоны как-то и добавлять нечего, но это были веселые и интересные 7 лет обновлений и дополнений. Уже по обрывочным кускам информации понятно, что то же самое будет происходить с Apple Watch (например, то, что сейчас приложения будут, по сути, исполняться на iPhone, но в перспективе можно будет писать и полноценные приложения для Apple Watch), так что должно быть не менее интересно.

“Увеличение” iPhone, разумеется, не осталось незамеченным в этом году. То, о чем так долго говорили большевики, и анализировали аналитики, свершилось, вышел iPhone-лопата (и лопатка поменьше). Разумеется, критики тут же поспешили объявить, что Apple “идет на поводу у рынка”, ” у компании не осталось новых идей, остается только копировать конкурентов”, и тд. Вообще, конечно, чтобы выпустить большой смартфон, много ума не надо, Samsung это продемонстрировала уже давно, а вот сделать это так, чтобы было удобно и приятно пользователю — это надо уметь. Apple утверждает, что прототипы большого iPhone были у них давно, а я практически уверен, что даже до 2007 года — наверняка, был миллион прототипов самых разных размеров, а выпустили “большие размеры”, когда на самом деле время пришло (для компании). Ну не знаю, в общем, я про размер уже высказался, и не раз, а дальше посмотрим, что рынок нам покажет.

Стоит, конечно, отметить, и снижение качества программного обеспечения Apple, кажущееся или реальное. Скажем так, жалоб в последнее время действительно много, и я слышал уже из информированных источников, что в компании предпринимаются меры по снижению количества объектов для жалоб, но про “кажущееся” я говорю тоже не зря. За 20 лет пользования продукцией Apple я насмотрелся всякого и в классической системе, и в Mac OS X, и без Джобса, и при Джобсе. Возможно, излишне агрессивный релиз-план действительно приводит к тем неприятным багам, которые мы видим, а, возможно, мы узнаём о них больше, чем могли бы, благодаря интернету и его способности раздувать из любой мухи слона (потому что ссылки на себя сами кликать не будут!).

Финансово у Apple дела шли в прошлом году тоже весьма неплохо. Некоторое время с сентября 2013 года акции снижались с рекодных 705 долларов до 385 долл в начале 2014 года, что ли, что дало повод некоторым критикам-аналитикам начать рассказывать, что это, разумеется, “доказательства того, что эпол нинужен”. Однако, хотелось бы послушать их мнение сейчас, когда акции компании находятся на показателе в 112,52 долларов на момент написания этой статьи, что (с учетом дробления акций на 7 в 2014 году) составляет 787 долларов “по старому курсу” (а пик за последнее время достигал 119 долларов за акцию). Вот вам небольшая ретроспектива, кстати, флуктуаций курса акций Apple для исторической справки. Ну и гора “наличности” в запасах Apple уже с трудом поддается исчислению, мне кажется, аналитики забросили считать, сколько сотен миллиардов долларов “отложено” у Apple на черный день.

Кстати, говоря о финансах, нельзя не упомянуть еще одного “рекордсмена” этого рынка — компанию Samsung. Эта гордая корейская компания, прикрепив к своим крыльям большие лопатофоны вроде Note 4 или Galaxy S5, заявила, что “лично я полечу прямо на Солнце!” И она стала подниматься все выше и выше (продавая все больше и больше смартфонов в период 2010-2013 годов), но очень скоро обожгла себе крылья, и рухнула на самое дно самого глубокой финансовой пропасти (а там ее придавило нераспроданными запасами этих самых S5 и Note)! Ну ладно, я утрирую, конечно, пока что не такое уж дно, но падение продаж и прибыли Samsung заметили все (разве что кроме самых упоротых), а провалы вроде закрытия недавно запущенного с помпой Galaxy Alpha только подтверждают тренд — не все ладно в корейском царстве. Сжимаемая сверху с помощью iPhone, а снизу — с помощью голодных китайских гигантов, компания обещает исправиться в следующем году, но пока что непонятно, на основании чего может возникнуть уверенность, что у них это получится.

Top_Manufacturers_hires_vJE

Очень интересно будет посмотреть на результаты квартала через месяц, когда Gartner/IDC и другие отрапортуют о продажах и долях рынка, а Apple и Samsung, как порядочные компании, отчитаются о выручке и доходах. На статьи о предполагаемой смерти Apple кликают, конечно, чаще, но, я думаю, о прогнозах забвения Samsung читателям тоже будет интересно почитать.

Наверно, в большие события этого года я бы также записал партнерство Apple и IBM. Заклятые враги или друзья в разные периоды времени, эти компании удивили совместным походом на корпоративный рынок, объединив в этом походе свои знания и опыт: лучшие мобильные устройства и большой опыт по обеспечению решений для крупных корпораций. Это рынок, на котором традиционно сильно выступала Microsoft — заталкивая в глотки пользователям бесконечные лицензии на Windows и Office. Сейчас же, похоже, есть шанс изменить баланс сил в этой области — Microsoft явно пытается переизобрести себя для новых реалий, чего только один выпуск почти полноценного Office для iPad стоит. Видимо, в компании окончательно отчаялись заставить покупать пользователей Windows Phone и Surface только за Office, поэтому “если жизнь выдает вам лимоны — делайте из них лимонад”. Так что вполне возможно, что в ближайшие год-два мы увидим очень интересные изменения на корпоративном рынке, где Microsoft уже не будет таким монополистом.

Нельзя не сказать и про разочарование года. Ну как разочарование. Пока что мне на самом деле непонятно, и, думаю, ближайший год покажет, что же будет с планшетами, и не только с iPad. Да, Apple продала за 4 года более 200 млн iPad, но тренд по росту продаж в последние несколько кварталов был отрицательным. Это не помешает Apple продать только в этом году более 50 млн устройств, но это не так уж и много для “волшебного” устройства, которое нам представлял Джобс. Большие смартфоны отъедают продажи маленьких планшетов, и с этой точки зрения Apple, каннибализируя продажи iPad mini с помощью iPhone 6 Plus, поступает правильно (“если ты не каннибализируешь сам свои продукты, конкуренты сделают это за тебя”, говорил когда-то Стив Джобс). Но те же продвижения в мире крупного бизнеса невозможны, если у тебя нет платформы, способной заменить традиционный PC. Возможно, что в 2015 году мы увидим некую реинкарнацию iPad, что-то, что позволит и одновременно оживить продажи устройства, и дать надежду на то, что настольным-ноутбучным ПК будет жизнеспособная альтернатива.

Чуть не забыл. Apple Pay! Вот крутая штуковина, пользуюсь ею как минимум пару раз в неделю, то в Wegmans, то в Walgreens. Как бы поздно не пришла на рынок мобильных платежей Apple, но она сделала для популяризации этой технологии с момента выхода Apple Pay больше, чем все предыдущие игроки на этом рынке до этого, вместе взятые. Кассиры в магазинах уже перестали удивляться, а вот люди, рядом стоящие, когда видят, как я плачу телефоном, обычно задают вопросы и восторгаются. Статистика по платежам там весьма неплохая, в следующем году точно будет расширение на другие страны по миру, а я уверен, что следующим рубежом в США для Apple должны стать заправки — это то, где практически все американцы бывают по несколько раз в неделю. Тоже интересный рынок, потенциал которого мы, как мне кажется, пока что не осознаем до конца.

В общем, с наступающим, друзья! Пусть следующий год будет лучше, чем предыдущий, это ведь даже несложно!

2014 год в мире Apple

–15
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT