`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Андрей Зубинский

100 дней использования iPhone, немного статистики для разработчиков мобильных приложений

+55
голосов

К сожалению, подобные исследования - огромная редкость. Но особого удивления этот факт не вызывает, хотя бы потому, что слишком мало реально в таком заинтересованных. По крайней мере, в цепочке "проектирование - производство - сбыт" - слишком мало, по совершенно очевидной причине: всё более-менее серьёзное создаёт слишком сильный контраст тому, что называется hype, и что на начальных этапах развития любой технологии (или совокупности технологий) является "мотором" развития. Без никаких "увы" так и есть. Вот только мобильные терминалы, как продукты совокупности технологий, уже вовсе не в hype-периоде своей истории, и пора хоть иногда посматривать на них сколь-нибудь серьёзно, без маркетинговых эротичных придыханий, которые должны обозначать восторг (по идее - должны, да, а уж как оно получается на деле - зависит от слушающего).

Итак, исследование рабочей группы "Mobile Life" Стокгольмского Университета. Группой были выбраны 15 пользователей в Швеции, Великобритании и США. Всего 15, да. Но не спешите морщить нос. В отличие от предыдущих исследований такого рода (а они были ещё во времена, когда в верху списка лидеров в производстве мобильных терминалов ещё значилась Nokia), никаких косвенных оценок (например, по логам приложений) не делалось. Пользователи согласились установить разработанное группой приложение, фиксирующее не просто всё взаимодействие пользователя с мобильным терминалом в видео (записывающее видеокопию экрана при каждой активации смартфона), но и всё "фоновое аудио" (каждое обращение к телефону превращало его в "шпионский диктофон"), для определения контекста, в котором пользователь производил те или иные действия. Степень доверия испытуемых к исследователям была очень высокой, потому что никаких исключений из единого правила не было (разве что пользователи могли запрещать передачу видео и аудио), а люди пользуются смартфонами в том числе и в очень интимных обстоятельствах.

Эксперимент длился ровно 100 дней, за это время были собраны 1695 "образцов" (видеокопий экранов и фонового аудио), при этом всего 62 "образца" были закрыты испытуемыми от исследователей по интимным причинам (более того, даже известно, что пользование телефоном из туалета испытуемые интимным не считали).

Общее время наблюдений превысило 70 часов, средняя продолжительность "взаимодействия со смартфоном" составила 38 секунд, но 10% всех "взаимодействий" можно назвать "продолжительными" - порядка четырёх с половиной минут.

Я не случайно выделил эти "38 секунд", как это и сделали авторы исследования, это означает, что смартфон остаётся для пользователей устройством эпизодического и кратковременного использования. Какие выводы можно сделать из этого удивительного "открытия" (которое каждый пользователь смартфона на деле сделал сам) - об этом потом.

Весь полученный информационный массив тщательно и оперативно анализировался исследователями, классифицировался по контексту (результаты классификации широкой публике не объявлены, они явно представляют коммерческий интерес и стоят немалых денег), мы же можем посмотреть на картину распределения времения использования классов и конкретных приложений (я немного переформатировал оригинальную таблицу из отчёта и восстановил в ней упорядоченность, больше ничего не меняя):

100 дней использования iPhone, немного статистики для разработчиков мобильных приложений

100 дней использования iPhone, немного статистики для разработчиков мобильных приложений

100 дней использования iPhone, немного статистики для разработчиков мобильных приложений

100 дней использования iPhone, немного статистики для разработчиков мобильных приложений

Вот так 100 дней использовали свои iPhone разные испытуемые из трёх весьма разных стран. И, по моему скромному мнению, эта картина радикально отличается от blah-blah-blah, которое мы все привыкли слушать.

Начнём с общих классов.

Во-первых, вопреки расхожему "смартфон - это уже не телефон", ничего подобного не наблюдается. Де-факто смартфон в основном используется для удалённой коммуникации (о, это удивительное открытие!), разве что сугубо голосовая коммуникация теперь расширена, но вот реальное использование показывает, что доли "интернетовых" (уж извините за грубый сленг) коммуникационных каналов очень маленькие, каждый из трёх гигантов "сетевого общения" (Skype, Hangouts, Whats App) отнимал менее 1% времени пользователей. А вот это уже очень интересно. Это вообще открытие или что? Для меня лично - не открытие. "Чат на ходу" практически невозможен, аудио-видео конференции требуют мало что соответствующих каналов, так ещё и антуража (ну кто будет "общаться по скайпу" по делу из туалета или маршрутного такси, извините), а в большинстве продолжительных периодов работы люди, которым реально нужны такие каналы общения, и так имеют дело с более подходящими настольными компьютерами, лаптопами или, на худой конец, планшетами. Чуда не случилось, короче. Точнее, оно оказалось не чудом вовсе - при эпизодическом обращении к смартфону куда удобнее прочитать письмо электронной почты, чем пытаться в неподходящих условиях общаться в реальном времени. Упс, пользовательская логика, продиктованная реальностью, опять победила :(

Второе место - браузинг. Для меня лично поначалу это показалось удивительным, но потом я внимательно посмотрел на свой давно "расчищенный" от лишнего смартфон, подумал-вспомнил, и вынужден согласиться (как и с преобладающим выбором предустановленного "системного" браузера). Браузинг со смартфона - это быстро что-то "подсмотреть". Иногда. "Иногда" - это всего 19% времени пользования смартфоном. Так как совершенно заранее неизвестно и даже непонятно что именно придётся "подсмотреть" (это очевидно определяется контекстом использования), то и никакие "специализированные приложения" не заменят штатный браузер. Капитан Очевидность бурно аплодирует.  А отсюда следует второй очевидный вывод: хотите завоевать сердца пользователей - делайте хорошие мобильные сайты, и меньше "заморачивайтесь" мобильными приложениями. Хоть вообще не заморачивайтесь - пользователи в своей массе ваших усилий не оценят, потому что каждая лишняя программа - она лишняя.

Вопреки сказкам, соцсети заняли третье место, и с большим отрывом от основного назначения смартфона. 16,3% всего времени пользования - это, я бы сказал, почти ничего, если сравнивать с, опять же расхожими, байками. То есть, усреднённый пользователь не собирается совпадать с образом хипстера "всегда в фейсбуке и инстаграме". Категорически не собирается этого делать. Да, он бывает и там, и там, но точно не собирается посвящать этому свою жизнь :)

"Продуктивность и администрирование". Смешной раздел. И вот он подсказывает область неувядающего спроса для приложения сил программистами. Как ни странно, но настройки смартфона отнимают у пользователей больше времени, чем просмотр видео и слушание музыки суммарно :( Это катастрофическая новость. Разрушающая, можно сказать, устои. И отражающая реальное "совершенство платформы". В общем, делать людям удобнее, "затыкая дыры" в проектировании мобильных ОС и приложений - настоящее альпийское пастбище.

Навигация. Всего 5% времени. Ничего не могу сказать, кроме того, что и эта скромная цифра сильно зависит от образа жизни, многим пользователям вообще негде и незачем пользоваться навигационными возможностями смартфона. Крайне эпизодически нужная функция, фактический крах всех компаний, пытавшихся "раскачать" рынок в точках стыка навигации и дополненной реальности, говорит сам за себя - пользователи этого не приняли. Точка.

Музыку со своих смартфонов пользователи, оказывается, слушают примерно так же часто, как пользуются навигацией. Даже чуть реже. Потому что провода наушников вечно путаются, потому что в машине музыка есть, потому что... В общем, потому что, и факт.

Игры и "фотачьки" на деле отнимают меньше 2,5% пользовательского времени. Ах, эти встроенные в смартфоны камеры с 21-мегапиксельной матрицей! И прочие "навороты". Поверьте, я сам фотографирую изредка в инстаграм, и здесь не всё так очевидно ©

Ну и какие выводы из всего этого можно сделать?

Во-первых, для мобильных терминалов до сих пор нет такого сервиса и механизмов общения, которые бы "ах! всегда! всем!". Ну нет их, и точка.

Во-вторых, несовершенство ОС и приложений, как и в "настольном мире", оставляют большое и значимое пространство для разработчиков мелких утилит. Если "во-первых" - дело, реально посильное компаниям, здесь могут "пастись" и одиночки.

В-третьих, хорошо понятно "где нет грибов". "Ещё один музыкальный плейер", "камера с эффектами", всё это милое и затратное - судите сами, как усреднённый пользователь его оценит.

В-четвёртых, эпизодичность использования смартфонов (предопредеённая не столько их возможностями, сколько сочетанием габаритов и основной функциональностью) вызывает некоторые мягко говоря сомнения в рациональности гонки диагоналей. Время покажет, конечно, но что-то мне подсказывает, что таскать в кармане сапёрную лопатку, чтобы в среднем доставать её из кармана на 38 секунд (причём доставать всё более неудобно с увеличением габаритов) - это временная странность, это пройдёт :)

В общем, это всё.

Кому интересен оригинальный документ - поищите его в материалах ACM, "100 Days of iPhone Use: Understanding the Details of Mobile Device Use", авторы - Barry Brown, Moira McGregor, Donald McMillan Mobile Life @ Stockholm University

P.S. Пожалуйста, прежде чем написать в комментарии "а вот я...", подумайте хорошенько, что все мы очень разные, и если специалистами проводятся какие-то исследования или эксперименты, на стыке социологии и технологий, они не "от балды" организовываются и планируются. Да, любой из нас в каком-то смысле "исключение из правил". Но это никоим образом не означает, что правил вообще не существует. Если средний размер мужской ноги в США - 43, а в Китае - 41, не стоит пытаться опровергнуть эти факты своим 46. Увы, это так, и справедливо.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

минимум 4 часа в день слушаю текст-то-спич фантастику. потому как никаких фильмов или тв нельзя.
так что в редких случаях средняя температура по больнице таки 20 градусов.

ну, не повезло, что сказать.
в таком случае рациональнее плейер, заточенный на аудиокниги (вроде такие есть) - аккумулятор телефона останется нетронутым, а это иногда полезно.

я вот вообще не слушаю аудиокниг, не воспринимаю тексты на слух.

ММН, не учлось в исследовании то, что АйФон - продукт имиджевый. Особенно в некоторых отсталых странах, где население по жизни путает "хорошо" и "дорого".

Примеры? - масса:

1. Директор крупной компании. Имеет коллег в таком же секторе бизнеса из сопредельных (и не очень) стран СНГ. Тут просто манечка - у меня должон быть первым. А потом - в самолет, лететь похвастаться. И, вроде, взрослая детина, голова седая.
2. Безработная мадам забальзаковского возраста, ушедшая с работы по причине финансовой слабооцененности нераскрытых глубинных способностей начальством: "Меня будут оценивать по телефону. Как же мне будут нормально платить, если я не приду в Сен Лоране и с последним Патефоном?!"
3. Коллега по работе. Здесь, скорее, патАлогия. С одной стороны - в старой модели все устраивает (не виснет, не глючит, место еще есть, хотя некоторые фотки переносились аж с 3-ей модели). Но ведь выпустили же. Значит, что-то в этом есть. Да, ломается, да Азбис двойной в цену вложил. но ведь в кредит. А бакс/евро дорожают. А так - ЦЯЦЯ.

я так думаю, что специфика стран исследования этот фактор исключает.
да и у нас он уже переоценен, это такое, застарелый мем по сути.
смело можно считать - просто пользователи, просто смартфон, достаточно хороший, чтобы не создавал лишних проблем.

Я бы не сбрасывал его со счетов.
Взять США - более половины пользователей продукции Эпл. При том, что бизнес-телефон у них был БлэкБерри. И никакие позиции Мотороллы при всей ее надежности.
Анонсы авиакомпаний (очень сильно сомневаюсь в немотивированности) о использовании АйПадов в качестве бортовых журналов.
Рассылка образцов сильным мира сего и их публичное объявление с оными аппаратами на камеру.
Как по мне - пиар обыкновенный, со скрытым подтекстом "не будь лохом".
Вот и пользуются устройством не по назначению, а как игрушкой: дорогой, красивой, но не особо и нужной ...

По поводу "во-первых": сервиса и впрямь нет, но попытки делаются - http://www.geekwire.com/2014/ray-ozzie-talko/, и довольно занятные.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT