`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Живые коммуникации от Microsoft

0 
 

Пожалуй, трудно найти сегодня какой-то сегмент IT-индустрии, в котором так или иначе не присутствовала бы Microsoft, и мгновенные коммуникации – не исключение. Мало того, что компания является одним из трех крупнейших провайдеров публичных услуг, она все активнее работает и на корпоративном рынке, весьма энергично развивая и продвигая новую линейку продуктов.

Скажем прямо, рынок корпоративных IM-услуг далеко не самый простой и однозначный. Одни умудряются на нем вроде бы неплохо зарабатывать, другие считают практически бесперспективным. И дело, по-видимому, отнюдь не в традиционном делении на оптимистов и пессимистов – данный сегмент долгое время пребывал в состоянии застоя. Относительного, конечно, – т. е. появлялись очередные предложения и версии более или менее популярных продуктов, но с действительно свежими идеями было негусто. Однако сегодня можно абсолютно смело утверждать, что ситуация изменилась – ведь за дело взялась Microsoft, специалисты которой традиционно отличаются комплексным видением проблематики, из-за чего нередко первоначальная задумка в конце концов трансформируется в нечто довольно неожиданное.

Вообще говоря, корпоративный сегмент должен бы располагать к полету творческой мысли. Клиенты здесь, с одной стороны, не особо скупятся, а с другой – достаточно требовательны в вопросах как технических, так и потребительских. Однако мало кто из разработчиков пока решился выйти за рамки базовой функциональности, собственно и определяющей данный класс ПО, – консолидация разных коммуникационных средств, шифрование и архивирование трафика, управление на уровне доменных структур и пр. Обращает на себя внимание разве что принципиальное разделение мгновенных сообщений и сервиса оповещения о доступности. Формально нового здесь, конечно, ничего нет, обе функции благополучно присутствуют во всех современных IM-системах, а данный «трюк» лишь призван особо подчеркнуть ценность второй из них в сравнении, скажем, с электронной почтой или привычной телефонной связью. Действительно, хорошо продуманная и настроенная система оповещений не только позволяет легко определить, подходящее ли сейчас время для общения с тем или иным человеком, но и может послужить основой для достаточно сложных решений вроде call-центров.

Microsoft, по-видимому, одной из первых решилась пойти несколько дальше и сегодня предлагает рассматривать IM не просто как еще одно средство коммуникации, а как дополнительный инструмент для обеспечения плодотворного сотрудничества, причем доступный «в контексте» вашей основной деятельности. Представьте, скажем, следующую ситуацию: вы открываете документ из общей рабочей зоны на корпоративном портале, обычным способом просматриваете комментарии и исправления, сделанные вашим коллегой, а специальный значок тут же демонстрирует его текущий статус и позволяет, не покидая окна основной программы, инициировать IM-сеанс, оперативно уточнить какие-то нюансы, оспорить правки и т. д. Удобно, эффективно? Пожалуй…

Live Communication Server 2005

Живые коммуникации от Microsoft
Стандартная процедура инсталляции поможет выполнить все необходимые условия и предложит подробный отчет

Microsoft достаточно давно обратила внимание на IM корпоративного уровня – впервые система мгновенных сообщений была встроена в Exchange 2000, но, как это часто бывает, функциональность, достающаяся «в довесок», редко производит неизгладимое впечатление. Достаточно сказать, что обмен информацией происходил исключительно открытым текстом, шифрование даже не предлагалось. Исправить ситуацию, видимо, было решено примерно тогда, когда в компании окончательно сложилось «системное» видение серверных и офисных решений. Разговоров о Real-Time Communications Server было немало (кстати, неслучайно сегодня аббревиатуру RTC склонны расшифровывать как Real-Time Collaboration), а окончательный продукт получил название Live Communications Server (LCS) 2003. Главными идеями, заложенными в данное решение, являлись обеспечение насущных корпоративных нужд (шифрование, архивирование трафика), интеграция с AD, консолидация всех видов «живого» общения (т. е. телефонии, IM, видеоконференций), обеспечение мощного API для интеграции сторонних решений, скажем, шлюзов к PSTN и PBX (т. е. АТС буквально всех уровней). Виновник же нынешнего материала появился в конце прошлого года, а сегодня к нему уже готовится первый сервис-пакет, в котором среди прочего будет реализована и новая функциональность. Мы воспользовались возможностью поучаствовать в бета-тестировании, поэтому сегодня готовы познакомить читателей не только с текущим состоянием дел, но и с ближайшей перспективой.

Живые коммуникации от Microsoft
Управление LCS 2005 осуществляется из специальной MMC-консоли

Итак, LCS 2005 выполнен в традиционном для современных серверных продуктов Microsoft стиле. Платформой может служить исключительно Windows Server 2003, абсолютно необходима доменная организация и развернутая служба AD, которая используется как для хранения системной информации, так и для аутентификации пользователей. Имеются два варианта – Standard и Enterprise: в дистрибутив первого включен MSDE, второй предполагает наличие полновесного SQL Server. Соответственно, практически единственным принципиальным отличием LCS 2005 Enterprise является возможность масштабирования и распределения нагрузки между пулом серверов. LCS 2005 Standard также пригоден для использования в достаточно крупных организациях – он способен обслуживать до 15 тыс. пользователей (рекомендуемая конфигурация: двухпроцессорный сервер на Pentium 4 3.0 GHz с 2 GB RAM) и позволяет устанавливать «федеративные» отношения, т. е. связь сервер–сервер между отделами, филиалами и даже разными компаниями.

Живые коммуникации от Microsoft
Первичное подключение пользователей выполняется в соответствующих разделах AD, правда, после установки даже пары серверных компонентов контекстное меню уже выглядит перегруженным

Развертывание LCS 2005 не вызывает затруднений, а благодаря стандартной поэтапной процедуре может выполняться фактически без предварительной подготовки. Однако с документацией все же стоит ознакомиться, поскольку в ней содержатся различные советы и предостережения. В частности, Microsoft не рекомендует установку LCS 2005 на контроллер домена, по-видимому, из-за необходимости корректировки структуры (schema) каталога. Тем не менее мы рискнули ослушаться, и на нашем тестовом сервере все прошло абсолютно гладко.

Последующая работа с LCS 2005 выполняется примерно так же, как с Exchange 2003. В соответствующем разделе AD через контекстное меню администратор допускает пользователей к сервису мгновенных коммуникаций, а основные конфигурационные процедуры осуществляются в обновленной MMC-консоли, обеспечивающей доступ ко всей инфраструктуре LCS 2005. Различные управленческие задачи могут также решаться через WMI-скрипты и MOM.

Базовая функциональность LCS 2005 основывается на стандартизованных IETF протоколах SIP, предназначенном для организации, в принципе, произвольных коммуникаций в IP-сетях, и SIMPLE (SIP for IM and Presence Leveraging Extensions) – конкретно для нужд IM. Такой выбор, по-видимому, не случаен, поскольку SIP/SIMPLE находят все большее признание у разработчиков аппаратного и программного обеспечения, в частности у IBM, положившей их в основу продукта Lotus Instant Messaging and Conferencing (бывший Sametime) – главного конкурента LCS 2005.

Таким образом формально обеспечиваются любые виды общения: текстовое, голосовое, видео – естественно, при наличии у пользователей необходимого оборудования и совместимого программного обеспечения. Интересно, что клиентская часть непосредственно в поставку LCS 2005 не входит, Microsoft для этих целей стандартно предлагает Windows Messenger 5.1 (недавнее обновление, наиболее полно поддерживающее возможности LCS 2005), а также готовит более совершенный Microsoft Office Communicator 2005, о котором мы подробно поговорим ниже. Тем самым, видимо, предполагается, что в серьезных решениях на основе LCS 2005 может применяться заказное клиентское ПО, реализующее более специфические функции.

Однако и при стандартном оснащении в распоряжении пользователя имеются весьма развитые средства, прежде знакомые, скажем, по NetMeeting – видео- и голосовая связь (впрочем, сама Microsoft считает поддержку VoIP пока рудиментарной, а ее совершенствование – своей первоочередной задачей), передача файлов, совместное использование приложений, Remote Assistant, собственно обмен мгновенными сообщениями, а также организация IM-конференций до 32 участников.

Кроме обеспечения довольно богатой функциональности пользовательского уровня, LCS 2005, конечно же, предлагает и необходимый корпоративный минимум. Так, поддерживается шифрование (наряду со сжатием) трафика клиент-сервер и сервер-сервер (при «федеративной» архитектуре) на основе SSL (Secure Sockets Layer) и MTLS (Mutual Transport Layer Security), причем если первая процедура является опциональной, то вторая – обязательной. В обоих случаях, естественно, на сервере требуется установка соответствующих сертификатов. Впрочем, само по себе шифрование не решает всех проблем безопасности – сегодняшние IM-коммуникации подвержены фактически тем же угрозам, что и электронная почта. Такой сервис, как, к примеру, защита от вирусов, Microsoft пока отдает на откуп сторонним разработчикам, хотя и обещает уже в ближайшем будущем встроить его в свои серверные продукты.

Также поддерживается архивирование (вот для чего, собственно, и нужен SQL Server) мгновенных сообщений, которое может регулироваться как глобально, так и персонально для каждой учетной записи. Данный сервис дополнительно основывается на службе MSMQ и требует отдельной процедуры развертывания, довольно, кстати, непростой. Однако главное нарекание касается отсутствия даже простейших инструментов для обработки или аудита сохраненной информации, кроме демонстрационных WMI-скриптов и SQL-запросов, а также традиционного Resource Kit, содержащего наряду с безусловно полезной информацией (в том числе и о структуре базы данных) довольно специфические утилиты по большей части для командной строки.

Новейшее дополнение к LCS 2005 – Address Book Service – в настоящий момент также проходит бета-тестирование и ориентировано на совместное использование с Microsoft Office Communicator 2005. Как и следует из названия, данная служба в первую очередь предназначена для поддержания централизованного адресного списка (вдобавок к индивидуальным), однако есть у нее и еще одна функция – нормализация номеров для более гладкой интеграции с телефонными системами. К сожалению, и данный компонент не может похвастать наличием развитых средств администрирования.

Все эти видимые недоработки, конечно, легко списать на проблемы роста, однако не исключено, что Microsoft умышленно оставляет определенные ниши за сторонними разработчиками, которые охотно предлагают довольно развитые решения. К слову, список различных продуктов, совместимых с LCS 2003/2005, уже довольно обширен. Естественно, Microsoft обеспечивает и интеграцию (напрямую либо опосредованно, через клиентскую часть) LCS 2005 с собственными продуктами – Exchange 2003, SharePoint Portal/Services, Office 2003, службой Live Meeting.

Public IM

Этот вопрос действительно заслуживает отдельного рассмотрения. Не секрет, что в последнее время публичные сети стали все чаще подвергаться атакам, через них распространяются вирусы и т. д. Поэтому многие организации, всерьез озабоченные безопасностью, попросту блокируют внешний IM-трафик. Конечно, поставщики данного рода услуг принимают определенные меры, в частности пользователи могут отказаться от потенциально опасных функций или требовать от новых абонентов, желающих установить с ними контакт, подтверждения своих добрых намерений. Понятно, однако, что все это принципиально проблемы не решает, и неслучайно на рынке представлены специальные решения от Akonix, IMLogic, FaceTime и некоторых других компаний, являющиеся фактически proxy-серверами для IM-коммуникаций.

Тем не менее Microsoft все же решилась обеспечить для LCS 2005 возможность подключения к публичным сетям, что позволит в определенной мере совместить гибкость локального решения с распространенностью публичных сетей. Известно, однако, что AOL и Yahoo! неодобрительно относятся к попыткам прямой поддержки их протоколов конкурентами, поэтому в данном случае предлагается несколько неожиданное решение – AOL и Yahoo! наряду, конечно же, с самой Microsoft обеспечат шлюзы к своим IM-сетям, которые будут функционировать на основе «федеративного» механизма, реализованного в LCS 2005. Хотя с технической точки зрения такое решение кажется довольно удачным, на деле оно подразумевает определенные отчисления в пользу AOL и Yahoo!, т. е. данный сервис будет платным, а сама плата – видимо, повременной.

По заверениям Microsoft, возможность подключения к публичным IM-сетям будет реализована в течение 2005 г., в рамках нынешнего бета-тестирования она не доступна. Соответственно, неизвестны и подробности, хотя обещаются, к примеру, какие-то механизмы защиты от IM-спама, для которого, кстати, уже придумали особый термин – SPIM.

Microsoft Office Communicator 2005

Сегодня штатным клиентом для LCS 2005 является Windows Messenger 5.х, и, судя по всему, в этом качестве он будет поддерживаться и дальше. Однако Microsoft предложит и некую альтернативу, ориентированную исключительно на корпоративный сегмент – пакет Microsoft Office Communicator (MOC) 2005, известный также под рабочим названием Istanbul. Фактически это будет «чистый» клиент для LCS 2005, без возможности прямого подключения к публичным сетям – из современных протоколов в нем поддерживается исключительно SIP. Кроме того, сама Microsoft пока не решила, будет ли MOC распространяться бесплатно или наравне с другими приложениями Microsoft Office.

Живые коммуникации от Microsoft
Плоды интеграции MOC с Exchange/Outlook – информация о доступности пользователя берется непосредственно из его календаря

Нельзя сказать, конечно, что нынешний MOC привносит в корпоративные коммуникации что-то радикально новое, практически все функции так или иначе были доступны и прежде, однако некоторые из них в данной программе реализованы на совершенно новом уровне. Сами разработчики в первую очередь превозносят расширенную поддержку голосовой связи, к примеру, при наличии совместимого телефонного шлюза MOC позволяет выполнять операции вроде удержания или переадресации вызова автоматически на основе информации о доступности абонента. При этом все коммуникации максимально интегрированы между собой – в рамках одного сеанса можно оперативно переключаться между любыми их видами, поддерживать голосовую связь во время совместного использования приложений и т. д.

Другой примечательной особенностью MOC является значительно усовершенствованный механизм индикации присутствия. Современные IM-клиенты обычно предлагают в этой области более или менее традиционный набор возможностей вроде слежения за активностью пользователя, однако специалисты Microsoft, несомненно, лучше других разбираются в принципах функционирования своей платформы – так, MOC автоматически устанавливает статус Do not disturb не только при срабатывании экранной заставки, но и любого полноэкранного приложения и даже при инсталляции/удалении программного обеспечения.

Живые коммуникации от Microsoft
Традиционное достоинство приложений Microsoft – их тесная интеграция между собой

Более того, MOC умеет актуализировать информацию о доступности абонента на основе календарной информации из Microsoft Outlook – таким образом вы не просто будете знать, что нужный вам человек в данный момент находится, скажем, на совещании, но и когда он планирует освободиться. Естественно, этот механизм включается только по желанию пользователя, но в любом случае он функционирует исключительно при наличии Exchange 2003 (т. е. указанная информация считывается опосредованно, через серверный компонент). Несомненно, такое любопытное решение найдет различные применения, скажем, при использовании OWA (Outlook Web Access) таким способом можно легко оповестить коллег о времени своего возвращения в офис.

Естественно, что именно MOC наиболее полно и тесно интегрируется с LCS 2005, в частности только этот клиент пока поддерживает Address Book Service и некоторые другие возможности. Учитывая, что речь идет всего лишь о бета-версии первого релиза, не исключено, что в дальнейшем нас ждут и другие интересные новшества.

Резюме

Как это случалось и прежде, Microsoft очень энергично действует в новых сегментах, которые она определила для себя как приоритетные. IM-коммуникации, несомненно, относятся к таковым, тем более что, как мы отмечали выше, их нужно рассматривать в общем контексте обеспечения сотрудничества. LCS 2005 фактически на равных конкурирует с продуктами IBM, которые еще пару лет назад считались бесспорными лидерами данного рынка. При этом продукция Microsoft традиционно обладает двумя безусловными достоинствами – она одинаково хорошо подходит для компаний буквально любого размера (в том числе и с точки зрения цены) и обеспечивает максимально тесную интеграцию не только серверных компонентов, но и прикладных программ пользовательского уровня. Соответственно, наибольшая выгода может быть получена при построении всей информационной инфраструктуры на основе технологий Microsoft, скажем, LCS, Exchange, SharePoint. Таким образом, хотя внутренняя IM-система нужна далеко не каждой организации, сегодня все желающие могут развернуть ее в своей сети, а для предварительного знакомства на сайте Microsoft предлагается пробная версия.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT