`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Заметки о смысле "второй жизни"

Статья опубликована в №3 (571) от 23 января

0 
 

Новости из недр виртуального мира Second Life (SL) все более потрясают воображение. 10% самых активных его обитателей проводят в нем еженедельно по 84 часа! Для них "вторая жизнь" стала первой; они предпочли туризму эмиграцию и не прогадали. Под влиянием вдохновляющей силы их примера население SL перевалило за два миллиона и продолжает стремительно расти. Мир SL становится велик и многогранен как сама жизнь, поэтому краткая журнальная публикация о нем может существовать лишь в форме заметок.

Типичный спор противников и сторонников эмиграции в SL

Заметки о смысле "второй жизни"
"Second Life: The OfficialGuide" - первая реальная книга о виртуальном мире SL, написанная его обитателями. Объем ее - 342 страницы

- ...и все-таки нужно быть сумасшедшим, чтобы расставаться с немалыми деньгами для приобретения чего-то нематериального, вроде виртуальной земли, существующей лишь в памяти компьютера да в вашем воображении.

- Вспомните Алекса Тью (Alex Tew; milliondollarhomepage.com), собирающегося заработать миллион на продаже книги о том, как ему удалось заработать миллион на продаже пикселов. Да вы и сами-то готовы трудиться в поте лица ради пачки не обеспечиваемых золотом бумажных банкнот. Их ценность также существует лишь в воображении.

- И все же даже самому роскошному виртуальному кафе никогда не сравниться с даже самым захудалым настоящим. Попробуем рассуждать логически: кафе - это место, где подают кофе. А кофе - субстанция, радующая нас своей способностью особым образом возбуждать вкусовые пупырышки. Таким образом, из материальности пупырышков с необходимостью следует материальность кофе, а из материальности кофе...

- Главное - это предоставляемая SL возможность творить. Для человека, познавшего радость творчества, прочие радости жизни перестают существовать. Так сказал Чехов. А вы говорите "пупырышки"...

Second Habitat?

Говоря о творении компании Linden Lab, трудно удержаться от эйфорически пафосного тона. "Открытие шестого континента", "материализация фантастических пророчеств Нила Стивенсона", "виртуальный большой взрыв", "революционно новый способ общения", "идеальное поле социальных экспериментов", "пространство неограниченных возможностей самореализации"... Все эти громкие эпитеты, которыми нынче пестрят публикации об SL, уже прилагались к очень похожему проекту в "доисторически далеком" 1988 г.

Речь идет о Habitat (Lucasfilm Games и Quantum Computer Services), но принципиальным его отличием от SL являлось отсутствие трехмерности (хотя ее внедрение и планировалось в перспективе). Обитатели Habitat заводили виртуальные семьи, зарабатывали и проматывали виртуальные состояния, организовывали самоуправление и ходили по воскресеньям в церковь. Сегодня этот мир и кипевшие в нем страсти забыты настолько прочно, что сведений о них найти нелегко: двадцать лет назад основным носителем информации была бумага, так что хвалебные оды и саги, посвященные Habitat, давно переработаны на макулатуру.

И знаете, что сгубило Habitat? Не демографический взрыв, не нашествие вирусов и не экономический крах. Этих жутких трагедий ему удалось избежать. Прав оказался Станислав Ежи Лец, заметивший однажды: "Не ждите многого он конца мира!" Habitat бесследно сгинул потому, что он попросту всем надоел. Удастся ли миру SL избежать его судьбы? Сейчас об этом судить рановато. Поэтому нам следует по возможности сохранять осторожность и трезвость мысли: иначе рискуем наступить на те же грабли!

Мир Second Life и неуловимость его определения

Мир SL - не онлайн-игра, не чат, не форум, не электронная биржа, не пакет трехмерного моделирования и не виртуальный магазин; он - все вместе и ничто в отдельности. Подобные формулировки часто преподносятся как косвенное свидетельство радикальной инновационности проекта: речь-де идет о чем-то настолько новом и необычном, что ему невозможно подыскать аналогов в привычном нам круге понятий.

Но журналисты лукавят: ведь задолго до SL был Habitat, и не только он. И сегодня мир SL не уникален, сосуществуя с такими проектами, как Active Worlds, Croquet project, Dotsoul, Entropia Universe, OLIVE Platform, There, Virtual Object System, Furcadia, blaxxun, IMVU. Но необходимо признать, что конкурирующие проекты отстают от SL по уровню экономического развития и другим важным характеристикам. Вероятно, в ближайшие годы мы станем свидетелями чего-то вроде виртуальной глобализации, в ходе которой отстающим придется изо всех сил равняться на лидера.

Заметки о смысле "второй жизни"
На сайте самого знаменитого SL-предпринимателя - Аньши Чанг (anshechung.com), сколотившей состояние в миллион долларов США на операциях с виртуальной недвижимостью, земельные участки SL представлены в самых соблазнительных ракурсах

Что же касается подходящего аналога в нашем круге понятий, то таковой имеется, и он стар как жизнь. Этот аналог, собственно, и есть наша реальная жизнь (или, пользуясь SL-жаргоном, "RL"), парадоксальным образом являющаяся работой, отдыхом, радостью, печалью, "разбрасыванием и собиранием камней", - всем вместе и ничем в отдельности.

Компания Linden Lab (или на SL-жаргоне - "LL") обязана своими успехами не столько инновационности своего проекта, сколько подбором удачных пропорций, в которых она смешала давно известные ингредиенты. Кроме того, позаимствовав терминологию из классического киберпанковского романа "Снежная лавина", реализовав реалистичную динамику поведения объектов средствами Havoc Engine, 3D-визуализацию - средствами Open GL, анимационные функции - средствами Curious Lab's Poser и т. д.

Самые важные элементы, обеспечившие жизнеспособность "закваски" виртуального мира от LL, относятся к финансовой мотивировке активности резидентов: в SL низки налоги, административное вмешательство ограничено ненавязчивыми программами, нацеленными на создание режима наибольшего благоприятствования предпринимательским инициативам. Впрочем, и эти элементы неоригинальны (будучи заимствованы из теорий экономического либертарианства).

SL и знаменитости

Обитатели виртуального мира SL именуют себя резидентами.

В 2006 г. "резидентом года", безусловно, стала виртуальный предприниматель-миллионер Аньша Чанг (Anshe Chung), чья аватара красовалась на обложке журнала майского выпуска журнала Business Week.

Крестный отец подкастерского движения - Адам Керри (Adam Curry), также является знаменитым резидентом. Аудитория его ежедневного подкаста (dailysourcecode.com) - около 50 тыс. слушателей, и многие из нынешних резидентов впервые узнали об SL именно из его уст.

Заметки о смысле "второй жизни"
Заметки о смысле "второй жизни"
Головокружительные миры от вьетнамского подразделения мультимедийной компании Illusion Factory (illusionfactory.com)

Курт Воннегут выступил в SL на пресс-конференции; Сюзанна Вега - с концертом; предполагаемый кандидат в президенты США от демократов на предстоящих выборах Марк Уорнер (Mark Warner) - на встрече с избирателями; борец против диктата копирайтеров Лоуренс Лессиг (Lawrence Lessig) - с циклом лекций.

SL предоставляет резидентам возможность брать у знаменитостей виртуальные автографы; за знаменитостями можно охотиться с помощью бесплатной виртуальной фотокамеры Snapzilla. На крупнейшем онлайн-фотоархиве flickr.com количество фотографий, сделанных в SL, исчисляется десятками тысяч.

Со своей стороны, знаменитость, уставшая от назойливого внимания, всегда может оградить себя от беспокойства, изменив внешний вид своей 3D-аватары до неузнаваемости парой движений мышки.

У истоков SL тоже стоят знаменитости: Джефф Безос (Jeff Bezos), Пьер Омидьяр (Pierre Omidyar) и Митчелл Кэпор (Mitchell Kapor) - основатели компаний Amazon, eBay и Lotus Software соответственно. Когда некоторые пессимисты сравнивают ажиотаж вокруг SL c бумом доткомов и пророчат приближение аналогичного кризиса, оптимисты справедливо замечают, что основатели SL - немногие из тех, кто убедительно доказал свою способность такие кризисы преодолевать.

Как стать резидентом?

Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте, www.secondlife.com а также загрузить и установить клиентское приложение (размер инсталляционного файла - около 30 MB), предъявляющее к оборудованию следующие минимальные требования:

  • скоростной доступ к Интернету;
  • ОС Windows 2000 или XP;
  • процессор не менее Pentium III или Athlon с частотой от 800 MHz;
  • как минимум 256 MB ОЗУ;
  • видеокарта класса GeForce 2/Radeon 8500 или лучше;
  • микрофон и наушники (для желающих пользоваться интегрированным голосовым чатом "Vivox").

Помимо платформы Wintel, поддерживается также Mac.

Учетные записи бывают трех типов: First Basic, Additional Basic и Premium. Первая регистрируется бесплатно; вторая стоит $9,95; третья обходится в $9,95 ежемесячно (либо в $22,5 ежеквартально, либо в $72 ежегодно). Самое существенное преимущество, предоставляемое учетной записью Premium, - возможность приобретения виртуальных земельных участков. Безземельные резиденты не могут реализовать в SL свои предпринимательские и дизайнерские амбиции.

Искусственные семьи

В новелле "Балаган" ("Slapstick!") Курт Воннегут предложил улучшить мир посредством упразднения редких фамилий, обладатели которых, по его мнению, образуют группу риска. Никогда не встречая людей с теми же родовыми именами, что и у них, они якобы рискуют забыть, что все люди - братья. Всякий новоиспеченный резидент может убедиться, что в LL эту идею восприняли всерьез: если имя при регистрации можно взять любое, то фамилию предлагается выбирать из нескольких десятков альтернатив. С течением времени список доступных фамилий постепенно модифицируется: например, на момент написания статьи русская фамилия в нем присутствовала только одна - Petrov. Предполагается, что после того, как население SL в достаточной мере насытится Петровыми, соответствующий пункт меню будет изменен.

Резидентам с фамилией Linden, объединяющей сотрудников LL, в людных местах приходится нелегко: их то и дело осаждают жалобами и предложениями.

SL-экономика

Какой из виртуальных миров достиг большего сходства с RL - вопрос спорный. Однако, по меньшей мере, в одном аспекте демиурги из LL добились поразительного сходства: похоже, что цель существования большинства людей как в RL, так и в SL, состоит в том, чтобы заработать по возможности больше денег. Всепроникающий дух меркантилизма - самая сильная сторона мира SL, залог его развития и защита от наибольшей из грозящих ему опасностей. А именно, от того, что он попросту всем надоест. В конце концов, даже самым закоренелым идеалистам, клеймящим приземленность стяжательского образа мыслей, приходится признать, что многое из достойного внимания и в SL, и в RL обязано своим существованием неутолимой жажде наживы.

Естественно, она же лежит в основе работы и компании Linden Lab, отнюдь не являющейся благотворительной организацией. Важнейший источник ее финансовых поступлений - прибыль от продажи земли частным лицам и RL-компаниям. Вступление во владение акром виртуальной земли обходится резиденту примерно в $100 (в мире SL акр составляет 4096 м², что соответствует квадрату со стороной 64 м). Цены на землю (как и курс L$) определяются рыночным спросом. Приобретение виртуальной земли может оказаться выгодным капиталовложением. Особенно если владелец позаботится о том, чтобы украсить свой участок какими-либо привлекательными сооружениями. Он может сделать это сам либо прибегнуть к услугам одного из множества виртуальных архитектурных бюро. Интересно отметить, что некоторые из них не занимаются 3D-моделированием сами, а нанимают за RL-доллары дизайнеров из Юго-Восточной Азии, готовых за скромное вознаграждение трудиться по 12 ч в сутки.

Ценность земельного участка может возрасти и по воле счастливого случая, например, если в его окрестностях кто-то возведет торговый центр или проведет железнодорожную ветку (как раз сейчас в SL наблюдается железнодорожный бум: blog.secondlife.com/2006/10/09/second-life-railroad-stations-resident-construction-bids).

С 2003 по 2006 гг. экспоненциально растущая общая площадь земель SL расширилась с 64 до 65 000 акров. С учетом того, что земля обходится продавцу бесплатно (если не считать затрат на внесение очередной записи в базу данных и периодическое расширение серверной сети), можно сказать, что руководство Linden Lab нашло способ делать деньги буквально из воздуха!

Для внутренних расчетов в SL служат так называемые Linden dollars (L$). Ассоциации, навеиваемые буквальным русским переводом ("липовые доллары") ни в коей мере не соответствуют действительности: с 1 декабря 2006 г. электронная биржа Forex котирует их на равных правах с самыми что ни на есть настоящими RL-валютами. На момент написания статьи обменный курс новой валюты составлял 247 L$ : 1 US$. Обменные операции с участием L$ сопровождаются удержанием незначительного процента в пользу Linden Lab. Многие SL-предприниматели, сколотившие состояние в L$, не спешат менять их на RL-деньги, поскольку подозревают, что их виртуальные богатства недооценены. Действительно, некоторые экономисты предсказывают рост курса L$ в долговременной перспективе.

Как перестать быть резидентом?

SL-преступники караются временной или бессрочной (в зависимости от тяжести правонарушения) ссылкой в RL. В последнем случае их капитал в L$ конфискуется в пользу LL. Ходят слухи, что некоторых проштрафившихся резидентов угораздило побывать в особой виртуальной темнице. В своих блогах они описывают ее с нескрываемым ужасом. Говорят, что там, вопреки ожиданиям, нет ни нар, ни зарешеченных окон, а есть лишь томительное одиночество, лунный свет, уходящие в бесконечность ряды кукурузы да стоящий посреди кукурузного поля телевизор, транслирующий в цикле один и тот же старый черно-белый фильм, славящий справедливость американского правосудия. Творчество запрещено: никаких новых 3D-объектов создавать нельзя (соответственно, нет и надежды вызвать сбой сервера путем генерации нескольких миллионов кубов). Убежать или телепортироваться из этого жуткого места узник может не раньше чем над ним смилостивится администрация LL.

Уголовный кодекс SL исчерпывается шестью пунктами.

Запрещаются:

  • дискриминация по расовому, половому, религиозному и прочим признакам;
  • оскорбительные речи и поведение;
  • стрельба и рукоприкладство в так называемых "безопасных" зонах (т. е. почти на всей территории SL);
  • разглашение каких-либо сведений об RL-обстоятельствах резидентов, подслушивание чужих разговоров и прочие попытки вторжения в личную жизнь;
  • непристойное поведение, т. е. использование обнаженных аватар и нецензурных выражений вне частных владений и особых зон, предназначенных для соответствующего контента;
  • нарушение спокойствия, т. е. срыв общественных мероприятий, шум, использование канала приватных сообщений для навязчивой рекламы, создание саморазмножающихся объектов либо объектов, преследующих других резидентов, а также злонамеренное написание кода, замедляющего работу сервера.

Для борьбы с мелкими правонарушениями и просто невежливым поведением в SL предусмотрена эффективная система взаимного оценивания. Баланс положительных и отрицательных оценок сказывается на продвижении резидента по социально-зкономической лестнице.

Летом 2006 г. 14-летняя пользовательница портала MySpace подала в суд на его администрацию в связи со скабрезным поведением другого его посетителя. Масштабы понесенного морального ущерба потерпевшая оценила в 30 млн долл (!). Из-за подобных прецедентов предоставление учетной записи несовершеннолетнему ребенку считается в мире SL очень грубым нарушением. Наказание за это - виртуальная смерть без суда и следствия.

Для подростков (от 13 до 18 лет) существует отдельная "вторая жизнь" (teen.secondlife.com), контент которой отфильтровывается от порнографии. Каждый резидент "подростковой второй жизни" мечтает поскорее вырасти и попасть во "взрослую", где больше резидентов, больше событий и эротики - хоть отбавляй: имеется даже остров, где, как бы это сказать... непрерывно празднуется ночь на Ивана Купалы (желающие могут сменить свою повседневную аватару, арендовав более приличествующее случаю обнаженное тело).

Общественные волнения в SL

Заметки о смысле "второй жизни"
Профиль скандально известного резидента Sasami Wishbringer

В конце 2004 г. в SL разразился скандал вокруг резидента по имени Sasami Wishbringer ("Сасами - исполнительница желаний"), за "липовые доллары" предлагавшей свои услуги в качестве виртуальной секс-работницы. В таком роде занятий, по меркам SL, не было бы ничего предосудительного, если бы не ее внешний вид. Дело в том, что аватарой она избрала себе малолетнюю героиню японского комикса. Моралисты призвали гнать педофилию поганой метлой из обеих жизней. Знатоки анимэ объявили, что реальный возраст Сасами - 808 лет и она лишь с виду похожа на маленькую девочку. В ответ моралисты с удвоенным пылом выступили против виртуальной геронтофилии. Власти LL заняли позицию стороннего наблюдателя. В конце концов Сасами добровольно решила ступить на стезю добродетели. Этот пример показывает, что не только в RL, но и в SL общественное мнение может обладать мощным воспитательным воздействием.

Осенью 2005 г. обитатели SL обнаружили, что их излюбленные ландшафты изуродованы политическими лозунгами, призывающими к импичменту нынешнего президента США. Выяснилось, что некий не в меру политизованный резидент скупил клочки земли в наиболее популярных уголках мира и водрузил на них самодельные бигборды. Обнаружилось также, что снести их нельзя, ибо по закону для этого необходимо выкупить занятые ими участки, а цену на свою недвижимость возмутитель спокойствия установил заоблачную.

Хотя среди обитателей SL преобладают сторонники демократической партии США, большинство резидентов окрестили эту акцию "трехмерным спамом" и потребовали призвать ее инициатора к ответу. Однако это оказалось невозможно, поскольку ни одного закона он, строго говоря, не нарушил. Было выдвинуто изящное (хотя и чреватое сложнопрогнозируемыми социальными последствиями) предложение предоставить каждому резиденту возможность поддерживать "черный список" объектов, которые он не желал бы замечать (согласно принципу "с глаз долой - из сердца вон!"). Но власти LL опять-таки избрали выжидательную позицию.

Со временем страсти улеглись сами собой, поскольку занятые злополучными бигбордами площади затерялись на просторах новых территорий. А темпы их освоения, надо сказать, потрясают воображение. Один из ведущих профессиональных слоггеров (т. е. блоггеров, чьи блоги посвящены SL) Гамлет Линден (Hamlet Linden, nwn.blogs.com) привел такой пример: если в августе 2003 г. пройти мир SL пешком от края до края он смог за 3 ч, то в марте 2004 г. ему для этого потребовалось 9 ч. В настоящее же время о подобной экспедиции можно говорить лишь в сослагательном наклонении, ибо оценка ее продолжительности возросла до бесконечности! Сходным образом и в RL нам не суждено достичь границ вселенной из-за ее стремительного расширения. К счастью, в SL можно не только ходить пешком, но и ездить на автомобилях и поездах, плавать на пароходах, а также летать, подобно Супермену, и телепортироваться. Телепортеры в SL - аналоги гиперссылок в Интернете.

Неприятная история с 3D-спамом и подобные ей раздражают резидентов, считающих, что в SL слишком много свобод. LL идет им навстречу, предлагая избавиться от излишка свобод самостоятельно. В SL существует множество самоуправляемых сообществ, живущих по собственным уставам, кодексам и конституциям под началом собственных старост, мэров, парламентариев и диктаторов. Один из примеров - коммуна "Нойфрайштадт", созданная по образу и подобию средневекового баварского города.

В начале ноября 2006 г. в SL распространилась хакерская программа CopyBot, способная клонировать любой SL-объект, невзирая на авторские права его создателя (соблюдение которых в соответствии с законом DMCA гарантируется администрацией LL каждому резиденту). Над SL-предпринимателями нависла угроза разорения. Толпы резидентов принялись пикетировать магазины, подозреваемые в продаже пиратской продукции. LL пришлось принять срочные меры для нейтрализации зловредной программы и ужесточить наказание за составление ей подобных.

Заметки о смысле "второй жизни"
Массовые протесты резидентов против грабительских налогов

Однако, по мнению многих SL-историографов, наибольший след в коллективном сознании резидентов оставили события, произошедшие летом 2003 г., когда виртуальный мир содрогнулся от актов гражданского неповиновения, направленных против предпринятой LL попытки провести непопулярную реформу налогообложения. Резиденты ринулись на баррикады и парализовали работу ключевых SL-учреждений, забросав их ящиками с чаем (в память о "бостонском чаепитии"). В результате правительству пришлось подчиниться воле народа и направить дальнейшее развитие мира SL по демократическому пути. Но некоторые резиденты подумывают о том, нельзя ли обойтись и вовсе без правительства. Существует же без него Интернет. Одни из них призывают готовиться к войне за независимость, другие уповают на мирную эволюцию открытого проекта libsecondlife, объединяющего энтузиастов, разрабатывающих альтернативные средства доступа к серверам LL.

Если вышеописанные события имеют очевидные параллели с прошлым или настоящим RL-мира, то к случившемуся 19 ноября 2006 г. следует относиться как к предупреждению из будущего. В этот день многие резиденты столкнулись со странными объектами в виде золотистых колец, спонтанно размножавшихся при попытке приблизиться к ним. Взрывное умножение численности этих объектов быстро исчерпало вычислительные ресурсы, и серверы LL пришлось остановить для профилактики. Код, вызывающий саморепликацию колец, получил название "серая слизь" (grey goo). Этот термин заимствован из жаргона, используемого футурологами для обозначения всезатопляющей, неконтролируемо растущей в объеме субстанции, которая, по их мнению, в будущем будет угрожать существованию человечества не меньше атомных бомб. Риск реализации апокалиптического сценария всемирного слизевого потопа предположительно станет следствием прогресса в исследованиях, связанных с самореплицирующимися нанороботами.

Что ищут во "второй жизни" RL-компании?

  1. Представительство в SL сейчас также полезно для имиджа, как в начале 90-х - собственный Web-сайт. Если вашей компании нет в SL, то у нее, видимо, серьезные финансовые трудности. Либо в ее руководстве окопались безнадежные ретрограды. В любом случае акционеры могут решить: с ней "что-то не так".
  2. Соорудив виртуальную копию конференц-зала для рабочих совещаний, можно сэкономить на авиабилетах.
  3. SL-представительство - орудие в назревающей борьбе за раздел нового рынка сбыта.

Экономисты сравнивают вложение средств в SL-проекты с инвестированием в экономику Китая: с одной стороны, имеются перспективы быстрого роста, с другой - высоки риски, поскольку слишком многое зависит от капризов генсека КПК (читай, дирекции LL).

Тем не менее Adidas, Sun Microsystems, Dell и множество других знаменитых брендов реализуют дорогостоящие проекты по открытию SL-преставительств, стараясь перещеголять друг друга оригинальностью идей и изысканностью их реализации. IBM объявила о своих планах вложить в развитие инфраструктуры дюжины своих виртуальных островов около 10 млн долл. в течение ближайшего года.

Впрочем, компаниям-гигантам вроде IBM и Microsoft вполне по силам при необходимости взять развитие виртуальных миров в свои руки. Согласно заявлению аватары представителя руководства IBM Владавски-Бергера (Wladawsky-Berger), главный из связанных с SL приоритетов "Голубого Гиганта" - выработка стандартов, позволяющих взаимодействовать SL с альтернативными проектами - как существующими, так и теми, что, возможно, будут развернуты в будущем.

Заметки о смысле "второй жизни"
Парк развлечений на острове Motorati, приобретенном и обустроенном компанией Pontiac "с целью содействия развитию автомобильной культуры в SL"

У резидентов к происходящему двоякое отношение. С одной стороны, RL-компании обогащают их среду обитания новыми интересными местами (например, устроенной IBM действующей моделью уимблдонских теннисных кортов), с другой - их смущает пункт 3, предвещающий вступление SL в эру транснациональных корпораций и вытекающую из этого гибель ремесел. Смогут ли 3D-художники-любители, самоутверждающиеся в области SL-автомобилестроения, противостоять маркетинговому напору профессионалов из недавно открывшегося SL-представительства Pontiac?

Стоит отметить, что некоторые компании настолько удачно вписались в SL, что если бы его не существовало, они, кажется, сами бы его выдумали. Например, архитектурным бюро мир SL предоставляет возможность встречи с заказчиками на виртуальной стройплощадке, где изменения в эскиз проекта могут вноситься в реальном времени. Производители одежды, в числе которых крупнейшая американская компания American Apparel, имеют основания надеяться на успех виртуальных магазинов, предоставляющих в распоряжение клиентов не только возможность заказа почтовой доставки, но и виртуальные примерочные, где аватары покупателей используются для примерки виртуальных дубликатов RL-одежды.

SL и "самое важное из искусств"

Последнее слово в технике кинопроизводства - machinima - предполагает "съемки" в виртуальном пространстве и реальном времени, в ходе которых происходящее на экране "оператора" фиксируется программой видеозахвата, в качестве которой наиболее часто используется Fraps. Поэтому на SL-жаргоне "fraps" и "video" - синонимы. Адепты этой технологии воспринимают SL как бесконечно разнообразный съемочный павильон, заполненный бесконечным числом потенциальных актеров. Наиболее крупное из SL-киносообществ - Alt-Zoom Studios - проводит регулярные конкурсы во всевозможных жанрах и учебные съемочные сессии.

В 2006 г. на престижнейшем фестивале Machinima в номинации "За лучший коммерческий фильм" победила снятая в SL работа "Серебряные колокольцы и золотые шпоры" Эрика Колла (Eric Call).

Фильмы в SL не только производятся, но и потребляются. Хотя качество изображения на экранах SL-кинотеатров оставляет желать лучшего в сравнении с достижениями таких узкоспециализированных технологий, как YouTube и QuickTime, многие кинолюбители готовы смириться с этим недостатком ради возможности коллективного просмотра фильма.

SL-образование

Надежды реализовать качественное удаленное обучение охватывают нас с 30-летним интервалом: в 1920-х годах они были связаны с радиовещанием, в 1950-х - с телевидением, в 1980-х - с массовым распространением видеомагнитофонов. В каждом из этих случаев обнаружилось, что успеваемость студентов, занимающихся в непринужденной домашней обстановке и не тратящих времени на дорогу, отчего-то катастрофически падает. Некоторые исследователи этой проблемы от отчаяния уверовали в существование неких эзотерических биополей, усиливающих индивидуальные когнитивные способности и возникающих только при достаточно плотном скоплении студенческой массы в стенах учебной аудитории.

Очередной всплеск надежд (ожидаемый годика через три) скорее всего будет связан с миром SL, где уже действуют пять виртуальных колледжей и осуществляются десятки образовательных программ, инициированных различными учебными заведениями из RL, в числе которых юридическое отделение Гарвардского университета (blogs.law.harvard.edu/cyberone). Регулярно обновляемый перечень таких программ публикуется на сайте simteach.com.

Оправдаются ли надежды на сей раз? Возможно, это будет зависеть от способности мира SL служить проводящей средой для биополей. Поживем - увидим.

SL-программирование

Для задания поведения объектов в мире SL служит С-подобный язык Linden Script Language (LSL, текущая версия - 2), ориентированный на событийную модель программирования. Перед исполнением на серверах LL исходные тексты LSL-программ транслируются в псевдокод.

Простейшая законченная LSL-программа выглядит так:

default
state_entry()
llSay(0, "Hello World!");
 
 

Заголовок события state_entry открывает блок кода, исполняемого при переходе объекта, к которому приписан данный скрипт, в состояние default (в нем он по умолчанию начинает свое существование после инициализации). Функция llSay (стандартный префикс ll - аббревиатура от "Linden Library") выводит на экран текстовое сообщение (подобное тем, какими обмениваются резиденты SL в ходе чата). В данном примере вывод направляется в коммуникационный канал 0, зарезервированный для общего доступа, и поэтому реплика "Hello World!" будет видна всем окружающим.

LSL поддерживает 30 событий и содержит более 300 встроенных функций, в частности математических, интерфейсных и... погодных! Например, llWind() возвращает направление и силу ветра.

Необходимость одновременного исполнения миллионов скриптов на серверах LL налагает суровые ограничения на пользование вычислительными ресурсами: каждому скрипту для размещения динамически распределяемой памяти, стека и строковых переменных выделяется 16 KB ОЗУ. Частота обращения ко многим функциям также лимитируется: например, отсылка каждым скриптом email может производиться не чаще одного раза в 20 с, а изменение положения объекта в пространстве - не чаще пяти раз в секунду. "Высший пилотаж" в программировании на LSL связан с искусством преодоления подобных ограничений. Например, движению объекта можно придать большую плавность, составив несколько программ, работающих параллельно и взаимодействующих друг с другом, а скорость вычисления логических выражений повысить за счет использования побитовых операций.

Подобные ухищрения резидент Кермитт Куирк (Kermitt Quirk) считает существенным компонентом успеха созданной им азартной игры Tringo, пользующейся в SL большой популярностью. Прибыль от продажи этой игры, напоминающей домино, принесла ему уже свыше миллиона L-долларов.

Прозрачность реализации несложных алгоритмов в сочетании со зрелищностью результатов их исполнения делает SL привлекательной платформой для обучения школьников информатике. Что же до скудости предоставляемых LSL-программам вычислительных ресурсов, то и она может обернуться преимуществом, позволяющим учащимся выработать осмысленное отношение к эффективности кода.

Дальнейшее развитие LSL связано с ожидаемым в начале 2007 г. внедрением в SL .NET-совместимой платформы, разрабатываемой в рамках открытого проекта Mono.

SL в RU- и UAнете

Заметки о смысле "второй жизни"
Сайт slurl.com служит для SL тем же, чем earth.google.com для RL. С его помощью можно увидеть любой уголок мира SL с высоты птичьего полета в окне обычного интернет-браузера (однако для телепортации в этот уголок вам, разумеется, понадобится клиентское приложение SL)

Лобовая попытка отыскания штаб-квартиры русскоязычных резидентов в Интернете дает обескураживающие результаты: secondlife.ru ведет к "подонкам" (считающим своей второй жизнью обсуждение непечатных "креативов"), а second-life.ru знакомит с... передовыми технологиями переработки вторсырья! Неужели правы геополитики, видящие в SL типично американское явление? По их мнению, энергия пионеров-первопроходцев, веками гнавшая американскую цивилизацию на Запад, оказалась в западне, натолкнувшись на непреодолимое препятствие тихоокеанского побережья. Так что теперь она неистово бурлит и ищет выход для продолжения экспансии и бескрайнее жизненное пространство нового мира. Это именно то, что нужно американским авантюристам и предпринимателям.

Если данная теория и верна, то лишь отчасти. Ведь в англоязычном океане SL нетрудно найти резидентов, беседующих на немецком, испанском, французском, японском и даже на корейском (а корейцы уж совершенно точно никогда не характеризовались чрезмерным экспансионизмом). Русская же и украинская речь - пока еще большая редкость (объективные технические причины этой диспропорции слишком очевидны, чтобы их упоминать).

Верный адрес искомой штаб-квартиры - life2.ru. Хотя пока что этот сайт находится в зачаточном состоянии, новоиспеченным русско- и/или украиноязычным резидентам стоит посетить его хотя бы для ознакомления с нетривиальной инструкцией по кириллизации SL-чата.

И напоследок приятное известие: совсем недавно сообщество русскоязычных слоггеров (community.livejournal.com/sl_ru) отметило новоселье: в SL появился первый русскоязычный остров! На момент написания статьи он выглядел необитаемым, но довольно живописным (slurl.com/secondlife/Tech InvestLab/48/208/36).

"SL celebrity"

Заметки о смысле "второй жизни"

Слава некоторых виртуальных знаменитостей почти не распространяется за пределы мира SL. Если вы не знакомы с обликом этой очкастой эльфини, то вы, должно быть, не резидент. Это - Эйми Уэбер (Aimee Weber), предводительница SL-журналистов и писателей: лет через сто она обречена стать для SL-литературы тем же, кем, например, для украинской литературы является И. Котляревский. Кроме того, она - руководитель популярного в SL дизайнерского бюро, устроительница показов SL-мод, неутомимая участница светских SL-тусовок и просто красавица. Этот ее высокохудожественный портрет участвовал в недавней выставке "13 прекраснейших аватар", проходившей одновременно в двух мирах, - реальном (Университет Колумбия, Нью-Йорк) и виртуальном (Ars Virtua Gallery, slurl.com/secondlife/dowden/42/59/52).

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT