`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Дмитрий Гадомский

Закон №3879, ИКТ-аспект

+610
голосов

Украинский парламент 16 января 2014 г., откровенно нарушив процедуры, принял ряд крайне спорных законов. В том числе «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», а также в процессуальные законы о дополнительных мерах по охране безопасности граждан» №3879. Этот закон вступил в силу 22 января, и уже можно говорить о том, что его существование будет иметь крайне негативное влияние на отрасль ИКТ в Украине, и, без преувеличения, свернет гражданские права и свободы в Украине до уровня, который является характерным только для авторитарных режимов. О каких же изменениях идет речь?

Изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях» и связанные с ним изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях – внесудебное закрытие веб-сайтов и обязательное лицензирование деятельности интернет-провайдеров

Новое положение, введенное Законом №3879 в статью 18 Закона Украины «О телекоммуникациях», предоставляет Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (далее – Комиссия), полномочия по ограничению доступа к любому веб-сайту, который содержит «материалы, распространение которых противоречит закону» на основании решения «эксперта». При этом, на данный момент не предусмотрено четкое определение понятия «материалы, распространение которых противоречит закону» и порядок назначения и требования к «эксперту». Такое положение приведет к чрезвычайно широкому и произвольному толкованию того, что представляют из себя вышеупомянутые материалы и предоставит отдельным представителям власти чрезвычайные полномочия по контролю доступа населения к сети Интернет и информации в целом.

Одновременно Закон №3879 вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, устанавливая штраф в размере до 6800 грн. за отказ провайдера выполнить решение Комиссии по ограничению доступа пользователей к определенным интернет-ресурсам.

Кроме того, изменения в статье 42 Закона Украины «О телекоммуникациях» устанавливают необходимость получения государственной лицензии для предоставления услуги доступа к сети Интернет, результатом чего станет полный государственный контроль над деятельностью интернет-провайдеров, и тем самым будет устанавливается полный контроль над использованием населением сети Интернет.

В сочетании с текущим политическим режимом, нововведённая модель национального управления сетью Интернет, установленная Законом №3879, является равноценной таковым моделям в современных авторитарных режимах (например, в Китае и Иране).

Изменения в Уголовный кодекс Украины – введение уголовной ответственности за клевету

Закон №3879 с помощью новой статьи 151-1 Уголовного кодекса Украины вводит уголовную ответственность за клевету. Термин «клевета» определяется как «преднамеренное распространение заведомо недостоверной информации, которая порочит репутацию и достоинство другого человека». Использование средств массовой информации или сети Интернет для совершения этого «преступления» считается отягощающим обстоятельством. Санкции, предусмотренные за данное преступление советской эпохи, устанавливаются в виде штрафов до 5100 грн., либо в виде 240 часов общественных работ и даже до 1 года исправительных работ.

Новая статья 151-1 Уголовного кодекса также может потенциально применяться в тех случаях, когда выражается всего лишь оценочное суждение. Благодаря Закону №3879 ни один человек не сможет чувствовать себя в безопасности от уголовного преследования за политическую шутку, критику, записи в блоге или статью, «расшаренную» в социальной сети.

Длительное время уголовная ответственность за клевету, которая была отменена в Украине в 2001 г., считалась пережитком советской и ранней постсоветской эпохи. С 2001 г. дела, связанные с клеветой, решались исключительно путем подачи гражданских исков.

Изменения в Уголовный кодекс Украины – введение уголовной ответственности за экстремизм

Закон №3879 с помощью новой статьи 110-1 Уголовного кодекса Украины вводит уголовную ответственность за «экстремистскую деятельность», которая определяется как «производство, хранение для продажи или распространение информации и материалов, содержащих идеи экстремизма и фундаментализма». Такие действия, совершенные с помощи средств массовой информации или сети Интернет, наказываться наложением штрафа или лишением свободы сроком на 3 года в случае повторного нарушения.

Экстремистские материалы определены очень расплывчато, следовательно, их можно интерпретировать очень широко. Кроме того, деятельность, предусмотренная новой статьей об экстремизме, де-факто уже охвачена существующими статьями Уголовного кодекса, например, такой как разжигание ненависти. Таким образом, цель такой «дополнительной защиты» против экстремизма вызывает вопросы.

Существует высокий риск того, что любой критический материал против действующей власти будет классифицироваться как экстремизм и будет уголовно наказуем.

Ожидается, что обе новые статьи 110-1 и 151-1 Уголовного Кодекса будут иметь крайне сдерживающий эффект для профессиональной и любительской интернет-журналистики, и даже для ведения блогов и обмена информацией в социальных сетях.

Изменения в Уголовный кодекс Украины – защита ИТ-инфраструктуры, которая находится в государственной собственности, за счёт подвержения пользователей потенциальной уголовной ответственности

Закон № 3879, среди прочего, вводит три новые статьи в Уголовный кодекс Украины, которые формально предназначены для защиты целостности и работоспособности, государственных веб-сайтов и сетей. Тем не менее, среди них статья 361-3 вызывает больше всего беспокойства.

Статья 361-3 предусматривает уголовную ответственность за «несанкционированное вмешательство в деятельность государственных электронных информационных ресурсов, объектов информации государственной важности и телекоммуникационной инфраструктуры, которые приводят к утечке, утрате, подделке или блокированию информации, искажению процесса обработки или маршрутизации информации». Установлены санкции от 2 до 5 лет лишения свободы с запретом на занятие определенных должностей на срок до 3 лет. Уголовный кодекс под понятием «объекты информации государственной важности и телекоммуникационной инфраструктуры», понимает практически любые информационно-телекоммуникационные системы, нарушение работы которых влияет на любой аспект работы правительства или его органов, в том числе на любые информационные усилия.

Учитывая продолжающиеся гражданские протесты в стране, эти положения, очевидно, направлены на борьбу с широко распространёнными гражданскими протестами в онлайне, которые иногда приобретают форму DDoS-атак на правительственные веб-сайты.

Учитывая суровые штрафы и объективно слабую государственную ИТ-инфраструктуру (время недоступности правительственных веб-сайтов всегда было серьёзной проблемой), на практике это может означать уголовное преследование не только лиц, умышленно участвующих в DDoS-атаках, но и лиц, которые неосознанно способствуют сбою работы из без того слабой государственной ИТ-инфраструктуры путем ее законного использования.

Кроме того, уголовное преследование может также угрожать пользователям Интернета, чьи устройства (персональные компьютеры, мобильные телефоны) были без их ведома заражены троянами и другими вирусами, в результате чего это оборудование стало частью бот-сети, используемой сторонними лицами для проведения DDoS атак на государственные веб-сайты.

Такие изменения, внесенные в Уголовный кодекс, негативно повлияют на возможность и желание населения использовать правительственные ИТ-инфраструктуры или даже сеть Интернет в целом.

Изменения в Закон Украины «Об информационных агентствах» и связанные с ним изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях – государственная регистрация интернет-изданий, закрытие и штрафы за несоблюдение требований

Изменения в Закон Украины «Об информационных агентствах», введенные Законом №3879, устанавливают обязательную государственную регистрацию для осуществления «деятельности информационных агентств» в Интернете. Термин «деятельность информационных агентств» определяется как «сбор, обработка, хранение, подготовка информации для распространения, публикации и распространения информационных продуктов». Очевидно, для обычных интернет-блоггеров или журналистов было предусмотрено небольшое исключение, в котором говорится о том, что подобные действия не являются «деятельностью информационных агентств», если они являются несистематичными, не осуществляются на профессиональной основе и не направлены на предоставление информационных услуг. Конечно же, эффективность этого исключения вызывает обоснованные сомнения.

Учитывая нынешний политический режим, нет никаких сомнений, что деятельность большинства онлайн-СМИ, блоггеров и социальных сетей и т.п., которые критикуют нынешнюю власть, может подпадать под термин «деятельность информационных агентств».

Осуществление «деятельности информационных агентств» в режиме онлайн без государственной регистрации дает Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, право закрыть подобный интернет-ресурс во внесудебном порядке, благодаря ранее упомянутым изменениям в статью 18 Закона Украины «О телекоммуникациях».

Также, соответствующие изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях за «деятельность информационных агентств» без государственной регистрации предусматривают наказание в виде административного штрафа в размере до 17 тыс. грн.

Изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях» – в Закон вводится понятие идентификационной телекоммуникационной карточки («SIM-карта»), и обязательство операторов мобильной связи заключать договор о предоставлении услуг с потребителем.

В связи с введением изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях», касающийся обязательств операторов мобильной связи заключать договор о предоставлении услуг с потребителем, распространилось мнение о том, что «SIM-карты» теперь придется покупать по паспортам. Принятые изменения в Закон предусматривают обязательное заключение договора между оператором и абонентом, а это не тождественно с обязательной идентификацией последнего.

Стоит отметить, что необходимость заключения между абонентом и оператором (провайдером) телекоммуникаций не является новшеством. Так пункт 1 части 2 статьи 63 Закона предусматривает, что заключение договора между оператором (провайдером) телекоммуникаций и абонентом должно происходить в соответствии с основными требованиями к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг. Такие основные требования утверждены решением НКРСИ от 29.11.2012 г. №624, согласно которому операторы (провайдеры) телекоммуникаций могут утверждать формы договоров и разрабатывать условия публичных договоров о предоставлении определенных видов услуг. Такие договоры заключаются на общих условиях в соответствии с законодательством с учетом определенных в нем существенных условий.

Согласно части 1 статьи 639 Гражданского кодекса Украины договор может быть заключен в любой форме, если требования относительно формы договора не установлены законом. Ни Закон Украины «О телекоммуникациях» (как в старой, так и в новой редакции), ни основные требования НКРСИ к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг не содержат указания, что такой договор должен быть заключен в письменной форме (которая предусматривает предоставление потребителем личной информации, в частности, паспортных данных). Более того, в основных требованиях к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг указано, что договор может быть заключен в письменной форме путем оформления единого документа, подписанного сторонами, по желанию потребителя.

Поэтому на практике операторы размещают условия публичного договора на своих сайтах. При этом на стартовом пакете, который содержит «SIM-карту», указано, где можно прочесть полный текст договора. Сам договор считается заключенным в момент, когда покупатель открывает упаковку с «SIM-картой».

Следовательно, предоставлять паспорт и заключать письменный договор с оператором услуг не обязывает пока ни одна из редакций Закона. Обязательная идентификация абонента при покупке «SIM-карты» может быть введена, если только НКРСИ примет новые правила заключения договоров на телеком-услуги.

+610
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

думаю ничего не будет

1) Будет. Даже не сомневайтесь.
2) Спасибо автору за статью.

"изменения в статье 42 Закона Украины «О телекоммуникациях» устанавливают необходимость получения государственной лицензии для предоставления услуги доступа к сети Интернет"

Автор, я что-то упустил в законе? Где Вы прочитали о лицензировании услуги доступа к Интернет?

7. Ліцензуванню підлягають такі види діяльності у сфері телекомунікацій:
1) надання послуг фіксованого телефонного зв'язку з правом технічного обслуговування та експлуатації телекомунікаційних мереж і надання в користування каналів електрозв'язку:
місцевого;
міжміського;
міжнародного;
2) надання послуг фіксованого телефонного зв'язку з використанням безпроводового доступу до телекомунікаційної мережі з правом технічного обслуговування і надання в користування каналів електрозв'язку:
місцевого;
міжміського;
міжнародного;
3) надання послуг рухомого (мобільного) телефонного зв'язку з правом технічного обслуговування та експлуатації телекомунікаційних мереж і надання в користування каналів електрозв'язку;
4) надання послуг з технічного обслуговування та експлуатації телекомунікаційних мереж, мереж ефірного теле- і радіомовлення, проводового радіомовлення та телемереж.

Изменения в Закон Украины «О телекоммуникациях», которые устанавливают лицензирование предоставления услуг доступа к сети Интернет, к сожалению, все-таки предусмотрены, но вступят в силу с 01.05.2014 года. В текущей редакции указанного закона данного положения нет. С 01.05.2014 года ч. 7 ст. 42 указанного закона будет дополнена п. 5, согласно которому лицензированию будет подлежать «предоставление услуг доступа к сети Интернет».

Ok, спасибо

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT