`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

«Юг-Контракт»: «По развитию фоторынка Украина не отстает от Европы»

0 
 

Украинский сегмент цифровых фотокамер остается одним из самых динамичных, что приводит и к активным изменениям на рынке. Для сохранения своих позиций работающим здесь фирмам приходится соответствовать темпам развития индустрии. Об этом, в частности, мы говорили с Николаем Фабро, исполнительным директором компании «Юг-Контракт», которая на протяжении многих лет входит в число ключевых игроков сегмента цифрового фото. А начали мы беседу с обсуждения основных тенденций в этом секторе, а также о том, насколько процессы, происходящие в Украине, соответствуют глобальным.

При всех весьма радужных оценках рынка, на котором мы работаем, начну с не очень позитивной тенденции. Речь идет о замедлении темпов его роста, причем это характерно и для Украины. Во всяком случае у меня нет сомнения в том, что в 2006 г. прирост будет значительно меньшим, чем в прошлом году, ведь если в 2005 г. рынок удвоился, то в нынешнем увеличение продаж не превысит 50% – хотя это больше, чем во многих государствах Азии, Америки и Европы. Кстати, по оценкам ряда экспертов, развитые страны Азии уже прошли период насыщения рынка. В Японии, например, в этом году, по оценкам GfK, будет продано на 7% меньше цифровых компактных камер, чем в 2005 г.

Многие эксперты считают, что в 2005 г. по объемам продаж цифровые камеры превысили пленочные. Будут ли последние окончательно вытеснены с рынка?

«Юг-Контракт» «По развитию фоторынка Украина не отстает от Европы»
Мы изначально делали ставку на рынок цифровой фототехники и старались сосредоточиться на его развитии

Если говорить об объемах продаж в денежном эквиваленте, то здесь, безусловно, лидируют цифровые камеры, но в количественном отношении – впереди по-прежнему пленочные устройства. И, как показывает история развития аналоговых и цифровых аппаратов, окончательного и полного вытеснения первых не произойдет. Если мы обратимся к опыту Западной Европы и Японии, то увидим, что сбыт дешевых пленочных камер резко снизился, тем не менее спрос на них сохраняется и, вероятно, будет существовать еще на протяжении нескольких лет. В Украине объем рынка пленочных фотоаппаратов остается достаточно стабильным. Произойдет ли в 2006 г. падение их продаж? Вероятнее всего, да. По нашим прогнозам, в этом году объемы реализации цифровых и пленочных камер сравняются в количественном выражении, а уже в следующем цифровые устройства выйдут на первое место.

Можно ли утверждать, что по продажам цифровых фотокамер сегодня наиболее динамичным является IT-канал? Как изменилась картина с выходом на этот рынок крупных IT-дистрибьюторов?

Я бы не сказал, что IT-канал в настоящее время самый динамичный. По нашим оценкам, его доля не изменилась и составляет около 20%. Но вообще в последние годы становится все сложнее сегментировать рынок подобным образом. Что значит сегодня работать в IT-канале? Заниматься поставками и продажей компьютеров и комплектующих? Куда отнести супермаркеты электроники, торгующие одновременно фото-, аудио- и видеотехникой, мобильными телефонами, бытовой электроникой, ПК и т. д.? Каким каналом сбыта они являются: IT или AV? Сейчас мы подразумеваем под IT-каналом не столько место продажи, сколько способ организации бизнеса. В IT-сегменте всегда прослеживалась довольно четкая структура бизнеса с наличием нескольких уровней – дистрибьюторы, субдистрибьюторы, реселлеры и т. п. Кстати, эта система не идеальна, но она дала толчок развитию не только IT-рынку, но и смежным с ним секторам. Например, часть компаний, которые занимались оптовыми продажами, ушла в интернет-каналы, другие открыли специализированные розничные магазины и т. д.

Наш принцип – глубокое проникновение на рынок и четко организованная дистрибуция. Я могу ошибаться, но, по моим данным, ни одна компания в Украине не имеет такой сети представительств с локальными складами – у нас их 24. В отличие от IT-дистрибьюторов мы работаем не только с крупными, но и с мелкими и средними клиентами. Да, у нас больше издержки в канале сбыта, но зато выше стабильность. Все это позволяет более тонко чувствовать ситуацию и реагировать на запросы производителей, которых сегодня интересуют не только объемы продаж, но и, скажем, наличие и способ представления товара на прилавках розничных магазинов, обучение продавцов, организация сервиса и многое другое.

А как сейчас распределены продажи цифровых фотокамер по различным каналам?

Сложно дать точные цифры, я подчеркиваю, что нельзя четко определить, где заканчивается один сегмент и начинается другой. Но приблизительная картина такова: доля крупных розничных сетей выросла и сейчас составляет около 40%, на IT-канал, как я уже говорил, приходится где-то 20%, на фотомагазины – примерно 25%, на интернет-продажи – 5%.

Сильно ли выросла конкуренция за последнее время?

«Юг-Контракт» начал заниматься продажами цифровой фототехники практически одновременно со всеми компаниями-конкурентами. Но последние, имея открытый доступ к полному ассортименту продукции, например, таких производителей, как Canon, рассматривали эти товарные группы как второстепенные. Мы же изначально делали ставку на рынок цифровой фототехники и старались сосредоточиться на его развитии. Рост этого сегмента в Украине привел к всплеску продаж и, естественно, повышению интереса и активности со стороны многих фирм, которые также начали расценивать это направление в качестве стратегически важного. Сегодня можно выделить около десяти компаний, серьезно работающих на фоторынке. Активность конкурентов заставляет нас искать новые подходы к клиентам, энергично развиваться и, как результат, сохранять лидерство.

Что сегодня представляет собой рынок недорогих цифровых фотоаппаратов?

Здесь довольно сложная ситуация – прибыльность в сегменте у компаний очень низкая. Несмотря на разнообразие наименований, большинство недорогих моделей являются OEM-продуктами, т. е. выпускаются на одних и тех же заводах под разными торговыми марками и потому лишь незначительно отличаются по дизайну или программной прошивке. Под давлением огромной массы дешевых OEM-аппаратов китайской разработки именитые игроки терпят серьезные убытки.

На рынке цифровой техники очень важны электронные компоненты, а не только многолетний опыт изготовления оптики. Компании, которые традиционно сильны в разработке электроники, сегодня имеют больше шансов на выживание, однако им приходится искать альянсы с производителями оптики. Ну а те, в свою очередь, делают основные ставки на зеркальные аппараты и полупрофессиональные, обладающие какими-то уникальными функциями, универсальные модели с несменными объективами. Другими словами, концентрируются на тех сегментах, где невозможно добиться успеха только за счет высококлассной электроники.

Успех на рынке цифровой фототехники зависит во многом и от того, насколько производитель способен спрогнозировать предпочтения потребителей. Например, три года назад никому и в голову не приходило, что будут пользоваться повышенным спросом тонкие стильные фотокамеры с большими мониторами. Практически монополистом в этом сегменте была Casio. Теперь такие устройства выпускают все, и они очень популярны. Есть и неудачные эксперименты, например аппараты с функциями Wi-Fi, которые оказались не востребованы рынком.

Не планирует ли «Юг-Контракт» выводить на украинский рынок свой собственный бренд?

Скажем так, этот вопрос рассматривается. Если ориентироваться на Европу, то доля камер noname там очень большая, украинский рынок также имеет огромный потенциал, хотя исторически в Украине и странах Восточной Европы высок спрос на модели мировых брендов. Это связано с периодом дефицита импортных товаров в 80-е и 90-е годы прошлого столетия, который еще хорошо помнит взрослое поколение. Известная марка – это не только гарантия качества, но и показатель престижа и благосостояния. Молодежь более свободна в выборе и легче отдает предпочтение недорогим устройствам пусть и малоизвестных фирм, но с хорошей функциональностью. Этим пользуются многие OEM-производители не только на рынке цифровой фотоаппаратуры, но и в сегменте мобильных телефонов, портативной аудиотехники.

Как вы считаете, вытеснят ли камерафоны фотоаппараты нижнего ценового диапазона?

Думаю, что да. Давайте проанализируем динамику средней розничной цены на недорогие модели фотоаппаратов за прошлый год – она снизилась не более чем на 10%. Да, в пользу цифровых «мыльниц» пока еще говорят более высокая функциональность и качество снимков – однако разрыв между ними и камерафонами сокращается чуть ли не каждый день. В Японии и Корее, например, уже продаются телефоны со встроенной камерой с оптическим зумом. Камерафон – это идеальный вариант «фотоаппарата на каждый день». Он всегда при вас и поэтому позволяет ловить сюжеты, которые владелец обычного аппарата почти наверняка пропустит. Кроме того, камерафон идеально подходит на роль записной книжки – с его помощью удобно делать «заметки на память», снимая, например, расписание поездов, схему проезда по городу и т. д. По статистике только 7–8% проданных в Японии в III квартале телефонов не имели камер, 57% были со встроенной камерой с разрешением 1–2 Мп и более 20% – 2–3 Мп. А ведь уже на подходе аппараты с разрешением 5 и даже 10 Мп.

Мы тоже рассматриваем возможность выхода на этот рынок – он очень перспективный, но и крайне сложный.

Какова сегодня роль мерчандайзинга в продаже цифровых камер?

Учитывая колоссальное многообразие цифровых камер, похожих как по дизайну, так и по функциям, очень важно привлечь внимание потенциального покупателя к тому или иному товару. Кроме того, сам продавец должен обладать достаточно высоким уровнем знаний о продукте, о рынке, о пользовательских интересах. Поэтому мы постоянно стараемся проводить тренинги для продавцов и закупщиков, чтобы они могли разбираться не только в цифровых аппаратах, но и в смежных товарах, например картах памяти.

Под мерчандайзингом в широком смысле слова мы понимаем маркетинг в розничной торговле, поэтому делимся своими знаниями и опытом, строим по-настоящему партнерские отношения с клиентами. Именно для этих целей в прошлом году проводилась серия выездных конференций «Цифровой десант», семинары которых в общей сложности посетило 580 специалистов, а выставку – до 5 тыс. человек. Мы получили хорошие отклики участников, а также увидели заинтересованность всех ведущих производителей в «Цифровом десанте – весна 2006», и уже сейчас верстается программа этого мероприятия.

Каковы основные причины дефицита цифровых фотокамер в период прошлогоднего сезона рождественских продаж?

Такая картина была характерна практически для всей Европы и связана с тем, что в начале лета 2005 г. во многих странах наблюдался необычный для данного сезона спад продаж. Производители отреагировали на это оперативным сокращением годовых планов производства, однако тенденция оказалась временной: к осени спрос увеличился, а вендоры уже не смогли выпустить необходимого количества камер. Кстати, в странах Восточной Европы дефицит был весьма значительным.

Давайте немного поговорим о регионах. Действует ли там принцип «чем дешевле – тем лучше»?

В Украине нет существенных различий в спросе на цифровую технику в регионах и в столице – есть лишь разница в объемах рынка. Эта техника хорошо продается пока только в крупных городах. Основные факторы, определяющие структуру спроса, – уровень доходов населения, предпочтения покупателей и собственно продавцов розничных магазинов.

В регионах, где средний класс представлен слабее, чем в Киеве, безусловно, больше покупают бюджетные камеры. Но интерес к стильным, полупрофессиональным устройствам с широкой функциональностью, а также «зеркалкам» более-менее равномерно ощущается по всей Украине. Правда, нужно отметить, что, как это ни странно, спрос на новинки в регионах всегда выше, чем в Киеве.

Какие камеры сегодня можно отнести к категории основного спроса?

Здесь уместно говорить лишь о тенденциях. В целом Украина не отстает от Европы: в последнее время повысился спрос на компактные стильные аппараты, цифровые зеркальные камеры (кстати, в этом году мы ожидаем увеличения их продаж в четыре раза).

Зеркальная камера сейчас многим представляется как панацея от всех бед, как чудо-аппарат, позволяющий получать качественные изображения в любых условиях. Так ли это на самом деле и чем обусловлена мода на них?

Когда-то зеркальные камеры были доступны только профессионалам, использующим их как средство производства. Появление бюджетных «зеркалок» с практически идентичной функциональностью, как и у дорогих профессиональных моделей, сформировало новый потребительский сегмент. Подобные камеры стали доступны более широкому кругу покупателей, в частности людям, увлекающимся фотографией. Безусловно, цифровые зеркальные аппараты имеют ряд неоспоримых преимуществ, таких как отсутствие задержки затвора, возможность использования существующего парка объективов от пленочных камер (если они, конечно, имеются) и т. д. Однако не следует забывать и о множестве недостатков подобных устройств. Во-первых, оптика, предлагаемая в «китовых» наборах, зачастую весьма посредственная и позволяет вести съемку лишь в сравнительно небольшом диапазоне фокусных расстояний. Во-вторых, при смене объективов неизбежно попадание пыли на матрицу, что со временем приводит к ухудшению изображения. В-третьих, зеркальные камеры, как правило, не оснащаются поворотными дисплеями-видоискателями. В четвертых, для обеспечения макрорежима, столь популярного в цифровых аппаратах с несменной оптикой, понадобится отдельный и зачастую весьма дорогостоящий объектив. Но несмотря на все вышеперечисленное необходимо отметить одно, на мой взгляд, самое главное достоинство – цифровая SLR-камера дает ее владельцу возможность максимально проявить свои творческие способности. И в 2006 г. мы ожидаем, что в нашей стране мода на «зеркалки» перерастет в настоящий бум.

Что вы можете сказать по поводу сегмента цифровых видеокамер?

Раньше камкордеры продавались в магазинах бытовой электроники. Однако в последние годы ситуация изменилась, и этот сегмент стал более упорядоченным. Сегодня украинский потребитель получил возможность покупать видеокамеры не только во всех супермаркетах, торгующих электроникой, но и в фотомагазинах. Данный рынок развивается весьма динамично, в нынешнем году мы прогнозируем прирост продаж на уровне 40–50%. Устройства стандарта MiniDV остаются весьма востребованными и, по нашим оценкам, к концу 2006 г. займут 65% рынка. Тем не менее у ряда производителей четко прослеживается тенденция к смещению акцентов в сторону DVD- и HDD-камер. Что касается моделей, пишущих видео только на флэш-носители, то они, увы, не обрели ожидаемой популярности. Сегодня конкуренция в секторе видеокамер обострена как никогда – идет война технологий. Причем, как показывает практика, знания пользователей об этих технологиях недостаточны. Поэтому, как мне кажется, основная задача вендоров – популяризация преимуществ новых разработок, однако в Украине она практически не проводится.

Как результат, на витринах супермаркетов электроники часто отсутствуют новые модели либо рядом с новинками выставлены морально устаревшие устройства по более высокой цене.

«Юг-Контракт» «По развитию фоторынка Украина не отстает от Европы»
Многие магазины не желают продавать камеры старых линеек себе в убыток и надеются реализовать их по более высокой цене, пользуясь низкой информированностью населения

Подобные ситуации иногда возникают при смене модельных рядов, а также из-за нестабильности поставок. Первая причина обусловлена только дефицитом техники. Вторая связана с тем, что циклы выхода новых моделей короче, чем «сроки жизни» видеокамеры в рознице. Многие магазины не желают продавать камеры старых линеек себе в убыток и надеются реализовать их по более высокой цене, пользуясь низкой информированностью населения. К тому же неудовлетворительным остается уровень подготовки управляющих ассортиментом, менеджеров и продавцов.

Как в «Юг-Контракте» развиваются смежные направления – аксессуары, флэш-карты, цифровое аудио?

Мы не так давно начали активно заниматься цифровой видеотехникой и портативным аудио, и могу сказать, что темпы развития этих направлений в нашей компании впечатляют. Например, раньше мы полагали, что все ниши на рынке портативной видеотехники заняты, ведь ею традиционно торговали крупные розничные сети, однако это оказалось не так. Мы как дистрибьюторская компания выигрываем за счет лучшей логистики, качественного планирования ассортимента и широкой дистрибуции.

Значительные изменения происходят в секторе портативного аудио. Рынок CD-проигрывателей уже вошел в фазу насыщения, а вот сегмент MP3-плееров сейчас переживает стадию бурного роста. И хотя сегодня здесь доминируют корейские компании – Samsung, iRiver, LG – есть масса предпосылок к переменам. Во-первых, начиная с нынешнего года ряд крупных корпораций, например Sony, Panasonic, не уделявших до сих пор этим продуктам большого внимания, выделили MP3-флэш-плееры в отдельные бизнес-направления с собственными бюджетами. Во-вторых, появляется немало недорогой noname-продукции с развитыми функциями. И наконец, в-третьих, свои линейки MP3-плееров выпустили многие производители карт памяти. Кто будет лидером на этом рынке завтра – пока прогнозировать сложно, но нам, как дистрибьюторам, эта тема очень интересна.

Что касается рынка карт памяти в Украине, то в наших поставках наибольшие объемы приходятся на Olympus xD-Card – это объясняется высокой популярностью фотокамер данного производителя в Украине. Однако вследствие бурного роста продаж карт памяти для мобильных телефонов – MMC, MMCmobile, microSD, miniSD и MemoryStick Duo – доля xD-Card будет уменьшаться. Не менее интересен продукт flash drive.

Аксессуары к фото и видеокамерам – более сложная товарная группа и в то же время очень важная для обеспечения полноценного сервиса для конечного покупателя. Отсутствие на рынке оригинальных аккумуляторов, кабелей, док-станций может существенно снижать спрос. Здесь многое зависит от успешного сотрудничества дистрибьютора и производителя, причем на первом месте стоит заинтересованность последнего.

А что можно сказать по поводу цифровых лабораторий?

Это довольно специфические продукты, и прогнозировать объемы их продаж очень сложно, особенно в нашей стране. Во-первых, сегодня мы живем в эпоху перехода от пленки к цифре, и предсказать, как поведет себя основная масса владельцев цифровых аппаратов в том или ином регионе, практически невозможно. Во-вторых, на успех этого бизнеса заметно влияют социальные и экономические факторы. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в эту сферу приходят новые люди, начинающие свой бизнес с нуля. Многие также проводят диверсификацию бизнеса либо добавляют дополнительные сервисы к уже существующим.

Раньше это было высокорентабельным и весьма прибыльным делом. На ваш взгляд, сегодня риски у владельцев минилабов более высокие?

«Юг-Контракт» «По развитию фоторынка Украина не отстает от Европы»
Судя по количеству потребления бумаги, объемы печати в Украине растут примерно на 10% в год. Причем увеличивается число заказов именно на цифровую печать, при этом падение объемов аналоговой весьма незначительно

Тут очень важно правильно организовать бизнес. Сейчас больше прибыли имеют те компании, которые обеспечивают дополнительные услуги, – печать на кружках, футболках, изготовление эксклюзивных альбомов и т. п. Судя по количеству потребления бумаги, объемы печати в Украине растут примерно на 10% в год. Причем увеличивается число заказов именно на цифровую печать, при этом падение объемов аналоговой весьма незначительно.

Стоит отметить еще одну тенденцию: постепенно возвращаются «домашние фотолаборатории». Раньше ведь все, кто мало-мальски разбирался в фотоделе, печатали снимки дома – старшее поколение отлично помнит фотоувеличители, пакетики фиксажа и проявителя в каждом фотомагазине. Сегодня же почти все печатается в лабораториях. С одной стороны, это удобно, с другой – у потребителя практически нет выбора, поскольку качественное фотоизображение можно получить только там. Мы ожидаем усиления конкуренции на рынке фотофинишинга за счет бурного роста сегмента термосублимационных принтеров для домашней печати. Борьба за потребителя будет побуждать производителей к организации специальных кампаний по информированию покупателей о возможностях печати с цифровых носителей.

Как в этом контексте выглядят перспективы фотокиосков?

В том, что это направление имеет большое будущее, у меня нет никаких сомнений. Но пока для нашей страны такой вид сервиса является новым, хотя он соответствует мировым тенденциям: покупателю предоставляется больше точек продаж, где можно что-либо купить без участия продавца – это удобно, быстро, конфиденциально. Основными местами, где будут установлены такие системы, должны стать отели, вокзалы, супермаркеты. Однако в настоящее время украинцы к такому виду сервиса еще не готовы, чем и обусловлена малая степень его проникновения на отечественный рынок. Существенную роль также играет разница в цене на цифровой отпечаток и полученный традиционным, «мокрым» способом.

А каковы перспективы развития в Украине печати через Интернет?

В Европе этот сервис очень популярен, но у нас, увы, в силу слабого уровня пользования населения Сетью, особенно в регионах, остается лишь в разряде перспективных. Но я полагаю, что в будущем можно ожидать бурного развития и этого сегмента.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT