`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

YouTube ушел за 1,65 млрд долл.

Статья опубликована в №39 (558) от 17 октября

0 
 

За последние полмесяца появилось много слухов и пересудов на тему приобретения ресурса YouTube, который буквально за год стал сверхпопулярным и одним из наиболее посещаемых в Сети. Причем среди покупателей-кандидатов назывались самые разные компании – MSN, News Corp., Yahoo!, Viacom. Но за неделю до сделки в этом ряду все чаще стала мелькать Google. И вот 9 октября подробности покупки стали окончательно известны.

Впрочем, накануне объявления называлась даже точная сумма сделки – 1,65 млрд долл., да и последние сомнения в том, что за ней будет стоять именно Google, практически исчезли. О соглашении было объявлено в Сан-Франциско, а для покупателя данное приобретение стало самым дорогим в его истории. За несколько дней до официального сообщения о покупке, когда слухи достигли апогея, стоимость одной акции Google выросла на $8,5 – до $429. В результате капитализация компании увеличилась на 6 млрд долл., так что сделка для нее оказалась весьма выгодной.

Что касается YouTube, штат которой не превышает сегодня 70 человек, то ее руководство еще в августе заявляло, что не планирует ни выходить на биржу с помощью IPO, ни искать покупателя для продажи компании полностью. YouTube действительно стала феноменально успешной в считаные месяцы. Хотя сама она была образована в мае 2005 г., сервис фактически был запущен только в декабре. Его основатели – Чед Харли (Chad Hurley), Джауд Карим (Jawed Karim) и Стив Чен (Steve Chen), кстати, все трое на тот момент были сотрудниками PayPal, задались целью предоставить пользователям максимально удобный и функциональный сервис, который позволил бы обмениваться самыми разными видеоматериалами – от новостей и эпизодов сериалов до домашней съемки.

Идея пришла после того, как будущие партнеры захотели выложить для друзей снятое Стивом Ченом видео и обнаружили, что во всем Интернете нет бесплатного сервиса для быстрой публикации любительских роликов. Впрочем, несмотря на неосвоенную нишу, первые месяцы развития YouTube особого интереса у многомиллионной армии Web-пользователей не вызывали. В какой-то момент показалось, что этот сервис – еще одна весьма неплохая идея, обогнавшая время, но ей так и суждено остаться в зачаточном виде. Однако в один из февральских уикендов 2006 г. кто-то из пользователей YouTube выложил клип Lazy Sunday из шоу Saturday Night Live, которое демонстрируется на NBC. В течение буквально нескольких дней ролик просмотрело около 5 млн человек, и ресурс моментально стал всемирно известным. Клип по просьбе телекомпании, конечно, убрали, но интерес к YouTube даже после этого не угас: началась массовая регистрация желающих поделиться роликами с окружающим миром.

Стоит отметить, что практически с самого начала YouTube получил финансовую поддержку от известного венчурного фонда Sequoia Capital, который в свое время приложил руку к старту Cisco, Oracle, да и Yahoo! с Google не обошлись без его инвестиций. Sequoia вложила в проект 3,5 млн долл. (получив за это, по некоторым данным, пакет акций в 30%), плюс еще около 4 млн добавил Ролоф Бота (Roelof Botha), бывший финансовый директор PayPal. А деньги ресурсу требовались немалые, особенно после того, как на него повалили толпы пользователей и миллионы желающих посмотреть их видео. По разным оценкам, только на хостинг и каналы связи YouTube приходится тратить в месяц около 1 млн долл.

На сегодняшний день YouTube имеет около 73 млн пользователей, причем ежедневно загружается 65 тыс. новых видеоклипов, а просматривается – более 100 млн. Меньше чем за год существования еще ни один стартап за всю историю Сети не добивался такого результата. Что уж говорить, если даже глава Google Эрик Шмидт (Eric Schmidt) на конференции по поводу объявления сделки не удержался от высокопарных слов и назвал приобретаемую компанию и ее сервис, ни много ни мало, следующим шагом эволюции Интернета.

Google намерена сохранить YouTube как отдельное подразделение с тем же брендом, развивая при этом свой видеосервис Video. Сумма сделки для годовалого стартапа кажется невероятной, но учитывая количество пользователей ресурса (по мнению сторонних наблюдателей, в пересчете каждый обошелся Google в $32), это не так уж много. Согласно данным агентства Hitwise, в сегменте видеосервисов первая тройка расположилась следующим образом: на долю YouTube приходится 46% трафика, у MySpace – 23%, а у Google Video всего 10%.

Стоит также обратить внимание, что поглощение YouTube произошло путем обмена акций, хотя у Google, по некоторым оценкам, имеется около 9,8 млрд долл. свободных наличных. С одной стороны, акционеры YouTube получили возможность приобщиться к растущим как на дрожжах акциям крупнейшего в мире поисковика, но при этом и все колебания котировок Google скажутся на доходах основателей YouTube. Такое разделение рисков говорит о том, что хотя Эрик Шмидт и считает YouTube революционным проектом, вопрос:«Пришло ли время этой революции?» для него все же не закрыт.

Действительно, рынок сегодня переживает переломный момент в использовании Интернета как рекламной среды и перераспределения бюджетов между телевидением и Web в пользу последнего. В этот период ограничиваться лишь баннерами большие игроки не захотят, и площадки для показа традиционных рекламных видеороликов с применением схем расчета стоимости и таргетинга, принятых в Интернете, становятся все более актуальными. А площадка YouTube для этого – просто идеальна.

У многих наблюдателей тем не менее возникает масса вопросов к нынешнему наполнению YouTube, где львиная доля материалов размещается с нарушением авторских прав, ведь в свое время именно это погубило столь популярный Napster. Мало того, небезызвестный Марк Кьюбан (Mark Cuban), создавший в свое время сайт обмена видео Broadcast.com и продавший его Yahoo!, в открытую назвал YouTube «бизнесом, основанным на пиратстве». Кроме того, ветеран доткомов недоумевает, зачем интернет-гиганту понадобилось покупать YouTube. Если вспомнить договор между Google и MySpace, в соответствии с которым первая обеспечивает поисковые возможности социальной сети, а в обмен получает право использовать ее как рекламную площадку, отчисляя ее владельцам средства от продажи показов, делать это, по его мнению, вовсе необязательно, особенно учитывая возможные юридические проблемы.

Однако представители YouTube не устают повторять, что компания сама активно разрабатывает инструменты, которые в будущем позволят следить за соблюдением авторских прав. В частности, практически на следующий день после анонса сделки с Google YouTube объявила о соглашении с Vivendi Universal Music, Sony BMG и телеканалом CBS, согласно которому последние разместят свой контент на ее ресурсах в обмен на долю прибыли от рекламы.

Лавры YouTube, похоже, не дают покоя многим и в русскоязычной части Интернета. Так, российская Mail.ru запустила 11 октября свой проект в этой области – видеохостинг. Представители компании заявили, что в первый месяц Видео@Мail.ru посетит более 1 млн человек.

Напомним также, что в прошлом году медиамагнат Руперт Мердок (Rupert Murdoch), которому принадлежит News Corp., купил за 580 млн долл. социальную сеть MySpace. И говорить о том, что Интернет стоит на пороге очередного бума доткомов, начали именно после этого. Покупка YouTube – еще одно тому подтверждение. Кроме того, ходят слухи, что Yahoo! ведет переговоры о приобретении студенческой социальной сети Facebook за 1 млрд долл.

Все это весьма напоминает конец 90-х годов прошлого века, когда в Силиконовой Долине венчурные компании ежедневно оперировали суммами в 1,5–2 млрд долл. Правда, были сделки и покрупнее: Terra, например, приобрела Lycos за 12,5 млрд долл., а @Home поглотил Excite за 7,2 млрд долл. Посмотрим, чем закончится очередной бум, но очевидно, что наука 6-летней давности, когда доткомы стали лопаться как мыльные пузыри, не прошла даром, и сегодня все покупки совершаются намного осторожнее.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT