`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Wortmann – 20 лет на рынке IT

Статья опубликована в №48 (567) от 19 декабря

+11
голос

Компания Wortmann работает на нашем рынке всего три года, хотя недавно она уже успела отметить свое двадцатилетие. Нам удалось побывать на этом юбилее и увидеть собственными глазами, как все устроено.

Компанию Wortmann можно по праву назвать феноменом немецкой IТ-индустрии. Эта фирма выросла до столь значительных размеров, по большому счету, лишь на локальных заказах и долгое время работала исключительно на рынок Германии. Кроме того, сегодня это единственный из оставшихся крупных европейских производителей, имеющих сборочные линии на континенте.

Wortmann – 20 лет на рынке IT

И хотя Wortmann уже давно переросла масштабы Германии – ее суммарный оборот в этом году (включая все подразделения, а их свыше 20) составит более 700 млн евро, а бизнес ведется во многих европейских странах, компания сохраняет, по сути, формат и дух маленького семейного предприятия. А когда попадаешь в ее штаб-квартиру в городке (а скорее даже в деревне) Хуллхорст (Hullhorst), земля Северный Рейн-Вестфалия, еще больше утверждаешься в этой мысли.

Предприятие, занимающее почти 20 000 м², расположено в весьма живописной местности, по сути, в окружении полей, и тот ритм, в котором оно работает, создает впечатление полной идиллии.

Wortmann – 20 лет на рынке IT
Зигберт Вортманн приветствует собравшихся на прием по случаю 20-летия компании

Основатель, владелец и бессменный глава компании Wortmann – Зигберт Вортманн (Siegbert Wortmann). Интересно, что дословно его фамилию с немецкого можно перевести как «человек слова» или, иначе, «откровенный и простой в общении». И это описание очень точно характеризует главу немецкой IТ-фирмы, он действительно очень прост в жизни, ездит не как подобает его статусу – на Porsche или Ferrari, а на обычном седане Chrysler, ходит без охраны, его очень часто можно застать в цеху предприятия или на складе. Дверь в кабинет г-н Вортманна, когда он в офисе, всегда открыта – это признак того, что в данный момент он на работе, а не в отъезде. По установленному правилу любой служащий компании в течение дня может попасть к нему на встречу и обсудить возникшие вопросы. Вортманн знает по имени всех своих сотрудников, их около трехсот только в Wortmann AG (которая занимается производством ПК и ноутбуков, а также дистрибуцией). Интересно, что персонал набирается из ближайшей округи, все сотрудники живут не более чем в 15 км от завода, Зигберт Вортманн лично проводит собеседование с каждым при приеме на работу.

Когда я пытался узнать больше об основателе этой пусть и небольшой, но IТ-империи, мне сообщили, что Вортманн не любит распространяться на эту тему и на фирме даже нет официально утвержденной биографии. Как удалось выяснить, г-ну Вортманну 51 год, он родился в том же городке Хуллхорст, где и основал впоследствии компанию. Получил образование финансиста и в самом начале своей карьеры несколько лет проработал в банке. Как гласит «легенда», в IТ-отрасль его привел случай – на заре проникновения ПК в офисы в банке, где он трудился, возникла проблема с покупкой дискет, он вызвался ее решить. Оказалось, что спрос на эти продукты весьма высок не только в той организации, где работал Вортманн, и они вместе с напарником создали небольшой бизнес по поставкам компьютерных и офисных товаров. По ходу выяснилось, что и сами по себе персональные компьютеры – весьма ходовой товар, и можно вполне организовать их сборку собственными силами.

Середина 80-х была именно тем временем, когда, по сути, зарождалась индустрия ПК, и среди прочих новичков в ней оказалась и компания Wortmann AG. Фирма, основанная Зигбертом Вортманном, не ставила задачу сразу же вырваться в лидеры рынка и в первые годы своего развития демонстрировала, может быть, не столь значительные темпы роста, как многие конкуренты, однако из той когорты немецких IТ-фирм сегодня остались считаные единицы.

Wortmann – 20 лет на рынке IT
Фарид Ахмад (Farid Ahmad), менеджер Wortmann AG в странах EMEA, демонстрирует специальное решение для школьных классов

В чем же кроется успех компании Wortmann? Как ей удалось не просто выжить на этом конкурентном рынке, а превратиться в одного из крупнейших европейских игроков и сохранить масштабное производство, отказавшись от искушения перенести все в Юго-Восточную Азию? Зигберт Вортманн считает, что секрет успеха прост – нужно быть последовательным и не пытаться сразу добиться всего. По его мнению, даже рост показателей развития компании, скажем, в 30% на протяжении нескольких лет может потом иметь весьма негативные для нее последствия. Поскольку это требует больших ресурсов и серьезной мобилизации, а такое не может длиться долго, в какой-то момент просто-напросто наступит истощение. Если компания строит долгосрочную стратегию развития, рост должен составлять в среднем около 10%, в крайнем случае не более 15%.

Том Кникер (Thomas Knicker), также один из основателей компании и ее нынешний вице-президент, является во многом полной противоположностью Зигберту Вортманну. Он весьма строг даже внешне, решителен в своих действиях, что чувствуется и в общении. Среди основных задач г-на Кникера – глобальные закупки, выработка стратегии технологического развития, и, кроме того, он отвечает за крупные контракты. Говорят, что именно его заслуга в получении Wortmann заказов от таких крупных структур, как Deutsche Telekom, Miele, Volkswagen, T-Mobile. На все тот же вопрос насчет успеха Том Кникер ответил, что это полностью заслуга Зигберта, и с подобными вопросами лучше обращаться к нему. Может быть, в том, что компанией руководят два совершенно разных по характеру человека, в чем-то дополняющих друг друга, также кроется причина многолетнего успеха их предприятия.

Но отойдем от психологических аспектов, в которых непосвященному разобраться весьма сложно, и обратимся к базису, составляющему сегодня основу компании Wortmann – ее заводу. Тут стоит отметить, что первый цех, площадью 4000 м2, был построен в 1992 г. В настоящее время производственные и складские помещения занимают 15 000 м2. Конечно, наших читателей сборочным цехом вряд ли удивишь, подобное реализовано у многих украинских компаний. А вот сама организация работы, возможно, будет интересна.

Wortmann – 20 лет на рынке IT
Один из уголков цеха, где собирают ноутбуки

На производстве в Хуллхорсте, включая все департаменты, задействовано около 150 человек, из них около ста заняты собственно в сборочном процессе. Работа начинается в семь утра (как и на многих немецких предприятиях) и заканчивается в 16:00. Интересно, что по пятницам (тут на ум приходят старые добрые времена) рабочий день сокращенный – он длится до 13:00. При этом даже в пиковые моменты, когда приходит очень много заказов, все организовано так, что график не нарушается ни на минуту, задержек на работе и авральных смен нет. Обеденных перерыва два – один 15 минут, второй – полчаса. Собственной столовой на заводе нет, но в холле стоят специальные автоматы, продающие бутерброды и различные снеки, кроме того, еду можно заказать из ближайших ресторанчиков или фаст-фудов. Средняя зарплата рабочего, занятого на сборке, составляет около 2000 евро, что по местным меркам весьма неплохо. К рождеству начисляется дополнительная выплата в размере около тысячи евро, не правда ли, чем-то очень похоже на тринадцатую зарплату советских времен? Сотрудник, в течение года проработавший без больничных, дополнительно получает еще 500 евро, таким образом, еще и стимулируется здоровый образ жизни. Денежных штрафов за брак и нарушения дисциплины нет, упор делается на общение и попытку разобраться, чем вызван инцидент.

Wortmann – 20 лет на рынке IT
Wortmann – 20 лет на рынке IT
В группу компаний Wortmann входит фирма Roda, производитель «защищенных» ноутбуков, КПК и мониторов, а также разработчик специализированного ПО для медицины Medical

Работать у Вортманна по местным меркам очень почетно и доходно. При объявлении вакансии конкурс составляет 34–36 человек на место, что говорит само за себя. При заводе имеются специальные курсы, на которых обучается около 30 человек в год, и, как правило, после их окончания 5–6 из них получают работу на фирме.

Есть сборка серийная, есть под заказы, принимаемые на сайте компании и по телефону. При разработке серийной модели первые образцы тестируются несколько суток в барокамере, а затем тест каждого продукта проводится в два этапа – в процессе сборки, когда подключаются некоторые важные компоненты, и целиком, когда система уже готова.

В день на этой площадке собирается в среднем около 50 серверов, 600 десктопов и 200 ноутбуков.

За техпроцессами и технологией производства следит специальная группа из четырех человек, которая постоянно вносит какие-то поправки и улучшения.

Далее техника поступает на склад, откуда уходит к заказчикам не только Германии, но и Франции, стран Бенилюкса, Австрии, Испании, Польши и Украины.

Особое внимание в Wortmann уделяется сервису, на большинство продуктов дается пятилетняя гарантия. Этим направлением занимается специальное подразделение, в частности, оно обеспечивает и оперативный сервис по всей Германии.

Wortmann – 20 лет на рынке IT
Экспозиция Wortmann на юбилейной выставке

Во время празднования 20-летия компании была проведена и традиционная специальная выставка для партнеров и клиентов. Кстати, несколько лет назад Wortmann отказалась от участия в выставке CeBIT, на которой представляла свою продукцию начиная с 1989 г. На вопрос, почему это произошло, прозвучал ответ, что на данном этапе значительно эффективнее тратить миллион евро (а именно во столько обходилось участие в ганноверском шоу) на специальные мероприятия. Кроме того, было сказано, что в Германии компания уже известна настолько, что острой необходимости в дополнительной рекламе на CeBIT у нее нет. Одним словом, теперь Wortmann проводит свои выставки, собирая партнеров (в нынешнем году их было около 40) и демонстрируя последние новинки собственного производства.

Когда я спросил у руководителей Wortmann о планах, получил, в общем-то, весьма прогнозируемый ответ: «Мы не стремимся обогнать индустрию и быть в чем-то первыми. Наша задача – сохранить тот темп развития, который мы выдерживаем вот уже 20 лет», – заявил Зигберт Вортманн. Хотя можно смело утверждать, что во многом компания Wortmann остается первой и единственной, по меньшей мере в Германии.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT