`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Windows SideShow: технологичная игрушка или нечто большее?

Статья опубликована в №10 (578) от 13 марта

0 
 

Выход Windows Vista с ее нетривиальным интерфейсом принес пользователям множество новых технологий, полезных функций и просто оригинальных и красивых решений. Windows SideShow - одно из таких новшеств, представляющее собой платформу для встраиваемых дополнительных экранов (aux displays) небольшого размера и разработки приложений для них. В скором будущем подобные элементы можно будет увидеть не только в ноутбуках, но и в других устройствах - клавиатурах, MP3-плеерах, мобильных телефонах, КПК и даже настольных ПК.

Windows SideShow технологичная игрушка или нечто большее?
Windows SideShow технологичная игрушка или нечто большее?
ASUS W5fe - первый ноутбук с дополнительным дисплеем

Прежде чем рассматривать технологию SideShow, стоит сперва разобраться с понятием "гэджет" (gadget) - он же "виджет" (widget) в терминологии Apple. Кстати, в русскоязычной версии Windows Vista это слово переведено как "мини-приложение", что, на наш взгляд, не полностью отражает вкладываемый в него смысл.

Итак, эти странные для нашего уха термины в данном случае означают небольшое приложение, выполняющее какую-либо функцию (чаще всего единственную), написанное обычно на высокоуровневом языке разметки страниц (либо скриптовом) и выполняющееся с помощью хост-приложения, называемого gadgets (widgets) engine.

По-видимому, нет смысла пытаться убедить читателей, что появление в Windows Vista соответствующего движка Microsoft Gadgets с его Simple Content Format (SCF) и панели Windows Sidebar никак не связано с widgets-функциональностью Mac OS X, так как этот факт довольно очевиден. Однако, как и положено талантливым разработчикам, вдохновившись красивой концепцией и ее реализацией у конкурента, программисты Microsoft пошли несколько дальше Apple, не став ограничивать область применения гэджетов исключительно Рабочим столом и интернет-сайтами. Таким образом, платформа Windows SideShow стала логическим развитием идеи гэджетов - на этот раз аппаратно-независимых.

Первый SideShow-ноутбук

Новейший 12-дюймовый ASUS W5fe, оснащенный по последнему слову техники (Core 2 Duo T7400, ОЗУ 1536 MB, Windows Vista) - первый попавший в нашу Тестовую лабораторию ноутбук с дополнительным SideShow-дисплеем (и, наверняка, не последний). Крышка его экрана стала толще, чтобы вместить в себя необходимую электронику, но за счет удачного дизайнерского решения это практически незаметно, и в итоге внешне модель получилась весьма привлекательной. Особенно если включить красочный вспомогательный 2,8-дюймовый ЖК-дисплей (с разрешением 320×240) - так как подобные устройства еще некоторое время будут в диковинку, усиленное внимание покупателей ему точно обеспечено.

Навигация и управление главным меню SideShow осуществляются с помощью кнопок Menu, Back, Enter и четырехпозиционного joypad. По умолчанию здесь доступны два установленных на ПК гэджета: Windows Media Player и Windows Mail; есть также несколько встроенных, таких как слайд-шоу, проигрыватель музыкальных файлов, отображение состояния ПК и экран "Добро пожаловать в Windows SideShow", предлагающий краткую справку. В последней версии Microsoft Office появятся еще несколько, однако описывать работу каждого из них нецелесообразно, так как уже сейчас имеется немало доступных для выбора и загрузки гэджетов, и в ближайшее время их количество наверняка вырастет на порядки - в этом, собственно, и соль всей концепции.

Компьютер... в компьютере!

Windows SideShow технологичная игрушка или нечто большее?
Управление компьютером SideShow осуществляется с помощью нескольких клавиш, среди которых есть и Reset

На наш взгляд, гораздо интереснее другое - каким образом все это реализовано, и что же представляет собой такой ЖК-экранчик с технической точки зрения. И здесь начинаются неожиданности - оказывается, устройство SideShow является... полноценным автономным компьютером! Взгляните на характеристики установленной в ASUS W5fe системы под названием Preface, производимой компанией PortalPlayer (приобретена NVIDIA) - двухъядерный CPU PP5024 (ARM7), 32 МВ SDRAM, 1 GB флэш-памяти, поддержка дисплеев типа TFT или STN в разрешениях QVGA и QCIF+ с глубиной цвета 16 бит, интерфейс USB 2.0. Подобные устройства уже давно нашли свое место в портативных медиаплеерах - например, системы PortalPlayer PP5002, PP5003, PP5020, PP5021 и PP5022 используются в различных поколениях и версиях Apple iPod, а аналогичная PP5024 - в популярном в последнее время SanDisk Sansa e200.

Таким образом, данный SideShow-аппарат можно рассматривать как встроенный в портативный ПК медиапроигрыватель, оснащенный собственными вычислительными ресурсами, оперативной памятью, запоминающим устройством, различными интерфейсами, наконец, операционной системой, способной общаться с ОС Windows Vista на главном ПК. Причем эти способности весьма развиты - так, до тех пор, пока вся требуемая для работы гэджета информация содержится в локальной флэш-памяти (так называемый офлайн-гэджет), главный компьютер может быть выключен или находиться в состоянии пониженного энергопотребления; однако если нужно выполнить синхронизацию или получить данные для работы мини-приложения (онлайн-гэджет), SideShow имеет возможность самостоятельно включить ПК (!), произвести необходимые действия и снова выключить его.

Таких устройств (и их разработчиков) в ближайшем будущем станет значительно больше, поэтому возникает потребность в стандартизации - и платформа Windows SideShow призвана реализовать именно эту функцию.

Windows SideShow API

Windows SideShow технологичная игрушка или нечто большее?
Диалоговое окно параметров SideShow-устройства

Так как SideShow-дисплеи могут значительно отличаться между собой, было введено разделение на несколько классов в зависимости от их физических характеристик. API в базовом виде поддерживает их все на высоком уровне, избавляя программиста от необходимости работать на более низком уровне, однако для непосредственного доступа к аппаратным возможностям того или иного устройства (например, декодирование МР3) все же потребуется SDK от его разработчика.

На сегодняшний день существуют две версии Windows SideShow API - основанная на COM и на .NET (beta). Обе они предоставляют программный эмулятор SideShow-устройства и несколько примеров разной сложности для ознакомления.

В зависимости от того, насколько комплексная функциональность заложена в гэджет, его программирование можно выполнить либо исключительно на языке разметки SCF, либо же, обращаясь к API с помощью COM-вызовов, на языке типа C++. При этом один и тот же гэджет может быть написан таким образом, чтобы выполняться как в Windows Sidebar, так и на экране SideShow (хотя в этом случае, конечно, имеются существенные ограничения).

Microsoft прилагает значительные усилия для того, чтобы армия независимых разработчиков, засучив рукава, взялась за создание большого количестве гэджетов. Данной тематике посвящены специальные ресурсы: помимо традиционного раздела в MSDN, создан специальный MSDN-форум, существует также сайт www.microsoftgadgets.com и более специализированный блог www.sideshowdevices.com. Все это действительно необходимо, так как технология Windows SideShow находится, по сути, в самом начале своего пути к пользователю, и наверняка будет дорабатываться и совершенствоваться "по ходу". Перспективы ее в огромной степени зависят от того, как ее примет рынок, однако шансы довольно высоки. В конце концов, всем пользователям ноутбуков давно знакомы системы типа Instant-on, с разной степенью удачности воплощаемые разработчиками в своих мультимедийных моделях. Отныне же есть куда более удобный и элегантный - и, что гораздо важнее, стандартизированный самой Microsoft - путь решения проблемы работы с ноутбуком, не требующий лишний раз открывать крышку его дисплея.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT