`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Выживают сильнейшие

Статья опубликована в №5 (671) от 17 февраля

+22
голоса

Непростые времена наступили для производителей сотовых терминалов. Масштабный спад потребительской активности во второй половине прошлого года привел к накоплению значительных складских запасов и заставил искать пути к удержанию бизнеса на плаву.

В последние годы индустрия сотовых телефонов демонстрировала динамику продаж, описываемую двузначным числом. Главным двигателем традиционно выступали развивающиеся регионы, совокупные объемы реализации в которых превысили аналогичные показатели зрелых рынков еще в 2005 г. Однако в прошлом году глобальное снижение покупательной способности, ограничение доступа к кредитам и нестабильность валют оказали значительное влияние на рынок – спад продаж был зафиксирован во всех без исключения регионах. Как следствие, индустрия, объем которой оценивается в 190 млрд долл., впервые после кратковременного рыночного коллапса 2001 г. подверглась влиянию ярко выраженных негативных тенденций. В конечном итоге, по оценкам IDC, рост сбыта составил довольно скромные 3,5%, что в натуральном выражении соответствует 1,18 млрд терминалов.

Общую картину спасли смартфоны, на высокой популярности которых экономические катаклизмы практически не сказались – в 2008 г. конвергентный сегмент вырос на 22,5%, причем развитые рынки Северной Америки и EMEA увеличили потребление последних на 70% и 25% соответственно. Пока сотовые операторы, заинтересованные в росте передачи данных, будут субсидировать покупку абонентами смартфонов, а производители, в свою очередь, продолжат расширять функциональность собственных продуктов, «интеллектуальные» телефоны останутся главным стимулятором рынка.

Победа с привкусом горечи

Чистый доход бессменного лидера Nokia за последний квартал 2008 г. упал на 69%, до 746,3 млн долл. Несмотря на хорошие продажи в первом полугодии, замедление позитивной динамики в III квартале и резкий спад в финальной четверти года привели к рекордно низкому годовому увеличению поставок – в пределах 7,2%, что в натуральном выражении отвечает 468,4 млн устройств. В сегменте бюджетных моделей компания по-прежнему находится вне досягаемости, решая проблему низкой маржи за счет больших поставок. С другой стороны, все громче заявляет о себе конвергентный сегмент. В прошлом году Nokia реализовала 60,6 млн смартфонов, из них на долю Nseries и Eseries пришлось 36 и 10 млн устройств соответственно. В контексте расширения географии поставок следует отметить затянувшуюся серию неудач на крупнейшем рынке сбыта смартфонов – в Северной Америке. Отправив в США менее 4% всех произведенных за год телефонов, компания продолжает уступать и без того слабые позиции устройствам под управлением BlackBerry OS и Mac OS X. Более того, на позиции Symbian начинают наступление первые продукты на платформе Android.

На фоне замедления продаж Nokia намерена активно развивать интернет-услуги: музыкальный, медиа, картографический сервисы, службу сообщений. По прогнозам, уже в апреле 2009 г. число их подписчиков составит 4 млн чел. К 2011 г. финны надеются получать от данного рода деятельности годовой доход в размере 2 млрд евро.

Корейский дуэт

В период с октября по декабрь лишь корейским представителям Топ 5 удалось избежать падения продаж в годовом сопоставлении, упрочив позиции в первой тройке. Связано это не только с гибким модельным рядом обоих вендоров, но и с выгодным соотношением корейской и американской валют.

Благодаря телефонам с сенсорным экраном и смартфонам на зрелых рынках, а также камерофонам среднего ценового диапазона для развивающихся экономик Samsung реализовала за год почти 200 млн устройств. Ожидается, что эти продуктовые ниши останутся для вендора приоритетными и в нынешнем году. Более того, оказать позитивное влияние на продажи способны телефоны с Google Android, запуск в серию которых намечен уже на ближайшие месяцы. Этот шаг как нельзя лучше подойдет для закрепления в США, где Samsung в 2008 г. наконец-то вырвалась в лидеры, обогнав Motorola. Тем не менее кризис все же вынудил снизить на 8% прогноз продаж на текущий год, до 222 млн телефонов. Впрочем, по мнению аналитиков, даже скорректированный прогноз весьма радужен, и его выполнение наверняка приведет к наращиванию складских запасов.

На третью позицию по итогам года вышла LG Electronics. Несмотря на первые более чем за год квартальные убытки, вызванные прежде всего ухудшением дел в LG Display, телефонному подразделению удалось внести положительные коррективы в общую балансовую отчетность корпорации. Успех сопутствовал LG на рынке США, потребители которого отдавали предпочтение преимущественно устройствам премиум-серий Secret, Viewty и Venus. Кроме того, объемы продаж росли благодаря тесному сотрудничеству с оператором Verizon Wireless, предоставляющему контрактные подключения в пакете с телефонами Vu и Voyager в качестве альтернативного решения iPhone от AT&T для сетей третьего поколения стандарта CDMA.

Подготовка к реваншу?

Справедливости ради стоит отметить, что проблемы Motorola начались задолго до вступления мировой экономики в стадию рецессии. Агрессивная политика конкурентов и просчеты с новыми моделями, вызванные явным расслаблением на волне успеха Razr, принесли свои плоды. В результате продажи компании неуклонно снижались – по итогам IV квартала было отгружено чуть более 19 млн терминалов, что составило лишь половину объема за аналогичный период прошлого года. Чистый убыток за рассматриваемый период достиг 3,58 млрд долл.

Оправдательным моментом в этой ситуации отчасти можно считать разгар активной реструктуризации телефонного бизнеса Motorola, конечной целью которой является тотальное снижение издержек. Убедившись в бесперспективности продажи подразделения Mobile Devices, намерения его нового руководителя Санджея Джа (Sanjay Jha), до недавних пор занимавшего пост исполнительного директора Qualcomm, свелись к попытке вернуться в прибыльное русло, в частности, предполагается сокращение 3 тыс. работников и окончательный уход компании с некоторых региональных рынков. Ожидается, что предпринимаемые меры позволят ей в текущем году сэкономить более 1,5 млрд долл.

Безусловно, особое внимание уделяется и пересмотру продуктовой линейки. Здесь большие надежды возлагаются на платформу Android, устройства на базе которой будут призваны удовлетворить потребительские аппетиты в среднем и высшем ценовых диапазонах на приоритетных рынках – в Китае и США. Накопленный многолетний опыт по выпуску телефонов с ОС Linux дает компании определенное превосходство перед конкурентами, которые включились в работу над Android-устройствами значительно раньше Motorola. Кстати, в случае с США г-н Джа намерен вернуть первое место по объемам продаж, вырванное во втором полугодии корейской Samsung. Не исключено, что свою лепту внесут устройства под Windows Mobile – Motorola окончательно развеяла слухи относительно скорого выхода из этого сегмента. По крайней мере, до появления Windows Mobile 7.0 это вряд ли произойдет.

Пикирующий альянс

Sony Ericsson по-прежнему сдает позиции. В финальной четверти года продажи компании снизились на рекордные 21% – до 24,2 млн телефонов, что повлекло за собой потери в пределах 246 млн долл. Учитывая, что аналогичный квартал 2007 г. SE закончила с доходом 495 млн долл., удар по телефонному бизнесу нанесен довольно ощутимый. Вследствие этого оказалась недостигнутой и ранее намеченная цель – преодолеть по итогам года знаковый рубеж в 100 млн реализованных телефонов. Нездоровый макроэкономический климат заставил руководителя шведско-японского союза признать неосуществимость подобного сценария и в нынешнем году. По соображениям Хидеки Комияма (Hideki Komiyama), в ущерб наращиванию объемов отныне компания сфокусируется на менее массовом сегменте аппаратов высшего ценового диапазона с лучшей нормой прибыли. В то же время бюджетные модели будут постепенно покидать продуктовую линейку, хотя на некоторых рыночных направлениях все же потребуется разумное сочетание из дорогих и дешевых аппаратов.

Правда, в озвученные планы способны внести свои коррективы ключевые для вендора рынки Европы и Японии, продолжающие демонстрировать падение потребительской активности. К тому же главный на сегодняшний день рынок сбыта высокоуровневых терминалов – Северная Америка – находится под плотным контролем RIM и Apple. Ожидается, что исправить ситуацию под силу платформе Android. Несмотря на тотальное сокращение операционных расходов, вступив в Open Handset Alliance, SE уже выделила значительные средства на разработку устройств под ОС, продвигаемую Google.

Фактор конвергенции

Первые прогнозы на 2009 г. далеки от оптимистичных. Аналитики IDC ожидают уменьшение общего объема годовых поставок по крайней мере на 2%. Причем относительно успешное продвижение конвергентных разработок все же не сгладит отрицательной динамики продаж классических сотовых телефонов. Более резки в своих прогнозах аналитики Nokia, предсказывающие спад в целом по отрасли на 10%. Что же касается текущего квартала, то снижение объемов поставок не прекратится – каналы дистрибуции и розница будут реализовывать накопленные складские запасы.

Ведущие поставщики исходя из количества отгруженных телефонов

Позиция
Вендор
2008 г.
2007 г.
Изменение, %

Поставки, млн шт.
Рыночная доля, %
Поставки, млн шт.
Рыночная доля, %

1
Nokia
468,4
39,7
437,1
38,3
7,2

2
Samsung
196,7
16,7
161,1
14,1
22,0

3
LG Electronics
100,7
8,5
80,5
7,1
25,1

4
Motorola
100,1
8,5
159
13,9
-37,0

5
Sony Ericcson
96,6
8,2
103,4
9,1
-6,6

 
Другие
218,5
18,5
199,8
17,5
9,4

 
Всего
1180,9
100,0
1140,9
100,0
3,5

По данным IDC

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Тьома, поздравляю с рождением дочки! Молодчага

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT