`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Выделенный доступ: "классика быстрого Internet"

0 
 
Перед теми, кому стало тесно в рамках стандартного "телефонного Интернета" через dial-up, неизменно открывается прямая дорога к одному из провайдеров для обзаведения собственным, "выделенным" каналом. При таком "серьезном" подключении телефонная линия остается свободной, процедура "дозвона" до ISP отсутствует как таковая, а суммы в телефонных счетах резко уменьшаются. Ну и, естественно, повышается скорость работы, причем повышается настолько, насколько позволяют собственные финансовые возможности.

Примеры расценок на выделенные линии некоторых крупных киевских ISP*
Конечно, и dial-up теперь качественнее -- по крайней мере, в столице, благодаря постепенному наведению порядка в телефонной сети города и совершенствованию установленного у провайдеров оборудования. Но какими бы реальными ни становились те самые заветные 56K/V.90, все равно серьезные пользователи, будь то частные лица или небольшие компании, рано или поздно "перерастают" эту технологию. Internet становится все более полезным, потребности доступа к нему -- все больше, а постоянное нахождение в онлайне (например, "в почте" или в ICQ) -- иногда и просто насущной необходимостью. Добавим к этому практически повсеместное введение поминутной оплаты за телефонные разговоры, из-за которой услуги "Укртелекома" порой обходятся дороже услуг провайдера Internet...

Не за горами очередной бизнес-сезон, на начало которого, как показывает практика, приходится рост обращений к провайдерам за новыми услугами. Что же происходит сейчас на этом рынке, куда все движется, и во что нынче обходится "быстрый Internet"? Мы в очередной раз решили обновить информацию по этой теме и поделиться ею с читателями.


Провайдерские реалии

На сегодняшний день только в Киеве работают более восьми десятков Internet-провайдеров, многие из которых предлагают в том числе и услуги доступа по выделенным линиям. Различаются предлагаемые скорости, плата за подключение и ежемесячная плата, лимиты объемов загруженной из Internet информации, стоимость мегабайта при превышении лимита... Да и в само понятие "подключение" компании вкладывают порой совершенно разные наборы услуг. Сюда могут входить или не входить настройка клиентской системы, определенное количество выделяемых IP-адресов, регистрация доменного имени, бесплатное, лизинговое или льготное предоставление оборудования; в зависимости от вида подключения могут предоставляться бесплатный Web-хостинг или даже co-location, и весь этот пакет услуг нередко варьируется для физических и юридических лиц.

Добавляется сюда еще и "географический" фактор: в зависимости от района, где находится место (дом или офис), которое нужно оснастить выделенной линией, список провайдеров-кандидатов и их цены на организацию канала могут изменяться в довольно широких пределах. Как отмечает Андрей Федорчук, директор департамента маркетинга IP Telecom, ситуация с каналами улучшается достаточно медленно, и крупным провайдерам приходится строить свои собственные каналы, вкладывая в эту деятельность огромные суммы. Павел Блоцкий, директор Digital Generation, говорит, что число заявок пока значительно превышает реальные возможности подключить всех желающих. Сейчас хорошо "кабелированы" лишь центральная часть города и новые районы (новая Дарница, Позняки и т. п.), на окраинах же существуют две проблемы: отсутствие свободных пар между АТС и зданиями и большая удаленность от основных центров коммуникаций, что в совокупности затрудняет развитие. Вообще, по словам Алексея Клещевникова, директора WNet ISP, для крупного отечественного провайдера типичным соотношением затрат на оплату труда высококвалифицированного персонала и на развертывание собственной инфраструктуры является 50:50 (в то время как на Западе на поддержку каналов приходится лишь небольшой процент затрат). Вместе с тем пользователям такое "разбрасывание сетей" провайдерами лишь на пользу. Например, если раньше в каком-то районе города присутствовал только один крупный ISP, который мог диктовать условия и держать достаточно высокие цены, то с приходом (т. е. развертыванием площадок) других провайдеров все становится на рельсы здоровой конкуренции.

Да, цены на доступ по выделенным линиям постепенно снижаются. За прошедший год уменьшились затраты на ежемесячное обслуживание выделенных каналов. Коммуникационное оборудование также понемногу дешевеет, а за счет роста числа клиентов провайдеры могут позволить себе снижение тарифов и даже такие услуги, как бесплатное подключение, предлагаемое сегодня в некоторых пакетах, например уже упоминавшимися WNet и IP Telecom, а также "Технологическими Системами".

Кстати, далеко не последней причиной сегодняшней относительной дешевизны "выделенного Интернета" является то, что в свое время многие провайдеры установили крайне низкие цены на локальный украинский трафик, а то и вообще не учитывали его. В те времена это погоды не делало -- украинских Web-ресурсов было крайне мало, и абсолютное большинство посещаемых сайтов оказывалось за рубежом, генерируя солидный международный трафик. Но в украинском сегменте Internet многое успело перемениться, появилось множество популярных сайтов... И в результате в настоящее время до 90% трафика для некоторых клиентов оказывается локальным... но продаваемым за $10--20 в месяц, а то и вообще бесплатным. Поднимать цены уже поздно -- как-никак конкуренция. Вот и получается относительно дешевый доступ -- во многом за счет недополученной прибыли провайдера, но, по большому счету, кого из клиентов это хоть немного волнует? По мнению большинства провайдеров, цены сейчас стабилизировались, и в дальнейшем существенных изменений не ожидается.


Почем стоит поинтернетиться?

Тут самое время вспомнить знаменитое "нельзя объять необъятное" Козьмы Пруткова, отнеся это к большому числу даже киевских ISP (не говоря уже о других городах) и разношерстности услуг. И хотя среди них можно выделить 10--12 действительно крупных, даже у этой "десятки" цены и условия разнятся настолько, что привести их к какому-то общему знаменателю крайне сложно. Но мы все же предприняли такую попытку, сделав небольшой обзор основных видов подключения по выделенным каналам. Именно обзор, потому что нельзя сравнивать несравнимое.

В общую таблицу мы попытались уложить некоторые самые типичные тарифы для самых популярных скоростей -- 64, 128 и 256 Kbps, как с оплатой по трафику, так и безлимитные. По словам Валентина Прокопченко, менеджера по развитию услуг Golden Telecom, сейчас клиенты, в основном, предпочитают скорости порядка 64 Kbps, хотя доля более высокоскоростных включений заметно возросла. Отметим, что большинство крупных ISP полностью исключили из предложений асинхронные каналы, а в ближайшее время планируют отказаться от 64 и 128 Kbps (WNet) или даже сделать стандартом скорость не менее чем 512 Kbps (Golden Telecom). Многие провайдеры стараются сразу же устанавливать оборудование с запасом по скорости. Так, про словам Владимира Подгорного, замдиректора по техническому развитию компании Adamant, снижение цен и стандартизация оборудования позволили в большинстве случаев сразу ставить 2-мегабитные модемы (это дает возможность, не меняя оборудования, варьировать скорость подключения в широких пределах, причем удаленно, по звонку клиента, без выезда специалиста на точку подключения).

Отметим, что у многих компаний практикуется указание цен без НДС. И если в прайс-листах непременно присутствует примечание по этому поводу, то в рекламных листовках и буклетах -- далеко не всегда. Поэтому стоит лишний раз напомнить старое "товарищи, будьте бдительны!" при изучении предложений провайдеров. Для простоты в таблице все цены приведены к виду "в долларах и с НДС". Отметим, что некоторые крупные ISP в нее не вошли. К примеру, у Digital Generation, Golden Telecom и "Укртелекома" понятие общедоступного прайс-листа отсутствует как таковое -- все условия обговариваются непосредственно с клиентом.

Одно из противоречий, которое приходится решать провайдеру, -- это совмещение простоты прайс-листа и гибкости тарифов. Так, например, ElVisti традиционно славилась одним из самых сложных прайсов с большим количеством различных тарифов. Виталий Зубок, технический директор ElVisti, рассказывает, что в прошлом году компания провела опрос клиентов относительно того, что они предпочитают -- простоту прайс-листа или гибкость тарифов. Показательно, что мнения пользователей разделились четко поровну, 50:50. В итоге сегодня ElVisti предлагает подключение на 15 вариантах скорости канала (от 64 до 1024 Kbps), причем в варианте с тарификацией по трафику абонплата за подключение на скоростях, например 64, 128 и 256 Kbps, будет одинаковой, как и объем предоплаченного трафика и расценки на дополнительный. В этом случае клиент может сам выбирать для себя оптимальную скорость (правда, ее изменение небесплатно).

Итак, что же предлагается ведущими ISP? Практически у каждого из них есть варианты с тарификацией по трафику и без ограничения оного. Стоимость подключения варьируется в широких пределах, однако, как мы говорили выше, в данное понятие вкладываются различные наборы сервисов. Бесплатно это предлагают, например, IP Telecom в пакете Platinum (256 Kbps) и Lucky Net (подключение за 1 грн вполне можно считать бесплатным). Типичный объем предоплаченного месячного трафика составляет 1--2 GB для скоростей 64/128 Kbps и до 5--6 GB для 256 Kbps. Optima Telecom для 64 Kbps предлагает 5 GB предоплаченного внешнего трафика без ограничения "своего локального" (подробнее см. http://optima.ua/?897). У ColoCall доступ к украинским ресурсам во всех тарифных планах является бесплатным (в то время как зарубежный считается суммарно, входящий+исходящий). При превышении месячного лимита стоимость составляет порядка 4--7 центов за 1 MB и может быть различной для локального и внешнего трафиков (к примеру, в УкрНет, ukr.net). Обычно в расчет берется преобладающий объем, т. е. максимальный из входящего и исходящего, хотя в некоторых случаях они могут частично суммироваться (например, когда исходящий превышает 50% входящего, объем этого превышения добавляется в расчеты). Стоит напомнить, что "украинский" трафик для самого провайдера не является бесплатным по определению -- участие в сетях обмена трафиком, таких, как UA-IX или UKRTEL-IX, тоже стоит денег (подключение, абонплата и т. д.).

У безлимитных пакетов стоимость подключения, как правило, не отличается от пакетов с тарификацией по трафику, но абонплата, естественно, значительно выше. Здесь больше предложений с бесплатным подключением -- например, все варианты у WNet и пакет T@k Fiesta от "Технологических Систем" (но при условии внесения абонплаты за 3 месяца). В отличие от "лимитных" пакетов, в безлимитных подключениях размер абонплаты всегда зависит от выбранной скорости, тогда как стартовой платы, если она есть, это не касается. Стоит отметить, что среди пакетов без ограничения трафика наблюдается бoльшая гибкость даже в рамках одного провайдера. Например, WNet наряду с относительно дорогим Unlimited предлагает пакет Bonus, предусматривающий разные скорости для разных ресурсов (скажем, канал на 128 Кbps имеет скорость доступа к украинским ресурсам 128, а к остальной части Internet -- 64 Kbps). Отметим также, что в безлимитных вариантах максимальная скорость, как правило, выше и достигает 1--2 Mbps.


Крупный или мелкий, или Куда горожанину податься?

Что ж, крупных провайдеров мы вкратце рассмотрели. Но кто сказал, что на них стоит замыкаться при выборе ISP для подключения? Наверняка и цены у небольших компаний должны быть пониже, и сервис получше -- клиентом сильнее дорожат...

На наш взгляд, соображения здесь могут быть следующие. Во-первых, только достаточно крупный ISP способен обеспечить качественную техническую поддержку, поскольку может позволить себе держать в штате большое число высококвалифицированных (и, соответственно, дорогих) специалистов. Во-вторых, хотя заявленную скорость до провайдера может обеспечить почти любой ISP, реальная скорость доступа к внешним ресурсам будет во многом зависеть от качества собственной инфраструктуры; получить заявленную скорость доступа именно во внешний Internet намного больше шансов, подключившись именно к крупному провайдеру.

В-третьих, цены у таких компаний значительно снизились за последнее время, и разница уже не столь значительна. В-четвертых, очень немногие мелкие провайдеры сегодня могут организовать канал "под ключ" бесплатно. Ну и, в-пятых, от крупного и именитого ISP легче получить гарантии, причем по всем направлениям: качества, надежности, технической поддержки.

С другой стороны, далеко не каждый крупный провайдер станет заниматься выделенной линией менее чем на 64 Kbps -- как мы говорили выше, некоторые вообще планируют вскоре убрать предложения со скоростями ниже 256 Kbps. Вместе с тем многие мелкие ISP предоставляют "выделенки" на скоростях... от 19,2 Kbps -- видимо, есть спрос и на такую экзотику (хотя тот же "Укртелеком" предлагает их и от 14,4 Kbps). Качественная техподдержка -- вещь крайне полезная. Но необходима она, в общем-то, не всем, кто подключается к выделенным каналам (особенно учитывая тот факт, что часто домой себе проводят "выделенку" именно IT-специалисты, способные без посторонней помощи произвести настройку оборудования и ПО).

В общем, на каждый товар находится свой купец. Благо, выбор есть, и он очень широк -- стоит лишь заглянуть в раздел "Организация on-line доступа в Internet" в "Желтых страницах" на ITC Online. Хочется лишь еще раз напомнить о множестве нюансов, имеющихся в выборе поставщика услуг, и о том, что непосредственное общение с ними при обсуждении всех деталей подключения нельзя заменить ничем.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT