`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Встречайте Chief Data Officer

+22
голоса

Стремительное распространение и развитие технологий больших данных открыло новые возможности для создания конкурентных преимуществ, не существовавшие до наступления цифровой эры. Однако чтобы воплотить в жизнь успешную программу применения больших данных компаниям необходимы квалифицированные специалисты и руководители.

Стоимость сбора и хранения данных, научная природа анализа данных и высокие риски внедрения технологий больших данных требуют не столько времени, ресурсов и продуманной стратегии, сколько совершенно новой культуры, основанной на серьезном отношении к данным и работе с ними. Соответственно, эти проекты потребуют поддержки и контроля, которые сможет обеспечить только топ-менеджер.

Встречайте Chief Data Officer

Каждый день компании, государственные учреждения и исследователи собирают огромные объемы данных о потребителях — с привязкой к пространству и времени, и измеряемыми поведениями. Так, согласно данным IDC, за период с 2005 по 2020 гг. цифровая вселенная будет увеличиваться ежегодно в два раза, в результате чего вырастет в 300 раз — с 130 экзабайт к 40 000 экзабайт, т. е. более 5 200 гигабайт на каждого мужчину, женщину и ребенка. Между тем, только 1% этих данных сейчас подвергается анализу.

По словам экспертов, таким руководителем высшего звена станет директор по данным (Chief Data Officer, CDO). Все идет к тому, что компании из таких отраслей, как розничная торговля, производство, агропромышленный сектор, добыча полезных ископаемых, финансы и профессиональные услуги, как и прочие, пойдут по пути технологических компаний вроде Google, Facebook и LinkedIn, которые уже сейчас имеют в своем штате CDO.

CDO и его команда будут совмещать научные методы R&D-команды c бизнес-мышлением стратегических консультантов. Директор по работе с данными укажет потенциальные области исследований, предложит изменения корпоративной стратегии, определит угрозы и возьмет под контроль создание внутренних и внешних систем, в основе которых лежат технологии обработки больших данных.

Ближе к данным

По мнению аналитиков из Forrester Research, организации, берущие курс на использование больших данных, должны ответить на пять ключевых вопросов:

  1. Каковы цели и характеристики программ больших данных?

  2. Каковы зона ответственности и обязанности CDO?

  3. Какими умениями, знаниями и навыками должен обладать CDO?

  4. Где компания найдет специалистов по работе с данными?

  5. Каким образом CDO принесет бизнес-выгоды?

Подразделение, занимающееся инициативами больших данных, должно включать высококвалифицированных математиков, компьютерных ученых, представителей академической среды, инженеров ПО. В их распоряжении — научные методы создания новых ценностей с использованием информации, собранной во всех отделах компании.

На предприятиях должен быть организован процесс сбора данных из максимального количества источников, их категоризации и хранения таким образом, чтобы сведения можно было легко извлекать. Естественно, следует обеспечить релевантность ответов на запросы. Без количества и качества данных на результат не стоит рассчитывать, уверены эксперты.

Предполагается, что работа информационных специалистов во многом подобна работе ученых: они будут задавать вопросы, формировать гипотезы, собирать данные (часто посредством проведения экспериментов), анализировать их и публиковать результаты. Такие отчеты должны содержать предложения стратегического характера, которые могут быть реализованы другими подразделениями.

Встречайте Chief Data Officer

70% нынешний позиций CDO было создано в 2012 г.

Ученые-информатики не должны задавать вопросы типа: «Сколько пользователей кликнуло на эту кнопку?». Это лишь один кусочек неструктированных данных. От них следует ожидать вопросов вроде: «При какой скидке трудоустроенный мужчина в возрасте от 18 до 25 лет вероятнее всего добавит еще один товар во время процедуры оформления заказа?». Далее они вправе поинтересоваться, какие лучше товары представлять, где разместить кнопку и, таким образом, создать дополнительный источник дохода там, где его не было. В крупном розничном бизнесе убедить небольшой процент онлайн-покупателей добавить еще один товар в корзину — значит принести солидную прибыль. Также, что немаловажно, такие сотрудники смогут указывать другим отделам, каких действий следует избегать, поскольку они, вероятно, будут иметь негативные последствия.

Это будет смесь R&D-сотрудников и консультантов по стратегии, использующих все доступные информационные активы компании и инструментальные средства. Естественно, для содержания таких групп потребуются инвестиции.

Вот за счет чего информационные группы во главе с CDO будут создавать для компании конкурентное преимущество:

  1. они способны наблюдать текущие рыночные тенденции и модели и применять их в бизнесе;

  2. они могут финансово эффективно соединять внутренние и внешние источники данных для создания более полной и правдивой картины событий (бизнес-аналитика);

  3. они в состоянии помогать бизнесу создавать доступные механизмы вовлечения клиентов через электронные каналы;

  4. они имеют возможность помогать бизнесу оперативно принимать на вооружение новшества: новые способы маркетинга, оптимизации маркетинговых кампаний, проведения кампаний в социальных медиа, повышения уровня информированности потребителей о бренде.

Руководитель, подчинивший данные

Аналитики Forrester сходятся во мнении, что Chief Data Officer будет создавать культуру, предполагающую тщательный сбор информации с соблюдением этических принципов, ее широкое распространение и методическое использование для повышения прибыли. CDO также предстоит построить «экосистему» больших данных для структуризации (объединения) данных, находящихся в разных ИТ-системах.

В обычной корпоративной культуре, не принимающей в расчет данные, сотрудники формируют мнения, а затем находят статистику, которая подтверждает их. В информационной культуре неопределенность и ошибочность — это нормальные явления. Обязанность CDO не в том чтобы быть правым или указывать другим на их недоработки, его задача — проверять предположения, процедуры и точки зрения, которые могут иметь серьезное влияние на краткосрочную прибыль и долгосрочное благосостояние (а временами даже на нечто среднее между ними). Chief Data Officer должен быть необычайно любознательным и смелым — с тем чтобы бросать вызов другим руководителям высшего звена. Наиболее эффективные CDO — люди, мыслящие нешаблонно.

Встречайте Chief Data Officer

Одна из первых книг о новой руководящей позиции. Ее главная мысль: данные — исключительный, не теряющий ценности, неисчерпаемый, надежный стратегический актив, если не относиться к нему так же серьезно, как к другим, «традиционным» активами, можно не надеяться на получение выгоды не то что из больших, но и даже малых данных

В идеале CDO формирует группу, которая осуществляет анализ всех данных: от социальных медиа, результатов маркетинговой и рекламной деятельности, до сведений, связанных с ценообразованием, обслуживанием клиентов и операционными процессами. CDO и его команда — источник аналитики и решений, которые делают работу любого департамента эффективнее. CDO должен будет определять потенциально рентабельные области исследований и пути, которые могут привести к повышению прибыли, предлагать изменения в корпоративной стратегии, оповещать совет директоров о рыночных угрозах и возможностях и курировать разработку внутренних и внешних систем, в основе которых лежит обработка больших объемов данных.

Конечно, CDO придется учитывать этическую сторону работы с данными. Он должен будет позаботиться о прозрачном сборе информации и ее безопасном хранении. В рамках этой инициативы CDO и CIO будут работать совместно, поскольку сбор, хранение и соответствие законодательству — прерогатива директора по информационным технологиям.

Наконец, от CDO будут ожидать многого, соответственно, ему следует подготовить «публику» к тому, что инициативы применения больших данных рискованные, и какая-то часть экспериментов непременно будет провальной. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Каких берут в CDO

По мнению экспертов, CDO должен быть: во-первых, инноватором; во-вторых, ученым; и в-третьих, активным учеником, быстро осваивающим лучшие отраслевые практики и способы применения больших данных.

По мнению экспертов, от будущих CDO потребуются следующие умения, знания и навыки:

  1. Подкованность в решениях по работе с большими данными, включая Hadoop и HBase.

  2. Знание технологий сбора, классификации, интеграции и хранения данных, архитектуры и управления качеством, а также сверхбольших баз данных (VLDB).

  3. Понимания механизмов моделирования.

  4. Знакомство с методами проведения бизнес- и академических исследований.

  5. Широкие познания в сфере внедрения решений работы с данными.

  6. Способность настраивать информационную команду эффективно решать бизнес-проблемы.

Также он должен быть бизнесменом. Chief Data Officer с научными познаниями, но без понимания финансового менеджмента, бизнес-процессов, управления рисками и вопросов соответствия нормативам может реализовать проект с нарушениями законодательства или найдет ответы на те вопросы, которые ничего не стоят.

Но самое главное качество для CDO — наличие коммуникационных навыков. Без них он не сможет нормально работать — добиваться поддержки инициатив и мотивировать людей к действию. Люди попросту не будут делиться информацией, необходимой его команде.

Поскольку профессия CDO новая, найти на нашем рынке труда кандидата с опытом работы на данной позиции не получится. Университеты специалистов по работе с данными пока не выпускают даже на Западе. Поэтому CDO будут становиться менеджеры из таких сфер, как бизнес-аналитика, управление данными, архитектура данных и услуги управления БД. Возможно, первое время совмещать роли станут CIO и CTO, но, по мнению наблюдателей, из таких инициатив вряд ли что-то выйдет. Задачи, стоящие перед CDO, далеки от тривиальных, здесь нужны сфокусированность, опыт и знания. Это должен быть выделенный сотрудник, который будет извлекать пользу из данных и отчитываться перед бизнес-руководителями (COO или CEO).

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT