`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Возможность поиграть


На прошлой неделе, 13 ноября, впервые в истории анонс мирового хита игровой индустрии World of Warcraft: Lich King в Украине совпал с мировым релизом. Это стоило огромных усилий, но результат превысил все ожидания. Продажи нового дополнения популярной игры за первые две недели на порядок превзошли аналогичные показатели предыдущего add-on – и это во время кризиса и падения активности в ритейле.

В Германии рост игрового бизнеса часто совпадает с ростом безработицы. Специалисты, живущие на пособие, от нечего делать играют. Но это на рынке с малым уровнем пиратства, а что происходит у нас в СНГ?

Как считают в России, если не будет резкой девальвации рубля, то не только игровой, но и весь рынок «розничного» ПО вырастет в следующем году на 10%, при том, что в сегменте игр дела всегда шли лучше, чем в целом по рынку. Но стоит учесть, что, скажем, в Москве в крупной сетевой рознице вы не найдете пиратских игр, в отличие от Киева. Сейчас в России обсуждается два сценария развития игровой отрасли. В соответствии с первым она вернется в 90-е годы прошлого века, к jewel-box по $3 из-за низкой покупательной способности. Второй, наоборот, предполагает полный закат доступных предложений игрового ПО и расцвет премиум-сегмента, где выше маржа. Это связывают со смещением акцентов у ритейлеров, ранее оценивавших свой бизнес с позиции прибыли от оборота, а теперь – с прибыли на 1 кв. м торговой площади.

Я вижу несколько причин, по которым в период экономического кризиса и украинский игровой рынок имеет шансы не только не снижать темпы, но и активно расти. Во-первых, падение дохода среднего класса сильно влияет на возможности его досуга. Если ранее «белые воротнички» могли съездить в турпоездку за границу, то сейчас им придется довольствоваться меньшим – например, новой игрой для ПК или консоли. О кризисе говорят так часто и много, что обычным людям хочется попросту спрятаться от этих проблем и «страшилок», от обсуждений того, как все плохо. И для многих лучший способ сделать это – уйти в виртуальную реальность.

Во-вторых, объективно наш рынок игр становится все более консольным. Число приставок последнего поколения Sony PS3 и PSP, Nintendo Wii и Microsoft X-Box «на руках» у населения стремительно растет, несмотря ни на какие преграды. При этом наибольший сегмент составляет ПО для PSP и PS3, поскольку такие игры пока не «пиратируются» массово. Смещение спроса в сторону консолей сильно влияет на психологию и покупателя, и магазина, так что скоро игры для ПК будут уже в меньшинстве и в Украине.

В-третьих, кризис производства в нашей стране не обойдет стороной и пиратов. Рост стоимости сырья для выпуска дисков только усугубил ситуацию. Огромные остатки на складах, резкое увеличение дебиторской задолженности не позволяет пиратам поставлять в розницу новинки в достаточных тиражах и в срок. Огромное преимущество у тех, кто занимается легальными играми, заключается в полной защите канала продаж, тогда как у пиратов такие вещи, как stock-rotation и price-protection, не работают. При снижении тиражей и оборачиваемости капитала не исключено, что на бизнес заводов по производству дисков также давят и кредиты.

Безусловно, есть еще огромный рынок интернет-пиратства, и там себестоимость и тиражи не важны. Но мы все же говорим о традиционном канале продаж, который выходит на пользователей, не относящихся к искушенным ИТ-профессионалам.

Магазины понимают, что сегодня риски от направленных против них антипиратских действий очень высоки, и если в результате проверки правоохранительные органы закроют точку продаж на пару недель, возможно, что открываться ей уже не будет смысла. Ритейлеры резко меняют свое отношение к играм и начинают бороться за внимание разработчиков и дистрибьюторов. Куда только делась та высокомерность, с которой магазины относились к легальной продукции?

Ритейлеры понимают, что ключевые компании игрового рынка пусть и с потерями, но выживают даже в кризис и планомерно захватывают рынок, имея огромные средства за спиной. Пираты, которые стали за последнее время достаточно дорогими и неповоротливыми, уже не определяют прибыль в розничном канале, хотя и влияют на его оборот.

На нашем рынке у легальных игр есть большие перспективы, ведь в страну так до сих пор и не поставляются легально приставки Nintendo Wii и DS, да и будущее X-Box в Украине тоже все еще туманно. Но даже сейчас, в кризис, стоит задуматься над игровым бизнесом и вспомнить о том, что многие крупные состояния в США делались именно во время Великой депрессии. Главное было правильно определить тот рынок, на который кризис влияет не так, как на остальные, и успеть сделать ставки.

0 
 

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT