`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Внедрения «1С» набирают вес

Статья опубликована в №26 (737) от 20 июля

06
голосов

Продукты компании «1С» пользуются стабильной популярностью в малом и среднем бизнесе Украины. С появлением системы «1С:Управление производственным предприятием» (УПП) наиболее компетентные партнеры получили реальный инструмент для выхода на гораздо менее конкурентный, а потому привлекательный рынок ERP-решений.

«Системы автоматизации "1С" не могут контролировать запуск космических ракет и работу атомных реакторов, все остальное им по силам», – то ли шутит, то ли всерьез говорит один из сотрудников московского офиса «1С». А ведь в самом деле, на рынке постепенно появляются проекты с участием решений компании, по масштабам сравнимые с внедрениями мировых лидеров. Довольно показательным примером в Украине можно считать проект автоматизации в ДТЭК, охвативший свыше 1000 рабочих мест и 20 активов (генеральный подрядчик – «1С-ТЕЛЛУР»).

Год за годом ПО «1С» все активнее проникает в средний и корпоративный сегменты. Развитые функциональные возможности, способность к интеграции с другими приложениями, оперативная поддержка законодательных изменений, масштабирование, локализация интерфейсов, открытость к модификациям – далеко не полный перечень аргументов в пользу выбора.

Платформа «1С:Предприятие»

Решения автоматизации учета и управления предприятием базируются на платформе «1С: Предприятие» (в настоящий момент доступна ее версия 8.2). Для Украины это пока некий задел на будущее, поскольку продукты, применяемые в подавляющем большинстве проектов, основаны на «1С:Предприятие 8.1». Кроме того, у многих пользователей все еще работают продукты версии 7.7.

Платформа «1С:Предприятие» служит отправной точкой для построения широкого спектра прикладных решений, ориентированных на различные задачи учета и управления. Наиболее полную реализацию возможностей системы «1С:Предприятие 8» представляет продукт «1С:УПП».

«1С» развивает отраслевую специфику собственных приложений, число различных вариантов уже перевалило за 300, и это не предел. Согласно планам развития компании, вскоре их количество достигнет символического рубежа в 500 наименований. В нашей стране самыми востребованными являются CRM, «Логистика», «Строительство», «Полиграфия». Осенью ожидается выход системы «Управление сельскохозяйственным предприятием для Украины». Причем спрос в сегменте SMB на такие решения растет – партнеры «1С» отмечают заметное увеличение их доли в структуре продаж на массовом рынке.

Как выбрать партнера

Эта задача, как и в жизни, не из простых, тем более что партнерская сеть «1С» в Украине насчитывает ни много ни мало около 450 компаний. На самом деле разнообразие партнеров и, как следствие, большое количество квалифицированных специалистов на рынке – еще один весомый аргумент в пользу решений «1С».

«Облегчить задачу поиска подходящего партнера для заказчика призваны статусы центров компетенций, которые свидетельствуют об отраслевой специфике решаемых задач», – отмечает Алексей Егорченков, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами «1С Украина». Например, партнеры со статусом «Центр компетенции по производству» (ЦКП) могут оказывать услуги по внедрению «1С:УПП». Соответственно, в их штате имеются специалисты, разбирающиеся в его подсистемах, – «Производство», «Планирование», «Бюджетирование» и пр.

Ознакомиться с полным рейтингом партнеров «1С» в Украине, а также в разрезе центров компетенции можно на страницах www.1c.ru/ukraina/partners/ или www.1c.ru/rus/partners/franch-citylist.jsp (по-разному упорядочены). На динамично обновляемый рейтинг партнера в списке влияет целый ряд критериев, в числе которых количество сертифицированных специалистов и сертификатов, число внедренных проектов, имеющих положительные отзывы клиентов, наличие публикаций в прессе и др.

Безусловно, рейтинг на сайте «1С» носит исключительно справочный характер и в принципе не может служить единственным критерием для оценки уровня компетенции, опыта, клиент-ориентированности каждого отдельно взятого партнера. Нередки случаи, когда идеально подходящий для конкретного проекта внедренец находится далеко не в самых первых строчках рейтинга, и наоборот, его лидеры вовсе не обязательно сумеют наилучшим образом выполнить задачи конкретного заказчика.

В зависимости от специфики решаемой задачи целесообразно провести поэтапный первичный отбор 5–10 компаний для участия в мини-тендере.

Отраслевая специфика

Здесь есть два варианта: выбрать крупного партнера с опытом реализации проектов для различных вертикалей бизнеса либо мелкую узкоспециализированную фирму. Небольшая компания вполне может оказаться гибче, с другой стороны, присутствующие в ее штате сотрудники с недостаточной квалификацией способны испортить все дело. Впрочем, последнее утверждение в равной степени справедливо по отношению ко всем игрокам рынка.

Количество сертифицированных специалистов

Например, если автоматизируется 200–300 рабочих мест, нужно понимать, что может понадобиться команда из 15–20 человек. Безусловно, компетенции специалистов должны в полной мере отвечать функциональным возможностям внедряемого решения. Вместе с тем следует учитывать, что кризис многих заставил прибегнуть к сокращению расходов, в том числе и на сертификации собственных сотрудников, поэтому формальное количество сертификатов у партнера не всегда отражает реальное положение дел с объемом доступных у него квалифицированных ресурсов. Имеет смысл запрашивать резюме потенциальных участников проекта.

Реализованные проекты

«В случае крупных проектов заказчику необходимо обращать внимание на опыт компании в реализации проектов аналогичного масштаба, нужно выяснить, использует ли потенциальный исполнитель в своей работе технологию проектного внедрения и есть ли у него требуемая специализация. Целесообразно обратиться к отзывам и рекомендациям клиентов. Также здесь на первый план выходят качество работы и гарантия успешного результата», – уверена Наталья Емельянова, руководитель внедренческого центра «Конто» компании «ABBYY Украина».

Успешно завершенный проект с положительным отзывом клиента – это лучшее доказательство компетенции партнера. Иногда опыт его работы с определенным клиентом играет в процессе выбора как положительную, так и отрицательную роль. Например, хорошо известное имя компании-заказчика может стать аргументом «за», а имя прямого конкурента – «против».

Соответствие особым требованиям

Подчас особенности бизнеса клиента накладывают дополнительные ограничения на выбор подрядчика. Реальный пример из жизни: ThyssenKrupp Elevator Ukraine, производитель и поставщик лифтов, эскалаторов и прочего оборудования для транспортировки людей, в качестве одного из обязательных требований при выборе партнера выдвинул наличие разветвленной сети офисов в странах СНГ. В результате преференцию получил «1С:Бухучет и Торговля» (БИТ) с представительствами в России и Казахстане.

Останавливать выбор на единственном партнере, особенно если предыдущий опыт работы с ним отсутствует, равно как и «рекомендации друзей», крайне рискованно. Чтобы не стать заложником ситуации, на этапе коммуникации с отобранными партнерами важно попытаться «примерить» каждого из них на себя и понять, удастся ли сработаться. Иначе можно потратить время и сорвать сроки.

В крупных проектах часто приходится выбирать сразу несколько партнеров для решения различных задач с учетом компетенций каждого из них. В этом случае необходимо очень внимательно отнестись к выбору одного генерального подрядчика либо найти опытного руководителя проекта внутри самой компании. Если договоры с субподрядчиками генеральный подрядчик заключает при участии клиента, ответственность обычно делят поровну. Так или иначе, степень ответственности сторон следует четко зафиксировать.

С 2002 г. в сети франчайзинговых внедренческих компаний развивается направление «1С:Консалтинг», в 2008 г. стартовал проект сотрудничества с ведущими консалтинговыми компаниями. Ознакомиться с проектами и отыскать нужные контакты можно на специализированном ресурсе consulting.1c.ru, там же находится отдельный рейтинг корпоративных партнеров. Максим Савчук, коммерческий директор «1С-ТЕЛЛУР», имеющей опыт участия в проектах совместно с консалтинговыми организациями, в числе плюсов такого сотрудничества отмечает ускорение процесса внедрения благодаря профессиональной постановке задач, четкую и понятную для заказчика схему организации бизнеса и учета на предприятии.

Мы будем жить теперь по-новому

Количество поступающих запросов увеличилось, внедрять стали больше – заявляют полные оптимизма партнеры «1С», оставшиеся на плаву. По оценкам «ABBYY Украина», в сравнении с 1-м полугодием 2009 г. в среднем рост составил 20%. В компании отмечают интерес к проектам по автоматизации учета со стороны промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В качестве одной из причин оживления на рынке директор киевского офиса БИТ Ольга Таранова называет политическую ситуацию в стране, способствующую заинтересованности российских инвесторов в Украине. Однако главным фактором роста, по-видимому, все же остается отложенный спрос, который успел сформироваться в течение непростого в экономическом отношении 2009 г. Определенную лепту внесла и сохранившаяся тенденция перехода с «1С: Предприятие 7.7» на решения восьмой версии, отмечает Максим Савчук.

На волне кризиса в 2009 г. партнеры начали применять технологию быстрого результата (ТБР). Этот подход позволяет дробить проекты на мелкие части и в сжатые сроки получать промежуточные результаты, не дожидаясь завершения внедрения в целом. Нужно учитывать, что ТБР не является «серебряной пулей» – она имеет ряд ограничений, и ее нельзя во всех случаях применять для управления проектами.

Максимальное использование типовой функциональности при внедрении оказало стимулирующее действие на развитие рынка услуг и поддержало клиентов малых и средних компаний. «До кризиса типовая функциональность применялась нечасто. В настоящее время заказчики предпочитают использовать все преимущества подобного ПО, понимая, что это удешевляет проект и дальнейшую эксплуатацию системы», – рассказывает Наталья Емельянова.

Сами проекты стали крупнее и сложнее (в первую очередь в отношении оптимизации затрат и безопасности), но маржинальный доход в них снизился. «Заказчики более взвешенно подходят к выбору партнера и рассчитывают эксплуатировать внедряемые системы в течение длительного времени – не менее пяти лет», – констатирует Ольга Таранова. Стремление экономить вынуждает минимизировать доработки существующих решений, а если нужно – обходиться силами собственных специалистов.

В числе основных проблем партнеры отмечают несоблюдение заказчиками финансовой дисциплины, а также сложность наращивания компетенций и развития собственных технологий в условиях низкой маржинальности проектов. Массовые сокращения ИТ-отделов у заказчиков, с одной стороны, помогли партнерам отчасти пополнить штаты квалифицированными специалистами, с другой – кадровый голод по-прежнему ощущается и мешает развитию бизнеса.

Заложники стереотипов

Российский разработчик изо всех сил старается сломать сформировавшийся на рынке стереотип, что «1С» – лишь система бухгалтерского учета. Насколько это получается – вопрос открытый, по крайней мере, о решениях УПП заказчики постепенно узнают. Теперь дело за партнерами: им предстоит опровергнуть еще одно устоявшееся мнение, что «1С» – дешевая система, а значит, и услуги по ее внедрению не должны стоить дорого. Сможет ли в таком случае клиент рассчитывать на специалистов ожидаемой квалификации?

• Специалисты рекомендуют

Внедрения «1С» набирают вес

Наталья Емельянова,

руководитель ВЦ «Конто» компании «ABBYY Украина»

В соответствии с проектным подходом мы выполняем работы у клиента в несколько этапов:

1. Предварительное обследование предприятия с демонстрацией и подбором ПО. Мы советуем заранее просчитать стоимость владения, разработки и покупки. Заказчик должен четко понимать, сколько он в итоге потратит на поддержку, вызов сертифицированных специалистов и ежегодную плату за право пользования программными продуктами.

2. Аудит бизнес-процессов предприятия и разработка проектной документации. Мы рекомендуем проводить их силами партнера – это упростит дальнейшее внедрение ПО «1С». Как правило, у заказчика отсутствуют формализованные бизнес-процессы, связи между отделами и функциональные обязанности. Подробная проектная документации должна быть реализована в бумажном виде, а не в головах.

3. Адаптация типового решения либо разработка оригинальной конфигурации. Все зависит от стоящих перед заказчиком задач и его финансовых возможностей.

4. Опытная эксплуатация решения и обучение пользователей. Как показывает практика, если внедрение идет без обучения пользователей, промышленное применение серьезно затрудняется. Также рекомендуем в процессе опытной эксплуатации обязательно сделать нагрузочное тестирование на реальных базах и объемах.

5. Запуск в промышленную эксплуатацию. Здесь важным фактором является скорость реакции разработчика. Обычно в это время наши специалисты присутствуют у заказчика – ночуют, так сказать...

6. Сопровождение и развитие внедренного решения. Для сопровождения обычно клиент набирает свой ИТ-отдел, и в принципе это оправданно – собственными силами сопровождать дешевле. А вот на этапе развития стоит привлекать специалистов внедренческого центра хотя бы на уровне консалтинга.

06
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

"...Теперь дело за партнерами: им предстоит опровергнуть еще одно устоявшееся мнение, что «1С» – дешевая система, а значит, и услуги по ее внедрению не должны стоить дорого."

Постановка комментария неправильная. Дешевизна 1С - это не мнение, это реальность. Нельзя опровергнуть реальность.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT