`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

+24
голоса

Одни компании рассматривают внедрение системы автоматизации бизнес-процессов как способ повысить эффективность в сложных экономических условиях, другие откладывают его до лучших времен скорее как некий имиджевый атрибут. В целом это вопрос почти философский. Но отношение к нему представителей разных отраслей оказывает непосредственное влияние на рынок ERP-систем. Как именно – рассказывают его участники.

Сергей Литвиненко

директор «Корпорация "Галактика"»

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

В прошлом году украинский рынок систем автоматизации управления предприятием (EAS – Enterprise Application Software) упал, по оценкам аналитиков, почти на 40% относительно 2014 г. На весь ИТ-рынок влияло общее падение экономики и девальвация гривны. По нашей информации, количество новых проектов внедрения ERP в 2015 г. можно пересчитать по пальцам. В основном вендоры и интеграторы держатся на плаву за счет развития и технической поддержки более ранних внедрений. Соответственно, произошло небольшое перераспределение долей рынка: продажи западных систем сократились, потребители стали больше внимания уделять локальным продуктам. Сохраняется интерес заказчиков к узкоспециализированным решениям.

В текущем году рынок ERP продолжит сокращаться. По нашим прогнозам, он просядет еще на 25-30%. Ситуацию несколько спасают внедрения на государственных предприятиях и в органах власти. Старта значимых проектов в коммерческих структурах мы пока не видим. Возможно, осенне-зимний сезон как-то улучшит положение.

По нашим оценкам, если раньше соотношение лицензий к услугам составляло примерно 1:2, то сейчас оно стремится к 1:1-1,5. То есть количество услуг в общем объеме проекта уменьшается: заказчик перебирает часть работ на себя. Эту тенденцию может изменить популяризация облачных ERP, но пока таких внедрений крайне мало.

На сегодня основные потребители: оптовые торговые фирмы и розничные сети, предприятия, входящие в крупные финансово-промышленные группы, фармацевтические компании (как производственные, так и сети аптек). Со стороны машиностроения и приборостроения интерес к ERP есть, но денег в бюджете не предусмотрено.

Основными заказчиками стартовавших в 2015-2016 гг. проектов являются украинские компании – они составляют примерно 80%, и соответственно, около 20% – представительства западных фирм.

Средний и малый бизнес сейчас переживает не лучшие времена: падение потребительского спроса и нехватка оборотных средств не благоприятствуют развитию таких компаний.

Мы надеемся, что в обозримой перспективе рынок ERP немного стабилизируется – если, конечно, в стране не случится каких-то еще серьезных потрясений. Состояние рынка ERP неопределенное, возможны пертурбации и переходы клиентов с одной системы на другую, а также поглощения, объединения, смена собственности в самих компаниях-заказчиках. Будет расти спрос на локальные продукты. Основным трендом остается запрос на системы, способствующие повышению продаж и внутренней эффективности, позволяющие сократить административный персонал без потери производительности предприятия в целом. Востребованы решения по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования, системы электронного документооборота и корпоративного взаимодействия. Возможно, будут реализовываться локальные задачи, связанные с определенными функциональными блоками ERP: управление персоналом, бюджетирование, расчет заработной платы. В целом мы довольно скептически относимся к перспективам рынка ERP в Украине на ближайшие несколько лет.

Вадим Мазур

директор «Скайлайн Софт» (оператор распространения продуктов «1С:Предприятие» в Украине)

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

По нашим оценкам, в 2015 г. объем рынка АСУП в Украине составил около 800 млн. грн. Аналитики ожидают, что по итогам 2016 г. он увеличится на 5-8%. У нас рост относительно прошлого года примерно 40%.

У бизнес-партнеров «1С:Франчайзи» в целом на лицензии приходится около трети объемов продаж. Если говорить о крупных проектах, то там консалтинговая (внедренческая) составляющая может достигать 85-90%.

По нашей продукции основными (в количественном выражении) потребителями являются малый и средний бизнес. Этот сегмент в целом более динамичный и мобильный, меньше ориентирован на кредитные ресурсы, имеет ускоренное вращение оборотных средств и требует оперативного управления. Такие заказчики быстрее принимают решение, а бюджеты самих проектов скромнее. Поэтому они могут себе их позволить. К тому же эффект от внедрения становится ощутим раньше.

Крупный бизнес дольше принимает решение, проекты автоматизации дороже, больше растянуты во времени. К примеру, у нас сейчас завершаются некоторые внедрения, начинавшиеся еще в 2013 г. Часть из них пережили период заморозки, но потом возобновились с корректировкой целей в соответствии с новыми реалиями.

Есть среди заказчиков в Украине и совместные предприятия и компании с иностранным капиталом. Как правило, начать и довести до положительного результата проекты с такими клиентами легче. Это обусловлено наличием понимания важности налаживания прозрачных и эффективных процессов управления и роли ERP-системы на этом пути. Кроме того, в компаниях с европейским стилем менеджмента (независимо от наличия зарубежного капитала), ключевые лица уделяют достаточное внимание процессу внедрения, что также положительно сказывается на успешности проекта.

По отраслям существенную долю составляют представители высококонкурентных рынков. В частности это розничные сети, дистрибьюторы, другие торговые компании.

Еще одно значительная группа клиентов – все виды производства. Им сейчас очень важно для сохранения конкурентоспособности оперативно рассчитывать себестоимость и планировать производство в соответствии с динамично меняющимся спросом.

Среди растущих отраслей стоит выделить сельскохозяйственные предприятия, строительные компании и представителей сферы услуг и сервисов.

Говоря о перспективах нельзя не упомянуть экономику в целом. К сожалению, мы все сейчас продолжаем жить в кризисных условиях и в состоянии неопределенности. Соответственно бизнес нуждается в решениях, которые помогут ему быть эффективным в текущей обстановке. Поэтому на рынке ERP и систем автоматизации будет спрос на продукты, дающие менеджменту возможности быстрого отображения завершенных операций и получения в режиме реального времени развернутого анализа данных для принятия эффективных оперативных решений.

Артур Федоренко

директор по развитию бизнеса «Корпорации "Парус"»

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

Факты говорят за себя! В 2015 г. не было слышно громких заявлений о новых проектах, примечательных итоговых пресс-конференций, демонстрации особых успехов (про неудачи и раньше предпочитали помалкивать). Рынок работал «на выживание», а для этого все равно нужны новые проекты (пусть и рядовые), новые заказчики (пусть и не очень именитые) и платежеспособность имеющихся клиентов (расширение функционала, набора услуг и т.п.). Прошлый год выдался далеко не безоблачным.

Реальные выводы мы можем делать сугубо по результатам своей деятельности. Рост в 2015 г. у нас был выше прогнозных значений и превысил 80% (!!но это на фоне стагнации 2014 г.). Были новые проекты и завершенные сделки. В текущем году ситуация скорее стабильнее, чем лучше. Оценка динамики роста рынка «умеренная», на уровне 15-20%.

Уже на протяжении довольно длительного периода соотношение консалтинг vs лицензии колеблется у отметки 50х50. Услуги пытаются изменить его в свою пользу, но действия менеджмента компании сформировали устойчивую тенденцию в сторону увеличения доли лицензий. Однако, имеется и встречный тренд – заказчикам зачастую выгодней платить нашим специалистам за обслуживание и поддержку сложных информационных систем, чем перекладывать эти задачи на плечи своих айтишников.

Основными потребителями ERP сегодня являются структуры государственного управления, представители топливно-энергетического и нефтегазового комплекса, крупные производственные предприятия, кредитно-финанстовые учреждения. Среди них примерно 20% – компании с иностранным капиталом.

Большинство представителей SMB, к сожалению, не могут себе позволить использовать ERP-систему. Это обусловлено тем, что внедрение таких прикладных решений обходится недешево.

Будущее рынка ERP в меньшей степени зависит от его игроков, как это ни странно. Темп задает внешнеполитическая и экономическая ситуация с поправкой на возможные риски будущих периодов.

P.S. На подспудный вопрос: «А не укроется ли все медным тазом?», – Можно ответить словами песни группы «Mad Heads», – «Допоки сонце сяє, поки вода тече. Надія є».

Олег Щербатенко

генеральный директор компании IT-Enterprise

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

По нашим оценкам, в 2015 г. украинский рынок ERP вырос на 39% в гривневом выражении. Рост продолжился также в первом полугодии 2016 г. и мы ожидаем сохранение этой тенденции до конца года.

Вклад консалтинговых услуг в общую стоимость ERP-систем растет. Когда в 1998-2008 гг. украинские предприятия компьютеризировались, основной ролью ERP-решения была автоматизация имеющихся бизнес-процессов. Но спустя 10 лет компьютеры есть у всех, многие компании успели пройти первичную автоматизацию, и задачи для ERP изменились. Мир ускорился, конкуренция выросла, и бизнесу, чтобы соответствовать новым условиям, необходимо перестраиваться. Именно реинжиниринг и оптимизация бизнес-процессов определили дальнейшее развитие ERP-систем, и примерно с 2009 г. доля консалтинга в продажах ERP стала динамично расти.

Сейчас мы можем говорить, что лицензии составляют 10-30% стоимости традиционной ERP-системы (On-Premise) и 70-90% для облачной версии (SaaS/On-Demand), остальное – консалтинг.

ERP-решения внедряют в тех отраслях, где идет активное развитие. Сегодня это впервую очередь машиностроение, металлургия, авиационная промышленность, сельское хозяйство. Есть предприятия и с иностранным и с украинским капиталом.

Тенденция, которую хочется отметить – растущий интерес со стороны госсектора. Так, в конце 2015 г. мы внедрили систему IT-Enterprise для Министерства инфраструктуры, благодаря которой учреждение в режиме реального времени получает данные сразу от всех подведомственных ему предприятий.

Средний и малый бизнес также активно внедряет ERP, но в этом сегменте выше интерес к коробочным, облачным решениям вроде нашего сервиса Clobbi.com. Небольшая ежемесячная оплата дает возможность SMB значительно сэкономить, так как не нужно покупать лицензии, и инвестировать в ИТ-инфраструктуру.

В ближайшие годы, с одной стороны, роль ERP-системы продолжит сдвигаться в направлении реинжиниринга бизнес-процессов. А с другой – заметно вырастет интерес к облачным решениям для управления бизнесом.

Сергей Янчишин

региональный директор Oracle в Украине

Внедрение ERP – инвестиция или расходы?

Можно говорить о том, что ERP рынок не умер, а получил второе дыхание, основанное на глобальной тенденции цифровой трансформации бизнеса. Внешние факторы и необходимость поиска резервов роста в различных отраслях не оставляют другого выхода, как только меняться и опираясь на лучшие практики, переходить к переоценке своего бизнеса и начинать процессы изменений, используя в качестве рычага эволюционное развитие текущих корпоративных информационных систем, ERP-решения нового поколения.

Следует отметить, что все больше компаний приступили или приступают к процессам трансформации и развития своих ERP-систем. Клиенты начинают выстраивать гибридную модель использования, обогащая свою текущую ERP лучшими практиками, интегрируя дочерние компании и филиалы посредством подключения их к облачным сервисам.

Индустриальная революция 4.0 и роботизация, интернет вещей и интеграция «киберфизических систем», социальные сети, мобильность, аналитика больших данных, облачные вычисления – ведут к решающим переменам в принципах ведения бизнеса. Причем скорость таких изменений возрастает, и эта одна из серьезных проблем для всех типов компаний. Меняются условия конкуренции, развиваются новые, инновационные каналы взаимодействия с потребителями.

Потребитель изменился, а самое главное существенно выросла скорость изменения его ценностей, приоритетов и потребностей, и крупному бизнесу, привыкшему работать по-старому, становится не просто дискомфортно, а по-настоящему тяжело. И от того, как оперативно предприятие сможет перестроить бизнес-модель, зависит вопрос выживания. Исходя из этого, можно сказать, что основной задачей сегодня является поддержка процессов генерации доходов и добавленной стоимости. Это направления, которые напрямую взаимодействуют с обсуждаемыми технологиями и инновациями и позволяют на новом уровне качества поддержать проекты развития.

+24
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT