`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Визуальные акценты 2006

Статья опубликована в №1-2 (570) от 16 января

0 
 

Хотя визуальные технологии сегодня находятся на стыке различных индустрий, мы уже традиционно решили подвести своеобразные итоги и в этом сегменте. Чем же запомнился прошедший год на ниве VFX?

Для иллюстрации происходивших в отрасли событий как нельзя лучше подходят многочисленные фильмы, своим успехом обязанные именно визуальным эффектам. Первым ярким доказательством этому стал бурно обсуждаемый в CG-сообществе проект "Elephants Dream". Уникальность одиннадцатиминутной анимационной ленты заключается в том, что при ее создании группа художников под руководством Тона Роосендааля (Ton Roosendaal) полагалась исключительно на инструментарий категории Open Source. Основная нагрузка по моделированию, текстуризации и оживлению сцен легла на свободно распространяемый трехмерный редактор Blender. Кроме того, к работе были привлечены растровые (CinePaint и GIMP), а также векторный (Inkscape) редакторы. Как результат, "Elephants Dream" превзошел по качеству исполнения многочисленные успешные коммерческие проекты наших дней. Убедиться в этом можно, посетив официальный сайт фильма www.elephantsdream.org.

К слову сказать, ряды бесплатного ПО для компьютерной графики продолжали расти. Не удивительно, что весомую лепту в столь полезное дело внесла Google. Известный трехмерный редактор SketchUp, получивший высокие оценки в дизайнерской сфере благодаря предельно понятной реализации идей, образующих каноны трехмерной графики, неожиданно обрел freeware-статус. Новые владельцы компании-разработчика @Last Software увидели в SketchUp идеальное средство подготовки контента для сервиса Google Earth, что, впрочем, не помешало использовать его и в других направлениях, например в концептуальном дизайне или техническом иллюстрировании.

Сходный по щедрости подарок был приготовлен и в стане Apple. С былой отметки 3 тыс. долл. стоимость мощной системы высококачественного компоузинга и визуальных эффектов Shake резко снизилась до $499. Таким образом, на Mac-фронте позиции Adobe After Effects заметно пошатнулись.

Ближе к середине года с облегчением вздохнули приверженцы лучшего в премиум-классе анимационного пакета от фирмы Alias. Вопреки упорно распространяющимся слухам, после поглощения упомянутого разработчика корпорацией Autodesk, новые владельцы продолжили независимое развитие двух ранее конкурировавших из-за подобия функциональной начинки пакетов - 3ds Max и Maya. В результате, как раз к открытию центрального съезда адептов визуальных технологий Siggraph 2006, свет увидели новые версии упомянутых продуктов, переведенные на 64-битовые "рельсы". И хотя, ввиду низкой стабильности новой аппаратно-программной связки, в сравнении с годами оттачиваемым 32-битовым окружением, лозунг "С 64 bit в светлое будущее компьютерной графики" сегодня все еще слегка преувеличен - прорыв налицо. Вновь открывшиеся преимущества смогут оценить в кинопроизводстве, где довольно высокие требования к качеству финального изображения заставляют художников идти на всевозможные ухищрения (к примеру, при визуализации оптимизировать работу рендера PRman с помощью rib-архивов). Отныне, благодаря существенному увеличению размера адресуемого пространства, Maya 8 и 3ds Max 9 способны обрабатывать сцены поистине гигантских объемов. Кроме того, оба продукта постепенно становятся взаимно совместимыми. Последний тому пример - вполне сносное налаживание связи через формат FBX.

Победу в номинации "Открытие года" можно смело присудить выходцам из знаменитой новозеландской мастерской Weta Digital. Опираясь на бесценный опыт, накопленный в процессе производства сложнейших спецэффектов для кинотрилогии Толкиена "Властелин Колец", художники вновь созданной компании Skymatter разработали оригинальный моделинг-редактор Mudbox. Включенные в его состав функции обеспечивают интуитивно понятный подход к цифровой лепке трехмерных персонажей, наглядно демонстрируя, каким именно должен быть инструмент, сделанный художниками для художников.

Впрочем, отправившись в самостоятельное плавание, Mudbox столкнется с нешуточной конкуренцией со стороны ключевого игрока на этом рынке - пакета ZBrush. Используя подраздельные поверхности, его очередная версия за номером 2.5 легко справляется со сложными полигональными сетками, прекрасно оперирует картами деформаций. При этом даже громоздкие модели претерпевают достаточно сложные видоизменения в реальном времени.

Возвращаясь к победам на ниве VFX невозможно обойти вниманием блокбастер "Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца". Уже сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что новый шедевр от Buena Vista ожидает вожделенный "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. Особая заслуга в этом профессионалов студии ILM под руководством Джона Кнолля (John Knoll). В который раз им удалось сделать практически невозможное и добиться невероятной достоверности в движениях и внешнем облике человекоподобного Деви Джонса (Davy Jones) и его компании. В ходе выполнения проекта R&D-отдел разработал оригинальную систему захвата движений iMoCap, позволившую до мельчайших подробностей отследить перемещения персонажа и наложить ее на громоздкую цифровую модель. Не меньших похвал требуют тщательно воссозданные кожные покровы, выполненные благодаря стандарту просчета RenderMan и огромному количеству специально написанных шейдеров.

Говоря о достоинствах этой ленты следует отметить участие в ее создании французского генератора ландшафтов Vue. Почерк детища e-on software отчетливо прослеживается во многих пейзажных сценах фильма. Что примечательно, приложение, еще несколько лет назад считавшееся малопригодным для профессионального использования, сумело выйти на лидирующие позиции в 3D landscape-вотчине, легко обогнав былого законодателя мод Bryce. Шестая версия Vue качественно отличается от предыдущих разработок. Теперь заметно расширенная виртуальная флора послушно реагирует на движение воздушных масс. Переработанный атмосферный генератор легко справлялся со скоплениями объемных облаков, учитывал влажность, плотность воздуха и другие важные параметры.

Наступивший год обещает быть не менее насыщенным интересными анонсами и оригинальными технологиями. Как и прежде, лидером VFX-прогресса останется киноиндустрия. Уже сегодня в работе находятся десятки масштабных проектов, требующих для своего воплощения сложных и необычных решений. Особенно богатой на подобные новшества обещает стать картина Джеймса Камерона "Аватар", ведь для ее создания знаменитый режиссер был вынужден прибегнуть к услугам специалистов из Weta Digital, минуя компанию Digital Domain, с которой сотрудничал ранее.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT