`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Виталий Волосецкий, Укргазтехсвязь: «Доказывать что-то бессмысленно, нам проще продемонстрировать рабочую систему»

+99
голосов

Будучи ИТ-директором Горнорудного дивизиона «Метинвест Холдинг», Виталий Волосецкий со своей командой построил ИТ-инфраструктуру и систему автоматизации бизнес-процессов мирового уровня, в результате чего стал обладателем двух премий «Лучший ИТ-директор Украины»: Best CIO 2008 (номинация «Тяжелая промышленность — более 500 ИТ-устройств») и Best CIO 2009 (номинация «Производство — более 500 компьютеров»), а впоследствии получил статус члена жюри данного проекта.

Виталий Волосецкий, Укргазтехсвязь: «Обсуждать и доказывать что-то бессмысленно, нам проще продемонстрировать рабочую систему»В 2011 г. Виталий занял пост директора филиала Укргазтехсвязь, а заодно и начальника Департамента информационных технологий, автоматизации и связи компании Укртрансгаз. Тем интереснее было пообщаться с ним и узнать о результатах его работы на новом месте.

Вы сменили место работы, при этом произошел двойной переход: из горно-рудной в газотранспортную отрасль, из коммерческой структуры — в государственную. С какими сложностям вы при этом столкнулись?

Никто не верит, что в госсекторе можно успешно реализовывать проекты. Превалирует мнение, что они невозможны. Однако прошлый год показывает, что все возможно.

Судя по частоте упоминаний Укртрансгаза на страницах онлайн-СМИ, так и есть...

Укртрансгаз — компания, которой по силам многое, если ей предоставить возможность и правильно направить. Предприятию повезло, что у него первый руководитель, Винокуров Сергей Алексеевич, — сильный и компетентный человек, который сформировал вокруг себя команду настоящих профессионалов. В 2011 г. по его инициативе был взят курс на модернизацию Укртрансгаза с помощью ИТ и превращении ее в прибыльную госкомпанию, базовыми принципами которой будут прозрачность, эффективность, результативность и профессионализм.

В сентябре 2011 г. был приняла и утверждена «Стратегия развития информационных технологий». Был проведен аудит ресурсов и систем, разработаны стандарты, построены процессы внутри службы ИТ. В январе 2012 г. началась реализация стратегии: внедрение системы управления ресурсами предприятия от SAP, построение корпоративной сети, инфраструктурных сервисов, системы управления производством и пр.

Филиал Укргазтехсвязь превратился в организацию, которая занимается исключительно одним видом деятельности — предоставлением услуг в области информационных технологий, связи и автоматизации бизнес-процессов всем структурам Укртрансгаза, и в перспективе — другим организациям и холдингам. Примерно по такой же схеме работает Газпром автоматизация, т. е. это отдельная компания, основная деятельность которой заключается в реализации и поддержке ИТ-проектов.

Если раньше я говорил, что ИТ — это инструмент операционной эффективности для менеджмента компании, то сегодня мы продемонстрировали целесообразность применения ИТ в качестве инструмента для преобразования компании в очень сжатые сроки. Аналогов таких превращений, подобных Укртрансгазу, история еще не знала.

Будьте добры, расскажите, что собой представляет Укртрансгаз.

Укртрансгаз — это 28 тыс. сотрудников по всей Украине. География присутствия — вся страна, поскольку везде есть газопроводная система. Даже если мы ее не видим, она есть... Всего 37 тыс. км магистральных газопроводов.

Укртрансгаз — это 111 производственных площадок. Из них 96 площадок имеют свой платежный баланс, свои счета, руководителя, главного экономиста и пр. Все они объединяется в рамках одной бизнес-единицы Укртрансгаз в единое юридическое лицо.

Укртрансгаз — это 7 тыс. пользователей ИТ-инфраструктуры (в настоящий момент), из которых около 6 тыс. составляют пользователи системы SAP ERP.

Укртрансгаз — это централизованные сервисы Microsoft. В общей сумме их 14, начиная от Active Directory, и заканчивая антивирусом, ISA-серверами и пр.

Укртрансгаз — это теперь еще и WAN-сеть, построенная на основе двух провайдеров: «МТС Украина» и оптического провайдера «Гигатранс».

Трудно представить, что такую колоссальную структуру можно автоматизировать менее чем за год. Давайте обратимся к проекту внедрения SAP ERP.

Внедрение началось в январе 2012 г. с полным рестартом проекта, начатого в июле 2011 г. До этого в Укртрансгазе была принята стратегия, направленная на пофилиальное развертывание ERP. В качестве пилотной площадки из-за близости к центру был выбран Киевтрансгаз, довольно крупная структура. Однако команда внедренцев (из компании CONIM Group — прим. ред.), которая должна была вести этот проект, допустила ошибку — она не учла, что Укртрансгаз это одно юридическое лицо, соответственно, единая бизнес-единица, где все основные бизнес-процессы, такие как казначейство, планирование бюджетов, налоги на прибыль и др. сконцентрированы в управляющей компании. Бизнес-процессы у филиалов взаимосвязанные, есть авизовка, передача с баланса на баланс, предоставление услуг и т. д. Невозможно в таких ограниченных условиях внедрять систему в одном филиале. Было ошибкой запускать ERP в одном Киевтрансгазе.

Именно поэтому был произведен рестарт проекта. Мы отказались от услуг консалтинговой компании. Перед началом проекта пригласили 10 консультантов, и создали свой Центр компетенции SAP. Людей собрали знающих, с опытом внедрения SAP ERP свыше 10 лет. Многие в прошлом занимались ERP-проектами в «Инкоме», Microsoft Ukraine, АрселорМиттал Кривой Рог, СевГОКе, «ЗАЗ» и др.

По мере запуска функциональных релизов системы к команде присоединялись новые консультанты по направлениям. В настоящий момент в системе насчитывается 11 модулей, которые обслуживаются 25 консультантами.

Проект был отмечен на Форуме SAP Киев 2012 в номинации «За инновационную методологию внедрения проекта SAP». В чем состоит инновационность?

Была применена новая методология, состоящая в поэтапном втягивании организации в проект. Система внедряется блоками — это группы взаимосвязанных процессов, которые запускаются поэтапно. Происходит выполнение одного этапа, параллельно с этим подготавливается следующий, причем текущий служит основой для запуска следующего.

Прототип блока (на 70-80% рабочая версия) предоставляется методологической группе, она его рассматривает и принимает решение о вводе в опытную эксплуатацию. После этого мы его переносим в систему качества (или тестовую), где все потенциальные пользователи данного блока работают с ним. Далее мы дошлифовываем решение, подготавливая ко вводу в эксплуатацию, на базе платформы SAP Learning Solution создаем специальные курсы. Затем этот прототип мы переносим из тестовой в продуктивную систему и запускаем обучение пользователей. Благодаря тому, что многие процессы шли параллельно, нам удалось добиться сжатых сроков внедрения системы.

Уже в апреле 2012 в промышленную эксплуатацию был запущен договорной учет — т. е. все договора появились в ERP. Пользователи Укртрансгаза в соответствии с правами доступа смогли их видеть, вносить изменения в имеющиеся и заводить новые. Параллельно была создана система нормативно-справочной информации. Договорной учет не мог запуститься без справочников контрагентов, услуг, ТМЦ, готовой продукции и др. Естественно был настроен ландшафт системы, организационная структура, бизнес-единица и бизнес-сферы. И это было сделано на имевшихся в тот момент серверных и сетевых мощностях, мягко говоря недостаточно функциональных. Выбор основного решения и процедуры с ними связанные велись параллельно.

В мае было запущено Планирование бюджета платежей, а в июне — централизованный блок Казначейство. Система дает возможность ежемесячно оплачивать счета на 2 млрд грн с обязательной проверкой соответствия бюджета платежей и наличие дебиторской и кредиторской задолженностей. Грубо говоря, у финансового управления Укртрансгаза есть право третьей подписи на каждый платеж. Была проведена большая работа с банками, которые обслуживают нашу компанию. Всего 250 счетов по всей Украине.

Запуск основной части функциональности в опытно-промышленную эксплуатацию состоялся в июле прошлого года. Это в общей сложности 11 модулей, включая бухгалтерский и налоговый учет, управление и учет материальных потоков, учет основных средств, управление затратами, качеством, ремонтами, бюджетами, доходами, проектами, капитальными инвестициями и др. Одновременно мы провели миграцию на новое оборудование всех систем проекта.

1 января 2013 г. вся система перешла в промышленную эксплуатацию. Это обстоятельство связано с тем, что некоторые модули запускались, постепенно наращивая свою функциональность. Поэтому по некоторым модулям процесс опытно-промышленной эксплуатации был сокращен на один месяц, в частности по Казначейству и Управлению сбытом.

Естественно, переход в промышленную эксплуатацию с 1 января повлек за собой изменение методологии учета, что невозможно было сделать в середине года. По украинскому законодательству изменение учетной политики допускается только с начала года. Поэтому бухгалтерский учет можно было запустить лишь в указанное время.

Надо сказать, что в рамках внедрения ERP применялась система дистанционного обучения. Она была разработана совместно с украинской компанией ЯНСЕН. Мы благодарны за сотрудничество. Мы первыми во всем СНГ запустили e-learning-систему на 5000 рабочих мест. За три месяца наши сотрудники прошли интерактивные курсы с полной экзаменацией. Согласно отчету немецкой компании Lumesse, которая предоставляла данную площадку, общая продолжительность обучения за указанный период составила 86 тыс. человеко-часов. За 2 месяца 4,5 тыс. сотрудников, которые раньше не имели представления о системе, прошли в среднем по 5 курсов, в том числе по финансовому менеджменту (для запуска процесса планирования).

Дополнительно мы использовали Microsoft Lync — это наш рабочий инструмент для тех ситуаций, когда возникает потребность в очном обучении. Например, для курсов повышения квалификации, семинаров и пр.

Поднято портальное решение, где хранится вся информация (инструкции и пр.). Кроме того, благодаря порталу мы получаем обратную связь на предмет того, все ли нормально работает.

А вы сами чему-то учились в системе электронного обучения?

Конечно, учился. Я сам проходил первый курс по финансовому менеджменту. Мне тоже нужно понимать процесс планирования бюджета.

Это хорошая идея для ознакомления людей с SAP ERP. В системе демонстрируются реальные скриншоты из ПО, на основании которых задаются вопросы. Это тест на внимательность прослушивания курса и визуальное восприятие информации. В конце курса сотрудники сдают экзамен.

Кто-то, конечно, мог записать правильные ответы вначале, а потом уже по ним сдать экзамен. Но ведь даже запись — это уже плюс.

Нам нужно было увлечь людей самим процессом обучения. И, как результат, дать им решение, с помощью которого они могут, например, легко узнать, на каком специалисте остановилась подпись по необходимому документу.

В рамках внедрения вы не строили собственный ЦОД, правильно?

Да, запуск в столь сжатые сроки был бы невозможен, если бы мы еще начали строить свой центр обработки данных. Вместо этого мы арендовали площадку у компании BeMobile, где разместили вычислительные мощности.

В качестве платформы для ERP-системы был выбран сервер Oracle SPARC Enterprise М9000-64 класса high-end, обеспечивший выполнение критически важных задач в режиме 24×7x365. Также используем универсальные высокопроизводительные серверы Oracle SPARC T4-4 для уровня серверов приложений под управлением ОС Solaris, системы хранения данных Pillar Axiom 600 и модульную библиотеку STORAGETEK SL500.

Инсталляция, настройка оборудования и ОС Solaris, СУБД Oracle Database, запуск в промышленную эксплуатацию продуктивных систем SAP ERP, верификация всего комплекса реализованы в рекордные сроки — в течение месяца.

Скорость и надежность были нашими ключевыми требованиями, поэтому Oracle Database для ERP-проекта определила подходы к архитектуре и выбору аппаратной платформы, что в результате позволило минимизировать риски и добиться высочайшей производительности всего решения от одного вендора.

Все это хозяйство централизовано управления 5 сотрудниками.

И тем не менее, от планов по построению собственного ЦОД вы не отказались?

Хотя арендованная площадка нас вполне устраивает, такие планы есть. Мы как раз сейчас ищем место для строительства.

Кстати, сейчас рассматривается вопрос о предоставлении вычислительных мощностей еще одной государственной компании — Укрпочте — в виде облачных сервисов. Управление рисками ЦОД компания BeMobile по SLA взяла на себя. Нам заниматься этим непрофильным направлением не нужно.

А что у вас сейчас в работе?

Сейчас внедряется MES-система PI System от американской компании OSIsoft, рыночного лидера в данной отрасли. Мы работаем над проектом отдельной командой из 5 человек, все они профессионалы своего дела.

MES-решение предназначено для производственников, оно предоставляет возможности реально управлять производством. Здесь можно разложить объект вплоть до конечной детализации. Применена 3D-графика, дающая возможность увидеть объект в любом ракурсе, начиная от производственных помещений и заканчивая турбиной, крановой площадкой, краном и т. д. Мы смогли договориться с бизнесом в вопросах стандартизации представления, и получили унифицированную систему, которая дает возможность любой новый объект обрисовывать в соответствии с принятой схемой.

В настоящий момент в системе 5 компрессорных станций, передающих информацию в онлайне о текущем состоянии агрегатов. Общая длина газопроводов — 2,5 тыс. км (из 37 тыс. км имеющихся).

Также мы строим геоинформационную систему ESRI ArcGIS.

Поэтому у нас в настоящий момент имеется симбиоз трех систем: SAP ERP, OSIsoft PI System и ESRI ArcGIS. Естественно, все объекты производственной направленности, которые в них используются, имеют идентификаторы, соотносящие объекты в системах. Получается, что вся информация, которая собирается в той или иной системе, отображается во всех трех одновременно.

К примеру, вводится в эксплуатацию основное средство — крановая площадка с таким-то краном, она одновременно должна появиться как основное средство у данного филиала в ERP, и мы по нему начинаем капитализировать затраты на него, четко понимать, какие ремонты осуществляются и пр. Но в то же время мы в любой момент можем посмотреть дополнительную информацию об этом крановом узле: где он находится в реальности (отобразить на карте) — с помощью GIS-системы, и посредством MES-системы узнать схему его функционирования. Т. е. можно рассматривать эту производственную единицу одновременно со всех точек зрения: финансово- экономической, производственной (открывать/закрывать данный кран, когда есть такая потребность), и со стороны ремонтных служб (когда производился ремонт, что именно делалось, какие затраты уже понесли, и, возможно, предусмотреть в инвестиционной программе его замену).

Стоит также отметить, что у нас используется портальное решение, которое позволяет обеспечить доступ к системам всей компании — через Веб посредством любого устройства, начиная от стационарных ПК и заканчивая мобильными терминалами.

А что раньше было в Укртрансгазе — самописаные программы, лоскутная автоматизация и пр.?

Да, стандартная картина, как и у всех, 2500 разрозненных систем. Но упрекать никого я бы не стал, проблемы у каждого директора были свои... Сейчас же глава предприятия решил ответить на все вызовы тотальной информатизацией и автоматизацией. Кстати, он сам активный пользователь SAP ERP, у него в онлайн-режиме видны основные ключевые показатели производственно-финансовой деятельности компании. Эта информация доступна на всех устройствах, которые использует руководитель. Из этой системы можно опуститься вплоть до первичной информации. Отпадает потребность в каких-либо отчетах.

У каждого директора Укртрансгаза есть доступ к данным по своему филиалу. Я как директор филиала вижу только свои данные. Это наша собственная портальная разработка, как и Казначейство. Аналогов подобного ПО в СНГ нет.

В начале нашей беседы вы отметили, что никто не верит в государственные проекты. Однако у вас получается их реализовывать, в чем секрет?

Обсуждать и доказывать что-то бессмысленно, нам проще демонстрировать прототипы, на 80-90% рабочие варианты решений. В рамках подготовки к внедрению SAP ERP мы не делали презентаций, не рассказывали о своем профессионализме, а просто объехали все филиалы компании и показали действующую систему, настроенную по предоставленному нам описанию процессов.

Был случай, когда во время демонстрации системы в Ивано-Франковске (Прикарпаттрансгаз) мы получили ряд предложений. В тот же день мы внесли необходимые правки, оттестировали и показали их вживую уже на следующий день в рамках демонстрации системы во Львове (Львовтрансгаз) и в режиме видеоконференции для пользователей Прикарпаттрансгаза.

Никто не может упрекнуть нас, что мы пришли, развели руками и ушли, как бывает с внешними интеграторами. Мы работаем, иногда даже круглосуточно. Поэтому и есть результат. Секрета никакого нет.

+99
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Очень приторно получилось. Кроме "гадких интеграторов", никаких проблем.

А по факту, такие результаты достижимы только при исключительно "жирном" финансировании, про которое в заметке ничего нет...

Зря вы так, отличная работа вышла.
И деньги, пусть и жирные, пошли впрок, а не на мерседесы.

У меня всегда наше государство вызывало жалость - которое без мозгов, мол в мутной водичке лучше рыбка ловится. А тут порядок навели

куда и какие пошли деньги - никто не знает.

почитайте:

http://zn.ua/ECONOMICS/gosudarstvennyy-ukrtransgaz-slil-2-5-mlrd-grn-ohr...

возможно в этих 2.5 ярдах было и внедрение сапа, которое по факту было выполнено штатными сотрудниками

Если говорить о классике ведения проектов, то конечно необходимо иметь " Бюджет проекта", но деньги не решают все )))). Вы найдите людей, которые будут идти за Вами и реализовывать такие проекты в такие сроки и с такой отдачей. Боюсь Вас ждет разочарование....

Интересно, а в какой программе зарплату 28 тысячам сотрудника рассчитываете?

На старте такого проекта нет конечно возможности рассчитать зарплату в первом этапе. Но было сделано другое - внедрена функциональность, кот. позволила компании управлять своими ресурсами с помощью "Администрирования" " Организационного менеджмента" и "Управления временными данными".
Если Вам известно, то именно эти три составляющие есть базой для возможности рассчитать зарплату в такой компании с помощью ERP. Уверен, что не в далеком будущем компания сможет похвалиться и результатами расчета заработной платы для своих сотрудников ))))).

А у якій програмі збираєтеся розраховувати зарплату у SAP?

"У каждого директора Укртрансгаза есть доступ к данным по своему филиалу. Я как директор филиала вижу только свои данные. Это наша собственная портальная разработка, как и Казначейство. Аналогов подобного ПО в СНГ нет." На базе какого ПО разработан портал интересно?

Очень интересная статья, причем несмотря на несколько пространное изложение, суть остается таковой - люди успешно реализовали проект, не заглядывая в рот всякого рода "умникам" (которые чаще всего просто пилят бабло, не понимая сути вопроса). пример далеко не рядовой ... чего ОЧЕНЬ бы хотелось - больше технических подробностей ...

"Мы отказались от услуг консалтинговой компании. Перед началом проекта пригласили 10 консультантов, и создали свой Центр компетенции SAP."

Ну прям как по ним написанная песня Слепакова:
...На те, что остались, ребята, 14 тысяч рублей, Племянник найдет на вокзале 14 крепких бомжей...
))

"Скорость и надежность были нашими ключевыми требованиями, поэтому Oracle Database для ERP-проекта определила подходы к архитектуре и выбору аппаратной платформы, что в результате позволило минимизировать риски и добиться высочайшей производительности всего решения от одного вендора."

Спасибо за указание ИТ-директорам направления модернизации их SAP-систем которые не на Oracle DB и/или Oracle HW.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT