`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Веб-хостинг в Украине

Статья опубликована в №19 (685) от 2 июня

+44
голоса

По оценкам экспертов и игроков, на сегодняшний день не менее 80% рынка хостинга в Украине приходится на различные интернет-проекты: от корпоративных и развлекательных порталов до домашних страниц и блогов. Учитывая тенденции последнего времени, связанные с повышенным вниманием к онлайн-составляющим традиционно офлайновых проектов, актуальной становится тема анализа данного сегмента и возможных путей его развития.

При всей своей активности отечественный рынок веб-хостинга все еще можно охарактеризовать как достаточно нестабильный и слабо прогнозируемый. Действительно, тяжело делать какие-либо предположения при отсутствии точных, проверенных данных о состоянии сегмента, например, в прошлом году. Основная проблема заключается в нежелании многих компаний раскрывать собственную финансовую статистику. Согласно оценкам многих участников, денежный объем рынка веб-хостинга в Украине в 2008 г. составил от 10 до 20 млн грн. Впрочем, некоторые источники называют гораздо больший показатель: около 10 млн долл.

При таком разбросе оценок нет ничего удивительного и в различии финансовых прогнозов на текущий год. Все участники рынка сходятся в одном: несмотря на глобальные изменения в экономике на государственном уровне, сегмент веб-хостинга продолжает неуклонно увеличиваться. По разным данным, его рост в денежном выражении за 2009 г. составит от 10 до 80%.

Статистика количества клиентов хостинг-провайдеров и доменов, размещенных на их площадках, также расплывчата. По информации, которую удалось получить от участников рынка, на сегодняшний день услугами отечественных хостеров пользуются около 50 тыс. заказчиков, а общее число работающих доменов составляет 300–500 тыс. Ниже мы подробно рассмотрим практику предоставления и использования веб-хостинга, нынешнее состояние данного сегмента, а также по возможности заглянем в его ближайшее будущее.

Советы экспертов

Веб-хостинг в Украине

Роман Варшавский,
руководитель компании BestHosting

Выбирая хостера, следует прежде всего выяснить, как долго он находится в этом бизнесе. Многие молодые провайдеры, столкнувшись с финансовыми трудностями или дефицитом необходимых знаний и опыта, не переступают и годовой рубеж в этом деле.

На втором месте – обслуживающий персонал. Это и его количество, и распределение обязанностей, т. е. наличие разных отделов, и, конечно же, простота связи с ними. Не последнюю роль в нашем деле играет наличие круглосуточной технической поддержки. Интернет имеет свою ночную аудиторию, поэтому работоспособность многих ресурсов в это время может быть крайне важна.

Следующее, на что я бы рекомендовал обратить внимание, – юридический статус провайдера. В это понятие входят официальное оформление предприятия или частного предпринимательства, наличие банковского расчетного счета, печати, свидетельства об уплате налогов по данному виду деятельности и т. п.

Также стоит послушать мнения и рекомендации знакомых, которые уже пользуются данными услугами, или ознакомиться с отзывами на специализированных форумах.

И конечно же, быть может, решающий фактор – это ценовая политика и спектр услуг. Очень важно, когда компания ведет себя гибко в таких вопросах, как возможность возврата средств при расторжении договора, смена тарифного плана или сервера и т. д.

И последнее. Это не является обязательным, но многое говорит о компании, клиентом которой вы собираетесь стать. Ознакомьтесь со списком VIP-клиентов. Зачастую, если таковые имеются, их размещают на главной странице или в специальном разделе. Наличие среди заказчиков крупных компаний, известных представителей культурной, политической и бизнес-элиты говорит само за себя.

Структура и терминология

При классификации веб-хостинг принято разделять на виртуальный (он же shared-хостинг), VPS (Virtual Private Server) и размещение проектов на отдельном физическом сервере. В последнем случае аппаратное обеспечение может как принадлежать клиенту, так и находиться в собственности провайдера, предоставляющего его в аренду заказчику.

Наиболее доступным решением из всех перечисленных является виртуальный хостинг. Он подойдет для размещения в Сети небольшого веб-сайта, не требующего для нормальной работы крупных аппаратных ресурсов. Принцип его заключается в том, что несколько сайтов находятся на одном веб-сервере, ресурсы которого динамически разделяются между ними в рамках ограничений выбранного заказчиком тарифного плана. Одним из подвидов виртуального считается кластерный хостинг, отличающийся тем, что проекты размещаются на разных серверах. Данная услуга лишь недавно начала появляться в Украине и стоит примерно на 20–25% дороже.

Виртуальные выделенные серверы (они же VPS или VDS) – следующая технологическая ступень веб-хостинга. Пользователь такого решения в любой момент времени может претендовать на определенные ресурсы системы, оговоренные тарифным планом: это относится к дисковому пространству, частоте процессора и объему оперативной памяти. Услуга VPS в Украине достаточно молода – ее широкое распространение началось только в минувшем году. При этом, по оценкам участников рынка, среди всех установленных в отечественных ЦОД серверов доля виртуальных составляет 5–10%.

В силу такого быстрого развития хостинговых решений с применением технологий виртуализации возникает резонный вопрос: как этот процесс может отразиться на структуре рынка, «подвинет» ли он shared-хостинг? Мнения ведущих игроков по этому поводу разделились практически поровну. Часть интернет-бизнесменов считает, что виртуальный хостинг был и останется доступным нишевым продуктом, на который не повлияет развитие VPS. Другие же уверены в скором снижении цены последних до уровня средних тарифных планов shared-решений, следствием чего станет их постепенное отмирание. В пользу второго мнения говорит и то, что с развитием прикладного ПО управление VPS и виртуальным хостингом зачастую не отличается в плане сложности.

Самый простой и понятный вид веб-хостинга – выделенный (dedicated) физический сервер. По оценкам представителей ЦОД и хостинг-провайдеров, на сегодняшний день порядка 80–85% физических серверов, размещенных на отечественных площадках, принадлежат клиентам. Это объясняется тем, что в большинстве случаев необходимость в dedicated-решении обусловлена нуждой в «экзотических» конфигурациях, которые выгоднее купить, нежели арендовать.

Заграница не поможет

Веб-хостинг в Украине

Первые отечественные интернет-проекты, появившиеся во второй половине прошлого десятилетия, размещались на серверах, находящихся далеко за пределами Украины — в основном, в США. Причиной тому было банальное отсутствие в нашей стране хостинг-провайдеров, обусловленное крайне малым спросом на такие услуги. Впрочем, поначалу представители этого бизнеса также продавали украинским заказчикам «заграничные» серверные ресурсы, что опять же объяснялось исчезающее малым количеством «местных» ЦОД.

По словам старожилов рынка, ситуация начала меняться в 2003–2005 гг., когда хостеры смогли позволить себе закупать серверное оборудование и размещать проекты заказчиков на базе собственных небольших ЦОД. В течение следующих нескольких лет было построено немало крупных площадок, и большинство украинских клиентов хостинг-провайдеров сознательно отказались от размещения своих ресурсов за границей. Так, по оценкам игроков рынка, на сегодняшний день на зарубежных серверах (в том числе и в России) размещается не более 20% украинских веб-проектов.

Кому же нужен зарубежный хостинг? Очевидно, что в первую очередь клиентами иностранных провайдеров являются владельцы проектов, основная аудитория которых территориально находится в соответствующем государстве – например в России или США. В этом случае размещение веб-ресурсов ближе к пользователям может обеспечить повышение скорости загрузки страниц, что особенно критично для проектов, предусматривающих большие объемы трафика. Другая категория пользователей услуг зарубежных хостеров – консервативные интернет-бизнесмены, разместившие свои ресурсы на Западе в конце XX – начале XXI века.

Стоит отметить, что достаточно долгое время несомненным преимуществом западных хостинг-компаний была цена их услуг. Сегодня же разрыв существенно сократился и, как правило, составляет не более 20%.

Основными недостатками хостинг-операторов из США и Западной Европы для украинских заказчиков можно назвать языковой барьер при общении с технической поддержкой, разницу в часовых поясах (это актуально в первую очередь для США) и повышенную сложность в оформлении официальной оплаты услуг данных компаний для юридических лиц. Соответственно, каждому хозяину веб-ресурса остается взвесить плюсы и минусы и выбрать решение для себя.

Советы экспертов

Веб-хостинг в Украине

Евгений Шерман,
директор компании FreeHost

На мой взгляд, хостинг-провайдера следует выбирать по таким критериям:

  • Связь с хостером. Очень важно, чтобы у хостинг-партнера был прямой городской номер телефона, а в качестве резервных каналов присутствовали e-mail, а также чат или ICQ.
  • Сохранность информации. Для того чтобы избежать потери файлов, хостинг-провайдеры используют две технологии: RAID и резервное копирование данных. RAID позволяет объединить несколько дисковых накопителей в единый массив данных, которая дает возможность увеличить скорость работы с данными, а также сохранить их при выходе из строя одного из HDD. Резервное копирование – это регулярный перенос информации с основного сервера на вспомогательный для восстановления данных в случае экстренной ситуации или по запросу клиента.
  • Служба поддержки хостинга – одна из важнейших составляющих любой хостинг-компании, так как именно этот отдел консультирует клиентов и занимается мониторингом серверов. При выборе хостинг-провайдера желательно обращать внимание на то, чтобы данная служба работала круглосуточно и могла грамотно ответить на ваши вопросы.
  • Время бесперебойной работы серверов – один из основных параметров при выборе хостинга, ведь от него зависит доступность вашего сайта. Если вы увидите, что хостер обещает обеспечить его на 100% – не верьте, это невозможно. Ни один сервер не обходится без профилактических работ или сбоев в процессе его работы.
  • Документы. Хостинг-провайдер непременно должен предоставить договор в бумажной форме или в виде публичной оферты. В нем необходимо указать обязанности сторон и правила использования хостинга. Для юридических лиц компания-хостер должна предоставлять оригиналы бухгалтерских документов.

Windows в оппозиции

В отличие от ПО для сегментов домашних и офисных ПК в украинском секторе программных платформ для хостинга от его зарождения до настоящего времени лидером являются *nix-системы. Это обусловлено гораздо меньшей себестоимостью внедрения решений с открытым исходным кодом, что отражается в соответствующих тарифных планах для конечного потребителя. Если сравнить цены первой пятерки провайдеров виртуального хостинга, получается, что услуги на базе Windows Server обойдутся клиенту на 25–50% дороже аналогичных решений под управлением свободно распространяемого ПО.

Сегодня многие игроки рынка отмечают некоторый рост доли Windows-хостинга, связывая его с повышенной маркетинговой активностью корпорации Microsoft в Украине, а также выпуском ОС Windows Server 2008 и системы виртуализации Hyper-V. По словам Виталия Могильного, директора компании HostPro, на данный момент доля Windows-хостинга в мире составляет до 20%, в Украине же она существенно недотягивает до 10%.

В то же время большинство представителей сегмента веб-хостинга едины в том, что программная платформа от Microsoft в нашей стране распространяется достаточно уверенно. Основными ее пользователями являются корпоративные клиенты, бизнес-процессы которых построены на решениях от редмондской корпорации.

Хороший ЦОД дороже денег

«Материальная база» хостинга любого типа – это центр обработки данных (ЦОД). Первые площадки для размещения серверов в Украине появились у провайдеров виртуального хостинга, что во многом обусловило развитие в нашей стране отличной от западной или российской модели взаимоотношений между ЦОД и продавцами услуг конечным пользователям.

Собственно, способов сосуществования компаний, предоставляющих услуги хостинга, с ЦОД может быть всего два. На отечественном рынке еще пару лет назад практически все хостинг-провайдеры располагали собственными серверными комнатами, которые гордо именовались ЦОД вне зависимости от их реальной емкости и качества. Как рассказал нам руководитель отдела по работе с ключевыми абонентами центра обработки данных компании «Воля» Алексей Акулов, выбор такой модели во многом был обусловлен традиционным для украинцев «хозяйским» подходом к организации бизнеса под девизом «Лучше маленькое, зато свое». При этом в сопредельной России, как и в США и Западной Европе, дело было изначально поставлено иначе: несколько крупных компаний построили свои крупные ЦОД, место в которых продается исключительно оптом. Такая схема удобна в первую очередь для самих ЦОД, так как избавляет их от необходимости создавать инфраструктуру для обслуживания пользователей.

На данный момент на отечественном рынке можно наблюдать процесс перехода от первой ко второй схеме. В конце прошлого года приток оптовых клиентов в крупные ЦОД привел к тому, что ресурсы последних оказались практически исчерпаны, и назрела острая необходимость ввода в работу дополнительных мощностей. Сказано – сделано, и по итогам первых пяти месяцев 2009 г. можно уверенно говорить, что введенных новых ресурсов однозначно хватит еще на 2–3 года. Новые площадки для размещения серверов созданы у большинства крупных ЦОД-провайдеров, включая компании «Воля», «Датагруп» и «Укртелеком». Кроме того, на этом рынке появилось несколько перспективных новых игроков, в частности «ТопНет» и New Telco. Таким образом, логичным прогнозом на остаток текущего года будет дальнейшая миграция провайдеров услуг хостинга в крупные ЦОДы, что, в конечном счете, должно способствовать повышению надежности поставляемых решений.

Среднерыночные цены на услуги веб-хостинга в Украине, грн
Срок оплаты Виртуальный хостинг VPS
Один сайт, до 5 БД MySQL/ PostgreSQL, до 1 ГБ HDD 3–5 сайтов, 5–10 БД MySQL/ PostgreSQL, 1,5–5 ГБ HDD Более пяти сайтов, более 10 БД MySQL/ PostgreSQL, более 5 ГБ HDD Процессор 1,0–1,8 ГГц, 512–1024 МБ ОЗУ, до 60 ГБ HDD Процессор 1,9–2,5 ГГц, 1536–2048 МБ ОЗУ, 60–200 ГБ HDD
*nix Windows *nix Windows *nix Windows
1 мес 40 55 60 90 100 120 260 550
3 мес 120 150 180 230 255 330 780 1650
6 мес 200 280 356 420 470 610 1560 3300
12 мес 346 450 657 750 850 1120 3120 6600

Советы экспертов

Веб-хостинг в Украине

Виталий Могильный,
директор компании HostPro

На сегодняшний день цены большинства тарифных планов виртуального веб-хостинга составляют до $10 в месяц. При этом различие в стоимости на несколько долларов представляется незначительным в сравнении с потерями времени и денег в случае неудовлетворительной работы сервиса. Поэтому основное внимание необходимо обратить на качество обслуживания вашего будущего хостера. Сделайте звонок или отправьте письмо в отдел продаж и службу поддержки, задайте несколько вопросов. Сравнение ответов поможет оценить скорость реакции, профессионализм и доброжелательность сотрудников. Можно также проверить работу поддержки, позвонив туда среди ночи.

Также разумным будет поискать отзывы о хостере в Интернете. Однако не спешите вычеркивать его из своего списка, увидев первое же негативное мнение. Каждая большая компания имеет недовольных клиентов: например, владелец сайта, закрытого за перегрузку сервера или спам, наверняка будет распространять такие отзывы. Поэтому стоит оценивать соотношение позитивных и негативных характеристик, а также критически относиться к их содержанию.

Второй момент, на который стоит обратить внимание, – реальность компании. Сегодня стать хостером достаточно легко: можно купить за несколько десятков долларов реселлерский пакет и начать предоставлять услуги. Изначально подобные тарифные планы разработаны для дизайн-студий и веб-разработчиков, чтобы дать им возможность предлагать своим клиентам комплексный сервис, однако сегодня их часто покупают студенты в надежде подзаработать. Зачастую на сайтах таких «компаний» нет ни телефона, ни адреса, а связываться они предлагают по ICQ или e-mail. Скорее всего в случае проблем лично выйти на такого хостера не получится.

Хорошим знаком будет наличие у компании на сайте адреса и телефона. Важен также опыт работы организации на этом рынке. Минимальным я бы считал хотя бы три-четыре года. Несмотря на молодость сегмента, в нем есть немало фирм с многолетней историей.

Проблемы украинского веб-хостинга

В заключение стоит рассказать о проблемах, с которыми чаще всего сталкиваются клиенты отечественных хостеров. Подавляющее большинство жалоб пользователей украинского веб-хостинга связаны с его виртуальным сегментом. Если смотреть на рынок глазами потребителей, становится очевидно, что основной его проблемой по-прежнему остается низкое качество предоставляемых услуг. Именно на это сетуют клиенты всех отечественных хостинг-провайдеров, от самых мелких и до пятерки лидеров. Обычно нарекания вызваны низкой скоростью загрузки страниц или частыми исчезновениями сайта из Сети.

В свою очередь операторы виртуального хостинга снимают с себя какую-либо ответственность. По их словам, проблемы с быстродействием чаще всего связаны с тем, что в shared-хостинге ресурсы серверов распределяются динамически, а потому ресурсоемкие операции одного пользователя могут заметно сказываться на остальных. Единственным сравнительно надежным путем гарантированной защиты от возникновения подобных проблем является переход на более дорогой VPS, где за каждым клиентом закреплены определенные ресурсы. Причем жалобы на отсутствие ответов при обращении к веб-проектам можно услышать от пользователей всех типов хостинга. В подавляющем большинстве случаев они объясняются проблемами в ЦОД, где установлены соответствующие серверы. А поскольку многие провайдеры хостинговых услуг сейчас говорят о перемещении аппаратуры на более надежные площадки, а владельцы ЦОД рапортуют о повышении отказоустойчивости оборудования, есть надежда на определенные улучшения уже в ближайшее время.

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Не знаю, в последнее время наши крупные компании меня не преьщают - недавно перевел свой сайт на хостинг от NGN (www.ngn.net.ua) и очень доволен - все быстро и реагируют быстро, хоть и маленькая компания. А когда ты хостишься у большого провайдера, то для них просто еще один копеечный клиент. Не знаю, я такое отношение заметил (не хочу называть у кого именно)

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT