`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В ожидании перемен

Статья опубликована в №30 (696) от 1 сентября

0 
 

По итогам первого полугодия мировой рынок печатной периферии дал резкий крен в сторону недорогих решений. Однако несмотря на стремление потребителей к разумной экономии, неуклонно укреплялись позиции многофункциональных устройств. Ключевые игроки рынка, в свою очередь, занимались поиском альтернативных источников доходов за пределами аппаратного направления.

Согласно подсчетам Gartner, продажи на глобальном рынке печатающего оборудования, объединяющем принтеры, копиры и МФУ, в первом полугодии достигли 51,3 млн устройств. За обозреваемый период он находился под влиянием низкого спроса на периферию как в корпоративном, так и в домашнем сегменте, что привело к падению поставок по сравнению с аналогичным полугодием 2008 г. на 20,2%.

Намерения вендоров активизировать компенсаторные механизмы, направленные на поддержание и нормализацию основных жизненных функций рынка, привели к усилению контроля за накопленными к концу прошлого года складскими запасами. Однако все попытки минимизировать затоваривание каналов путем коррекции объемов выпускаемой продукции имели и негативную сторону – масштабная переориентация потребительского спроса на бюджетные решения привела к дефициту в некоторых товарных группах, в частности это коснулось недорогих струйных и страничных принтеров для домашнего использования и SMB. Как следствие, позиции струйных решений выглядели на общем фоне довольно благополучно, а их продажи в годовом сравнении снизились лишь на 17,3%. Мощным фактором, удержавшим струйные решения от более глубокого срыва, выступил беспроводной модельный ряд, спрос на представителей которого подогревался преимущественно со стороны зрелых регионов.

Самым стабильным остается сегмент МФУ, на который приходится уже более 60% всей реализуемой печатающей периферии. Вопреки вынужденному всплеску популярности бюджетных решений налицо тенденция планомерного ухода от однофункциональных устройств к универсалам.

Поставки офисных печатающих аппаратов за рассматриваемый период снизились на 24,5%, вынуждая потенциальных заказчиков идти на увеличение жизненного цикла имеющегося печатного парка. В то же время продиктованное кризисом настойчивое желание потребителей максимально экономить уже сегодня оборачивается для вендоров крупными потерями по другой статье, значительно превышающей доходы от реализации самих аппаратов. Речь идет о неоригинальных расходных материалах, к использованию которых все чаще прибегают менеджеры по закупкам в стремлении не выйти за узкие рамки выделенных на ИТ средств. По прогнозам Gartner, именно выбор расходных материалов из разряда восстановленных лишь в ближайший год способен привести к потерям ОЕМ-производителями принтеров до 13 млрд долл. Кроме прямых убытков, применение подобных материалов может губительно повлиять и на сам бренд из-за повышения риска выхода из строя устройств и снижения качества распечаток. В сложившейся ситуации многое будет зависеть от маркетинговых служб OEM, способных правильно позиционировать клиентов на оригинальные товары. Не ограничившись прогнозом, аналитики из Стэмфорда предложили для спасения положения свою стратегию, состоящую из трех шагов. Первый из них предусматривает обучение пользователей и покупателей, второй – более четкое обозначение преимуществ оригинальных материалов, а третий – использование связей с общественностью для объяснения заказчикам причин предъявляемых производителям контрафактных продуктов судебных исков за нарушение патентов и интеллектуальной собственности.

В сложившейся ситуации среди действенных путей по нормализации финансового климата вендоров эксперты видят несколько альтернативных направлений, в частности развитие программных технологий для управления документооборотом, а также внедрение широкого спектра услуг по обеспечению эффективного использования предприятиями инфраструктуры печати. В качестве свежего примера можно привести Hewlett-Packard, которая приступила к активному продвижению концепции Managed Print Services (MPS).

HP по-прежнему возглавляет глобальный рынок. Профильное подразделение Imaging and Printing Group в период с января по июнь обеспечило отгрузку 20,2 млн устройств. Тем не менее в годовом сравнении негативная динамика поставок составила 26,4%, что привело к сужению рыночной доли компании с 43,4 до 40%. Причем если в потребительском сегменте они упали на 16%, то в коммерческом – на 42%.

На достаточном удалении от лидера расположилась Canon. Неудовлетворительный спрос на сетевые МФУ компании во всех регионах привел к падению поставок данной номенклатуры изделий на 30,9% по сравнению с аналогичным полугодием 2008 г. Попытки сократить складские запасы лазерных принтеров закончились снижением их продаж на 39,2%. Несмотря на зафиксированный рост сбыта струйных моделей в странах Латинской и Северной Америки, общее падение этого направления превысило 20%. Справедливости ради стоит отметить, что немаловажную роль в итоговой статистике вендора сыграло не только ослабление покупательной способности, но и укрепление йены относительно доллара, сделавшее приобретение продуктов Canon менее выгодным. Как результат, операционная прибыль печатного бизнеса компании в первом полугодии снизилась на 60,6% и составила 573 млн долл.

В региональном срезе наиболее уязвимыми оказались ограниченные в кредитных ресурсах развивающиеся рынки Восточной Европы и Ближнего Востока, падение поставок на которых достигло 41,8 и 28% соответственно. Впрочем, обобщенные результаты стран EMEA частично компенсировались относительно стабильными продажами в Западной Европе, благодаря которым, снизив прошлогодние показатели в среднем на 24,4%, регион освоил 18 млн печатающих систем. Не менее пессимистичный сценарий написан отраслевыми наблюдателями и для второго полугодия – продолжится описываемое двузначным числом уменьшение поставок, причем в худшем варианте негативная динамика способна преодолеть барьер в 30%.

В заключении нельзя обойти вниманием отечественный рынок. По подсчетам IDC, отгрузка печатной периферии в первом полугодии, включая принтеры, МФУ и копиры форматов A4 и A3, уменьшилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 72% – до 155 тыс. устройств. Наиболее подверженными кризису оказались однофункциональные решения. Так, если поставки принтеров за первые шесть месяцев года упали на 81%, копиров – на 90%, то ниша МФУ сократилась на сравнительно небольшие 66%. Продажи струйных устройств уменьшились на 64%, а лазерных – на 81%. В экспертной среде сходятся во мнении, что результаты текущего полугодия будут гораздо лучше благодаря действию фактора отложенного спроса и началу сезона Back to School. Вместе с тем вопреки оптимистичным прогнозам снижение поставок печатной периферии в нынешнем году превысит 50%, что в натуральном выражении составит менее 450 тыс. устройств.

Мировые поставки печатного оборудования
Вендор I полугодие 2009 г. I полугодие 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
Hewlett-Packard 20 507,4 40,0 27 875, 5 43,4 -26,4
Canon 9760,8 19,0 10 826, 0 16,8 -9,8
Epson 7270,1 14,2 8800,3 13,7 -17,4
Brother 3191,9 6,2 3493,4 5,4 -8,6
Samsung Electronics 2525,2 4,9 2821,8 4,4 -10,5
Другие 8011,8 15,6 10 435, 5 16,2 -23,2
Всего 51 267,5 100,0 64 252, 8 100,0 -20,2
По данным Gartner.
Поставки печатного оборудования в регионе EMEA
Вендор I полугодие 2009 г. I полугодие 2008 г. Изменение, %
Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, % Поставки, тыс. шт. Рыночная доля, %
Hewlett-Packard 7277,8 40,5 10 623,7 44,6 -31,5
Canon 2899,3 16,1 3905,6 16,4 -25,8
Epson 2581,0 14,4 3083,4 13,0 -16,3
Brother 1369,8 7,6 1495,8 6,3 -8,4
Samsung Electronics 1331,0 7,4 1418,8 6,0 -6,2
Другие 2519,6 14,0 3267,3 13,7 -22,9
Всего 17 978,5 100,0 23 794,6 100,0 -24,4
По данным Gartner.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT