`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В моде - отраслевые решения

Статья опубликована в №19 (587) от 22 мая

0 
 

Представительство корпорации Oracle в СНГ провело в Москве 18 апреля очередной деловой многоотраслевой Oracle AppsForum. Шестой год подряд это мероприятие собирает руководителей высшего и среднего звена предприятий для ознакомления с текущим состоянием дел компании и получения информации о ее предложениях.

В моде - отраслевые решения
Эндрю Золдан: «В процессе создания решений мы прислушиваемся к мнению заказчиков, а при их внедрении – полагаемся на знания партнеров»

Девиз форума – «Расширяя границы возможного» – отражает переход Oracle от предоставления универсальных ERP-систем к специализированным, ориентированным на отрасли. Этой теме посвятил свой доклад Эндрю Золдан (Andrew Zoldan), вице-президент подразделения, специализирующегося на решениях для производственного и сбытового бизнесов. По его словам, такой переход вызван прежде всего пожеланиями (вернее – требованиями) большинства заказчиков, для которых определяющими являются сравнительная простота и удобство в использовании, а также легкость в освоении корпоративного ПО. Этими свойствами сложно наделить универсальные системы, а вот специализированные – в самый раз. К тому же их внедрение получается дешевле, так как сокращается количество фаз проекта. Поэтому в настоящее время отраслевые решения и пользуются спросом. Однако следует подчеркнуть, что речь должна идти не о специфических надстройках для «старых добрых» ERP, а о полных системах, удовлетворяющих потребностям клиентов в соответствующих секторах экономики.

Не в последнюю очередь потребителей интересуют предложения, если так можно их назвать, «с послужным списком» в конкретной отрасли, т. е. они уже были успешно внедрены у других и служат верой и правдой, ведь рисковать сегодня без особой нужды никто не хочет. Oracle, обладающая едва ли не самым развитым портфелем подобных решений и богатым опытом их поставок, считается вендором, которому по силам справиться с подобной задачей.

Наряду с описанным переходом сейчас происходит отживание ERP-проектов комплексного характера, предполагающих полный отказ от имеющихся средств автоматизации. Все большую популярность приобретают точечные решения, затрагивающие прежде всего неэффективные бизнес-процессы предприятий, при этом существующая IT-инфраструктура хотя бы частично сохраняется. Докладчик выразил уверенность, что подобные внедрения не только по плечу Oracle, но и являются ее преимуществом перед конкурентами.

Г-н Золдан уделил внимание и стратегии развития корпоративного ПО. Она уже на протяжении нескольких лет является неизменной и состоит в приобретении поставщиков наилучших (best-of-breed) приложений для различных областей управления и совмещении их посредством собственного ПО промежуточного уровня. По мнению выступающего, такой подход оказался эффективнее разработки собственных решений, к тому же он позволяет удовлетворять возникающие потребности клиентов, а также обеспечивает сохранение их инвестиций в IT благодаря интеграционным возможностям ПО.

Украина: слово о BI-решениях

В моде - отраслевые решения
Ченк Кирал: «Благодаря использованию ПО класса Pervasive BI, которые доступны всем ответственным лицам, принимающим решения, повышается конкурентоспособность компаний»

Стратегическое значение в компании Oracle придают средствам бизнес-анализа, о чем можно сделать вывод из докладов семинара, посвященного продуктам построения информационно-аналитических систем, который прошел недавно в Торгово-промышленной палате Украины (Киев).

Мероприятие открыл Ченк Кирал (Cenk Kiral), директор по развитию BI ПО Oracle в Восточной Европе и СНГ. Он представил слушателям информацию о тенденциях развития рынка средств бизнес-анализа. Так, согласно результатам проведенного Gartner и Merrill Lynch опроса IT-директоров, в этом году область BI-инструментов лидирует в качестве объекта для будущих инвестиций, опережая ERP-системы и средства обеспечения информационной безопасности. Ожидается, что в 2009 г. рынок BI ПО составит 1,1 млрд долл., причем в Европе наивысшие показатели будут достигнуты в странах Центрального и Восточного регионов.

Хотя следует отметить, что у решений бизнес-анализа есть еще некоторые серьезные проблемы: фрагментация представления данных вследствие упущения общих метаданных; несогласованность источников исходной информации, приводящая к получению некорректных результатов; ориентация на отчеты, в то время как приобретают популярность интерактивные интерфейсы; недостаток интуитивности во взаимодействии с программами; применение ограниченным кругом сотрудников. Их преодоление видится в стандартизации BI-инструментов и тесной интеграции этих средств с другими приложениями.

Много внимания г-н Кирал уделил методологии Pervasive Business Intelligence, которая должна решить проблему ограниченности BI. Она предполагает оснащение BI-инструментами не только систем «стратегических» лиц организаций, т. е. руководителей среднего и высшего звена, но и «тактических» пользователей – рядовых сотрудников, также нуждающихся в подспорье в принятии решений. Разумеется, каждой группе работников предоставляются свои показатели и данные. Кроме того, соответствующим образом должны быть предусмотрены ограничения на доступ к конфиденциальной информации.

Pervasive Business Intelligence поддерживается флагманским решением Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition, которому была посвящена отдельная презентация Ольги Горчинской, главного консультанта Oracle. Данная платформа ориентирована на использование крупными предприятиями и довольно хорошо функционирует в гетерогенной среде. Продукт обеспечивает возможности формирования отчетов, создания нерегламентированных запросов, многомерного анализа, а также применения «приборных панелей» (dashboards), системы оповещений и встроенных сценариев.

На семинаре были также освещены вопросы применения ETL-технологий, создания отчетности и использования пространственных данных в аналитических системах Oracle. Завершилось мероприятие презентацией практических примеров реализации аналитических систем на базе продуктов корпорации.

Ориентированная на клиента часть стратегии Oracle (см. рис.) заключается в том, что корпорация параллельно с созданием платформы следующего поколения Fusion, которая должна выйти предположительно в 2008–2009 гг., ведет работы по совершенствованию всех линеек продуктов. Это позволит заказчикам перейти на Fusion в тот момент, когда они будут готовы, при этом переход произойдет менее болезненно.

В моде - отраслевые решения
Борис Щербаков: «За последние два года корпорации удалось удвоить оборот ПО Oracle E-Business Suite в СНГ, несмотря на то что такие результаты предполагалось достигнуть в течение пяти лет»

На AppsForum традиционно озвучиваются промежуточные итоги деятельности Oracle в мире и СНГ. Как обычно, слушателей с ними познакомил Борис Щербаков, вице-президент корпорации и глава Oracle СНГ. Он отметил, что корпорация продолжает расширять ассортимент предложений преимущественно за счет стратегических приобретений. Вполне естественно, что это выражается в росте объемов реализованной продукции и соответственно в увеличении числа новых клиентов. Так, III квартал 2007 финансового года выдался самым успешным за последние 5 лет – выручка составила 4,449 млрд долл., что на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., чистая прибыль – 1,301 млрд долл. (30%-ный рост), общее количест-во продаж новых лицензий увеличилось на 27%, причем для бизнес-приложений – на 57%.

Oracle сейчас присутствует в 145 странах мира, ареал представительства корпорации в СНГ охватывает все входящие в него государства и Монголию. Данный офис является одним из лидирующих подразделений корпорации региона EMEA по объемам продаж бизнес-приложений. Рост продаж ERP в III квартале 2007 финансового года составил 105% по сравнению с этим же периодом 2006-го. Показатель по трем кварталам – 75%. Компания получила 46 новых клиентов. Общее же количество заказчиков бизнес-приложений в регионе в настоящий момент превышает 250, из них около 90 приходится на предприятия Центральной Азии, Украины и Молдовы.

В моде - отраслевые решения
Перспективные разработки компании проводятся в рамках стратегии, ориентированной на клиента

Среди применяемых корпорацией способов привлечения клиентов выделяется специальная программа финансирования приобретения ПО и связанные с его внедрением услуги, доступная для заказчиков в СНГ с 2007 г. Для ее осуществления Oracle сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными банками. Оплата указанных сделок осуществляется путем предоставления банками-партнерами льготных целевых кредитов на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Очевидно, одной из преград в продвижении продуктов на рынках разных стран считается отсутствие соответствующих локализаций. Корпорация работает над решением данной проблемы. Русский язык при создании и выпуске новых версий продуктов всех линеек является приоритетным. Сложнее ситуация с локализациями ERP-решений для других стран СНГ. Работы над украинской версией Oracle E-Business Suite начались в прошлом году, и в настоящее время она находится на тестировании. Предположительно данное ПО будет доступно в конце текущего года.

Для снижения рисков при внедрении решений предназначена программа «Сотрудничество», аналог глобальной CEP (Collaboration Engagement Proccess), с расширенными возможностями аудита со стороны вендора, которые носят не разовый, «заказной» характер, а могут проводиться регулярно, в запланированные заранее сроки и бесплатно.

Проекты по бизнес-приложениям Oracle ведут в СНГ более 30 партнеров. Некоторые из них приняли участие в выставке, проходившей в рамках форума, – ФОРС, Deloitte, GMCS, R&K Consulting, Robertson&Blums и БДО Юникон Консалтинг.

В этом году внимание Oracle сфокусировано на следующих отраслях: государственный сектор, торговля, дистрибуция, химия, нефтехимия, банковый бизнес, телекоммуникации, медиа, энергетика, ЖКХ, металлургия, горнодобывающая промышленность, страхование, машиностроение, ВПК, нефть и газ. На секционных заседаниях IT-руководители компаний обсудили необходимые и достаточные условия успешного проекта. Лидеры отраслей рассказали об управленческих и бизнес-задачах, которые стоят перед их предприятиями сегодня, и поделились информацией о том, как приложения Oracle помогают в их решении.

Холдинги: время наводить порядок

В моде - отраслевые решения
Александр Комар: «Oracle Financial Consolidation Hub (FCH) специально предназначен для бюджетирования, консолидации и ряда других операций. Этот продукт по функциональности выделяется на общем фоне как готовое решение с мощными алгоритмами расчета вариантов событий во многоуровневых бизнес-системах»

Там, где менеджер по маркетингу бойко отрапортует, что мы, мол, можем все, специалист-внедренец хорошо подумает, так ли это. Александр Комар, начальник отдела по работе с промышленным сектором Дирекции корпоративных продаж корпорации «Квазар-Микро», знает о приложениях Oracle не понаслышке и не один год провел на реальных проектах. Тем интереснее было говорить с ним о реальных задачах украинских холдингов и о том, как они могут быть решены с помощью продуктов одного из мировых лидеров разработки корпоративного ПО.

Каковы сегодня основные задачи и требования холдингов в области IT?

В настоящее время очень многие компании, включая украинские, в той или иной степени имеют структуру, приближающуюся к характерной для холдингов. Они не представляют собой монолитные структуры с единой целью, направленные на выполнение определенной задачи, а могут заниматься десятками разных направлений, которые порой совершенно не пересекаются. В этих условиях учет приобретает особое значение, и владельцы бизнеса хотели бы понимать, что происходит в их организации. Иногда после тщательного анализа оказывается, что внешне стабильная, успешная, с большим валовым доходом фирма на самом деле убыточна, в то время как собственник думает, что все в порядке. Иными словами, внешне мощный бренд может неожиданно лопнуть, и это вполне актуально и в Украине. Еще одна проблема: многие структуры собираются выйти на биржу, а это означает, что дотошным западным инвесторам придется продемонстрировать реальное положение компании и ее рыночную привлекательность.

Таким образом, перед многими отечественными фирмами (и не только крупными, как обычно принято считать) встает вопрос управляемости, прозрачности и очевидности, и по мере нарастания конкуренции он становится все актуальнее. Нужно принимать во внимание и то, что у компании, в которой не понимают до конца, что в ней происходит, могут возникнуть серьезные неприятности со стороны контролирующих органов.

Как выглядит эта задача с точки зрения «Квазар-Микро»?

Если в компании используется какая-либо информационная система, часто полагают, что собирать данные и давать отчет должны IT-специалисты. В результате им приходится решать эту задачу в силу своего понимания – собирать файлы Excel в подразделениях, разрабатывать какие-то уникальные макросы и т. д. И это при том, что они, как правило, не являются аналитиками в финансовой области. До сих пор это остается типичной и широко распространенной ошибкой при принятии руководством решения о внедрении корпоративной информационной системы. Обычно это так и называют: IT-проект. Вторую неотъемлемую часть, IT-консалтинг, при этом упускают из виду.

Многие справедливо говорят о том, что нельзя попадать в зависимость от одного или нескольких специалистов, которые создают систему, знают ее до мелочей, но в один прекрасный момент могут заболеть или уволиться, оставив предприятие фактически в аварийном состоянии. Кроме того, такие сотрудники часто знают о бизнесе компании больше, чем его владелец, что, по понятным причинам, также относится к факторам риска. Тем не менее многие предприятия до сих пор работают именно так. Какова альтернатива?

В этом отношении «Квазар-Микро» имеет уникальный опыт и предлагает использовать продукт Financial Consolidation Hub (FCH), специально предназначенный для бюджетирования, консолидации и ряда других операций. Oracle вывела его на рынок около трех лет назад и, по нашему мнению, по функциональности этот продукт выделяется на общем фоне как готовое решение для консолидации с мощными алгоритмами расчета вариантов событий во многоуровневых бизнес-системах.

Однако изначально данный продукт все же предназначен для западного бизнеса, хотя методы его ведения постепенно переходят и к нам. Насколько он соответствует реальным потребностям украинских компаний?

Это общая проблема большинства крупных западных корпоративных программных комплексов. Но здесь кроется и ошибка наших заказчиков, которые почему-то думают, что приобретают ПО, а не бизнес-процессы. Например, в продуктах Oracle многое можно изменить, но большого смысла в этом нет – ценность заключается именно в получении лучшей мировой бизнес-практики. Поэтому мы прежде всего стараемся объяснить клиенту, что же он покупает. Тем, у кого стратегические цели связаны с внешнеэкономической деятельностью, продукт подходит еще лучше. Кстати, кроме «Квазар-Микро», разработки на FCH на территории СНГ практически никто не делает.

В ходе выполнения ряда подобных проектов мы наработали значительный опыт и сегодня имеем хорошо настроенную и эффективную корпоративную систему для холдингов на базе данного продукта. Можно сказать, что мы в какой-то степени предлагаем компаниям свою идеологию решения их проблем.

Чем сложнее холдинг, тем боóльшая польза от такого решения. Существует ли предел, ниже которого внедрять достаточно дорогое решение нецелесообразно?

На мой взгляд, количество фирм, нуждающихся в таких методологиях, а значит, и продуктах, будет увеличиваться из года в год. Как правило, мы работаем на подобных проектах с крупными международными консалтинговыми компаниями. Их задача – дать свою оценку состоянию предприятия, и для западных инвесторов, например, это очень важно. Эти услуги дорогие, что отражается на стоимости проекта, и наша доля здесь как раз не является подавляющей. То есть средние компании на первых порах, пожалуй, могут обойтись только нашим внедрением, без аудита мирового класса. Но в целом объемы IT-проектов в украинских компаниях растут, и их стоимость сегодня не так критична для заказчиков, как несколько лет назад, и главное, есть понимание, что за это действительно стоит платить.

Что происходит после того, как проект внедрения, осуществляемого «Квазар-Микро», завершен?

Разумеется, мы предоставляем заказчикам программу поддержки, аутсорсинг, аутстафинг. Но мы также имеем тенденцию двигаться дальше, например, развивать систему, вовлекая в нее другие предприятия какой-либо группы компаний. Здесь немаловажное значение имеют наша репутация и отзывы клиентов. Фактически это означает доверие потребителя, который пускает нас в свою финансовую «кухню» и предпочитает в дальнейшем выполнять необходимые работы именно с нашей помощью. В любом случае боóльшую часть выполненных нами проектов мы будем поддерживать, обслуживать и вести дальше. Меняются условия, правила игры, сами системы. Конечно, заканчивая проект, мы оставляем там группу, которая в состоянии самостоятельно поддерживать систему и выполнять необходимые изменения, но наша помощь и для них никогда не является лишней.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT