`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

В фокусе De Novo — защита данных и экономика ИТ

+44
голоса

В начале июля компания De Novo провела очередной ежегодный технологический практикум «Облака без лишних слов», посвященный украинским практикам применения облачных решений. В условиях возросшего внимания к защите информационных ресурсов и экономике ИТ, используемых для реализации бизнес-задач, национальный оператор облачных сервисов сфокусировал программу практикума на этих аспектах. В конференции приняли участие 270 ИТ-профессионалов и топ-менеджеров средних и крупных предприятий.

Конференция открылась выступлением генерального директора De Novo Максима Агеева, в котором он охарактеризовал изменения на рынке облачных сервисов в Украине, происшедшие за год.

В фокусе De Novo — защита данных и экономика ИТ

Максим Агеев: «Сегодня уровень осведомленности об облаках позволяет говорить, что рынок переходит в новое качество, в новую стадию своего развития»

Согласно неписанной традиции, докладчик начал с плохой новости, а именно, украинский ИТ-рынок продолжает падение. В качестве комментария он сказал, что за 23 года такого падения не помнит. По некоторым оценкам объем ИТ-рынка в Украине в этом году составит около 800–850 млн. долл. Некоторые специалисты говорят, что рынок уже достиг дна и далее ожидается только подъем. Однако непонятно, как будет развиваться ситуация. Это плохо для отечественной индустрии и для игроков на ИТ-рынке: поставщиков услуг, продавцов оборудования, для ИТ-менеджеров и их служб, поскольку бюджеты сокращены, проекты заморожены.

Переходя к хорошим новостям, выступающий отметил, что единственный сегмент рынка, который растет и продолжает расти — это сегмент облачных сервисов. По заказу De Novo аналитическая компания IDC третий год подряд проводит исследование ИТ-рынка и рынка облачных услуг. Отчеты за 2014 г. показывают, что сегмент ЦОД уменьшился на незначительные, по сравнению с десятками процентов всего ИТ-рынка, 12%. В то же время на этом отрицательном фоне сегмент облачных сервисов показал рост 47%. При этом доля украинских провайдеров составила 57%, впервые превысив долю зарубежных. По мнению гендиректора De Novo, причины этого роста заключаются в том, что из года в год знания заказчиков об облачных сервисах демонстрирует стабильный рост. Сегодня уровень осведомленности об облаках позволяет говорить, что рынок переходит в новое качество, в новую стадию своего развития.

Изменился также и рейтинг выгод, которые ожидают от облаков. В первую пятерку списка попали быстрая масштабируемость ИТ-ресурсов и быстрая реализация ИТ-проектов. Это говорит о том, что рынок находится в зоне потрясающей неопределенности. Это оказывает огромное давление на его участников. В такой ситуации облака являются убедительной альтернативой, позволяющей снизить давление на бизнес.

Докладчик привел еще один интересный факт. Речь идет об опасениях украинских компаний. Безусловно, во всем мире потребители чего-то опасаются, когда переносят свои ИТ-ресурсы в облака. Рейтинг опасений меняется из года в год, но так, как упало в 2014 г. опасение нарушения конфиденциальности данных несравнимо ни с чем. Это свидетельствует о коренном переломе в оценке облачных сервисов. Заслуживает внимания тот факт, что в рейтинге доверия украинских заказчиков провайдерам De Novo в 2015 г. вышла на второе место, опередив такие компании, как Amazon и VMware.

Свое выступление Максим Агеев заключил небольшим прогнозом, не забыв произнести соответствующую в таких случаях фразу. Так, по его мнению, рынок услуг совместного размещения ресурсов в ЦОД продолжит сокращаться. По оценке, его падение составит не менее 20% по сравнению с 2014 г. Это обусловлено, в частности, отсутствием новых инвестиционных проектов. В противоположность этому, рынок облачных услуг в Украине продолжит рост, который составит не менее 30% по сравнению с прошлым годом. Это будет обусловлено выходом на рынок зарубежных провайдеров и новых игроков, создающих облачные сервисы на базе доступных в стране платформ IaaS. Однако главная интрига дальнейшего развития — в законопроекте о применении облачных технологий в госсекторе.

О реальных историях с передовой корпоративных облаков рассказал вице-президент компании Virtustream в регионе EMEA Ричард Найт (Richard Knight). Поскольку имя компании малоизвестно на украинском рынке, приведем краткую информацию о ней. Собственно, с представления компании и началось выступление Ричарда Найта.

В фокусе De Novo — защита данных и экономика ИТ

Ричард Найт: «Настоящей выгодой при использовании облачных сервисов является не экономия финансов, а более быстрое внедрение инноваций и большая гибкость»

Virtustream является венчурной компанией. Она начала работать в 2009 г. и буквально за несколько лет выросла до глобальной. Компания предоставляет высокопроизводительные безопасные облачные сервисы крупным корпорациям по всему миру. В числе ее заказчиков такие компании, как Coca Cola, SAP, Cisco и Intel. В рейтинге Forrester Virtustream опережает НР, CSC и Dell. Совсем недавно ЕМС решила заплатить 1,3 млрд. долл., чтобы купить Virtustream.

Кто и почему покупает облачные технологии, исходя из опыта Ричарда Найта? В отличие от ситуации в Украине, это, прежде всего, госсектор. Он находится под возрастающим давлением необходимости доставки электронных сервисов растущему населению. Кроме этого, во многих странах отсутствует надежная защита локальных данных, которую могут предоставить облака. В то же время, Ричард Найт не считает, что правительства будут очень активно покупать ИТ.

Заинтересованы в покупке облачных сервисов также крупные корпорации. Такие сервисы обеспечивают им гибкость и масштабируемость, позволяют быстрее реализовывать инновационные проекты. Разворачиванию облаков может также способствовать так называемый эффект Джевонса (Jevons effect), когда более эффективное использование ресурсов ведет к увеличению (а не к снижению) объемов их использования.

Что касается сегмента малых и средних предприятий, то по мере увеличения доступности ИТ возрастает также и количество новых компаний. К примеру, для Саудовской Аравии Virtustream разработала пакеты, которые продает малым и средним предприятиям.

Говоря о конкурентах, докладчик отметил, что компания не конкурирует с Amazon. В отличие от последней, Virtustream предлагает не только инфраструктуру, но и управление БД и некоторыми приложениями. Примерно 40% бизнеса Virtustream составляют услуги управления, размещенные в облаке. Кроме этого, в отличие от Virtustream, Amazon не предоставляет инструменты миграции в облако и уровень SLA, необходимый для корпораций.

Делясь приобретенным опытом, Ричард Найт сделал акцент на следующем. Не нужно исходить из того, что каждый понимает облачные технологии. Облака являются механизмом доставки, а не самодостаточным результатом. При продаже облачных сервисов нужно использовать тот факт, что 90% всех организаций имеют проблемы с безопасностью, восстановлением после катастроф и резервированием. Нужно продавать не только сокращение расходов на ИТ. Настоящей выгодой от использования облачных технологий будет более быстрое внедрение инноваций и большая гибкость.

Своеобразный отчет о сделанном за год в облачном ЦОД De Novo и планы на будущее представил директор по технологиям Геннадий Карпов. По его мнению, облако в Украине уже стало рабочим инструментом. Это подтверждается клиентами De Novo, в числе которых банки (16%), торговые организации (12%), предприятия промышленного и энергетического сектора (10%), страховые компании и розничные сети (по 10%). Примечательно, что большую часть клиентов в процентном соотношении составляют банки, казалось бы, наиболее консервативные клиенты в отношении миграции своих приложений в облака.

В фокусе De Novo — защита данных и экономика ИТ

Геннадий Карпов: «Перед развертыванием прикладного ландшафта в облаке очень важно оценить, насколько его архитектура соответствует программной парадигме приложений»

Какими же особенностями облако De Novo привлекает клиентов? Прежде всего, стоимостью, которая на 20–30%% меньше, чем зарубежные публичные облака сравнимого класса. Облако De Novo обеспечивает высокую безопасность, поскольку не является публичным. Оно построено по модели Trusted Cloud и доступно только для корпоративных клиентов. Заказчикам предоставляется оборудование и ПО корпоративного класса от мировых лидеров, в числе которых Cisco, EMC, NetApp, VMware. Благодаря географической близости к украинским заказчикам к облаку можно построить надежный и быстрый выделенный канал по приемлемой цене. При желании, заказчик может расположить свое оборудование непосредственно на сетевом периметре облака, в оперативной зоне ЦОД De Novo. Заказчиков также привлекает обсуждаемый контракт и SLA в локальном правовом поле.

Ресурсы облачного ЦОД De Novo постоянно наращиваются. Примерно три месяца назад была преодолена планка 1 ТГц физических процессорных циклов. СХД насчитывает более 400 физических дисков. Все это конвертируется в пул виртуальных ресурсов, содержащий примерно 550 ВМ со средними параметрами 4 vCPU, 14 GB vRAM, 300 GB vHDD), порядка 10 ВМ с параметрами 24 vCPU, 128 GB vRAM, 12 TB vHDD и 30 виртуальных СХД общей емкостью около 300 TB. В облаке работают приложения 1С, IT-Enterprise, SAP, Exchange и ряд других. Из технологических тенденций в облаке De Novo докладчик отметил рост популярности гибридной модели и увеличение количества размещенных тяжелых бизнес-критических приложений. Кроме того, появилась потребность в проектной составляющей. Примерами последней могут служить миграция сложных ландшафтов в облако с минимальным простоем и подключение к услуге Disaster Recovery as a Service (DRaaS). Также укрупняются прикладные ландшафты.

Технологические возможности облака De Novo постоянно увеличиваются. В январе 2015 г. введена вторая географически удаленная площадка облака в Вильнюсе. За прошедший год был расширен сервисный каталог. Появились такие услуги, как Backup as a Service, DRaaS, InterCloud DRaaS; новые классы облуживания «Turbo» и «Express»; VIP SLA. Все эти услуги направлены, в основном, на обеспечение непрерывности бизнеса.

В планах на 2015 год, в частности, — переход на технологический стек 6.0, являющийся основой для реализации геомиграции рабочей нагрузки; в рамках реализации концепции Software Defined Storage планируется перейти на новую версию Virtual SAN, что позволит предлагать All-Flash Storage и управлять характеристиками СХД с гранулярностью ВМ или диска; в области SDN — внедрение сетевого гипервизора NSX (II кв. 2016 г.). Что касается каталога сервисов, то основной упор в 2015 г. будет делаться на проектных сервисах для облачных клиентов.

Второе выступление Геннадия Карпова было посвящено типичным заблуждениям и неоправданным ожиданиям при использовании облачных сервисов для решения бизнес-задач, основанное на реальных примерах.

Он отметил, что облачные технологии являются относительно молодыми. Каждая новая технология проходит свои стадии жизненного цикла. Вначале ею интересуются, в основном, профессионалы, затем она постепенно проникает в массы и вызывает энтузиазм, сопровождаемый большими ожиданиями и зачастую неоправданными иллюзиями. За этим следует период некоторых разочарований, после которого технология выходит на так называемое «плато продуктивности», когда от нее ожидают ровно столько, сколько она может дать. По отношению к облачным сервисам, потребители находятся, по мнению выступающего, на этапе энтузиазма, смешанного с некоторым разочарованием от неоправдавшихся надежд. Эти надежды, как правило, связаны с иллюзиями, сопровождающими облачные технологии. С какими же иллюзиями и ожиданиями столкнулась компания за время трехлетней работы с заказчиками?

Первая, возможно, самая распространенная, заключается в том, что для решения всех ИТ-проблем достаточно перейти к облачным технологиям. Однако необходимо понимать, что эти технологии всего лишь инструмент, который нужно использовать для решения вполне конкретных задач. Заказчик заблуждается, предполагая, что с точки зрения прикладного ландшафта все облака более или менее одинаковы. По отношению к IaaS, докладчик размежевал два архитектурно разных класса облаков. Это так называемые Enterprise IaaS Cloud и Web-oriented IaaS Cloud (английские названия сохранены для точности и лаконичности). Примерами первых могут служить vCloud Air, Virtustream и De Novo, тогда как вторых — AWS и Azure. Различие состоит в том, что у Enterprise IaaS Cloud ниже уровня интерфейса IaaS находится целый комплекс средств, направленных на обеспечение отказоустойчивости, катастрофоустойчивости и надежной изоляции рабочих нагрузок. В Web-oriented IaaS Cloud этот слой отсутствует, а решение этих задач остается в области ответственности пользователя. Это произошло вследствие того, что старт развития двух архитектур начался на противоположных полюсах.

В начале 2000-х годов появилась новая парадигма разработки ПО, так называемые веб-масштабируемые приложения (Web-scale Applications), где решения упомянутых задач возлагалось на прикладного программиста. Средой для разворачивания такого ПО изначально были PaaS-облака. Первым таким наиболее известным PaaS-облаком был Amazon. По мере распространения облачных технологий ими заинтересовались корпоративные заказчики. Такие заказчики характерны тем, что несут груз унаследованных технологий. Им новая парадигма не очень подходила, а требовалось нечто более простое для виртуальной замены их аппаратного обеспечения — IaaS. Именно они сформировали заказ на IaaS-облака.

Превращение веб-ориентированных PaaS-облаков в IaaS-облака происходило просто предоставлением доступа к IaaS-интерфейсу. В то же время, облака, ориентированные на корпорации, изначально проектировались для поддержки приложений, которые разрабатывались для работы на надежных высокопроизводительных платформах. Поэтому слой, ответственный за надежную изоляцию рабочих нагрузок, за безопасность и отказоустойчивость, уже был встроен в архитектуру облаков, предназначенных для корпораций.

Таким образом, в веб-ориентированных облаках отсутствуют механизмы отказоустойчивости конкретной операционной среды. То, что это никто не скрывает, можно понять, если вчитаться в SLA, который предлагают IaaS веб-ориентированных облаков: SLA начинает действовать, когда заказчик предпринял какие-нибудь меры по обеспечению отказоустойчивости на уровне прикладного ландшафта. Отказоустойчивость конкретной ВМ или конкретной виртуальной среды не гарантируется.

С чем же приходит корпоративный пользователь в IaaS-облако? Он приходит с приложениями, разработка которых фокусировалась только на функциональных требованиях. С другой стороны, парадигма Web-scale подразумевает, что приложения работают с большим количеством ненадежных вычислителей с непредсказуемой производительностью. Это значит, что приложения создаются под существующую платформу, а в области ответственности программиста остаются как функциональные, так и нефункциональные характеристики всей среды исполнения. Поэтому, перед развертыванием прикладного ландшафта в облаке очень важно оценить, насколько его архитектура соответствует программной парадигме приложений.

Виртуализация привела к очень вольному оперированию понятием ресурса, в частности, дискового. Сложилось впечатление, что можно отдельно получить производительность диска и отдельно — его объем. На самом деле, в облачных ресурсах предоставляемая емкость диска и его производительность обычно тесно связаны. К примеру, Amazon для SSD предлагает 3 IOPS/GB. У Azure похожая картина. Чтобы набрать нужные 5000 IOPS необходимо заказать от 500 до 1000 GB. Проблему частично может сгладить автоматическое перемещение данных между уровнями хранения. Это нужно учитывать при планировании дисковых ресурсов.

Иллюзией, характерной для нашего региона, является убеждение в том, что «бесконечная» масштабируемость облака поможет решить проблемы с производительностью 1С. Однако это далеко не всегда получается, поскольку лимитирующим фактором в данном случае является сама программная архитектур, а именно, большое количество однопотокового кода. В многопользовательском режиме это проявляется не очень заметно, но в пакетных операциях скорость исполнения однопотокового кода сильно зависит от тактовой частоты процессора и латентности памяти и сети.

Еще одно мнение состоит в том, что в облаке все сервисы стандартизированы и индивидуальный подход невозможен. Это справедливо для публичных облаков, где нельзя построить операционную модель, которая учитывала бы индивидуальные особенности клиентов. Однако в корпоративном облаке De Novo к «тяжелым» ландшафтам возможен индивидуальный подход.

Последняя рассмотренная ошибка, которая, по словам докладчика, постоянно возникает на этапе подписания договора, заключается в уверенности заказчика, что провайдер облачных сервисов берет на себя всю ответственность за последствия неработоспособности прикладного ландшафта. Однако сервис-провайдер берет на себя ответственность только за то, что он может контролировать. Если посмотреть на SLA от Amazon и Azure, то предел ответственности ограничен 25–30%% от месячного платежа (у De Novo предел ответственности может достигать 100% месячного платежа или даже 600% для VIP SLA). Таким образом, бизнес-риски всегда остаются на стороне клиента.

В заключение Геннадий Карпов высказал надежду, что вскоре все опасения и иллюзии будут преодолены и облачные технологии выйдут на продуктивное плато.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT