`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Управляемые сервисы

+33
голоса

Сегодня бизнес-модель управляемых сервисов (managed services) предоставляет огромные возможности для решения проблемы растущего спроса клиентов на аутсорсинг ИТ-услуг. Однако тревоги конечных пользователей и медленное восстановление экономики мешают поставщикам решений в полной мере воспользоваться этими возможностями. Более того, поскольку технологии продолжают развиваться с увеличивающейся скоростью, организации могут столкнуться с трудностями при попытке воспользоваться возможностью управляемых услуг. Одной из причин может быть недостаток информации в этой области.

Что же такое управляемые сервисы? С самой общей точки зрения, управляемые сервисы являются видом подряда, или на профессиональном сленге — аутсорсинга, на проактивное управление ИТ-активами или объектом заказчика, осуществляемое провайдером управляемых сервисов (MSP) на регулярной основе с ежемесячной (или от условий договора) оплатой за сервис. В отличие от реактивных ИТ-сервисов, MSP доставляет сервисы в проактивном режиме.

Основным преимуществом, предоставляемым провайдером заказчику, является независимый мониторинг и профессиональная поддержка, которые специально разработаны для предотвращения неожиданного отказа в доступности системы. Это увеличивает время безотказной работы системы, что, в конечном счете, повышает производительность труда сотрудников и, следовательно, прибыльность компании. К преимуществам MSP следует также отнести предсказуемость расходов и эффективное использование технических специалистов, которые, как ожидается, либо предотвратят проблемы, либо обнаружат их на ранней стадии. MSP предпочитают не полагаться на заказчика, просто сообщив ему о чрезвычайной ситуации. Когда у клиента возникает проблема, провайдер сервисов может решить ее в счет части ежемесячной абонентской платы.

Приведем некоторые общие характеристики управляемых сервисов. Как правило, заказчик либо владеет, либо арендует ИТ-систему. Он может использовать оборудование на своей площадке, поместить его у MSP или у провайдера услуг хостинга. MSP, вообще говоря, может осуществлять мониторинг и поддержку на площадке заказчика, но чаще это делается удаленно. Спектр услуг охватывает как базовые мониторинг и поддержку, так и более расширенные пакеты, которые могут включать безопасность, хранение данных и восстановление после катастроф, технологические и программные обновления, help desk, брандмауэр, IDP и др. В первую пятерку наиболее распространенных в мире управляемых сервисов входят мониторинг приложений (73%), ИТ-консалтинг (72%), сетевое администрирование (71%), разворачивание ПО (71%) и управление десктопами (70%).

Со временем определение управляемых сервисов усложнилось. Одна из причин этого — заказчики запрашивают все более сложные услуги. Поскольку технологии начали встраиваться в бизнес-функции (например, электронные медицинские карты), функции MSP также стали больше соответствовать бизнесу заказчиков.

Второй усложняющий фактор — это быстро развивающиеся режимы доставки ИТ-сервисов. Эволюция от физических серверов к виртуальным и далее к облачным сервисам происходит так быстро, что наблюдаемые изменения похожи на изменения облаков (настоящих) — прямо перед вашими глазами они меняют форму. Многие компании предлагают несколько режимов доставки своих сервисов. Современные управляемые сервисы — это не только и не столько управление подрядчиком техническими активами заказчика, сколько предоставление заказчику в виде сервиса комплекса технологий и сопровождающих их услуг, призванных облегчить адаптацию к требованиям заказчика и обеспечить непрерывность сервиса. Тем не менее MSP должны стартовать с основным определением в голове: мониторинг и поддержка систем заказчика на регулярной основе.

Однако несмотря на неопределенность и опасения пользователей, объем потребляемых управляемых сервисов растет. Большинство соглашений о предоставлении таких услуг попадает где-то между базовым и расширенным концами спектра.

Заказчики опасаются вверять критические операции третьей стороне, так как трудно проверить качество выполняемых работ сервис-провайдером. Их беспокоит возможность ослабления защиты, хотя большинство утверждает, что уменьшение бремени забот о безопасности является основной причиной рассмотрения возможности аутсорсинга. Эта нерешительность взвешивается относительно фактических затрат на собственный независимый ИТ-отдел и потерянных альтернативных издержек, связанных с отвлечением ИТ-персонала от основных бизнес-функций для обслуживания системы.

В то же время ряд рыночных тенденций способствует увеличению запросов на управляемые сервисы. К ним относятся, в частности, усложнение бизнеса и включение ИТ в бизнес-процессы, быстрое развитие технологий, которое оказывает постоянное давление на ИТ-персонал компаний из-за необходимости идти в ногу с инновациями. Не последнюю роль играют и финансовые соображения — управляемые сервисы позволяют сосредоточить деятельность персонала на функциях, генерирующих прибыль. Кроме этого, они обеспечивают доступ к новейшим технологиям и улучшают безопасность, трансформируют технологии от капитальных затрат к операционным.

Существует еще ситуации, когда привлечение управляемых сервисов для компании является более выгодным, чем разворачивание собственных. К примеру, если компания небольшая и не хочет содержать дорогостоящих ИТ-администраторов, хотя критичность ИТ-сервисов достаточно высокая. В этом случае она может воспользоваться услугами MSP. С другой стороны, большие компании с развитой ИТ-инфраструктурой нередко используют разнородные ИТ-сервисы. Содержание большого штата специалистов для поддержки этих сервисов, часто унаследованных, невыгодно для компании. Зачастую управляемые сервисы востребованы компаниями, которые находятся в нестабильном состоянии и не хотят делать капитальные вложения в ИТ-инфраструктуру. К преимуществам управляемых сервисов следует также отнести быстроту разворачивания, отсутствие проектных рисков и невозвратных потерь. Это во многих случаях позволяет бизнесу выжить в нестабильной экономике.

В Украине управляемые сервисы, заключающиеся в предоставлении «из облака» системы мониторинга (Monitoring-as-a-Service, MaaS) и удаленного десктопа (Remote Desktop-as-a-Service, RDaaS), предлагает компания De Novo.

MaaS представлен двумя сервисами: Cloud MaaS и Hybrid MaaS.

Наиболее общим назначением MaaS является мониторинг в режиме реального времени, при котором непрерывно отслеживаются состояния приложений, сетей, систем, событий или любого элемента, подключенного к сервису.

Причиной появления MaaS явилась растущая тенденция использования облачных ресурсов (IaaS) и перевода компаниями критических бизнес-приложений в облако. Такая миграция породила вопрос, как осуществлять мониторинг чего-то, что больше тебе не принадлежит? Перенос ресурсов в облако создал значительный разрыв в возможностях мониторинга производительности инфраструктуры, устранить который и призван сервис Cloud MaaS.

Cloud MaaS предоставляется только клиентам Облака De Novo и по сути является простым инструментом мониторинга сервисов IaaS. Сервис предназначается для предупреждения, своевременного оповещения и диагностики сбоев ВМ, развернутых в виртуальном ЦОД клиента. Он может быть также полезен для планирования мощностей и контроля доступности ВМ и ресурсов Облака De Novo.

Управляемые сервисы

Cloud MaaS позволяет контролировать в режиме реального времени текущее состояние отдельных ВМ и системных сервисов, обнаруживать системные ошибки, предоставлять ключевые метрики функционирования и оптимизировать объем потребления облачных ресурсов.

Управляемые сервисы

Сервис позволяет генерировать целый ряд отчетов, предоставляющих информацию для принятия управленческих решений как в on-line режиме пользователем, так и off-line — по расписанию или по заявкам — службой технической поддержки сервиса.

Значительно большими функциональными возможностями обладает другой сервис De Novo — Hybrid MaaS. Это универсальный сервис корпоративного уровня, который осуществляет мониторинг с помощью специализированных агентов, генерирует оповещения и отчетности для всех слоев ИТ-инфраструктуры — от базовой аппаратной инфраструктуры и приложений до ИТ-сервисов и качества работы конечных пользователей как приватных ИТ-инфраструктур, так и облачных. Сервис поддерживает оборудование всех ведущих производителей, различные процессорные архитектуры, множество гипервизоров, физические, виртуальные инфраструктуры.

Управляемые сервисы

Список объектов мониторинга, в частности, включает более 200 приложений, в том числе серверы БД Oracle, Microsoft SQL, DB2, MySQL, SAP HANA, объекты виртуальной инфраструктуры VMware, Hyper-V, Citrix, Solaris, AIX, RHEV, Oracle, серверы резервного копирования Veritas NetBackup/Backup Exec, Veem Backup, сетевые устройства, серверы, СХД IBM, NetApp, HP, EMC, Dell, Hitachi и многие другие.

Hybrid MaaS генерирует проактивные предупреждения, основанные на различных метриках производительности, собираемых и анализируемых в режиме реального времени, определяет сквозную зависимость производительности сервиса от производительности отдельных компонентов, предоставляет возможность отслеживать тенденции и создавать отчеты по работе ИТ-сервисов, однозначно указывает на причину проблемы.

Hybrid MaaS позволяет выполнять сквозной мониторинг ИТ-инфраструктуры любого масштаба: заказчик может подключить любые свои объекты к этому сервису и контролировать с помощью «приборной панели» всю ИТ-инфраструктуру, начиная от ИБП и заканчивая приложениями и ИТ-сервисами. Содержание и форма представления информации определяется ролью ее потребителя — от администраторов серверов и приложений до ИТ-директора.

Особое внимание уделено безопасности сервиса, к чему крайне требовательны корпоративные заказчики. Подключение к сервису осуществляется через VPN-туннель, при этом инициатором обмена метриками являются агенты, установленные в инфраструктуре заказчика, что исключает возможность негативного влияния извне на работоспособность объекта мониторинга. Метрики передаются по протоколу шифрования SSL. Риск взлома самой системы мониторинга отсутствует, так как она функционирует в отдельном виртуальном датацентре защищенного облака De Novo и не доступна через Интернет. Информация об инфраструктуре заказчика хранится в изолированной защищенной БД, пароли вводятся заказчиком, хранятся в зашифрованном виде и недоступны для специалистов De Novo.

В качестве технологической основы сервисов Cloud MaaS и Hybrid MaaS используется продукт eG Enterprise компании eG Innovations, который по отчетам аналитиков является лидером по соотношению цена/функциональность.

Комментарий специалиста

(Денис Емельяненко, руководитель бизнес-направления «Инфраструктура», De Novo)

Предлагаемая нами система мониторинга Hybrid MaaS — совершенно новый для IT-рынка Украины по форме и содержанию сервис.

Заказчик не приобретает лицензии и оборудование, не заботится о внедрении или сопровождении, а получает из Облака De Novo в виде сервиса с доступностью 99,9% систему мониторинга корпоративного класса со стоимостью ниже распространенных систем мониторинга уровня гипервизора.

Важный момент: заказчик не остается один на один с новой, незнакомой технологией — в стоимость сервиса уже входят работы по подключению объектов мониторинга, составлению карт ИТ-сервисов и модели их здоровья, конфигурированию «приборных панелей» под конкретные роли пользователей и обучение ИТ-персонала заказчика навыкам использования системы мониторинга.

Никаких обязательств заказчиков по минимальному сроку подписки, никаких требований к размеру минимального платежа — заказчик помесячно оплачивает фактический объем потребленной услуги.

Перед тем как перейти к RDaaS De Novo, приведем краткое общее описание сервиса, который часто называют DaaS (Desktop-as-a-Service). В дальнейшем мы будем употреблять название DaaS в общем случае, тогда как RDaaS — только применительно к сервису De Novo.

DaaS — модель распространения и эксплуатации программного обеспечения, получившая известность в начале 2000-х годов и являющаяся логическим продолжением SaaS.

При предоставлении услуги DaaS клиенты получают полностью готовое к работе («под ключ») стандартизированное виртуальное рабочее место, которое каждый пользователь имеет возможность дополнительно настраивать под свои задачи. Таким образом, пользователь получает доступ не к отдельной программе, а к необходимому для полноценной работы программному комплексу.

Физически доступ к рабочему месту пользователь может получить через локальную сеть или Интернет. Терминалом может служить ПК или ноутбук, нетбук и даже смартфон. Устройство доступа используется в качестве тонкого клиента и требования к нему минимальны.

В типичных случаях DaaS наиболее привлекателен для малого и среднего бизнеса (SMB). Воспользоваться этим сервисом определенно имеет смысл компаниям, которым требуется качественные ИТ-сервисы, но недостает финансов для содержания соответствующего персонала. Выгоду могут получить и такие типы бизнеса, как стартапы, компании с сезонными работниками или с большой текучестью кадров, фирмы с большим количеством удаленных пользователей. Сервис дает возможность компаниям с устаревшим парком ПК не обновлять их, а воспользоваться современной альтернативой из облака — виртуальными рабочими местами — и продолжать эксплуатировать устаревшее оборудование в качестве простых терминальных устройств. Это позволяет достичь существенной экономии капитальных затрат. Потенциальным потребителям использование DaaS позволит высвободить ресурсы ИТ-служб и сконцентрировать их на поддержке и предоставлении ИТ-сервисов, непосредственно относящихся к основному бизнесу.

Почему в этом перечне нет заказчиков корпоративного уровня? Как правило, большие компании стремятся разворачивать подобные решения на своих ресурсах. Для них часто затраты на DaaS могут даже превысить таковые на собственные инфраструктуры виртуальных рабочих мест. Однако то, что справедливо для западного бизнеса, может оказаться неверным для отечественного. Поэтому RDaaS De Novo ориентирован, вообще говоря, на бизнес-пользователей украинских корпораций. Об этом косвенно говорит тот факт, что минимальный заказ составляет 25 рабочих мест.

Что же получает заказчик, который решил воспользоваться этим сервисом De Novo? Прежде всего, это предоставление для его бизнес-пользователей полноценного рабочего окружения (обеспеченного лицензиями на операционную и систему и подключение) и необходимый для работы набор приложений. Виртуальные рабочие места обеспечены антивирусной защитой, системой контроля параметров функционирования сервиса, защитой от логического разрушения. В базовом пакете предоставляются браузеры Internet Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, а также Adobe PDF Reader, Flash Player и 7-zip. Дополнительно провайдер может предоставить пакеты MS Office Standard/Professional Plus или же подписки на MS Office 365. На виртуальных рабочих местах заказчики могут использовать собственные лицензии MS Office, воспользовавшись мобильностью лицензий в соответствии с программой Microsoft License Mobility в рамках Software Assurance. Помимо перечисленных, возможна также установка нескольких приложений заказчика, что значительно расширяет сферу применения сервиса.

Пользовательские приложения доставляются на виртуальные рабочие места с помощью технологий виртуализации приложений: приложения и все необходимые для их работы элементы упаковываются в полностью изолированные от родительской операционной среды контейнеры. Это позволяет повысить устойчивость сервиса RDaaS и упростить масштабирование инфраструктуры виртуальных рабочих мест, минимизировать операционные затраты при обновлении или установке новых бизнес-приложений.

Мобильность бизнес-пользователей обеспечивается сохранением их состояния (персонализация рабочего окружения, конфигурация приложений и т.п.) на серверах и последующим использованием персональной информации независимо от места или операционной среды, из которой подключается пользователь к виртуальному рабочему столу (рабочее место, домашний ПК, или же мобильное устройство). Весь комплекс использованных технологий призван обеспечить возможность стабильной работы в локальной сети заказчика, а также безопасный доступ через Интернет. Возможна также реализация подключения к виртуальным рабочим столам по резервированным выделенным каналам связи или же каналам Интернета с любых устройств (стандартных ПК, тонких клиентов, мобильных устройств, при этом возможности доступа по тем или иным каналам для отдельных пользователей гибко регулируются групповыми политиками).

Дополнительной опцией к сервису RDaaS является организация «тонкой» печати (ThinPrint-as-a-Service), которая призвана решить проблемы узких каналов связи и сопутствующие сложности при подключении к RDaaS удаленных офисов заказчика: сервис «тонкой» печати обеспечивает оптимизацию трафика и управление заданиями клиентской печати.

В случае необходимости компания De Novo может предоставить пользователям облачного сервиса RDaaS в аренду терминальные устройства (тонкие клиенты), что еще больше повышает привлекательность предложения и упрощает переход ИТ-службы заказчиков на использование передовых подходов и технологий.

Для обеспечения безопасности RDaaS предпринят ряд эффективных мер. В частности, ландшафты заказчиков функционируют в отдельных виртуальных датацентрах и изолированы на уровне VLAN, а все сессии пользователей шифруются по протоколу SSL/TLS. Помимо этого, путем управления политиками безопасности заказчику предоставляется возможность определять для конкретных сотрудников правила использования портов ввода-вывода и буферов обмена терминальных устройств, возможности подключения с мобильных устройств через каналы Интернета и правила использования доступных приложений.

De Novo предоставляет возможность потенциальным заказчикам испробовать функциональность управляемых сервисов в тестовом режиме.

Комментарий специалиста

(Денис Емельяненко, руководитель бизнес-направления «Инфраструктура», De Novo)

В рамках сервиса De Novo берет на себя ответственность за предоставление облачных рабочих мест и доставку бизнес-пользователям заказчика согласованного перечня приложений, что позволяет клиенту разгрузить свою IT-службу, сосредоточив ее усилия на обслуживании и сопровождении генерирующих бизнес ИТ-сервисов. Использование облачных рабочих мест повышает прозрачность ИТ-бюджета заказчика, обеспечивает гибкость и возможность быстрой реакции на потребности бизнеса.

Создавая RDaaS, мы ориентировались на самый требовательный сегмент IT-рынка — корпоративных заказчиков. Именно поэтому мы уделили особое внимание вопросам безопасности и доступности сервиса, именно поэтому обеспечиваем круглосуточный режим технической поддержки.

Использование инструмента комплексного мониторинга RDaaS призвано своевременно оповестить службу технической поддержки De Novo о потенциальных отклонениях и предупредить возникновение сбоев еще до того, как это почувствуют пользователи сервиса. При этом IT-службе заказчика мы предоставляем инструменты объективного контроля выполнения параметров SLA сервиса и возможность осуществления оперативной помощи бизнес-пользователям.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT