`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Управление предприятием - 2004

0 
 
Главный прогноз IDC – расходы на IT в 2005 г. вырастут примерно на 6,1%. Если говорить о регионах мира, то Северная Америка испытает "небольшое оживление", чуть ниже уровень затрат будет в западноевропейских странах. Япония и Латинская Америка "не будут лидерами по IT-затратам", зато большой рост ожидается на развивающихся рынках – в Центральной и Восточной Европе, а также в азиатской части Тихоокеанского региона. Затраты будут в основном связаны с построением новых корпоративных окружающих сред – таких как IBM On Demand и НР Adaptive Enterprise. В результате должен сформироваться принципиально новый тип IT – Dynamic IT – с гибкой структурой, основанной на компонентах типа SOA и Web-сервисов.

Forrester Research, опросив руководителей высшего звена 1300 компаний, ожидает 7%-ного увеличения IT-бюджетов по отношению к прошлому году, отмечая, что затраты на средства Content Management, подхлестываемые требованиями правительственных органов, увеличатся в США на 15%, а на BI – на 9%. Почти две трети опрошенных сообщили о планах покупки новых или модернизации существующих корпоративных приложений.

AMR ввела новый термин applistructure, считая, что слияние, конвергенция корпоративных приложений с основной инфраструктурой становится одной из самых важных задач для компаний в последующие два года. Данная структура приложений должна включать Web-сервисы и SOA и характеризоваться пятью свойствами: непрерывно уменьшать эксплуатационную стоимость используемой информационной технологии; позволять быструю и гибкую переконфигурацию бизнес-процессов; обеспечивать безопасные и надежные сервисные уровни; разрешать модернизировать и изменять систему на лету, а также не мешать различным новым и наследуемым приложениям интегрироваться в общую систему. Вместе с тем AMR отмечает, что эти пять требований далеки от сегодняшней действительности, а последнее в списке станет наиболее сложным для разработчиков. В настоящее время четырьмя главными компаниями, создающими такое ПО, являются IBM, Microsoft, Oracle и SAP.

IDC также предсказывает активизацию деятельности Microsoft в области построения систем верхнего уровня управления предприятиями. Ожидается, что она приобретет одну или несколько компаний, которые специализируются на построении интеграционных платформ. Первая такая попытка 2004 г. – предложение купить SAP – закончилась ничем. Но эта сделка была названа "очень интересной комбинацией", и продолжение истории нельзя сбрасывать со счетов, тем более что несколько дней назад компании сообщили о планах тесной интеграции NetWeaver и .NET. Сегодня SAP изо всех сил раздувает опасения, неуверенность и сомнения в рядах прежних клиентов PeopleSoft, чтобы воспользоваться моментом и привлечь их на свою сторону, а Microsoft предложила скидки текущим пользователям систем J.D.Edwards при переходе на ПО Microsoft Business Solutions. Следуя общей тенденции, IBM, НР и Sun также продолжат скупать компании – и большие, и маленькие, чтобы заполнить портфели проектами и продуктами для завершения своих пока полусырых динамических инфраструктурных платформ. Но возможно, в пылу междуусобной борьбы они проглядели гораздо более грозного врага – Linux, которая уже давно перестала быть игрушкой фанатов-полуночников?

Linux: зачем платить больше?

По всем прогнозам 2005 г. не станет годом появления "приложения-убийцы": пока нет технологии, которая могла бы до такой степени захватить воображение потребителей и бизнес-стратегов, как это в свое время сделали Интернет и идея электронного бизнеса. Но зато сегодня имеется возможность существенно сократить затраты на IT, о чем ранее клиенты могли только мечтать. ПО с открытым кодом уже серьезно зарекомендовало себя в качестве альтернативы другим платформам и приложениям, а аппаратные средства существенно подешевели.

Дальнейшее повышение популярности ПО open source, по мнению IDC, неизбежно. В 2005 г. более 20% поставляемых серверов будут работать под управлением Linux, обеспечив прирост вдвое больший, чем для Windows. Хотя в общем объеме поставок серверов Linux пока имеет только треть от доли Windows, эти уровни впервые становятся по крайней мере сопоставимыми. Все больше крупных пользователей, в том числе министерства обороны многих западных стран, ориентируются на применение Linux-систем. На задний план отходит распространенное представление о том, что те, кто покупает продукты open source, делают это только потому, что хотят сэкономить на ПО. Фактически существует много других, более важных причин выбора открытых окружающих сред, утверждает IDC, проча успех также рынку блейд-серверов, которому мощный импульс развития должна обеспечить Dell, недавно вошедшая в этот бизнес.

Linux продолжает оказывать нарастающее давление на сектор ПО для десктопов. В 2005 г. сразу несколько разработчиков выпустят оболочки, которые будут иметь все основные возможности интерфейса Windows и при этом стоить существенно дешевле. Данная тенденция развивается не очень быстро, но принятие Linux в качестве основной ОС для государственных учреждений, вполне вероятно, станет главным решением 2005 г. для правительств США и некоторых других стран. В целом, ожидается, что к концу 2005 г. Linux получат уже примерно 10% мирового парка десктопов. Предполагается, что в ответ Microsoft может открыть коды некоторых не слишком значительных своих приложений. Это было бы равным по силе ответом движению в области Linux и Java. Впрочем, последняя все еще ожидает результатов перетягивания каната между Sun и сообществом open source, которое хочет, чтобы Sun открыла исходный код своего детища. Sun упирается, считая, что это привело бы к появлению большого количества несовместимых версий Java, как это сейчас происходит с Linux, и пока вопрос остается открытым.

Любопытно предсказание META Group о том, что продолжающаяся консолидация компаний-разработчиков приведет к падению цен на интегрированные пакеты бизнес-приложений, которые не относятся к категории open source. Это не соответствует привычным представлениям о том, что если на рынке имеется меньше продавцов, то они могут удерживать более высокие цены. Однако консолидация фактически является отчаянной реакцией разработчиков на уменьшение спроса. Клиенты покупают все меньше крупных систем и пытаются максимально сократить количество используемых. В результате треть разработчиков корпоративного ПО к 2008 г. потеряет статус самостоятельных компаний, а цены продолжат последовательно снижаться. Старая лицензионная политика в области ПО начала вытесняться принципом pay-as-you-go – платите только за то, что вы используете, а сервис и поддержка станут главными источниками дохода для бизнеса ПО.

Но и это еще не все. Клиенты считают, что им следует сократить расходы на сервисное обслуживание своих аппаратных и программных средств. Около 80% участников одного из опросов полагают, что они должны иметь бесплатную поддержку в течение года после покупки, а 28% хотели бы получать ее 24 месяца или больше, причем в привычном режиме – по телефону или электронной почте. Это ведет к повышенным накладным расходам разработчиков, которые пытались сократить их за счет введения самообслуживания на Web-сайтах или передачи поддержки пользователей в аутсорсинг. Опрос показал, что только 32% клиентов готовы самостоятельно искать ответы на свои вопросы, а качество офшорных услуг 47% респондентов считает недостаточным, оценивая уровень знаний таких консультантов как слабый.

Сети и сервисы

Web-сервисы продолжают методично развиваться, и вряд ли индустрия в обозримом будущем откажется от их применения в пользу чего-то принципиально иного. По мере завершения первых практических шагов большую четкость приобретают ограничения текущей модели их использования, но в 2004 г. были выпущены важные документы Basic Profiles, описывающие основные принципы построения взаимодействующих Web-сервисов, реализованных по спецификациям SOAP, WSDL и XML.

Сети будут становиться все более виртуальными. Развивается технология PoE – Power over Ethernet, которая позволит создавать точки беспроводного доступа, получающие питание и передающие данные по одному и тому же кабелю. Однако корпорации пока не слишком восторженно относятся к Wi-Fi, 3G, IP VPN и другим мобильным технологиям. Их развитие находится в очевидном противоречии с прогнозами в области безопасности, и наступивший год пройдет в поисках приемлемых компромиссов. Wi-MAX обещает сделать беспроводной мир мультимегабитным и "дальнобойным". Но пока нет никаких реальных свидетельств о его успешном применении.

Наконец началось активное применение VoIP. Уже в первом квартале 2003 г. число VoIP-линий превысило 1 млн, а полгода спустя их насчитывалось уже 1,5 млн, согласно данным DelOro Group. Все большее количество компаний строит свои системы связи, используя возможности Интернета, чата, электронной почты, видеоконференций и т. д.

В то время как вирусная активность не подает никаких признаков снижения, новым пугалом для корпоративной информационной безопасности и врагом общества номер один становится spyware – шпионское ПО. Компании реально озабочены тем, что данные, предназначенные для служебного использования, могут быть незаметно переданы в неизвестном направлении, и 2005 г. имеет все шансы на то, чтобы быть названным годом массированных атак spyware.

В целом беспроводные сети так и не стали с прошлого года хоть сколько-нибудь безопасными вопреки многочисленным авансам. Целью атак все чаще оказываются компании малого и среднего размера, и многие из них, будучи не в состоянии предпринять соответствующие меры защиты, пока решают вопрос просто и радикально – полностью отказываются от локальных беспроводных сетей.

Новые технические средства защиты неизбежно вызовут к жизни и новые технические средства нападения. Главный ущерб теперь ожидается в области смартфонов, PDA и других мобильных устройств. Как следствие, некоторые фирмы запрещают своим служащим использование личных информационных технологий на рабочем месте, а сотовые компании, возможно, вскоре начнут продавать антивирусы для телефонов, работающих в их сети.

Внедрение технологий RFID, которое в прошлом году в основном рассматривалось как экспериментальная акция, объясняющаяся усилиями Министерства обороны США и WalMart, постепенно становится повсеместным и обязательным в цепочках поставок, и главные производители этих чипов готовятся к ожидаемому резкому увеличению спроса на них. Несомненно, что RFID будет активно развиваться, и очень скоро появится его следующее поколение с гораздо большими возможностями, хотя единый стандарт вряд ли будет датирован 2005 г. RFID неизбежно распространится везде, где существуют материальные потоки. Вопросы безопасности этой технологии сейчас уже, в основном, решены, необходимое ПО разработано и быстро осваивается, а автоматическое отслеживание движения товаров становится все более банальным.

Смартфоны и BlackBerry

Согласно исследованию Gartner Research, смартфоны, обладающие функциями PDA, включающие средства для обмена мгновенными сообщениями, работы с электронной почтой, текстовыми сообщениями и часто Web-браузеры, в ближайшие несколько лет станут основными коммуникационными устройствами для мобильных корпоративных пользователей.

Лидер рынка 2004 г. – Трео 600 от palmOne, на который приходится около половины всех продаж смартфонов в США. Однако и рынок PDA пока не полностью мертв – та же рalmOne довольно успешно реализует целую линейку устройств серии Palm. Ньюйоркская Jupiter Research считает, что успехи Treo 600 и его преемника Treo 650 свидетельствуют о наметившейся тенденции: покупатели хотят обменять полный карман специализированных гэджетов на одно многофункциональное устройство.

Успех в 2004 г. сопутствовал и терминалам серии BlackBerry от RIM, которые наиболее привлекают успешных молодых бизнесменов. В этом большую помощь RIM оказали четыре главных провайдера сотовой связи США, предоставляющие соответствующие сервисы, и в конечном итоге было продано 2,2 млн таких устройств. В течение многих лет BlackBerry пользовались популярностью в основном среди корпоративных пользователей, которые нуждались в доступе к электронной почте, находясь вне офиса. Сегодня они оказываются привлекательными и в розничных продажах из-за их быстро расширяющихся возможностей. Кроме этого, ранее довольно закрытая RIM начала сотрудничать с третьими компаниями, которые разрабатывают новую функциональность для BlackBerry. RIM добилась очень неплохих финансовых результатов в 2004 г. и, вероятно, будет успешной в 2005. Большая часть доходов, как ожидается, будет получена от устройств в новом формфакторе – серии 7100. Они предлагают уже привычные возможности BlackBerry, но вместе с тем гораздо больше похожи на сотовые телефоны, чем предыдущие устройства RIM.

В то же время будущее BlackBerry остается достаточно неопределенным: RIM терпит сейчас юридическое поражение в процессах, связанных с патентными тяжбами. Холдинговая компания NTP еще в 2002 г. выиграла судебный процес, доказав, что RIM нарушает патенты на ее беспроводную электронную почту.

Кроме этого, усилится конкуренция – в 2005 г. многие смартфоны со встроенным Wi-Fi обеспечат просмотр Web-страниц и беспроводную VoIP. Люди также смогут использовать смартфоны как терминал при оплате – вместо кредитной карточки. Эта технология работает уже сегодня в Японии, а испытания идут в США и Европе.

CRM

Возможности и обещания архитектуры, ориентированной на сервисы, вызвало к жизни очередную аббревиатуру из области CRM. Как следует из ее названия – CDI, Customer Data Integration, – подразумевается объединение всех данных о клиентах. Ожидается, что в 2005 г. она станет главной темой в CRM-разработках.

Все крупные компании имеют хроническую проблему универсального представления клиента. Особенно остро это сказывается, когда они приобретают другие фирмы, в которых имеются собственные несовместимые системы, или сливаются с ними. Это понижает качество сервиса, а на исправление и консолидацию данных требуется непомерно много времени, а значит – и его оплаты. Предполагается, что CDI-технологии, базирующиеся на SOA, позволят относительно легко связать вместе данные о клиентах, изделиях и поставщиках.

Согласно опросам, более двух третей фирм из списка Global 2000 считают CDI-приложения полезными для себя, и типичная компания из этого списка потратит на них в 2005 г. в среднем около 1,2 млн долл. Многие фирмы до настоящего времени пытались самостоятельно разрабатывать что-то вроде CDI-систем, но практика показала, что они перерастают их быстрее, чем системы изменяются. Фактически 95% респондентов, особенно финансовые организации, собираются заменить "самодельные" CDI-системы, признавая приоритет в этой области профессиональных разработчиков.

В 2004 г. глобальные затраты компаний на CDI выросли по сравнению с 2003 г. на 135%, с 85 почти до 200 млн долл. Для довольно узкого сектора рынка это немало. Соответственно оживились разработчики. Значительные успехи здесь отмечаются у Oracle, которая предложила клиентам свой Customer Data Hub. SAP приобрела лосанджелесскую фирму A2i и выпустила на основе ее продуктов приложение Master Data Management. Известно также, что крупные системные интеграторы, такие как IBM Global Service и Accenture, зарабатывают на CDI от $8 до 9 на каждый доллар, вложенный в ПО этого класса, и ожидается, что в 2005 г. объем разработок будет только увеличиваться.

Управление бизнес-процессами

Business Processes Management (BPM) становится одной из центральных тем в мире корпоративных IT. Скептики все еще опасаются, что это очередной мыльный пузырь, но очевидно, что непосредственное управление бизнес-процессами сейчас приобретает такой же мощный импульс, как их реинжиниринг в начале 90 х. Gartner Research оценивает, что сегодня более ста разработчиков продают соответствующее ПО, а для некоторых из его ранних внедрений сообщается о 200% и 300%-ных значениях ROI. Однако известно, что аналитики всегда сомневаются в технологиях, которые обещают в корне изменить сами корпорации и принципы ведения их бизнеса.

2005 г. станет годом дальнейшего развития методов управления бизнес-процессами. Уже вторая половина прошлого года показала, что на рынке началось формирование сегментов тактического BPM и стратегического E-BPM, где "Е" означает "Enterprise".

Разработчики E-BPM предложат средства, которые будут направлены не столько на совершенствование технологии выполнения работ, сколько на помощь руководству компаний в организации процессов и их упрощении, распределении заданий и предсказании направлений дальнейшей деятельности. Очевидно, что это намного более сложная проблема, полное решение которой займет не один год, и пока не стоит обольщаться возможностями первых продуктов, предлагаемых в этом сегменте. Скорее всего, 2005 г. станет временем перехода от экспериментальных образцов к внедрениям, в которых можно будет реально определить их значимость для основного бизнеса компаний. Год также запомнится входом в этот бизнес новых игроков – и лидеров рынка, и стартапов. Сектор тактического BPM будет более стабильным, поскольку здесь место поражающих воображение инноваций занимают оптимизация и доработка уже принципиально не изменяющихся продуктов.

Потенциальные покупатели ПО BPM, скорее всего, проявят к нему значительно больший интерес, чем в 2004 г. В целом можно сказать, что ближайшие год-два хотя и не станут временем повсеместного внедрения единых стандартов, но обеспечат выделение наиболее эффективных методов управления бизнес-процессами, а главный вопрос теперь заключается не в том, что будет, если внедрить BPM-систему, а в том, как ее использовать.

Еще раз о законе Мерфи

IT-бизнес добился немалых успехов в 2004 г. по сравнению с несколькими предыдущими годами, и прогнозируется, что 2005 г. также будет изобиловать разного рода неожиданностями. Пока предскажем лишь наиболее вероятные направления, где это может случиться: широкополосные сети, беспроводная связь, электронная коммерция, корпоративное ПО и, уже традиционно, поля бесконечных сражений между службами безопасности и хакерами. Очевидно, что, пользуясь сложившимися обстоятельствами, клиенты продолжат "выкручивать руки" разработчикам, однако трансформация рынка приносит немало неприятностей и самим клиентам – например тем из них, кто в течение многих лет использовал системы PeopleSoft. Им теперь остается только развести руками и готовиться к переходу в лагерь Oracle, SAP, а может быть, и Microsoft. Зато, как считают отраслевые журналисты, закон Мерфи теперь распространяется и на область корпоративных IT. Его новая формулировка такова: независимо от того, насколько осторожно вы планируете и насколько хороши ваши отношения с поставщиками, в любом случае все пойдет не так, как надо.

А в заключение этого обзора хотелось бы напомнить меткое замечание Билла Гейтса, которое он сделал в 1997 г. Комментируя очередной поток новогодних пророчеств, он сказал, что в IT-индустрии уже много лет существует тенденция слишком высоко оценивать, насколько технологии изменятся за следующие два года, – и напротив, всегда слишком недооценивается, как все изменится в следующее десятилетие.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT