`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Университетское IT-образование: трещит ли фундамент?

+33
голоса

Высшее образование – неотъемлемое требование к IT-специалистам при найме на работу. При этом ценность имеют даже не столько сами знания, полученные ими в вузе, сколько приобретенный во время обучения жизненный опыт: способность к самообразованию, системный подход к решению задач, навыки поиска информации и т. п. Между тем ныне действующая в Украине система высшего образования не в полной мере соответствует ожиданиям работодателей. Мы попытались разобраться в причинах, сдерживающих развитие фундаментального IT-обучения в нашей стране.

Не секрет, что украинская система образования, в том числе и высшего, до сих пор основывается на подходах, сформированных во времена СССР. Суть этих подходов – «обучение обучению», т. е. не столько конкретной предметной области, сколько принципам освоения ее и ей подобных. Такой подход имеет огромное преимущество – как показывает практика, выпускники отечественных вузов гораздо быстрее своих зарубежных коллег адаптируются к любым типам работ.

В то же время этот подход предполагает в общем-то поверхностное обучение и требует от студентов высокой самомотивации, необходимой для самостоятельного переложения теоретических основ вузовских программ в практическую плоскость. Однако такими способностями обладает не каждый. В результате на рынке труда появляется огромное количество новоиспеченных специалистов, имеющих высокие материальные притязания, но не отдающих себе отчет в том, сколько средств и времени должен потратить работодатель на то, чтобы молодой сотрудник смог выполнять хотя бы минимальный круг задач.

Все это в полной мере относится и к обучению IT-специалистов. На учебные программы для будущих программистов, системных администраторов и аналитиков, инженеров по установке и обслуживанию влияют два принципиально разных подхода к обучению, зародившихся на заре кибернетики. Связано это с тем, что сама наука формировалась под влиянием двух материнских – прикладной математики и инженерии. В первом случае (в перечне направлений и специальностей, утвержденных Кабинетом Министров Украины № 0802 и 0804) акцент делается на фундаментальные дисциплины – математический и системный анализ, системную логику, алгебру, теоретическую физику и т. п. С одной стороны, эти дисциплины минимально зависят от изменений на компьютерном рынке, но с другой, – мало соотносятся с прикладными задачами, которые придется решать будущим IT-специалистам.

Второй подход (специальности № 0914 и 0915) основан на изучении инженерных дисциплин. Они тоже во многом теоретизированы, но зато гораздо ближе к IT-области, чем и привлекают студентов. Но для того чтобы программы обучения, а значит, и знания, были адекватны запросам работодателей, учебные планы по таким дисциплинам требуют едва ли не ежегодного пересмотра. Такие темпы диктует прогресс IT, и, к сожалению, система высшего образования Украины за ним пока не успевает.

Студенты

Немногие абитуриенты имеют представление о том, чему и как их будут учить. Однако даже те, для кого поступление на IT-факультеты – осознанный шаг, быстро понимают несоответствие учебных программ тому, что реально востребовано на рынке. Вместе с тем менять их вузы по собственной воле могут только в ограниченном объеме. Согласно приказу Министерства образования и науки Украины, 70% дисциплин в учебных планах бакалавров являются нормативными, и для того, чтобы их изменить, желания вуза недостаточно.

По этой же причине украинские учебные заведения могут лишь в незначительной степени адаптировать к нашим условиям, к примеру, уже отработанные зарубежные университетские программы. Отчасти решить эту проблему поможет присоединение Украины к Болонскому процессу, который предполагает введение кредитно-модульной системы, уже принятой в большинстве европейских государств, и направлен как раз на унификацию учебных циклов

Однако на внедрение новой системы Украине понадобится несколько лет. Пока же сложную ситуацию с актуальностью учебных программ помогают хоть как-то исправить инициативы крупных международных вендоров. В нашей стране распространена, в частности, программа Microsoft IT Academy – на сегодняшний день ее поддерживают около десятка отечественных учебных заведений. Одно из основных направлений академии – внедрение учебных курсов Microsoft в университетские программы, обучение студентов в рамках собственных специализированных курсов (в отличие от коммерческих тренинг-центров они более растянуты во времени) и подготовка их к сдаче экзаменов на сертификацию. Помимо этого вуз, присоединившийся к программе Microsoft IT Academy, получает доступ к ресурсам корпорации (в том числе к рассылке TechNet), бесплатные лицензии на ПО разработчика и учебные материалы (правда, на английском языке), а также участвует в программах стажировки и тематических сообществах.

Востребованными остаются и программы сетевой академии Cisco. На сегодняшний день на базе отечественных вузов разной степени аккредитации открыто около 20 региональных и локальных академий. Они также дают возможность студентам не только пройти обучение, но и готовят их к сдаче сертификационных экзаменов, в том числе на звания CCNA и CCNP.

Практическая составляющая

Однако как бы курсы вендоров ни были близки к практическим задачам, многих нюансов трудовых реалий (например, умения работать в коллективе, планировать время, критически оценивать результаты своего труда и т. п.) они не в состоянии охватить. Поэтому одним из наиболее эффективных способов адаптации студентов является привлечение их к выполнению коммерческих проектов. В ряде учебных заведений на базе кафедр организовываются группы, занимающиеся разработкой ПО, которое иногда выводится на рынок как коммерческий продукт (кстати, из таких объединений выросли многие ныне успешные украинские софтверные компании). Но это в наше время – редкость. Чаще внешние компании поручают учащимся выполнение трудоемких задач, не требующих высокой квалификации. Например, группа студентов и преподавателей Киевского Национального университета им. Т. Г. Шевченко выполняла комплекс работ, связанных с подготовкой электронных словарей ABBYY Lingvo 11 к выпуску на украинский рынок. Важно отметить, что в подобных случаях заказчик не только получает относительно недорогой рабочий ресурс, но и имеет возможность оценивать наиболее талантливых студентов в качестве своих будущих сотрудников.

К сожалению, далеко не все учебные заведения занимаются организацией производственной практики. Чаще всего на 3–4 курсах студенты начинают самостоятельно искать точку приложения своих знаний «на стороне» – в роли «приходящих» системных интеграторов, привлекаемых к разовым проектам программистов и т. д. При этом совмещение работы и учебы в значительной степени зависит от того, позволяет ли это работодатель, и чаще всего по многим причинам в жертву приносится именно учеба. Единого отношения к таким «совместителям» нет не только в разных вузах, но и на факультетах одного учебного заведения. Некоторые из них благосклонно относятся к пропускам занятий, но большинство считает такую практику негативной, объясняя это общим снижением уровня знаний выпускников и, соответственно, престижности вуза.

Трудно однозначно сказать, что здесь правильно, а что – нет, но оба подхода имеют и достоинства, и недостатки. Что же касается обучения профильным предметам, то красноречивым свидетельством уровня вуза могла бы стать статистика соотношения тех, кто по его окончании устроился работать по специальности, к общему числу выпускников. За рубежом этот показатель давно используется для привлечения абитуриентов, в Украине же задачи контроля в основной массе выполняются бессистемно, тем более если речь идет о государственных учебных заведениях, не имеющих для этого средств и возможностей.

Преподаватели

Нет смысла объяснять, как много зависит от компетенции работников образования. Однако в силу того что IT развиваются гораздо активнее, чем любая другая отрасль, преподаватели далеко не всегда способны уследить за всеми новшествами и адекватно отразить их в учебных курсах. Дело осложняется еще и тем, что преподавательский состав многих вузов годами не омолаживался и закостенел. Молодых же ученых трудно заинтересовать преподавательской деятельностью, особенно в государственных учебных заведениях.

Система повышения квалификации учителей, принятая во времена СССР, уже почти 20 лет не работает на должном уровне. В соответствии с нормативными актами, учебные заведения обязаны обеспечивать совершенствование уровня знаний своих педагогов каждые пять лет, финансируя прохождение курсов или производственной практики. Но больше помогают международные вендоры. Их программы, описанные выше, как правило, рассчитаны не только на студентов, но и на переподавателей.

Проводят вузы и собственные мероприятия, направленные на повышение квалификации, но все же эта задача больше индивидуального характера, и ее решение во многом зависит от того, стремится ли педагог самостоятельно совершенствовать свои знания, чувствует ли ответственность, может ли оценить, какой его опыт является актуальным в данный момент, а какой нет и т. д.

Работодатели

Постепенно начинают получать распространение глобальные программы сотрудничества вузов с IT-компаниями, связанными с обучением и трудоустройством студентов. Один из последних примеров – открытие филиала кафедры информатики и прикладной математики Донецкого национального технического университета на базе компании «АМИ». Сотрудничество, в частности, подразумевает выполнение студентами лабораторных работ на оборудовании центра «Полигон», принадлежащего компании, и обучение преподавателей ДонНТУ работе с современным ПО.

Недавно подобную программу запустила и «Инком» совместно с НТУУ «КПИ». Она предполагает помощь вузу техническими средствами, а также целевую подготовку IT-специалистов по заказу «Инком».

Инициация таких программ – ни что иное, как свидетельство ужесточающегося дефицита IT-кадров на рынке труда Украины, особенно средней и младшей квалификации, составляющей 75–85% штата компаний. Совместная работа с вузами связана с долгосрочными и довольно крупными инвестициями, которые к тому же имеют низкую ликвидность. По словам HR-директора одной крупной IT-компании, руководство университетов далеко не всегда допускает инвесторов к процессу распределения этих средств, что, конечно, отнюдь не способствует сотрудничеству.

Заключение

Читатель наверняка заметил, что среди факторов, сдерживающих развитие IT-сферы отечественного высшего образования, практически не упоминается такая банальная причина, как недостаток финансирования. Для государственных вузов эта проблема не исчезла, но сегодня уже не является определяющей. За 10–15 лет работы на грани выживания многие из них смогли найти дополнительные источники финансирования в виде грантов, спонсорской помощи, платного обучения (в том числе на заказ). Это же касается и технического оснащения: за последние два года компьютерным оборудованием обеспечено большинство высших учебных заведений. Так что на первый план выходят все же проблемы иного характера, о которых мы рассказали. И от того, смогут ли государство, вузы и IT-компании объединить усилия для их преодоления, во многом зависит, займет ли Украина достойное место в списке высокотехнологичных стран, в который она так стремится.

Top 10 ведущих вузов Украины в сфере компьютерных наук
Позиция Название
1 Национальный технический университет Украины «КПИ»
2 Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко
3 Харьковский государственный технический университет радиоэлектроники
4 Национальный университет «Львовская политехника»
5 Днепропетровский национальный университет
6 Национальный университет «Киево-Могилянская академия»
7 Одесский государственный политехнический университет
8 Национальный авиационный университет
9 Киевский национальный экономический университет
10 Винницкий государственный технический университет
По данным исследований Jobmarket.com.ua
+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Мое мнение что для обучения студентов было бы черезвычайно полезно ввести 1-2 спецкурса которые бы ситали люди реально работающие в Software development.
Это помогло бы студентам понять разделение труда внутри команды, а как следствие понять, чем именно каждому из них интересно заниматься
Второе - почему бы не ввести предмет коллективной разработки, когда на протяжении семестра запускается проект, который делает группа студентов вместе.
Реально у нас % выпускников которые готовы работать, как мне кажется, намного ниже 50% и от этого страдают все.
Ну конечно еще надо найти компанию, которая готова вкладывать в это деньги... ведь упущенная прибыль от часа работы хорошего менеджера может быть и четырехзначной
---
Скрудж
Software Development and marketing manager

впринципі у мене на 2-3 курсі були проекти які потрібно було нам разом всією групою розробляти і запускати, проблема заключалась в тому що не було толкового керівника який би нас направив у правильне русло.
Виходить так що в маленьких вузах чекати якихось тренінгів чи курсів можна довго, дивлячись на нинішній стан навчальної програми...

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT