`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинский ИТ-рынок 2009. Адаптация

Статья опубликована в №3 (714) от 2 февраля

+55
голосов

Каким он был, год, от первого до последнего дня прожитый в условиях депрессивной экономики? Трудным, полным апатии и разочарований, годом непростых решений и напряженной работы. Однако когда стихают эмоции, наступает время цифр и их анализа, поиска новых путей развития. Поэтому, чтобы лучше понимать текущее состояние украинской ИТ-отрасли и ее перспективы, мы по крупицам собрали имеющуюся у экспертов и игроков рынка информацию, которой хотим поделиться с читателями.

Аппаратное обеспечение

Настольные ПК и ноутбуки

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Согласно предварительным оценкам компании IDC, за прошлый год в отечественный канал продаж было отгружено около 1,36 млн настольных ПК и лэптопов – на 41% меньше, чем в 2008 г. Доля ноутбуков среди ввезенных в страну ПК практически не изменилась и равняется 46%, однако следует отметить, что в IV квартале 2009 г. поставки мобильных ПК впервые превысили объем отгрузок десктопов. В то же время, по данным GfK Ukraine, в 2009 г. доля лэптопов в структуре продаж компьютеров конечным потребителям составила 56% в штучном выражении и 64% – в денежном.

По мнению игроков рынка, сегмент настольных ПК начал проявлять признаки стабилизации во второй половине минувшего года: объемы закупок розничных сетей и корпоративных клиентов стали прогнозируемыми, что дало сборщикам возможность планировать свою деятельность. Структура продаж десктопов в различных ценовых категориях также выровнялась: если в первых трех четвертях подавляющее большинство реализуемых настольных ПК стоили менее $375 (ko.com.ua/45708), то по состоянию на ноябрь, по данным GfK Ukraine, их доля упала до 33,7%.

Наметившаяся в конце 2008 г. тенденция к уменьшению доли рынка первого эшелона локальных сборщиков нашла свое продолжение в прошлом году: согласно предварительным данным IDC, по итогам четырех кварталов этот показатель составил около 24% – на 8% меньше, чем в позапрошлом году. Еще одна тенденция 2008 г. – рост доли продукции А-брендов в структуре продаж десктопов – сошла на нет, как и предсказывали игроки рынка (ko.com.ua/41076). В 2009 г. стационарные ПК мировых производителей составили 3% общего объема поставок, тогда как в 2008 г. цифра была вдвое больше.

Объем отгрузок ноутбуков в отечественный канал продаж, согласно предварительным оценкам IDC, уменьшился в 2009 г. на 39% и составил 620 тыс. устройств. Около 95% всех поставок пришлось на II–IV кварталы в силу затоваренных складов дистрибьюторов и низкой рыночной активности в первой четверти.

Согласно данным GfK Ukraine, объем рынка мобильных ПК в Украине в прошлом году составил около 345 млн долл. (в 2008 г. этот показатель равнялся 784 млн долл.). Средняя стоимость проданного лэптопа – $616, причем более 60% реализованных в период с января по ноябрь ноутбуков относятся к ценовому диапазону 3500–5500 грн. Доля нетбуков в структуре прошлогодних продаж мобильных ПК составила 11,3%, что означает почти троекратное увеличение в сравнении с 2008 г. Можно прогнозировать ее дальнейший рост и в 2010 г., чему способствует низкая цена устройств, а также скорое начало поставок моделей на базе представленной в январе компанией Intel платформы Pine Trail.

Мониторы

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Объем рынка мониторов в нашей стране в 2009 г. оценивается в 500 тыс. шт., что почти вдвое меньше, чем в предыдущем году. Примечательно, что первые три квартала продажи шли ритмично, без серьезных спадов и резких подъемов, и лишь ближе к традиционному новогоднему сезону стал заметен небольшой их рост. Учитывая такую стабильность, можно говорить о планомерном развитии сегмента, и скорого возврата к прежним показателям, по всей видимости, ждать не стоит.

Вот чем удивил 2009 г., так это существенной перегруппировкой сил в лидирующей паре Samsung–LG. Если прежде первая опережала своего главного конкурента, то к концу года между ними установилось шаткое равновесие. Лишь когда будут известны точные данные о продажах в декабре, можно будет назвать лидера. Но рывок LG, когда в III квартале она опередила Samsung, свидетельствует о том, что борьба между этими игроками вышла на новый уровень.

Впрочем, в любом случае эта пара южнокорейских производителей удерживает львиную долю рынка (свыше 70%), не оставляя конкурентам большого простора. На втором плане находятся Acer и ASUS, имеющие примерно по 10%, а на третьем – Philips почти с 5%.

Если же говорить о технологических тенденциях развития данного рынка, то уже можно констатировать, что в 2009 г. здесь фактически завершился переход на широкоформатные мониторы: к концу года на них приходилось 86%. А вот что наверняка вряд ли обрадует производителей, так это отмеченное аналитиками GfK Ukraine снижение средней цены ЖК-дисплея: за последние 12 месяцев она уменьшилась с $267 до $180. В декабре 2009 г. за эти деньги можно было купить 21,5-дюймовый монитор с поддержкой Full HD.

Напомним, что активизация продаж таких устройств произошла еще во втором полугодии 2008 г., и в результате они заняли на рынке одно из центральных положений. К концу прошлого года их доля в реализуемых дисплеях, по данным GfK Ukraine, составила 27,6%. Однако самыми популярными все еще остаются модели с диагоналями от 18 до 20 дюймов (52,1%), хотя в последнее время интерес потребителей постепенно мигрирует в направлении устройств с большими экранами.

Принтеры и МФУ

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Непростая экономическая ситуация, имевшая место в 2009 г., не могла не повлиять и на отечественный рынок печатающей техники. Согласно предварительным данным IDC, в Украину в прошлом году было поставлено 290 тыс. МФУ и 132 тыс. принтеров – в общей сложности 422 тыс. устройств, что составило всего лишь 45% от результатов 2008 г. Сохранилась тенденция увеличения доли многофункциональных аппаратов, отвоевавших у принтеров еще 11% по сравнению с позапрошлым годом, что свидетельствует об устойчивом росте их популярности. Естественно, этому способствуют и производители, в линейках которых появляется все больше «универсалов».

Если рассматривать рынок печатающей периферии в разрезе технологий, то по сравнению с позапрошлым годом доля струйных устройств выросла в целом на 12% за счет лазерных аппаратов. Похоже, это является следствием того, что в основной массе бизнес-потребители отложили обновление парка лазерной печатающей техники до лучших времен. Кроме того, отчасти оказал свое влияние и вывод на рынок, а также активное продвижение некоторыми производителями новых офисных струйных устройств, позиционируемых в качестве альтернативы страничным. Доля же матричных принтеров практически не изменилась – сказался стабильный нишевый спрос на подобные решения.

Минимум поставок традиционно пришелся на летний период, но в третьем квартале они заметно выросли по сравнению со вторым, что связано с началом образовательного сезона, наличием отложенного спроса, а также некоторого дефицита популярных моделей, имевшего место ранее. Характерно смещение ценовых предпочтений потребителей в сторону более бюджетных решений: в том же третьем квартале 2008 г. средняя цена лазерного устройства составляла $325, а струйного – $108, а в аналогичном периоде прошлого года – $232 и $86 соответственно.

На фоне серьезного падения спроса на протяжении всего года четвертый квартал можно считать обнадеживающим: по предварительным данным IDC, в нем поставки печатной периферии выросли почти вдвое по сравнению с третьим и составили 41% годового объема, что может свидетельствовать о начале долгожданного оживления рынка.

Серверы и системы хранения данных

Аналитики IDC констатируют факт наибольшего падения продаж серверов и СХД среди всех типов компьютерного оборудования. Так, по предварительной информации, в 2009 г. украинский рынок серверов в сопоставлении с минувшим годом сократился в денежном выражении почти на 58% – до 50 млн долл.

Согласно оценкам IDC, рынок серверов архитектуры x86 в Украине немного не дотянул в 2009 г. до отметки 8 тыс. штук – их было поставлено 7732 на сумму 25 млн долл. (в 2008 г. – 23 265 штук). Следовательно, по сравнению с прошлым годом падение оказалось 67%-ным. Рынок откатился до уровня продаж 2002 г.

Лидеры в сегменте A-брендов остались неизменны: HP, Dell и IBM, причем первая продолжила наращивать свою долю – она увеличилась с 40,55% в 2008 г. до 43,96% в 2009 г. Вообще же доля А-брендов сократилась с 64% до 61,9%. По словам директора Entry Андрея Тищенко, дело вовсе не в более низкой цене систем местной сборки. «Кризис заставляет компании тщательнее подходить к выбору серверного оборудования. Технику «на вырост» берут редко, меньше стало имиджевых покупок. Основными критериями отбора становятся точное соответствие предлагаемого оборудования задаче, короткие сроки поставки, ответственная сервисная политика», – считает г-н Тищенко. Впрочем, по мнению Алексея Шаталова, регионального менеджера подразделения серверов и СХД компании HP в странах СНГ, в прошлом году наблюдался лишь некий всплеск продаж локальных сборщиков в сегменте систем дешевле $700, но это оказалось временным явлением.

Доля лезвийных систем по сравнению с прошлым годом практически не изменилась – 10,53% (в 2008 г. она составляла 10,1%).

Что касается решений на базе RISC/EPIC/CISC-платформ, то, по предварительным оценкам IDC, объем их продаж ожидается на уровне 25 млн долл., т. е. на 45–50% меньше, чем в 2008 г. Как и раньше, ведущими игроками в обоих сегментах являются IBM, HP и Sun Microsystems. Основными потребителями таких серверов по-прежнему выступают крупные телекоммуникационные провайдеры и банки.

Аналитики прогнозируют, что продажи серверов архитектуры x86 увеличатся в 2010 г. до отметки 10 тыс. единиц, чего нельзя сказать о сегменте RISC/EPIC/CISC. Последний ожидает еще большее сжатие – примерно на 20%.

Нет повода говорить о росте и в сегменте внешних систем хранения данных. В 2009 г. емкость этого рынка в денежном выражении снизилась с 36 до 20 млн долл., полагают аналитики IDC, ссылаясь на предварительные данные. Это связано со смещением спроса на «короткие» проекты, удовлетворяющие лишь неотложные нужды компаний.

Мобильные телефоны и смартфоны

Сегмент терминалов мобильной связи относится к числу существенно пострадавших от экономической рецессии. В прошлом году по предварительным оценкам было продано около 3,5 млн таких устройств, что соответствует примерно 50%-ному спаду по сравнению с 2008 г. в штучном выражении. Еще более драматично выглядит ситуация, если рассматривать долларовую выручку: предположительно за прошедший год «наторговали» 440–450 млн, что означает 65% спада, так как в 2008 г. объем рынка в деньгах составил целых 1,25 млрд. долл. Однако причина такого положения дел не только в финансовой плоскости, но и в тех процессах, которые происходят в самой отрасли.

В острую фазу кризиса украинский потребитель вошел, будучи оснащенным средствами мобильной связи на уровне, далеко превосходящем реальные потребности. Основная масса продаж происходила на рынке замещения, причем «двигателем» спроса были новые функции телефонов и мода, а «топливом» к нему – потребительский кредит. Под действием указанных факторов в 2007–2008 гг. населением был закуплен парк высококлассной техники (только за эти два года, по данным GfK Ukraine, – примерно 12,5 млн шт. по средней цене $175, что подразумевает наличие всех востребованных даже сегодня функций). Так что когда в конце 2008 г. перед потребителями в массовом порядке встала проблема пересмотра плана покупок, отказ от обновления модели телефона оказался одним из самых легких способов сэкономить.

Средняя цена мобильного терминала на рынке составляет примерно 1000 грн – это даже немного больше, чем в прошлые годы. Правда, из-за девальвации гривны получается, что отечественный покупатель, оперируя привычными ему суммами, в итоге приобретает продукт более низкого класса. С другой стороны, рост технических характеристик телефонов, в том числе и в бюджетных сегментах, нивелирует эту разницу, и в результате потребитель остается при своих, в отличие от производителей, чьи доходы стремительно уменьшаются.

Распределение рынка между основными игроками в течение года активно менялось. В итоге, по нашим оценкам, лидирует по-прежнему Nokia, доля которой предположительно составляет около 50%, на втором месте – Samsung (ориентировочно 25%), на третьем – LG (около 10%). Практически ничем себя не проявившая Sony Ericsson опустилась на четвертую ступеньку с результатом (по разным данным) в 4–9%. Кто находится на пятой позиции, сказать сложно. Вероятнее всего, это Motorola либо HTC.

Отдельного рассмотрения заслуживают смартфоны. Основываясь на данных GfK Ukraine за январь–ноябрь, можно предположить, что за 2009 г. в Украине было продано около 141 тыс. таких устройств. Это впечатляющий 44%-ный рост по сравнению с предыдущим годом. Объем данного сегмента в долларовом выражении составил примерно 54 млн, т. е. за год вырос на 18%, что тоже довольно неплохо. Средняя цена устройства упала на $90 и сегодня составляет $389, но для той фазы развития, в которой пребывает сектор смартфонов, это вполне естественно – продукт превращается из нишевого в массовый.

Что может произойти на рынке мобильных телефонов и смартфонов в 2010 г.? При относительно стабильной экономической ситуации падать ему, как мы показали выше, некуда, а расти – незачем. Объем в 3,5 млн устройств вполне покрывает текущие потребности украинского рынка. На увеличение продаж может повлиять активное развертывание 3G-сетей, для которых понадобятся новые терминалы, а также расширение ассортимента недорогих сенсорных телефонов и снижение средних цен на смартфоны.

Розница

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Отечественный сегмент ИТ-розницы, существенно сократившийся в конце позапрошлого года вследствие свертывания программ потребительского кредитования, продолжил падение и в 2009 г. По данным игроков рынка, уменьшение объемов продаж наблюдалось во всех товарных группах. Исключением для отдельных ритейлеров стали мобильные ПК, где потребительская активность сместилась в бюджетный сегмент (в частности, в категорию нетбуков), что обусловило некоторый рост реализации в штучном выражении.

Кроме того, одной из закономерных тенденций розничных продаж лэптопов стало увеличение в их структуре доли сетей бытовой электроники: согласно информации GfK Ukraine, по итогам первых 11 месяцев 2009 г. этот показатель достиг 46,6% (для сравнения: в 2008 г. – 43,6%, в 2007 г. – 40,5%). Обратная ситуация сложилась в сегменте настольных ПК, которые за минувший год потеряли привлекательность для универсальных ИТ-ритейлеров и «вернулись» в специализированные торговые точки. По оценкам GfK Ukraine, доля розничных сетей бытовой электроники в продажах десктопов с января по ноябрь 2009 г. составила 17,7%, тогда как в компьютерных магазинах было реализовано 34,5% стационарных ПК. В 2008 г. аналогичные показатели равнялись 21,5 и 25,5% соответственно.

Несмотря на падение оборотов, розничный канал по итогам 2009 г. можно назвать движущей силой отечественного ИТ-рынка. Согласно данным GfK Ukraine за 11 месяцев минувшего года, в этот период доля ритейла в структуре продаж всех групп ИТ-продукции превысила 50%, причем для сегмента настольных ПК это произошло впервые.

Участники рынка констатируют определенную стабилизацию ситуации в ИТ-рознице, которая выражается, в частности, в восстановлении сезонности продаж. По данным исследований GfK Ukraine, рост объемов реализации ИТ-продукции в августе-сентябре прошлого года (сезон Back to School) в зависимости от товарной группы составил от 20 до 90%.

Прошедший год стал для игроков рынка ИТ-ритейла серьезной проверкой на прочность и привел к обновлению их состава. Так, объявили о банкротстве «Домотехника» (ko.com.ua/42947) и «МКС» (ko.com.ua/43099), а на сцене появились новые сети, такие как MOYO (ko.com.ua/46573), по некоторым данным, принадлежащая крупному ИТ-дистрибьютору, или специализированная Nоутбукеr (ko.com.ua/41799), открытая компанией Everest.

Интернет-магазины

На сегмент интернет-магазинов в прошлом году влияли в основном те же факторы, что и на традиционную розницу: экономический кризис, резкое сокращение потребительского кредитования, сложная политическая ситуация и, как следствие, нестабильность национальной валюты. Если объем рынка онлайн-продаж в 2008 г. оценивался его участниками в 300–500 млн долл. (ko.com.ua/46104), то, по информации игроков данного сегмента, в 2009 г. он сократился не менее чем на 70%. Это обусловлено общим сокращением объемов продаж и резким повышением доли продукции нижнего ценового диапазона.

В то же время в 2009 г. в 3–4 раза выросла доля онлайн-ритейла в общей структуре розничного сегмента: по данным участников рынка, она составила 15–20%. Впрочем, работники интернет-витрин придерживаются мнения, что данная тенденция не получит продолжения в 2010 г., а пределом развития интернет-магазинов станет доля в 25–30%.

По состоянию на последнюю четверть 2009 г. количество полноценных интернет-магазинов оценивалось на уровне двух тысяч. В минувшем году беспокойство онлайн-ритейлеров вызвало появление новых крупных проектов, владельцами которых являются дистрибьюторские компании (ko.com.ua/45968). Как полагают игроки рынка, эта тенденция может привести к проблемам в партнерских взаимоотношениях дистрибьюторов с розничным каналом продаж.

Программное обеспечение

Продажи готового ПО в нашей стране снизились относительно 2008 г. примерно на 40% – до 90–100 млн долл., по оценкам Павла Ждановича, директора компании «Софтпром». При этом динамика сильно разнилась в зависимости от категории. Так, если спрос на офисные приложения упал на 50%, а на графические пакеты и САПР – на 30%, то объем рынка средств информационной безопасности увеличился на 10%, а системы виртуализации и вовсе показали невиданный в нынешней ситуации рост – около 50%. Причины общего снижения очевидны – в условиях тотального сокращения ИТ-бюджетов лицензионное ПО, приобретение которого и раньше-то во многих случаях финансировалось по остаточному принципу, исключалось из планов закупок в первых рядах. К тому же большинство компаний сместили акценты с развития на поддержку и оптимизацию имеющейся инфраструктуры, а также защиту внутренних ресурсов.

Свое влияние на падение объемов продаж коробочного ПО оказало и существенное сжатие специализированной розницы. Для решения этой проблемы разработчики стали искать новые каналы сбыта, налаживать взаимодействие с широкопрофильными сетями, а также развивать направление цифровой дистрибуции. Например, «Лаборатория Касперского» заключила соглашение с METRO (ko.com.ua/41667), а «Доктор Веб» продвигает свои решения через провайдеров и открыл собственный интернет-магазин (ko.com.ua/44264). Логично предположить, что в ближайшей перспективе значимость онлайн-канала в данной сфере будет только увеличиваться. Возрастет и число приверженцев схемы продвижения программного обеспечения как сервиса, прежде всего в области корпоративных систем, а также его аренды.

Падение платежеспособного спроса привело к тому, что уровень использования нелегального ПО в нашей стране снова повысился и достиг, по оценкам аналитиков, 84%. И это несмотря на усилия крупнейших производителей, BSA и их юридических представителей. Достаточно вспомнить, что Microsoft, Adobe и ABBYY договорились с МОН Украины о сотрудничестве в части предоставления ПО для учебного процесса на льготных условиях. Кроме того, Microsoft предложил 90%-ную скидку на базовое ПО компьютерным клубам, а Adobe – 70%-ную на украинские локализации своих продуктов всем желающим. На этом фоне сенсацией стало принятие Кабинетом Министров концепции перехода госучреждений на решения с открытым кодом (ko.com.ua/47118), на что планируется выделить около 45 млн грн. Сложно сказать, какое влияние окажет данная программа в случае успешного ее развития на рынок в целом. Однако очевидно, что это неплохой шанс для компаний, продвигающих соответствующее ПО и услуги, а также для отечественных разработчиков.

В целом ожидается, что в 2010 г. при условии более или менее стабильного развития ситуации в экономической и политической жизни страны продажи готового ПО вырастут на 10–20% по сравнению с прошлым годом.

Корпоративные системы

Так больно рынок бизнес-приложений еще не падал. Поставщики и интеграторы шли на беспрецедентные скидки, предлагали различные варианты приобретения ПО и оплаты услуг в рассрочку, но в большинстве случаев клиентов необычайно сложно было убедить в целесообразности внедрения ERP-системы. Средства заказчиками расходовались с бережностью скупца Эбенезера Скруджа – прежде всего на поддержку текущих проектов и имеющихся в распоряжении решений и иногда – на инструменты и меры, способствующие росту эффективности предприятий. Потенциальных клиентов больше беспокоило не «выпрямление» бизнес-процессов и повышение прозрачности деятельности, а выживание.

Как отмечают эксперты, в прошлом году имели место случаи, когда компании делали запросы на реализацию подобных проектов, но не принимали окончательного решения и выжидали. Другое кризисное явление – распространение «полочного ПО» (shelfware), предполагающего, что предприятие приобрело лицензии на ERP/CRM-систему, поскольку того требовал подписанный ранее контракт, но внедрением так и не занялось.

Впрочем, во втором полугодии рынок несколько оживился, возрос интерес к автоматизации посредством недорогих решений, в частности ПО «1С» (ko.com.ua/46865). Но и это обстоятельство не сильно улучшило общую картину. Аналитики IDC при обнародовании итоговых данных о 2008 г. прогнозировали, что в 2009 г. объем украинского сегмента бизнес-приложений сократится до 35,72 млн долл. (учитываются затраты на лицензии и поддержку средств автоматизации бизнес-процессов), т. е. на 26% (ko.com.ua/41701). Однако, по оценкам участников рынка, итоги неутешительные – рассматриваемый сектор просел на 60–80%, соответственно, уместно говорить об объеме в пределах 10–20 млн долл., а это уровень 2004–2005 гг.

Любопытно отметить, что неблагоприятные рыночные условия уравняли шансы новых и опытных игроков. Работу по привлечению клиентов необходимо было начинать с нуля в соответствии с кризисными правилами, и некоторым поставщикам этот факт сыграл на руку. В особенности HansaWorld, сумевшей к концу 2009 г. нарастить клиентскую базу до 10 компаний (ko.com.ua/47478).

Не имея возможности продавать ERP-решения новым заказчикам, поставщики стали больше внимания уделять предложению дополнительной функциональности – по преимуществу инструментов бизнес-аналитики. И рынок воспринял эти инициативы: по данным его участников, интерес к BI-средствам во время кризиса повысился, особенно по отношению к отраслевым, а также быстро внедряемым продуктам вроде QlikView (ko.com.ua/45405).

Привлекательнее стали CRM-системы, но не более – спрос на них все еще сравнительно низок. В этой сфере из самых запомнившихся событий можно назвать активизацию в нашей стране компании salesforce.com (ko.com.ua/42907) и масштабное внедрение ПО Microsoft Dynamics CRM на стадионе «Донбасс Арена» (ko.com.ua/45712).

В начале текущего года заказчики большей частью будут избегать инвестиций в бизнес-приложения, ожидая политической стабилизации. Возможно, частично отложенный спрос удастся реализовать во втором полугодии, однако на существенное улучшение состояния рынка не стоит рассчитывать ранее 2011–2012 гг. – понятно, лишь в том случае, если надежды на выздоровление мировой экономики в 2010–2013 гг. оправдаются.

ИТ-услуги

Системная интеграция

Обороты системных интеграторов в прошлом году упали относительно результатов 2008 г. на 55–60% и составили в общей сложности около 400 млн долл., по оценке Максима Агеева, генерального директора De Novo. Это примерно вдвое хуже прогнозов годичной давности.

В первые шесть месяцев были заморожены практически все проекты, за исключением тех немногих, завершение которых приходилось на I квартал. Заметнее всего свои расходы на ИТ снизили розничная торговля, промышленность и государственный сектор. В этот период интеграторы вынужденно занимались реструктуризацией бизнеса, сокращением издержек, распродажей складских запасов и работой по возврату задолженностей. Долгосрочные планы развития и экспансии были пересмотрены с учетом суровых реалий. Большинство компаний выбрали для себя отдельные приоритетные направления с точки зрения как продуктов, так и ключевых заказчиков, и сфокусировались на них.

Сколько-нибудь заметное движение на корпоративном рынке началось лишь во втором полугодии, основная же часть реализованных проектов и сделок пришлась на последнюю четверть. Наиболее активными заказчиками остались телекоммуникационные компании и крупные банки. Востребованы проекты по оптимизации и модернизации ИТ-инфраструктуры, построению ЦОД, решения для управления взаимоотношениями с клиентами, аналитические системы, информационная безопасность.

На фоне резкого снижения спроса на оборудование и программное обеспечение относительно стабилен сегмент бизнес-приложений – обороты по нему практически не изменились по сравнению с 2008 г. В то же время выросла доля аутсорсинга и ИТ-консалтинга. Например, по данным Николая Довженко, вице-президента «Инкома», продажи сервисных услуг у этой компании в 2009 г. повысились на 18%.

Учитывая более высокую инерционность корпоративного сегмента по сравнению с потребительским, восстанавливаться он будет медленнее. Рассчитывать на какой-то рост в первом полугодии, судя по всему, не приходится, поэтому в нынешнем году объем рынка системной интеграции едва ли увеличится. На докризисный уровень он выйдет в лучшем случае года через три. Причем, по мнению Сергея Тарасенко, генерального директора «Ситроникс Информационные Технологии», ключевыми факторами, влияющими на темпы данного процесса, будут состояние макроэкономической среды и грамотная политика государства в этой сфере.

Консалтинговые услуги

Объем рынка консалтинга в минувшем году остался примерно на уровне 2008 г., по мнению Эдуарда Савушкина, вице-президента по развитию бизнеса компании «Инком». На фоне падения многих других сегментов это привело к увеличению его доли в общем списке ИТ-услуг.

Одной из ключевых тенденций ушедшего года, по словам Сергея Тарасенко, стал отказ клиентов от крупных инвестиций и долгосрочных проектов. Сейчас они преимущественно испытывают необходимость в быстром решении относительно узких задач и готовы вкладывать деньги только при условии получения отдачи в ближайшей перспективе. В силу финансовых ограничений существенно возросла доля более дешевых систем.

По данным Максима Агеева, генерального директора компании De Novo, на сегодня самыми востребованными у заказчиков, среди которых наиболее активны банки и телеком, являются проекты комплексного обследования ИТ-инфраструктуры, разработки программ ее оптимизации, а также виртуализации.

В наступившем году продолжится формирование отложенного спроса, поскольку потребность в поддержании и развитии ИТ-составляющей бизнеса остается, а инвестиции в нее не будут принципиально отличаться от прошлогодних. Что касается актуальных задач, то они также не претерпят значительных изменений. В первую очередь это будут проекты по поддержанию работоспособности существующих систем, а также направленные на решение наиболее острых проблем заказчиков.

Двигателем рынка консалтинговых услуг будут такие факторы, как интеграция украинских активов с зарубежными штаб-квартирами и внедрение единых стандартов управления бизнесом, модификация предприятий перед либо в процессе продажи новым собственникам, стремление компаний к укреплению рыночных позиций, в том числе за счет применения инновационных технологий, повышающих продуктивность и эффективность бизнеса.

По мнению Эдуарда Савушкина, наиболее перспективными на сегодня ИТ-услугами являются: обеспечение информационной безопасности, проектирование систем автоматизации бизнес-процессов, а также управления ресурсами, клиентскими отношениями, корпоративным контентом, ITIL/ITSM-консалтинг, ИТ-аутсорсинг.

ИТ-обучение

Спрос на услуги учебных центров, специализирующихся на информационных технологиях, в 2009 г. снизился более чем вдвое в сравнении с предшествующим годом. Связано это с тем, что экономическая ситуация в стране вынуждает многие отечественные компании урезать, а то и вовсе прекращать финансирование программ повышения квалификации персонала. Между тем в современных условиях перед бизнесом все более остро стоит вопрос эффективности внутренних процессов и использования всех имеющихся ресурсов. Ввиду этого стабильно растет популярность тренингов для руководителей ИТ-отделов по управлению инфраструктурой (ITIL, Cobit) и персоналом, проектному менеджменту. Также востребованы курсы для конечных пользователей по Microsoft Windows и Microsoft Office (в особенности Excel). Хорошую динамику в прошлом году демонстрировали такие тематические направления, как унифицированные коммуникации и администрирование серверов, причем в последнем случае не только на основе решений корпорации Microsoft, но и Linux, а также FreeBSD.

Традиционно благотворное влияние на рынок ИТ-образования оказывает выпуск новых продуктов, как отмечает Татьяна Штомпель, директор учебного центра «Сетевые Технологии». В прошлом году появились Microsoft Windows 7 и Windows Server R2, Microsoft Exchange Server 2010. В наступившем ожидается выход Microsoft Office 2010 и SharePoint 2010, Cisco Unified Communications System 8.0 и Microsoft OCS 2010.

Несмотря на то что в 2009 г. специалисты прогнозировали увеличение спроса на ИТ-обучение со стороны частных лиц, структура клиентской базы за год не претерпела заметных изменений: ее основу по-прежнему составляют корпоративные заказчики (свыше 70%) – это финансовый сектор, телекоммуникационные и транспортные компании, промышленность, энергетика. Не случайно, видимо, регулярно поступают сообщения об открытии новых учебных центров, принадлежащих поставщикам корпоративных решений, а также независимых. Существующие же заведения сосредоточили усилия на наиболее востребованных и перспективных направлениях, стремясь предложить клиентам комплексные услуги в области подготовки персонала. Часть из них расширила сферу своей деятельности, а, к примеру, Центр знаний «Инком» открыл, по данным его директора Игоря Закалова, три зарубежных представительства – в Казахстане, Беларуси и Азербайджане (ko.com.ua/46568).

В нынешнем году, очевидно, сохранят актуальность вопросы оптимизации бизнес-процессов и повышения продуктивности сотрудников, что отразится на тематике посещаемых курсов. Планирование ИТ-обучения должно стать более долгосрочным, с учетом стратегических целей компании, и охватывать не только ИТ-специалистов, но и непосредственно конечных пользователей. В наступившем году ожидается рост интереса к средствам оптимизации инфраструктуры хранения данных, так как кризис ограничил возможности компаний в модернизации и расширении аппаратной части инфраструктуры СХД, а корпоративные приложения продолжают генерировать информацию.

Телекоммуникации

Доступ в Интернет

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Несмотря на экономическую рецессию, популярность доступа в Сеть среди украинцев продолжает увеличиваться. Что касается общего числа пользователей Интернета, то данные разных источников сильно расходятся. Так, bigmir.net, исходя из собственного анализа активности абонентов, заявляет, что по состоянию на декабрь 2009 г. их было 15,3 млн, тогда как годом ранее – всего 10,4 млн, что соответствует росту в 47%. Отметим, что bigmir.net учитывает количество «хостов», т. е. компьютеров с уникальными IP-адресами. Попытки подсчитать не машины, а людей делает агентство Gemius. В ноябре 2009 г. у него получилось 7,6 млн пользователей, тогда как в ноябре 2008 г. их было 7 млн. То есть годовой рост достиг примерно 8%. Если исходить из данных Gemius, проникновение Интернета в Украине составляет около 10%, а это означает, что до стадии лавинообразного увеличения, начинающегося после 20%, эта медиасреда еще не дошла.

Примечательно, что объем рынка в денежном выражении существенно вырос. По данным Государственного комитета статистики Украины, доходы операторов от предоставления услуг интернет-доступа в январе–ноябре 2009 г. увеличились на 39,4% относительно аналогичного периода прошлого года – до 2,585 млрд грн. Это говорит о том, что даже если «натуральный» рост абонентской базы сравнительно невелик, то активность среднего пользователя в Сети резко пошла в гору.

Отдельно стоит проанализировать ситуацию с широкополосным доступом (ШПД), поскольку он формирует совершенно новую модель использования сетевых услуг. По данным iKS Consulting, по состоянию на III квартал 2009 г. количество частных абонентов у всех операторов фиксированного ШПД в сумме достигло 1,8 млн человек, увеличившись за год на 59%. При этом темпы роста, несколько снизившиеся в первые шесть месяцев 2009 г., восстановились в III квартале до докризисного уровня. Крупнейшие игроки – «Укртелеком», «Воля», Vega и «Голден Телеком» – в сумме контролируют 75% рынка ШПД.

Помимо фиксированного ШПД, развивается и мобильный. Основной технологией стала относимая к третьему поколению сотовой связи CDMA 2000 1xEV-DO. К настоящему моменту все CDMA-операторы Украины сосредоточились на продвижении услуг высокоскоростного мобильного интернет-доступа. В сумме эти компании по состоянию на декабрь 2009 г. обслуживали 1,25–1,45 млн абонентов (число пользователей «МТС Коннект 3G» не разглашается, но, по нашим оценкам, оно составляет 150–350 тыс. человек). Еще 400 тыс. обслуживаются в UMTS-сети Utel, где, по-видимому, доля услуг передачи данных также превалирует. С учетом этого оператора количество абонентов мобильного ШПД приближается к 1,8 млн, что равно численности пользователей фиксированного Интернета. Нужно понимать, что скорость передачи данных и тарифная политика в фиксированных и мобильных сетях существенно различаются, и мобильный ШПД по модели использования скорее соответствует качественному модемному доступу.

Для CDMA-операторов, по данным iKS Consulting, прирост абонентской базы за 2009 г. находится в пределах 42–48%, а Utel вообще смог увеличить этот показатель практически вдвое (98%). Это позволяет предположить, что при благоприятных условиях темпы роста всех категорий пользователей Интернета как минимум сохранятся. С начала 2010 г. в борьбу за мобильного абонента включился оператор Freshtel с технологией WiMAX, и есть большая вероятность, что в течение года у него появится еще один конкурент. Компании, работающие в этом стандарте, будут в первую очередь бороться за нынешних пользователей CDMA-доступа. Впрочем, возможностей для роста в 2010 г. будет достаточно для всех.

Мобильная связь

Рынок услуг мобильной связи совершенно очевидно достиг насыщения. Номинальное количество абонентов в Украине составляет 55,3 млн, что соответствует 120%-ному проникновению. Куда более активными были процессы «перетока» абонентов между операторами. Они продолжались в течение всего года разнонаправленно, в соответствии с акциями и специальными тарифными предложениями, которые проводила та или иная компания. Однако по итогам года наиболее заметен отток пользователей у лидеров («Киевстар» – 6,6%, «МТС» – 3%) в пользу «Астелита», прибавившего целых 8,4%. В итоге порядок следования операторов в рейтинге не изменился, но несколько сократилась дистанция между игроками первой тройки.

В денежном выражении, по данным Госкомстата Украины, рынок мобильной связи сократился на 3,9%, до 28,456 млрд грн, что в текущих экономических условиях очень неплохо. Но это только видимость. Все украинские операторы – транснациональные корпорации, и ключевым показателем их работы в Украине является долларовая выручка, а она, если считать по средним курсам 2008 и 2009 гг., упала на 40% по причине девальвации гривны. Данная статистика подтверждает высказывания представителей сотовых компаний, что наиболее опасны для них курсовые риски. По этой же причине ARPU, который в III квартале 2008 г. в среднем по рынку составлял около $7, в 2009 г. истаял до $4, что значительно ограничивает возможности развития операторов.

В течение года абсолютное большинство частных абонентов не сократило потребление услуг связи, наоборот, многие даже увеличили его. Расходы на мобильную связь при указанном выше ARPU составляют мизерную долю в бюджете пользователя, и пересматривать эту статью особой необходимости нет. Тем не менее многие из них подвергли ревизии свои тарифные планы, и если находили более выгодные предложения, переходили на них. Чаще всего для привлечения новых абонентов предлагался нулевой тариф при общении внутри группы или всей сети. «Киевстар» в попытке сохранить доходность рынка даже инициировал административное разбирательство против данной практики, но реального эффекта оно не возымело. А вот снижение расходов на мобильную связь корпоративными абонентами стало для операторов более болезненным. Сокращения штатов заметно повлияли на численность корпоративных номеров, а по оставшимся были значительно снижены лимиты, устаревшие тарифные планы с высокими расценками – оперативно заменены на новые.

Главной интригой рынка мобильной связи, безусловно, стала история с выдачей лицензий на частоты для 3G-связи (UMTS). Как мы знаем, в 2009 г. их продажа была сорвана, но есть все основания предполагать, что в 2010 г. частоты все же будут выделены. Правда, стоимость лицензий наверняка окажется ниже по причине устаревания технологии и существенно укороченных сроков возврата вложений, которые нужны операторам. Данная технология наверняка будет использована операторами, чтобы попытаться повысить средний счет абонента. Поскольку 3G позволяет частично объединить сегменты сотовой связи и мобильного ШПД (в последнем ARPU в разы выше), на определенный успех компании вправе рассчитывать. Так что на этом рынке в 2010 г. ожидается относительная стабильность, с постепенным увеличением роли мобильного Интернета.

Мнение эксперта

Владимир Поздняков

Региональный менеджер IDC в Украине

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Судя по всему, прогнозы аналитиков о двукратном сокращении украинского рынка ИТ, сделанные год назад, подтверждаются. По предварительным данным, в 2009 г. его падение составило 50–52%, примерно до 1,9 млрд долл.

Как и ожидалось, больше всего пострадал сегмент аппаратного обеспечения – поставки снизились на 55%, что негативно отразилось на всех участниках канала, от дистрибьютора до реселлера. Причем минувший год отчетливо показал последним, что нельзя строить бизнес только на продаже «железа» и за счет чужих средств. Для многих ИТ-компаний, придерживающихся такой модели развития бизнеса, 2009 г. стал настоящей катастрофой, пережить которую сумели не все.

ПО и ИТ-услуги, помноженные на опыт и соответствующую инфраструктуру продаж, наверное, смогли бы уберечь немало локальных игроков от значительных убытков и потерь. Однако в 2005–2008 гг. лишь единичные компании инвестировали ресурсы в эти направления, и их усилий явно не хватило, чтобы сгладить последствия кризиса для всей отрасли. Тем не менее 2009-й положил начало первым структурным сдвигам в отечественной ИТ-индустрии: по оценкам IDC, суммарная доля ПО и ИТ-услуг в минувшем году выросла до 20% (с 14% в 2008 г.).

Мы, как и прежде, считаем, что именно здесь скрыты главные резервы роста и стабильности украинского ИТ-рынка. За примерами далеко ходить не надо. В соседней Польше кризис привел примерно к 28%-ному сокращению рынка hardware, но «софт и услуги» остались на уровне 2008 г. (или даже чуть выше), а их доля выросла с 40 до 48%. В еще более развитой Чехии ожидается рост суммарной доли рынков ПО и ИТ-услуг до 60% (!).

Заглядывая немного вперед, к сожалению, приходится признать, что в 2010 г. отечественная ИТ-отрасль вновь может столкнуться с уже знакомыми проблемами: курсовые потери, затоваренные склады, продажи в убыток, сокращение ИТ-бюджетов, банкротства, пиратство и т. д. С таким багажом можно надеяться на рост рынка в пределах 20% лишь в случае, если мы уже на дне и если нам снова помогут МВФ, ВБ и другие «доноры». Ну, а учитывая предстоящее противостояние двух политических сил, вспоминаются слова Уоррена Баффета: «Краткосрочные рыночные прогнозы – яд. Их нужно держать закрытыми в безопасном месте, подальше от детей, а также от взрослых, которые ведут себя на рынке, как дети».

Антон Шкляр

Ведущий эксперт направлений ИТ и телеком компании GfK Ukraine

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Прошлый год многое расставил по своим местам. Немало занятых в розничной и корпоративной торговле компаний, как небольших, так и национального масштаба, значительно сократили количество магазинов, а некоторые и вовсе закрылись. Те же, кто остался на плаву, принимали все возможные меры для сохранения своего бизнеса.

Динамика продаж высокотехнологичной продукции конечному потребителю изменялась относительно 2008 г. по-разному, в зависимости от товарной категории. По некоторым сегментам, таким как печатная техника, в отдельные месяцы провал был около 80%. Рынок мобильных телефонов, к примеру, достиг дна еще в апреле-мае, в то время как для ноутбуков падение продолжалось вплоть до середины года. Самым же прогрессивным группам удалось продемонстрировать увеличение объемов в годовом сравнении. Если говорить о мобильных терминалах, то единственные, кто показал рост в штучном выражении – это коммуникаторы (на 16%). Среди компьютерных устройств лидерами стали нетбуки, сбыт которых увеличился на впечатляющие 182%. Впрочем, если учесть, что их продажи конечному потребителю начались только в мае 2008 г., то сравнивая период май-ноябрь, получим +114%.

Поскольку до кризиса ИТ-рынок Украины демонстрировал наибольший рост среди стран Центральной и Восточной Европы, многие производители оказались чрезмерно оптимистичны в своих планах. Однако после падения курса национальной валюты продажи конечному потребителю сократились катастрофически. Соответственно, наибольшей проблемой в начале 2009 г. стал переизбыток товара на складах. Для ее решения ряд игроков рынка взялись распродавать продукцию по заниженным ценам. Это дало возможность покупателям приобрести товар весьма выгодно, но нарушило естественный цикл поступления новинок. Как следствие, прошлый год не был отмечен появлением в Украине каких-то прорывных технологий и новаций. Скорее он стал временем детального анализа ситуации и поиска выхода с использованием всех доступных средств.

Перспективы на текущий год пока довольно туманны, однако есть надежда на общий подъем продаж относительно 2009 г.

Алексей Тякин

Глава группы по аудиту и консультационным услугам в области ИТ, KPMG в Украине

Украинский ИТ-рынок. Адаптация

Как и ожидалось, прошедший год был нелегким для украинской индустрии информационных технологий. Повсеместно уже начатые ИТ-проекты замораживались, a новые откладывались до лучших времен. Перед многими отечественными компаниями остро встал вопрос выживания, соответственно, относящиеся к ИТ задачи попросту ушли с повестки дня. Как результат, качественных изменений в сегменте корпоративных решений не наблюдалось. Существенно уменьшился спрос на ИТ-услуги по формализации процессов управления ИТ, информационной безопасностью, а также оптимизации ИТ-инфраструктур – соответствующие проекты были единичными.

Практически исчез спрос на услуги в области стратегического планирования ИТ. Владельцы бизнесов и ИТ-директора все внимание сконцентрировали на краткосрочных мерах и тактическом планировании, направленном на поддержание работоспособности имеющихся систем.

Шел активный процесс сокращения персонала ИТ-подразделений. Особенно пострадали службы поддержки филиалов и головных офисов. Как следствие, зарплатные требования соискателей в прошлом году в некоторых случаях уменьшились более чем в два раза!

При этом нельзя сказать, что в 2009 г. в сфере ИТ, кроме урезания затрат, ничего не происходило. Нам известно о нескольких крупномасштабных проектах по замене основной банковской системы (core banking system) украинскими финансовыми учреждениями. Часть активно внедряла «вспомогательные» решения или расширяла возможности существующих. В лучшей позиции находились банки с иностранным капиталом благодаря их более устойчивому финансовому положению. Это же справедливо и для компаний с зарубежными инвестициями в промышленной отрасли. Во многих из них ИТ-проекты заморожены не были, особенно если они касались перехода на корпоративные информационные системы. Наряду с банковским, традиционно активно вел закупки ИТ-продуктов и услуг телекоммуникационный сектор.

При выборе проектов стоимость чаще становилась ключевым критерием. Среди других факторов – опыт работы поставщика на локальном рынке, квалификация команды внедренцев, функциональные возможности решения, архитектура системы, а также сроки реализации. Набор параметров, а также их значимость определялись заказчиком в каждом конкретном случае.

Раньше от представителей украинского бизнеса часто можно было услышать, что некая компания приобрела не самую дешевую систему XYZ, потому что это выбор акционеров, при этом менеджеры среднего и даже высшего звена предприятия не участвовали в процессе принятия решения. В кризисное время таких ситуаций стало значительно меньше.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

по мнению Алексея Шаталова, регионального менеджера подразделения серверов и СХД компании HP в странах СНГ, в прошлом году наблюдался лишь некий всплеск продаж локальных сборщиков в сегменте систем дешевле $700.

С высоты полета HP, все локальные сборщики плещутся где-то внизу. Тем не менее, по данным IDC, совокупная доля серверов x86 первой десятки местных сборщиков выросла с 25% в 2008 году до 35% в 2009-м. Не в обиду продавцам HP будет сказано, но без продаж так называемых серверов серии ML 110-115 не было бы у HP 40-45% рынка. Не скажу за всех сборщиков, но среднегодовая стоимость серверов первой тройки местных лидеров находится в диапазоне $2500-$3000. Небось, "недосерверы" за 3К не покупают.

о том, был ли в 2009-м году лишь всплеск продаж локальных сборщиков или же это полноценная тенденция, на мой взгляд, можно будет говорить наверняка через год. время покажет

 
 
IDC
Реклама
В продаже - оборудование машина, цены ниже! Неликвидные остатки
omvlgbo.ru

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT