`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинский ИТ-рынок 2008: конец безудержного роста

Статья опубликована в №4 (670) от 10 февраля

+44
голоса

Если бы в начале прошлого года кто-то сказал, какие коллизии ожидают рынок в течение ближайших 12 месяцев, ему вряд ли поверили бы. Мировой финансовый кризис казался чем-то далеким и не касающимся нашей страны, да и в целом год без выборов обещал быть весьма результативным. По расчетам аналитиков, объем отечественного ИТ-рынка в денежном выражении должен был вырасти с 3 млрд долл. в 2007 г. до 4 млрд – в 2008-м. Но...

Первая половина года, вплоть до конца июля, с точки зрения объемов продаж, можно сказать, проходила как обычно. Первые три месяца дистрибьюторы и сборщики старались распродать товар, оставшийся с «ударного» предыдущего квартала (финальная четверть 2007 г.). В годовом сравнении спрос пусть немного, но все-таки рос, что внушало игрокам оптимизм и вселяло определенные надежды. Во II квартале картину продаж сильно подпортили нестабильный курс доллара и ограничения потребительского кредитования. Последние привели к росту банковских ставок (в ряде случаев в 1,5 раза) и к усложнению получения займов. Как следствие, реализация потребительской электроники, которая в основной массе осуществлялась через розницу и в кредит, значительно сократилась.

Впрочем, и это не слишком огорчило поставщиков и производителей, с нетерпением ожидавших период Back to School. Именно с него начинается осенний бизнес-сезон на ИТ-рынке, в течение которого продавцы реализуют около 70% всей продукции за год. «Благодаря» большему, чем обычно, отложенному спросу, оставшемуся с первого полугодия, все говорило о том, что в 2008 г. сезон будет особенно горячим. Поэтому участники рынка подготовились к нему основательно, сформировав огромные складские запасы.

К середине сентября стало ясно, что в 2008 г. сезон Back to School оказался, по сути, провальным, а динамика спроса стала даже меньшей, чем годом ранее. Вдобавок ко всему в октябре начала слабеть гривна, что заставило потребителей переводить сбережения в валюту и откладывать покупку компьютерной техники. Между тем в Украину уже везли очередные партии товара, заказанные к предновогодним распродажам.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

За три-четыре последних месяца 2008 г. отечественный ИТ-рынок испытал колоссальные подвижки. Оптовые поставщики начали изымать товар у розничных продавцов, не способных реализовать его даже по «докризисным» ценам, сборщики, по сути, превратились в «разборщиков» – единственным для них вариантом избавиться от затоваривания складов оказалась продажа ПК по комплектующим. Дистрибьюторы, у которых не выдержали нервы, открыли интернет-магазины, предлагая товар по себестоимости и ниже и работая с частными покупателями напрямую. Все это усугублялось кризисом неплатежей между участниками канала продаж, что затормозило все движение продукции по цепочке. Некоторых игроков и даже целые сегменты, например компьютерной памяти (товара с высокой оборачиваемостью), это поставило на грань выживания.

Более или менее спокойной казалась ситуация у системных интеграторов, «привязанных» к крупным контрактам. Однако осенью многие из них были заморожены, так что уже в декабре даже серьезные игроки вынуждены были прибегнуть к радикальному сокращению расходов, в том числе и за счет увольнений персонала. Последними «сдались» поставщики программного обеспечения: в основном из-за меньших затрат на ведение бизнеса (отсутствие складов, «электронная» дистрибуция и пр.) им удавалось придерживаться планов продаж до середины декабря, делая акцент на ПО для безопасности, виртуализации и других средствах, помогающих оптимизировать и обезопасить уже имеющиеся инфраструктуры. Позитивную динамику демонстрировал и сбыт игрового ПО, особенно казуального.

О том, как начали реагировать на разразившийся кризис представители разных сегментов ИТ-рынка, подробно рассказано в последнем выпуске «Компьютерного Обозрения» за прошлый год. Позволим себе лишь напомнить, что мало кто из экспертов рискнул высказать прогнозы на 2009 г. Понятно, что объемы продаж ИТ-оборудования, ПО и услуг значительно снизятся, но насколько – оценки разнятся от оптимистичных 30% до пессимистичных 80%. Каждый игрок ощутит влияние кризиса по-своему. Мы же, традиционно, даем фактическую информацию о событиях ИТ-рынка и основных его тенденциях прошлого года, помогающую делать предположения о его грядущем развитии.

Мнение эксперта

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Владимир Поздняков
Региональный менеджер IDC в Украине

По предварительным данным, рост украинского рынка ИТ в 2008 г. составил менее 5%, а в нынешнем году его ожидает падение на 30-40%.

Из 2,3 млн. ПК, реализованных в 2008 г., около 55% пришлось на десктопы и 45% – на ноутбуки. Мы считаем, что в этом году доля десктопов даже несколько увеличиться, что идет вразрез с общемировой тенденцией. Общий результат всего лишь на 4,5% лучше 2007-го, причем, оказалось, что это не самый плохой показатель в Центральной и Восточной Европе: в Казахстане, Литве и Эстонии зафиксировано сокращение продаж. А вот в целом по региону ЦВЕ поставки выросли на 11%, в Западной Европе – почти на 18%. Продажи настольных систем упали в Украине более чем на 15%, в ЦВЕ и Западной Европе – на 11 и 8%, соответственно. В то же время, рынок мобильных ПК в нашей стране вырос за год на 47%, что соответствует средним показателям ЦВЕ (во всех случаях речь идет о sell-in).

В целом поставки аппаратного оборудования (включая компьютеры, серверы, СХД, печатную периферию, сетевые и прочие устройства, в денежном выражении) остались на уровне 2007 г. и их перспективы выглядят не очень радужными, поскольку в условиях кризиса потребители будут вынуждены экономить, в первую очередь, на закупках новых устройств.

Рынки ПО и ИТ-услуг вместе взятые до сих пор в 5,5 раз меньше рынка hardware, хотя и показали в 2008 г. неплохую динамику (от 10 до 20%). Есть надежда, что кризис подстегнет их развитие, и пусть мы не увидим высоких показателей в 2009 г., но именно здесь скрыты главные резервы роста украинского ИТ-рынка на ближайшее десятилетие.

На наш взгляд, в нынешнем году наиболее востребованными будут продукты, ориентированные на оптимизацию и увеличение эффективности ИТ-инфраструктуры, системы хранения и управления данными, программное обеспечение (корпоративное и игровое), услуги (включая практически все виды аутсорсинга, ремонт и обслуживание техники). Словом, лишившись дешевых и длинных кредитных ресурсов рынок будет стремиться выровнять дисбаланс, который в течение предыдущих нескольких лет создавали украинские ИТ-компании, инвестируя лишь в строительство каналов сбыта импортного оборудования. Впрочем, это касается, не только рынка ИТ…

 

Аппаратное обеспечение

Настольные ПК и ноутбуки. Стационарные ПК считаются одним из наиболее предсказуемых сегментов ИТ-рынка Украины. Прошедший год подтвердил правильность такого суждения. Всего на рынок, по данным IDC, было поставлено около 1,3 млн персональных компьютеров – на 13% меньше, чем в 2007 г. Подавляющее большинство настольных ПК было собрано отечественными компаниями. Доля А-брендов за 2008 г. увеличилась почти втрое, составив в среднем 6%, однако, по мнению участников рынка, дальнейший рост поставок системных блоков производства зарубежных вендоров маловероятен. В условиях снижения покупательной способности населения они вряд ли смогут угрожать локальным сборщикам.

Кризис мировой и украинской экономики наложил отпечаток на квартальную статистику объемов выпуска настольных ПК. В III квартале, несмотря на ограничение потребительского кредитования, рынок демонстрировал уверенный рост показателей, однако в последней четверти упал более чем на 50%. Кроме общего снижения объемов поставок настольных ПК, на данном рынке произошло перераспределение среди игроков. Основными тенденциями второго полугодия 2008 г. стали сокращение доли первой десятки производителей до 30% (в 2007 г. – 38%) и активизация небольших фирм.

Закономерная тенденция 2008 г. – увеличение объема оперативной памяти и накопителя в системных блоках среднего класса. Стандартом этого сегмента к концу прошлого года стали 2 ГБ ОЗУ и жесткий диск объемом 320 ГБ. Вместе с тем в первых трех кварталах прошедшего года наблюдался рост стоимости «среднего» настольного ПК. К третьей четверти 2008 г. он составил около 5%, однако с ограничением потребительского кредитования и появлением «антикризисных» предложений от продавцов цены вернулись к уровню I квартала.

Для рынка персональных компьютеров в целом прошлый год был отмечен знаковым событием: по данным GfK, в III квартале розничные продажи мобильных ПК впервые за историю рынка превысили этот показатель для стационарных компьютеров. Всего в розницу в 2008 г. ноутбуков было продано 824 тыс., десктопов – 1,057 млн штук. Постепенному замещению настольных ПК среднего класса мобильными сопутствует любопытная тенденция: вместе с лэптопами для домашнего использования все чаще приобретают мониторы с большей диагональю. В корпоративном сегменте соотношение осталось неизменным: тут было реализовано около 50% всех настольных ПК на рынке и всего 10% ноутбуков.

По предварительным оценкам IDC, за 2008 г. в Украину в общей сложности было ввезено 1,035 млн портативных компьютеров. Соответственно, рост рынка по отношению к 2007 г. составил 335 тыс. штук, или 47%. В первой половине 2008 г., как и два года до этого, рынок лэптопов показывал стабильный рост, который замедлился в III квартале, а в последней четверти объем поставок сократился еще более чем вдвое. Несмотря на это на протяжении всего второго полугодия участники рынка отмечали затоваривание складов, связанное как с кризисными явлениями в экономике, так и с переоценкой спроса на ноутбуки.

Серверы и системы хранения данных. По предварительным оценкам IDC, в прошлом году в Украину было поставлено серверов на сумму 120 млн долл., что на 8% меньше аналогичного показателя за 2007 г. Как и в других сегментах ИТ-рынка, такие итоги являются прямым следствием нетипично безденежного IV квартала.

А-бренды продолжают наращивать свое присутствие. Лидеры сегмента серверного оборудования те же, что и ранее: HP, Dell и IBM (платформа x86); IBM, HP и Sun Microsystems (RISC/EPIC/CISC). Об их точных местах в табели о рангах на украинском рынке информации пока нет.

Наиболее явной тенденцией, наблюдаемой в течение последних трех лет, стал рост доли лезвийных систем. По предварительным данным IDC, в штучном выражении она увеличилась с 6% в 2007 г. до 10% в прошлом.

Доля систем RISC/EPIC/CISC в денежном исчислении мало изменилась по отношению с 2007 г. и находится в пределах 35–40% сегмента серверных решений. При сокращении количества поставляемых устройств данного типа растет спрос на high-end-продукты стоимостью свыше 500 тыс. долл. Как результат, в сегменте ощущается рост конкуренции. «Если в х86 борьба платформ была лишь условной (Intel/AMD), то в сегменте EPIC и RISC это настоящая баталия, и в 2009 г. наблюдать за ней будет интересно», – считает Алексей Шаталов, региональный менеджер подразделения серверов и систем хранения данных компании Hewlett-Packard в странах СНГ.

Эксперты отмечают, что основу midrange-сегмента (от 25 тыс. до 500 тыс. долл.) по-прежнему составляют RISC-системы, но архитектура x86 активно набирает вес. Так, в первом полугодии 2008 г. подобных решений было поставлено вдвое больше, чем за весь 2007 г.

Объем украинского рынка внешних дисковых систем хранения данных в 2008 г. составил, по предварительным оценкам IDC, около 35 млн долл., увеличившись на 9%. Как и в предыдущие годы, происходило укрепление доли А-брендов. Лидеры здесь неизменны: HP, IBM, Sun Microsystems, к которым в минувшем году присоединилась EMC благодаря активному развитию партнерского канала и инициативам, связанным с популяризацией бренда. Отечественные производители СХД продолжают присутствовать, по сути, только в сегменте SMB, фокусируясь на системах NAS. Доля этих систем на рынке внешних СХД невелика, как и динамика роста в прошлом году.

Говоря о соотношении внутренних и внешних систем хранения данных в Украине, аналитики IDC подчеркивают, что развитие сектора малого и среднего бизнеса и увеличение количества региональных отделений и филиалов крупных компаний – телекоммуникационных структур, банков, розничных предприятий и др. – привели в 2008 г. к сокращению доли внешних СХД.

Эксперты сходятся во мнении, что в 2009 г. объем сегмента СХД уменьшится, хотя и не столь ощутимо, как серверного. Все идет к тому, что новых проектов будет мало, а в некоторых отраслях экономики – не будет совсем. Тем не менее продолжится процесс развития существующих систем хранения. Вероятен рост уровня потребления программных решений, оптимизирующих работу СХД.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Мониторы. В силу экономического спада и сопутствующих причин предполагаемого роста этого сегмента мы так и не увидели. По данным участников рынка, в 2008 г. вендоры поставили в страну 1,7 млн мониторов, что на 100 тыс. меньше показателя 2007 г. Двойка лидеров рынка за год не изменилась – как и раньше, с большим отрывом впереди корейские гиганты Samsung и LG – их суммарная доля составляет около 70%. За ними следуют (в алфавитном порядке) Acer, ASUS и ViewSonic.

Основные изменения 2008 г. на рынке мониторов стали логичным продолжением тенденций 2007 г. Как и предполагалось, широкоформатные дисплеи по-прежнему вытесняют с отечественного рынка мониторы с соотношением сторон 4:3. На конец минувшего года доля последних составила 45%. Уверенными лидерами рынка стали 19-дюймовые широкоформатные дисплеи, пришедшие на смену устройствам 17". Во второй половине 2008 г. активизировались продажи бюджетных моделей с диагональю 22". Это дает основания утверждать, что в наступившем году именно они станут «локомотивом» рынка. 20-дюймовые мониторы, которым ранее прочили светлое будущее, оказались вне сферы внимания потребителей и продавались ощутимо хуже больших и меньших собратьев.

В сегменте широкоформатных дисплеев всех диагоналей продолжается переход на матрицы с соотношением сторон 16:9. В 2008 г. их доля составила 8%, а в текущем году, по прогнозам участников рынка, она увеличится до 30%. Некоторые вендоры, в частности ASUS, уже заявили о полном переходе на новые матрицы в 2009 г. Такие метаморфозы были прогнозируемы, поскольку производство продуктов нового типа в силу особенностей технологического процесса получается менее затратным. Таким образом, «средним» устройством наступившего года можно считать бюджетный широкоформатный 19- или 22-дюймовый ЖК-монитор с соотношением сторон 16:9.

Принтеры и МФУ. Ситуация на отечественном рынке печатающих устройств в прошлом году менялась в соответствии с происходящим на ИТ-рынке в целом. По данным IDC, объем поставок принтеров и МФУ в Украину за год составил 946 тыс. штук, что на 7,2% меньше результатов 2007 г. Основное падение пришлось на второе полугодие: в III и IV кварталах было ввезено 391 тыс. устройств, тогда как за этот же период 2007 г. – 630 тыс.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Тенденция роста доли рынка МФУ в совокупных поставках печатающей техники, которую отмечали аналитики по итогам 2007 г., сохранилась и в прошлом году. Доля многофункциональных печатающих устройств, по данным IDC, составила более 57%. Во второй половине 2008 г. в данном сегменте рынка периферии произошло знаковое событие: лазерные МФУ в III квартале сравнялись по объемам поставок со струйными аппаратами, а в последней четверти – превысили их почти в два раза. Участники рынка связывают такой значительный рост с появлением доступных моделей цветных многофункциональных печатающих устройств, которые ориентированы на домашнее использование и являются достаточно интересной альтернативой аналогичным струйным продуктам.

На рынке принтеров в прошедшем году конкуренции технологий печати не наблюдалось. Преобладающая доля рынка лазерных принтеров оставалась неизменной на протяжении всех четырех кварталов, а струйные во втором полугодии смогли «отвоевать» 5% у матричных конкурентов.

Средняя стоимость печатной периферии в розничном сегменте канала продаж за 2008 г. продемонстрировала плавный рост в гривневом выражении. Самое существенное подорожание было отмечено в группе лазерных МФУ, средняя цена которых, по данным GfK, поднялась за год более чем на 25%.

Сетевое оборудование. По оценкам экспертов, рынок традиционного активного сетевого оборудования, к которому относят коммутаторы, маршрутизаторы, потребительские устройства, модемы и т.п., в 2008 г. достиг отметки в 250 млн долл. Основные игроки данного сегмента в Украине – Cisco, D-Link, Juniper и ZyXEL.

Считается, что ведущим двигателем сетевого рынка в прошлом году был Интернет. Имеющиеся каналы связи постепенно перестают справляться с растущим трафиком. Чтобы решить эту проблему, провайдеры активно наращивали капиталовложения в инфраструктуру (CAPEX). По мнению Артема Вижуткина, заместителя директора по развитию бизнеса «ИКС-Мегатрейд», к основательной модернизации подталкивали и бурное развитие беспроводных технологий, и динамично разрастающаяся база абонентов мобильного и широкополосного доступа. Естественно, в потребительском сегменте спросом пользовались коммутаторы уровня доступа, главные поставщики которых – D-Link, ZyXEL и Linksys.

Несмотря на все еще высокую востребованность Fast Ethernet, стремительно растет популярность более скоростных Gigabit Ethernet и 10 Gigabit Ethernet. В результате цена порта GbE практически сравнялась с таковой для FE. Применяются GbE-устройства, как и ранее, в основном для подключения серверов и коммутаторов; у корпоративных пользователей необходимости в них пока нет, поскольку отсутствует потребность в передаче видеотрафика, больших объемов данных. Популярен 10 GbE у провайдеров, которые соединяют по данной технологии офисы и дома.

В корпоративном секторе стабильным спросом до IV квартала пользовались все виды традиционного сетевого оборудования. Впрочем, заметную динамику, по словам директора по развитию бизнеса Cisco в Украине Владислава Радыша, продемонстрировали решения класса «унифицированные коммуникации»: в прошлом году объемы их продаж увеличились более чем вдвое. Активным потребителем таких систем выступают банки, стремящиеся повысить уровень загрузки сотрудников.

Компании задались целью создать ИТ-инфраструктуру с единым информационным пространством и предоставлять контролируемый доступ к центральной базе данных из любой точки корпоративной сети. К приоритетным направлениям работы вендоров относится также сегмент безопасности, причем высокий уровень защиты должен сочетаться с хорошей производительностью. С распространением IP-телефонии возрастает спрос на конвергентные решения, объединяющие передачу цифровых и голосовых данных.

В последнее время в нашей стране наблюдается интенсивное развитие сетей в сегментах SOHO и SMB. Заметив данное явление, в Украине открыли офисы вендоры соответствующих решений – компании Edge-Core и Edimax, активизировалась 3Com.

Традиционно производители оборудования, интеграторы и дистрибьюторы, решая проблему кадров, много внимания уделяли обучению партнеров, заказчиков, студентов.

ИБП для инженерной инфраструктуры ЦОД. Напомним, что к инженерной инфраструктуре вычислительных центров относят кабельную среду, системы электропитания, кондиционирования, средства обеспечения физической безопасности и противопожарной защиты. Неплохим индикатором динамики «ЦОДостроения» в определенной степени являются рыночные показатели для инсталлируемых трехфазных (кроме относимых к маломощным) ИБП. Данный сегмент ИТ-рынка характеризуется стабильностью, уверенным и плавным развитием.

Прошедший год имеет явную точку разрыва, относящуюся к концу III – началу IV квартала. Если в первых трех производители ИБП и поставщики аккумуляторных батарей испытали на себе последствия общемирового подорожания сырья (особенно стремительного роста цен на свинец – основной компонент для изготовления данного рода устройств), то главным фактором, оказавшим влияние на результаты в конце года стала стагнация мирового и отечественного рынков телекоммуникаций, а также промышленного и корпоративного секторов. Негативные тенденции усилились после введения государством моратория, в силу которого оно фактически отказывалось от большинства ИТ-закупок, а также в связи с хаотичностью изменений валютного курса, осложняющего взаимоувязку цен на товары и услуги. Последствия этих процессов, пришедшихся на IV квартал, привели к переводу в режим ожидания крупными корпоративными клиентами большинства своих проектов создания/модернизации ЦОД. Несколько медленнее снижались темпы развития заказчиков из пищевой промышленности, сельского хозяйства и некоторых других отраслей, однако потребности в центрах у последних невелики, скорее речь велась о небольших серверных и обеспечении бесперебойным питанием локальных вычислительных нужд.

Тем не менее, по оценкам экспертов, динамика роста первых трех кварталов в сравнении с аналогичными показателями за прошлый год сохранилась (прогнозировалось, что в 2008 г. она составит 20–30%). И если исключить из рассмотрения «розеточные» ИБП, то в денежном выражении емкость рынка за первые три квартала составила ожидаемые 34,5 млн долл. в розничных ценах. Безоговорочными лидерами по объемам продаж остаются APC и MGE, объединяемые под знаменами Schneider Electric, и корпорация Eaton.

Однако в сумме за год итоги будут зависеть от показателей за IV квартал 2008 г. По оценкам экспертов, падение в этот период по сравнению с третьей четвертью года составило от двух до пяти раз. Учет результатов последнего квартала также позволит определить остальных участников пятерки ведущих вендоров. Но, несмотря на ожидаемое снижение оборотов за 2008 г., и производители, и их дистрибьюторы заверяют в наличии потенциала для дальнейшего развития, полагаясь, в частности, на отложенный спрос и сместив акцент в своих предложениях на энергосбережение, быстрый возврат инвестиций и минимальный ТСО, аргументируя это необходимостью быть готовыми к энергетическим проявлениям кризиса.

Мнение эксперта

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Антон Шкляр
Менеджер по работе с клиентами направлений ИТ и телеком компании «GfK Украина»

Украинский ИТ-рынок в 2008 г. был самым быстрорастущим среди стран Восточной Европы и занял третье место по объемам продаж после России и Польши. Наиболее динамичной товарной группой стали ноутбуки. В первом полугодии рост их продаж по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. оставался на том же уровне, что и годом ранее – около 140% (тут и далее – оценочные данные). А в сентябре доля мобильных систем в структуре сбыта впервые превысила настольные ПК. Примечательно также, что средняя цена лэптопов неуклонно увеличивалась и только к концу года упала под влиянием изменения курса валют. В общей сложности покупатели приобрели 824 тыс. ноутбуков на сумму 738 млн долл., таким образом, рост их продаж составил 67%.

Нетбуки как новая разновидность мобильных ПК достаточно успешно «вошли» на рынок информационных технологий – по состоянию на декабрь их доля в структуре продаж достигла почти 12%. Кроме прочего, росту спроса на бюджетные решения способствовала неблагоприятная экономическая ситуация. Согласно предварительным прогнозам, эта тенденция сохранится и в 2009 г., за счет чего недорогие устройства существенно укрепят свои позиции на рынке. Причем это касается практически всех продуктовых групп.

Реализация настольных систем до середины года также росла – примерно на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Но закончился 2008 г. с отрицательной динамикой – почти на 18%. В абсолютных значениях объем рынка выглядит следующим образом: 1014 тыс. единиц на сумму 554 млн долл. Стремительно исчезают верхний и средний ценовые сегменты. По предварительным прогнозам, в 2009 г. «выживут» настольные системы низшего ценового диапазона (офисный вариант) и наиболее продвинутые системы с самыми последними технологиями (игровой компьютер).

Рынок мониторов также показал отрицательную динамику по сравнению с 2007 г. – его объем уменьшился на 18,6%. Если сопоставить продажи широкоформатных мониторов и дисплеев с соотношением сторон 4:3 за весь год, то их доли равны 52,1% и 47,9% соответственно. Доля сбыта мониторов с широкоформатной матрицей стабильно увеличивается, в декабре она составила 68,2%.

ИТ-розница

Сектор ритейла в 2008 г. более других пострадал из-за ухудшения макроэкономической ситуации в Украине и в мире, скачков курса валют и ограничения потребительского кредитования. Несомненно, последний фактор оказал наибольшее негативное влияние на сегмент, ведь в 2007 г. в крупных магазинах электроники на долю кредитов приходилось до 60% всей реализации. По данным участников рынка, розничные продажи ИТ-продукции в последней четверти прошедшего года сократились в 7–10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

За 2008 г. значительно увеличилась доля розничного сегмента в сбыте мобильных компьютеров – по оценкам игроков рынка, она вплотную приблизилась к цифре 70%. Интересно, что 1,7% всех лэптопов, проданных через магазины, были реализованы в торговых точках, занимающихся телекоммуникационным оборудованием – мобильными телефонами, аксессуарами и т.п. В сегменте настольных ПК ритейл поровну разделил долю с корпоративным сектором, а на рынке печатной периферии доля продаж через магазины составила около 40%.

Закономерный рост в 2008 г. показали продажи ИТ-продукции в непрофильных магазинах бытовой электроники. Тенденция такого «перетекания» продаж и уменьшения внимания потребителей к техническим характеристикам компьютерной техники была отмечена и в позапрошлом году. Связана она с процессом «коммодизации» в ИТ-сфере: все чаще компьютеры и периферийные устройства пользователи воспринимают как «коробки» с определенным набором функций. По данным GfK, в разных товарных группах ИТ-продукции рост доли продаж через магазины бытовой электроники широкого профиля составил от 3,1% до 6,7% по отношению к показателям 2007 г.

Программное обеспечение

Для отечественного рынка готового и коробочного ПО минувший год проходил под знаком качественных трансформаций в области борьбы с нелегальным использованием программных решений (особенно в случае их коммерческого применения). Без преувеличения историческим событием стало официальное начало работы в нашей стране организации Business Software Alliance (BSA), объединяющей практически всех крупнейших производителей ПО. Это значит, что теперь усилия в данном направлении, помимо остававшейся долгое время в одиночестве Microsoft, будут предпринимать и другие компании самого разного масштаба – от Autodesk и Adobe (чье представительство, к слову, возглавил Даниил Ключников, ранее отвечавший за легализацию в «Майкрософт Украина») до Kerio и «Фаматек». Хочется надеяться, что определенную поддержку им в этом окажет и государство, в лице Министерства образования и науки Украины подписавшее с рядом поставщиков договор о легализации ПО в органах власти.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Правда, на быстрый эффект тут рассчитывать не приходится, ведь пока что все упирается в ограниченность ресурсов контролирующих органов и недочеты законодательства. Однако информационная работа уже ведется, и, без сомнения, в ближайшем будущем данное направление станет одним из приоритетных, поскольку все игроки рынка ПО единодушно считают пиратство основным фактором, тормозящим его развитие. К тому же в условиях отрицательной динамики антипиратская деятельность, по сути, едва ли не единственная надежда вендоров.

Примечательным, на наш взгляд, является решение немецкой компании PC-Ware открыть офис у нас в стране, хотя в прошлом году его представители, прямо скажем, были незаметны для рынка. Позже было объявлено о покупке контрольного пакета этого холдинга дочерней структурой Raiffeisen International, а также о подписании PC-Ware эксклюзивных контрактов в СНГ с несколькими производителями.

В целом, объем реализации программного обеспечения в Украине, по мнению экспертов, увеличился в 2008 г. примерно на 25% и равнялся 185 млн долл. Как и в других сегментах ИТ-рынка, на итоговый результат повлияло сначала сокращение и без того скромных продаж в рознице, а потом еще и заморозка части корпоративных проектов в последнем квартале. Основу спроса составляли средства обеспечения безопасности, офисное ПО и САПР. По всей видимости, эти же категории будут доминировать и в текущем году.

Корпоративные системы. Сегмент бизнес-приложений рынка ПО продемонстрировал весьма неплохие показатели роста. По предварительным оценкам IDC, его объем в минувшем году по затратам на приобретение лицензий решений и их поддержку оценивается в 48 млн долл., что превышает аналогичный показатель 2007 г. почти на 20%. Если бы не антикризисные меры компаний, подчас довольно радикальные, в соответствии с которыми осенью начались повсеместные урезания ИТ-бюджетов и приостановки проектов, динамика роста в 2008 г. могла превосходить таковую для 2007 г. – 40%, так как потенциал потребления средств автоматизации бизнес-процессов в прошлом году, без сомнения, был солидный.

Позиции главных игроков рынка если и подверглись изменениям, то вряд ли существенно. Лидирующее положение здесь занимает немецкий гигант SAP, отличившийся в прошлом году выпуском украинской версии интерфейса своих бизнес-решений и крупными проектами в «ДТЭК», OstChem Group и Tegeta Motors. К ERP-системам постепенно приобщается SMB-сегмент. Наибольшие доли в этом секторе у «1С», «Информационных технологий», Microsoft Business Solutions.

Из заметных событий в области автоматизации бизнес-процессов можно назвать вывод на украинский рынок ПО Microsoft Dynamics CRM 4.0, которое клиент может как приобрести, так и получить в виде сервиса «по требованию» (ondemand) – такую возможность предоставляет компания «Е-Консалтинг». Есть основания полагать, что в условиях кризиса данное предложение будет пользоваться спросом.

Украинский рынок обладает значительным потенциалом для развития бизнеса, ведь крупные отечественные организации, главным образом из финансового и телекоммуникационного секторов, активно внедряют корпоративные системы и осуществляют консолидацию используемых инструментов и данных. Об этом свидетельствует появление в нашей стране офисов ряда разработчиков корпоративных решений. С разницей буквально в один день в Украине начали действовать ведущий мировой поставщик ПО для интеграции и обеспечения качества корпоративных данных Informatica и лидер рынка систем управления информационными хранилищами Teradata. Также в прошлом году на отечественный рынок вышли шведский разработчик ERP- и CRM-инструментов HansaWorldи «1С-Битрикс», совместное предприятие фирм «Битрикс» и «1С», занимающее лидирующие позиции на российском рынке управления контентом.

По мнению экспертов, в 2009 г. будет спрос на «быстрые проекты», которые подразумевают развертывание типовых продуктов в кратчайшие сроки с минимальной доработкой. Средняя стоимость внедрений и время их реализации уменьшатся, что потребует перестройки подходов к ведению бизнеса компаний, работающих на этом рынке. Поставщики ПО будут вынуждены искать новые ниши для своих продуктов – вертикали, которых кризис коснулся меньше других.

ИT- услуги

Системная интеграция. Для рынка системной интеграции характерна достаточно высокая инертность. Крупные проекты тут длятся годами, как, например, завершенные в 2008 г. работы по стандартизации ПО и оптимизации информационной инфраструктуры на базе решений компании Microsoft в Горнорудном дивизионе Группы «Метинвест», на что понадобилось около полутора лет. Поэтому сиюминутным колебаниям он менее подвержен. В отличие от той же ИТ-розницы, которая еще в прошлом году сполна ощутила на себе влияние таких факторов, как сокращение программ кредитования и нестабильность национальной валюты, данный сегмент пока меньше пострадал от кризиса – особенно заметным он станет в 2009 г. Прошлый год, по оценкам игроков рынка, в целом оказался на уровне 2007 г. Если же говорить исключительно об услугах системной интеграции, то, по мнению экспертов, их продажи в 2008 г. даже несколько выросли – ориентировочно до 90 млн долл., что свидетельствует о постепенном снижении доли аппаратного обеспечения.

Основными клиентами интеграторов в 2008 г., как и раньше, являлись банки, крупные территориально-распределенные предприятия, телекоммуникационная отрасль. Несколько сократилось количество заказов со стороны государственного сектора. При этом чаще всего клиентов интересовали проекты по консолидации и виртуализации, построению центров обработки данных. Стабильно рос спрос на законченные решения – кластеры, системы хранения данных корпоративного класса.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Однако именно промышленность и финансовая сфера первыми приняли на себя удар кризиса в мировой экономике, поэтому в нынешнем году они, по всей видимости, свернут или заморозят основную часть проектов, вследствие чего общий объем рынка системной интеграции может упасть на 20–30% – вплоть до показателей 2006 г. Наиболее востребованными, очевидно, станут системы с небольшим сроком окупаемости, а успешнее остальных будут компании, которые смогут быстро приспособиться к конъюнктуре рынка и предложить своим клиентам действительно эффективные и экономичные решения.

Консалтинг. Специалисты называют сегмент консалтинга одним из самых перспективных в числе прочих видов ИТ-услуг. Основанием для таких утверждений служит как относительно небольшая его доля (около 6%) в сравнении с другими странами, так и неплохая динамика, наблюдаемая в последние годы. В определенном смысле не стал исключением и 2008 г. – до начала кризиса поквартальные темпы роста составляли 20–30% относительно 2007 г. Однако IV квартал существенно повлиял на итоги, в результате общий объем продаж услуг ИТ-консалтинга равнялся 20 млн долл.

На фоне более значительного снижения спроса на аппаратное и программное обеспечение доля консалтинга несколько выросла. Сложность с подсчетами заключена в том, что количество «чистых» консалтинговых проектов (таких, например, как выполненный «Инкомом» для «Прикарпаттяобленергo», или PricewaterhouseCoopers для ОТP Bank, уменьшается, но увеличивается соответствующая составляющая в комплексных внедрениях, где точно выделить стоимость этого вида услуг на общем фоне часто довольно затруднительно. Между тем на отечественном рынке появилась новая компания – De Novo, чьим приоритетом станет именно оказание различных ИТ-услуг.

Наиболее востребованными направлениями, по данным экспертов, являются разработка ИТ-стратегии и построение ИТ-инфраструктуры, автоматизация службы поддержки на базе ITIL, все аспекты создания системы информационной безопасности.

В последнем случае особо перспективным считается все, что связано с прохождением аудита на соответствие стандарту PCI DSS, который был принят ведущими платежными системами в качестве обязательного для организаций, работающих с пластиковыми картами. Так, «БМС Консалтинг» и «Инком» в 2008 г. выполнили необходимые требования и стали QSA-аудиторами систем информационной безопасности, а последняя, кроме того, получила также статус ASV (Approved Scanning Vendor). Компания «Бакотек» начала активно продвигать специализированные решения от американской McAfee, а целый ряд интеграторов предлагают свои услуги по мониторингу и подготовке ИТ-систем к аудиту.

Основными клиентами в области ИТ-консалтинга по-прежнему остаются финансовые учреждения, телекоммуникационные и промышленные компании, торговые сети. Однако в нынешнем году ситуация может измениться в силу того, что на разные отрасли кризис влияет не одинаково.

ИT-обучение. Как правило, клиенты отечественных учебных центров наибольшую активность проявляют во второй половине года – с началом осени количество желающих повысить квалификацию на авторизированных курсах увеличивается как минимум вдвое против первого полугодия. К тому же основная часть посетителей (около 70%) крупнейших из них – это корпоративные заказчики (банки, страховые и телекоммуникационные компании, промышленные предприятия). И хотя руководители таких структур все чаще отдают должное системному повышению профессионального уровня сотрудников, а расходы на их обучение уже нередко закладываются в бюджет, в 2008 г. динамика, по понятным причинам, была несколько иной. Показатели последних месяцев сильно повлияли на итоги, в результате чего объем этого рынка незначительно превысил прошлогодний, составив, по мнению аналитиков, около 12 млн долл.

По-прежнему наибольшей популярностью пользуются курсы по продуктам Microsoft (администрирование, поддержка и безопасность ОС, почтовых серверов и баз данных), Cisco (по построению сетей, безопасности, контакт-центрам и IP-телефонии), Oracle и Sun, а также тренинги по проектному и ИТ-сервисному менеджменту (ITIL). Сразу несколько компаний – AM-Soft, а затем и «Сетевая Академия АМИ» объявили в прошлом году о получении статуса авторизованного центра тестирования Prometric, дающего право проводить сертификацию по продуктам ведущих вендоров.

Определенные изменения в устоявшуюся картину привнесли последние месяцы – среди слушателей заметно выросло количество частных лиц, желающих переквалифицироваться или найти новую работу (в первую очередь речь идет о повышении пользовательского уровня, освоении офисных приложений и бухгалтерских программ). Кроме того, в несколько раз увеличилось количество стремящихся пройти сертификацию – ведь в условиях растущей безработицы конкуренция за имеющиеся вакансии значительно обострится.

С другой стороны, для многих компаний в текущей ситуации особо актуальным становится вопрос защиты от инсайдеров и предотвращения утечек конфиденциальных данных, способных причинить ущерб бизнесу в и без того непростой ситуации, потому для них как никогда важна тема информационной безопасности.

Мнение эксперта

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

Алексей Тякин
Менеджер KPMG в Украине

В прошедшем году организации занимались автоматизацией как отдельных бизнес-процессов, так и деятельности в целом. Часть проектов была связана с ростом дочерних предприятий международных корпораций, вызвавшим необходимость перехода с локальных систем на решения, глобальные для конкретной организации. Это явление, в частности, мы наблюдали в промышленных компаниях, а также фирмах, специализирующихся на оптовой и розничной торговле. Основные трудности при таких внедрениях традиционно были связаны со спецификой украинского налогового и бухгалтерского учета и их реализацией в корпоративных информационных системах. Как правило, компании пытались их преодолеть, приобретая локализованные версии решений. Однако также были прецеденты, когда, пытаясь избежать подобных сложностей, для ведения учета и формирования отчетности в информационной инфраструктуре предприятий оставляли популярные украинские программные продукты, адаптированные под наши реалии. В таких случаях основной объем работ системных внедренцев заключался в интеграции корпоративных систем управления предприятием и ПО для локального учета и отчетности.

Стремление к сохранению управляемости бизнеса в условиях роста и достижению прозрачности финансовой отчетности, а также желание повысить качество обслуживания клиентов привели в прошлом году к активизации страховых компаний в области автоматизации бизнес-процессов. Не последнюю роль в этом сыграл приход в состав владельцев многих таких организаций иностранных акционеров.

Крупные банки не обновляли массово свои ключевые системы в 2008 г., сосредоточившись на разработке сценариев развития ИТ-инфраструктуры. Судя по всему, после периода бурного роста филиальных сетей наступает время качественных изменений в предлагаемых продуктах и каналах продаж, что может привести к смене систем автоматизации банковских розничных операций в частности и в информационной инфраструктуре банков в целом.

Системный подход в области информационной безопасности мы наблюдали на украинских предприятиях нечасто, и минувший год, к сожалению, не стал переломным. Анализ угроз целостности, конфиденциальности и доступности информации большинством компаний не проводится, а принимаемые меры, как правило, фрагментарны и являются реакцией лишь на ограниченный набор рисков. Думаю, что основная причина такого положения дел – недооценка компаниями данных, которыми они владеют, а также отсутствие жестких законодательных требований по их защите (за исключением регулятивных актов, применяемых к отдельным отраслям).

Интернет

Доступ в Сеть. Благодаря постепенному снижению тарифов и расширению покрытия провайдеров уровень проникновения широкополосного доступа (ШД) в Интернет в домохозяйства Украины, по данным iKS-Consulting, поднялся за первые три квартала прошедшего года до 6,6%. Общее количество абонентов ШД по итогам этого периода составило 1,35 млн, из них 1,13 млн – частные лица. В финансовом выражении объем рынка с января по сентябрь достиг отметки 84 млн долл.

Украинский ИТ-рынок 2008 конец безудержного роста

На рынке ШД в минувшем году произошло несколько достаточно важных событий. Одно из них – консолидация фирмой SigmaBleyzer активов в сфере кабельного телевидения и ШД путем создания управляющей компании Volia Ltd. Последняя задействована в управлении ЗАО «Воля-Кабель» и принадлежащими SigmaBleyzer региональными провайдерами. По сути, такая операция означала перевод региональных операторов под бренд «Воля-Кабель», благодаря чему по итогам первых девяти месяцев 2008 г. компания обслуживала 347 тыс. абонентов.

С этим показателем она заняла второе место после несомненного лидера данного сегмента рынка компании «Укртелеком», предоставляющей услуги ШД под брендом «ОГО!». Количество абонентов этого сервиса по состоянию на 1 октября равнялось 430 тыс., а по результатам всего года превысило 500 тыс. Один из двигателей роста абонентской базы «Укртелекома» – ежегодные акции, связанные с новогодними праздниками и традиционно заключающиеся в снижении тарифов на доступ в Сеть и увеличении скоростей.

На третьем месте в списке крупнейших провайдеров ШД – компания «Оптима-Фарлеп», которая вывела на рынок в 2008 г. новый зонтичный бренд Vega, объединивший телекоммуникационные активы группы «СКМ». По итогам прошедшего года абонентская база провайдера составила 105 тыс. клиентов. Еще одним важным событием стало поглощение компанией «Вымпелком» оператора фиксированной связи и широкополосного доступа «Голден Телеком». Решение об этом было принято на стыке 2007 и 2008 гг., а сам процесс объединения растянулся на весь минувший год. Результатом слияния стал переход услуг ШД под бренд Beeline. По данным iKS-Consulting, по состоянию на 1 октября 2008 г. «Голден Телеком» занимал четвертое место по количеству абонентов на рынке широкополосного доступа.

Активно развивался и сегмент мобильного доступа в Интернет посредством сетей третьего поколения. В прошлом году 3G-рынок пополнился такими игроками, как Beeline и «Киевстар», которые предоставляют данные услуги в рамках роуминга с оператором Utel. Также развивались сети брендов «МТС-Коннект» и PEOPLEnet. Официальные цифры о количестве абонентов мобильного Интернета пока не обнародованы, однако по предварительным оценкам этот показатель составляет не менее 200 тыс. человек.

Еще одна перспективная технология беспроводного доступа – WiMAX – на протяжении 2008 г. развивалась больше в теории, чем на практике. Несмотря на то что в нашей стране было выдано несколько лицензий на ее использование, единственным WiMAX-провайдером осталась компания «Альтернет». В наступившем году ожидается оживление этого рынка: внимание к нему проявили оператор мобильной связи life:) и телекоммуникационный холдинг Vtel из Арабских Эмиратов.

Интернет-розница. Бурное развитие онлайн-магазинов электроники, начало которого мы отмечали еще в прошлогоднем итоговом материале, продолжилось и в 2008 г. Кризисные явления в экономике не обошли стороной интернет-розницу, однако наряду с сокращениями объемов продаж в прошедшем году можно было наблюдать рост доли данного сегмента в структуре сбыта потребительской электроники. По данным участников рынка, этот показатель по итогам года составил около 10%. Более низкая, нежели у «офлайновых» магазинов, его восприимчивость к кризисным явлениям обеспечивается возможностью быстрой оптимизации бизнес-процессов в соответствии с изменениями на рынке.

Основными товарными группами, реализация которых служит движущей силой сегмента, стали ноутбуки, мобильные телефоны, фотоаппараты, карманные ПК, а также цифровые фото- и видеокамеры. Пожалуй, единственным сегментом рынка, которому не угрожают онлайн-продажи, остаются десктопы, произведенные локальными компаниями-сборщиками. В силу возрастающей популярности онлайновой торговли электроникой, а также вынужденной оптимизации торговых площадей, многие крупные и средние сети ИТ-магазинов рассматривают возможность открытия собственных филиалов в Интернете. В качестве примера можно привести стартовавший в прошлом году проект Protoria, являющийся дочерним предприятием компании-дистрибьютора MTI и сочетающий в себе черты сетевых и «реальных» торговых площадок. По мнению некоторых участников рынка, такой формат магазина может оказать влияние на весь облик интернет-розницы. Аналогичный проект под названием «Клiк» запустила и компания «АМИ».

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT