`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украинцы в сетях

+11
голос

Седьмая конференция «Интернет-маркетинг в Украине» прошла в помещении столичного кинотеатра «Зоряный». Поскольку мероприятие ориентировано прежде всего на специалистов в области продвижения товаров и услуг в сети Интернет, оно традиционно проходит в более камерной обстановке, чем скажем многолюдный iForum.

Украинцы в сетяхВ этом году организаторы «ИМУ» решили разделить программу докладов на два дня. Первый по замыслу в большей степени был ориентирован на рекламодателей, а второй – на представителей рекламных агентств и площадок. Кроме того, было увеличено количество мастер-классов по различным тематикам.

Выступая перед журналистами, Евгений Шевченко, руководитель интернет-агентства UaMaster, которое является организатором конференции, отметил, что «ИМУ» – старейшее из числа посвященных теме развития рынка интернет-рекламы мероприятие, где ежегодно собираются персоны и организации, во многом определяющие направления этого развития. К тому же, оно носит международный статус и например в этом году участие в нем приняли специалисты из России, Беларуси, Прибалтики и Польши.

Треть в интернете

Узнать о темпах роста, составе и предпочтениях интернет-аудитории в Украине, а соответственно о перспективах рынка онлайн рекламы, слушатели могли посетив презентации ведущих аналитических агентств. Далее мы расскажем о ключевых тезисах этих выступлений и приведем некоторые цифры.

Так по данным компании Gemius, на начало апреля доступ в интернет имели около 12,9 млн украинцев в возрасте старше 14 лет. Таким образом рост в годовом сравнении составил почти 28,9%. Причем подавляющее большинство пользователей (около 90%) выходит в Сеть с домашних компьютеров. Примерно 40% из 64 тыс. опрошенных аналитиками граждан нашей страны имеют также возможность пользоваться интернетом на рабочем месте.

Сравнивая развитие интернета в Украине и Прибалтике представитель латвийского офиса Gemius Лаурис Лиетаветис (Lauris Lietavietis) сообщил, что проникновение интернета у нас в стране почти вдвое меньше – 28% против 53% в Литве, 58% в Латвии и 61% – в Эстонии. На этом показателе докладчик сделал особый акцент, поскольку по его словам в Латвии, например, стремительное развитие рынка интернет-рекламы началось после преодоления порога в 40%. Сейчас доля интернета в рекламно-коммуникационном рынке этой страны составляет 13%, в то время как у нас пока всего 4%. Причем и в том и в другом случае рост происходит преимущественно за счет печатной прессы. На долю телевидения в обеих странах приходится по 45% рекламных бюджетов, а вот на долю прессы в Украине 33%, в то время как в Латвии – 19%.

Украинцы в сетях

Доли различных видов рекламы на медийном рынке Украины, по данным Gemius
(
по клику слайд большего размера)

Привычка покупать в Интернете

Немалый интерес аудитории вызвало выступление Дмитрия Лысюка, директора Gemius Ukraine, который представил результаты последнего исследования покупательских предпочтений украинских интернет-пользователей. По данным опроса этого года, 47% из них любят совершать покупки. Все респонденты знают о возможности приобретать товары онлайн и 52% уже имеют опыт таких покупок. (Рост данного показателя с момента прошлого исследования, которое проводилось в 2009 г., составил 11%). При этом 54% заявили, что приобретать товары в Сети дешевле, а 34% – что покупки занимают меньше времени. В целом отношение к этому виду шопинга за два года стало более позитивным.

Наиболее популярные среди интернет-пользователей товарные категории остаются прежними – бытовая техника и электроника, мобильные телефоны, компьютерная техника, книги и видео. Однако за прошедшее время довольно существенно вырос интерес к одежде и украшениям (с 21 до 31%).

Украинцы в сетях

Наиболее популярные в украинских интернет-магазинах товарные категории,
по данным Gemius (
по клику слайд большего размера)

Несмотря на то, что одним из основных мотивов совершения покупок в Сети все еще является низкая цена, практика указывает, тем не менее, на довольно большое значение сильного бренда. Так на просьбу назвать по памяти три известных интернет-магазина большинство опрошенных вспомнили rozetka.com.ua, bonprix.ua, sokol.ua и 5ok.com.ua, т.е. проекты, уделяющие довольно много внимания продвижению собственного бренда.

Пожалуй стоит также упомянуть, что только каждый пятый респондент, не имеющий опыта покупок в интернете, выразил намерение покупать там в будущем. Т.е. продавцам скорее есть смысл сосредоточится на повышении узнаваемости собственного бренда и лояльности существующих покупателей, чем тратить усилия на популяризацию преимуществ онлайн-шопинга как такового.

Не социальные украинцы

Актуальной теме отношения украинцев к средствам массовой информации и социальным сетям был посвящен доклад Марины Костроминой, ведущего менеджера по работе с клиентами компании TNS. Исследование, проведенное путем оффлайнового опроса 10 тыс. человек в возрасте от 12 до 65 лет, которые проживают в городах с населением более 50 тыс., показало, что интернет – единственный медианоситель в нашей стране, популярность которого растет из года в год. Так если охват интернета в Украине за 3 года повысился на 20% и на конец 2010 г. достиг 35%. То для газет этот показатель снизился с 77 до 67%, для журналов – с 54 до 47%, для радио – с 72 до 61%.

Среди регулярных пользователей интернета, к которым компания относит людей выходящих в Сеть не реже 2 раз в неделю, наиболее популярным временем для серфинга являются вечерние часы, как в будни, так и в выходные дни. Причем средняя длительность использования интернета у данной категории составляет 2 часа в день. Для остальных пользователей этот показатель существенно ниже – около 4,5 часов в неделю. Интересно, что по длительности контакта с аудиторией интернет обошел прессу еще в начале 2009 г. и теперь уверенно приближается к радиостанциям.

Что же касается социальных сетей, то количество их приверженцев среди украинских интернет-пользователей также растет, хотя и не столь стремительно – с 25 до 37% из числа регулярных пользователей за два года. Причем лишь 12% из них отдают предпочтение Facebook, а 69% (!) заявили, что не знают такой социальной сети. Лидируют же в этом рейтинге российские проекты – «ВКонтакте» (хотя бы раз в месяц ее посещают 47% «социальных» украинцев) и «Одноклассники» (35% соответственно).

Украинцы в сетях

Какие социальные сети посещают украинцы? Данные TNS.
(по клику слайд большего размера)

Проводя сравнение среднесуточной аудитории социальных сетей в Украине исследователи TNS пришли к следующим выводам. Мужчины у нас в стране предпочитают Facebook, в то время, как женщины чаще посещают «ВКонтакте» и «Одноклассники». Во всех трех случаях наиболее активная аудитория – молодежь в возрасте от 20 до 29 лет (более трети), и по роду занятий это преимущественно учащиеся или специалисты. С точки зрения потребительского профиля в аудитории социальных сетей преобладают оптимисты со средним ежемесячным доходом выше 2500 грн. Причем больше всего людей с доходом свыше 6 тыс. грн. используют Facebook. Весьма подробные выкладки касательно жизненных привычек и покупательских предпочтений украинской аудитории социальных сетей желающие смогут найти в презентации, которая вскоре должна появиться на сайте «ИМУ». Нам же остается лишь добавить, что большинство украинцев используют социальные сети для поиска музыки и видео, а также информации для учебы и работы.

Подводя итоги хотелось бы упомянуть, что профильные специалисты прочат большое будущее отечественному рынку интернет-рекламы в целом и социальным сетям в частности. Однако пока в силу недостаточно высокого уровня проникновения интернета и инерционности мышления рекламодателей, бюджеты, выделяемые на онлайн непропорционально малы по сравнению с телевизионными – 280 млн. против 2,7 млрд. грн. С другой стороны лучшие шансы преуспеть на этом перспективном рынке имеют те, кто придет раньше и успеет занять на нем свою нишу. Главное при этом не следовать слепо модным тенденциям, а скрупулезно анализировать возможности того или иного медианосителя и конкретных рекламных площадок, соотнося их возможности с задачи бизнеса. Благо инструментов для детального и всестороннего анализа кампаний в интернете предостаточно, в силу большей интерактивности самой среды.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT