`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Украина 2.0: перезагрузка

Статья опубликована в №11 (628) от 18 марта

0 
 

Не так уж часто ИT-специалисты берут на себя смелость обсуждать и вмешиваться в святая святых – нашу социально-политическую жизнь, оценивать и предлагать свое видение системы государственного управления. Но именно этой теме была посвящена очередная конференция Cisco.

Украина 2.0 перезагрузка
Владислав Радыш в своем выступлении рассмотрел вопросы построения современных телекоммуникационных сетей органов государственной власти на базе сервис-ориентированной сетевой архитектуры SONA

Впервые в нашей стране Cisco провела 12 марта конференцию для госслужащих на тему «Телекоммуникации в государственном управлении». В открывшем ее докладе советника Президента Украины Александра Зинченко «Украина 2.0: конкурентоспособность благодаря технологиям и инновациям. Роль государственного сектора» были рассмотрены аспекты создания в стране успешной экономики. В нем, в частности, отмечалось, что наша страна на нынешнем этапе имеет следующие рейтинги: по конкурентоспособности (по данным Всемирного экономического форума) – 73-е место из 131; по индексу коррумпированности (Transparency International) – 118/180; по простоте ведения бизнеса (Международный Банк и PriceWaterhouse Coopers) – 177/178; по покупательной способности в Европе и росту зарплаты – 39/40 и 59/60 соответственно. Согласно рейтингу IMD Lausanne по уровню инфляции из 55 стран мы заняли 50-е место, по эффективности институтов власти и бизнес-законодательства – 53-е. При этом интересно сравнение затрат на ИT в пересчете на душу населения – в Чехии они составили $350 (при приходящейся на нее части ВВП в $11 000), а у нас – только $46 ($1485). Среди причин, приведших к столь плачевному результату, назывались отказ от приоритетности научно-технического развития, стагнационный характер экономики со ставкой на дешевую рабочую силу и наследие предыдущих поколений, а также на низкотехнологичные секторы производства и сырьевые ресурсы. Таким образом, по мнению Александра Зинченко, по качественным показателям экономика приблизилась к точке обвала как в среднесрочной, так и в стратегической перспективе. А среди объяснений причин последнего – отсутствие среды для массовых инноваций, неопределенность с приоритетами развития и низкоэффективная традиционная система управления государством, ориентированная на «вал», а не на инновационность, испытывающая дефицит ключевых компетенций и не освоившая методы современного управления.

Выходом из данной ситуации, по мнению докладчика, является переход от ресурсно-экспортной стратегии развития к ресурсно-инновационной с привлечением всего потенциала информационно-телекоммуникационных технологий.

В сфере применения ИКТ в интересах управления страной, по словам регионального менеджера Cisco по вопросам взаимодействия с государственным сектором Валерия Фищука, потенциал для дальнейшего развития предоставят технологии Web 2.0. Такое видение созвучно отчету аналитиков Government Insights, где говорится, что власти различных стран уже в 2008 г. откажутся от концепции «электронного правительства» в пользу «правительства 2.0» (Gov 2.0), использующего идеи Web 2.0. Основой для ее реализации станет сеть, управляемая пользователями. Причем новые интерактивные функции сетей, объединяющих людей (Human Network), которые предлагаются Cisco, выходят за рамки данных технологий. В частности, упоминалось о таких новых приложениях, как удаленное присутствие (TelePresence) – качественно новый тип видеоконференций, также являющийся составной частью Human Network. Все это позволит создать правительство модели «Connected Government», реально работающего на каждого гражданина. Эти три фактора докладчик объединил в концепцию «Connected Re-public», что означает возможность внедрения сетевых услуг, представляющих реальный интерес для граждан и связывающих в общую экосистему все сферы деятельности и запросы человека.

Живой отклик собравшихся вызвала презентация директора по развитию бизнеса Cisco в Украине Владислава Радыша. Целостное понимание докладчиком социальных, политических и экономических проблем, трансформированное на конкретную концепцию, в основе которой видение компании, никого не оставило равнодушным. Достаточно четко можно было проследить различия эмоционального состояния присутствующих на мероприятии госслужащих (а их собралось свыше 150 человек из всех министерств и ведомств Украины). Некоторая парадоксальность ситуации заключалась в том, доклад был обращен и к тем, кто не заинтересован в изменении сложившейся системы. И присутствуй здесь заранее приглашенные министры и их первые заместители, не исключено, им не пришлось бы гадать, как остановить продолжающееся раздувание министерских штатов или сократить рост затрат на поддержание архаичной и малоэффективной модели использования своей ИT-инфраструктуры. Хотя, вполне возможно, некоторые из первых лиц также почувствовали бы себя неуютно – настолько четко в рамках предложенной Cisco концепции развития просматривалась ущербность существующей государственной системы управления и неконструктивная декларативность предлагаемых до сих пор традиционных путей ее совершенствования.

Украина 2.0 перезагрузка
Александр Зинченко: «Одним из факторов выхода из сложившейся ситуации может стать создание технологических кластеров и построение сервисно-ориентированной общенациональной сети»

Здесь уместно будет вспомнить концепцию электронного правительства, о которую было сломано столько копий всего несколько лет назад. Это хороший пример того, как неплохая идея (а ее внедрение, невзирая на все критические замечания, все же привело к позитивным результатам в ряде европейских стран), прошедшая через жернова бюрократической системы, превратилась чуть ли не в самоцель, а ее реализация представляется на данный момент совокупностью дезинтегрированных между собой ИT-структур и рапортующих о своих успехах веб-сайтов министерств и ведомств. Те же замечания относятся и к незавершенной поныне единой защищенной транспортной сети.

Владиславу Радышу удалось гармонично перейти от модели «государство как инструмент принуждения и подавления» к этапу, на котором государство второго поколения становится «инструментом защиты прав и свобод граждан», а затем и к государству-III как «источнику сервисов и услуг, образующих социум нового типа», связав их с последовательными этапами эволюции управления и предоставления сервисов.

Действительно, граждан не должно интересовать, какая группа чиновников или официальное лицо отвечает за ту или иную государственную программу или вид услуг для населения. Чтобы предоставлять им персонализированное обслуживание, госслужбы должны обеспечить возможность доступа ко всей информации и всем услугам через один интегрированный источник – единую «точку входа» с унифицированным интерфейсом для всех государственных организаций, скрыв их сложную внутреннюю структуру, причем с любого средства коммуникации. Реализация данного сценария связана с необходимостью внедрения сервис-ориентированной гибкой, многофункциональной и эффективной сетевой архитектуры SONA (Service-Oriented Network Architecture), представляющей собой трехуровневую систему, на каждый уровень которой (сетевой инфраструктуры, интерактивных сервисов, приложений) возложены особые логические функции.

В дальнейших презентациях были подробно изложены видение технической реализации идеальной телекоммуникационной инфраструктуры госоргана на основе систем объединенных коммуникаций Cisco. Немало внимания было уделено также вопросам безопасности, в частности, речь шла об основных аспектах создания и достоинствах концепции построения самозащищающейся сети Cisco 3.0, а также о криптографической защите данных в ней. Новая роль сети в архитектуре ЦОД была подытожена менеджером по развитию бизнеса Вениамином Ивановым.

Насколько реален озвученный на конференции сценарий технологического прорыва? Ведь блага, которые сулит государственным служащим вышеописанная позиция Cisco, невелики: повысится эффективность, изменится к лучшему мнение населения о качестве оказываемых ему услуг, и вновь будут обретены поддержка и доверие граждан, сделавшихся центром внимания любых инициатив по совершенствованию ведомственной работы. Увы, судя по множеству крайне противоречивых мнений, высказанных в кулуарах, однозначного ответа на этот вопрос нет. Ведь самой заинтересованной в преобразованиях стороной являются люди, составляющие государство, но не задействованные в его «машине», а не чиновники, распоряжающиеся немалыми бюджетами «на дальнейшую информатизацию» своей деятельности.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

Заголовок под Бузину сделали?

Прямую ссылочку не подкините? ;)

"В природе все взаимосвязано, даже бузина в огороде и в Киеве дядька" @

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT