`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Triplex Xabre Pro: нарушитель спокойствия

0 
 

"Все жанры хороши, кроме скучного", -- говорил Вольтер. Добавим: писать про "нескучные" продукты также намного веселее и приятнее. Ну много ли радости рассказывать об очередном графическом чипе, которому опять "задрали" частоту, увеличили количество конвейеров и наконец-то смогли "запихнуть" внутрь второй RAMDAC? Другое дело, когда в руки попадает что-нибудь "этакое", неизведанное...
Графические чипы компания Silicon Integrated Systems делает уже давно, но за ними настолько прочно закрепилась репутация "исключительно low-end", что герою нашего повествования репутация производителя, скажем честно, будет в большей степени мешать, чем помогать. Однако при первом взгляде на технические характеристики нового чипа SiS под названием Xabre 400 мы почти одновременно подумали: "Либо это какая-то "утка", либо SiS решила взяться за данный рынок серьезно!". Когда же стало известно, что одной из первых свой продукт на базе Xabre анонсировала тайваньская Triplex, сомнений в серьезности намерений стало значительно меньше: эта компания "офисные" продукты не выпускает в принципе. Да и, согласитесь, несколько нелепо смотрелась бы в бухгалтерской системе видеокарта с серебряным покрытием PCB! Значит, следовало ожидать "настоящий 3D-акселератор" -- геймерскую карту, способную выводить на экран что-то покруче OpenGL-скринсэйвера. И ждали мы его появления в Тестовой лаборатории, не скроем, в весьма приподнятом настроении: перманентное сражение "NVidia vs. ATI, раунд стопятнадцатый" надоело уже, кажется, всем без исключения -- как зрителям, так и "комментаторам".


Тестирование

Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro; продукт предоставлен компанией IT Link: тел. (044) 238-2933
При подборе "конкурентов" для нового графического чипа SiS мы использовали метод, который, может быть, кому-то покажется странным, поэтому остановимся на нем более подробно. Итак, кандидаты подбирались исходя из следующих соображений:
  • сравнивать Triplex Xabre Pro, ориентировочная цена которого составляет $90, с видеокартами порядка $200 совершенно не имеет смысла;
  • впадать в другую крайность и подбирать продукты для тестирования исходя исключительно из стоимости, тоже не имело смысла: судя по характеристикам, Xabre тем и хорош, что дает намного большую производительность за ту же цену, что и у конкурентов;
  • хотелось бы увидеть, насколько удачно в акселераторе SiS выполнены блоки поддержки вершинных и пиксельных шейдеров, следовательно, хотя бы один из соперников должен быть полностью DirectX 8.1-совместимым;
  • с другой стороны, видеокарты с поддержкой DirectX 8.1 относятся к ценовой группе "от $150 и выше", а значит, имеет смысл сравнить Xabre с каким-то менее дорогим продуктом, пусть и не таким функциональным.
Сравнительные характеристики чипов
В результате были выбраны два чипа, которые могут претендовать на звание "народных": NVidia GeForce4 MX440 и ATI Radeon 8500LE. Практическое тестирование показало, что выбор, при всей его неоднозначности, был правильным: в большинстве случаев по своим результатам Xabre оказывается как раз между этими чипами! Ну а если учитывать целевую аудиторию данного материала, к которой, несомненно, относятся истинные энтузиасты игрового 3D, то мы, как нам кажется, вправе рассчитывать на читателей с довольно высоким "уровнем профессиональной подготовки". Иными словами, зная результат сравнения SiS Xabre с GeForce4 MX440 и ATI Radeon 8500LE, "виртуально дорисовать" любой другой чип на соответствующей диаграмме для знатоков "трехмерного железа" особого труда не составит.

Конфигурация тестового стенда подбиралась по принципу "ничто не должно мешать акселератору показать себя во всей красе": плата Gigabyte GA-8IEXP на недавно анонсированном чипсете Intel i845E, процессор Pentium 4 2,4B GHz, 512 MB PC2100 DDR SDRAM и винчестер Western Digital WD300BB (7200 об/мин, UATA/100, кэш 2 MB). Все тесты проходили под управлением ОС Windows XP Professional.


Комментарии к результатам

Общая оценка производительности в Direct3D

Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Triplex Xabre Pro нарушитель спокойствия
Скорость Triplex Xabre Pro по интегральной оценке 3DMark находится почти посередине между GeForce4 MX440 (нижнее значение) и ATI Radeon 8500LE (верхнее). И это несмотря на то, что SiS Xabre поддерживает вершинные и пиксельные шейдеры и имеет в два раза больше конвейеров текстурирования! По техническим характеристикам он больше всего напоминает Radeon 8500LE, почему же тогда такая скорость? Причина видна на диаграмме с результатами fps в игровых подтестах: только в одном случае Xabre существенно опережает GeForce4 MX440, в остальных же -- идет почти наравне. Теоретически этого быть не должно. Следовательно? Скорее всего, дело в драйверах. Однако отметим, что даже с учетом вышесказанного более дешевый SiS Xabre обгоняет NVidia GeForce4 MX440 в Direct3D. Как говорится -- представьте себе, что же будет, когда его ПО "доведут до ума"...


Общая оценка производительности в OpenGL

И вот тут-то "сырость" системного ПО SiS Xabre, что называется, "сразу же бьет в глаза". Аппаратная часть чипа явно неплоха: уже в разрешении 1280 1024 при 32-битовом цвете он обгоняет GeForce4 MX440. Но почему же до этого момента скорость остается практически одинаковой?! Можно было бы грешить на включенную по умолчанию вертикальную синхронизацию (Vsync) -- к слову, драйверы Xabre не имеют соответствующей опции, т. е. ни включить/выключить, ни хотя бы определить состояние Vsync невозможно. Однако почему тогда верхний порог производительности в одной игре (Return to Castle Wolfenstein) равен 60 кадрам в секунду, в то время как в другой (Quake III) -- уже 100? Ох уж эти знаменитые OpenGL-проблемы... Кажется, только NVidia сейчас может чувствовать себя спокойной за свой ICD OpenGL-драйвер -- однако вспомним, сколько лет она его отлаживала! Остается только надеяться на то, что финальная версия драйверов Xabre будет менее "загадочной" (кстати, по мнению самой SiS, текущая все еще является "бетой").


Теоретическая оценка производительности в Direct3D

С точки зрения практической, данные тесты мало о чем говорят: вряд ли кто-то будет "играть" в скорость заполнения сцены с применением мультитекстурирования или же в пиксельные и вершинные шейдеры в чистом виде. Мы же включили их в обзор для того, чтобы понять: в чем же все-таки проблемы SiS Xabre -- в "железе" или в ПО? Судя по некоторым бьющим в глаза "неровностям", именно в последнем. Вполне приличный результат в тестах с мультитекстурированием и наложением рельефа методом DOT3 -- и явно "провальные" показатели в EMBM и пиксельных шейдерах; хороший показатель в подтесте High Polygon Count с восемью источниками света -- и совершенно непонятный проигрыш при уменьшении количества источников до одного. Чувствуется, что чип "старается изо всех сил", но что-то ему мешает раскрыть свой потенциал полностью. Скорее всего, драйверы (как говорится, "других кандидатов просто нет").


Выводы, или Уроки SiS

В заключительной части хочется поговорить именно об "уроках SiS", т. е. о том, чему она в последнее время "учит" индустрию, и чему, в свою очередь, ей неплохо бы "поучиться" у других. С этой точки зрения Xabre, как нам кажется, вполне удачно вписывается в общий ряд всех чипов данной компании, выпущенных за последнее время: тут и предыдущие 3D-акселераторы SiS 315/315E, и даже продукты из совсем других областей: чипсеты SiS 735/745, SiS 645/650/645DX.


Урок первый: современное "железо" -- это быстро, надежно... и дешево!

Именно такой девиз можно назвать основным для продуктов SiS сегодня. Как оказалось, использование современных высокоскоростных шин, соответствие самым последним веяниям моды и весьма неплохие показатели быстродействия -- все это совсем не обязательно должно стоить астрономические суммы. Причем, что самое удивительное, -- Silicon Integrated Systems не довольствуется "крохами со стола победителей", она не лицензирует технологии у других, а разрабатывает собственные. Вспомним хотя бы высокоскоростную шину MuTIOL с пропускной способностью 1,2 GBps, применяющуюся для связи северного и южного мостов в последних чипсетах SiS -- пока еще ни одна другая компания не использует шину с такой скоростью в своих продуктах! И вот -- SiS Xabre 400 -- вполне современный, "нафаршированный под завязку" всеми необходимыми блоками 3D-акселератор... по цене, о которой ранее применительно к подобному устройству можно было только мечтать.

О чем свидетельствует появление на рынке таких продуктов? В первую очередь, о том, что миф о "сверхдорогом R&D, требующем каждый год миллиарды долларов", применительно к "десктопным" разработкам -- в общем-то, действительно не более чем миф. Вполне возможно создать современный, высокофункциональный, производительный и недорогой чип, и продавать его потом по реальной, а не "заоблачной" цене. Что ж, это урок, преподнесенный индустрией компании SiS. Но есть и другие области, в которых ее место пока что "за партой".


Урок второй: "железо" -- это еще не все

"Гладко было на бумаге"... Нет, нам не хочется ругать Xabre. Откровенно не хочется, ибо появление еще одного игрока и еще одного интересного чипа на рынке, на котором уже долгое время не было ни одного нового имени (покойся с миром, KYRO от ST Microelectronics!) -- это событие, безусловно, радостное. Чего нам ждать от NVidia -- более или менее понятно, чего ждать от ATI... в общем-то, тоже. У обеих компаний есть свои наработанные аппаратные решения (возраст их, честно говоря, юным назвать никак нельзя!), и все, на что мы можем рассчитывать в ближайшее время, это развитие в большей степени экстенсивное. Поэтому факт появления Xabre -- уже своего рода достижение.

Однако сам по себе чип -- не более чем кусок кремния, упакованный в пластиковую обертку. И даже видеокарта -- не более чем чип, грамотно распаянный на куске текстолита с обвязкой. Вторая необходимая часть успеха любого аппаратного решения -- это драйверы. Та самая "программная прослойка", позволяющая работать с видеокартой другому, высокоуровневому, ПО, будь то операционная система, программа для проигрывания DVD или 3D-игра. Всем давно известно, что огромный успех 3D-акселераторов NVidia связан с прекрасной поддержкой OpenGL и Direct3D ничуть не в меньшей степени, чем с самими чипами. Очень хорошо это "прочувствовала" ATI, которая сейчас быстро догоняет NVidia, выпуская одну версию драйверов за другой и стремясь довести их качество хотя бы до аналогичного уровня. А что же SiS? Увы, не все так хорошо, как хотелось бы. Популярные игры и тестовые пакеты (Quake III, Return to Castle Wolfenstein, 3DMark 2001SE) проблем практически не создают, но даже тут есть некоторые, назовем их так, "странности". А если "шаг влево, шаг вправо"?... И опять-таки вспоминаются последние наборы микросхем SiS -- превосходные продукты, которые в некоторых случаях чрезвычайно "обидно" проигрывали своим конкурентам из-за особенностей реализации GART-драйвера...


Четыре с плюсом "авансом"

Именно так мы бы сформулировали свои впечатления. В продукте чувствуется очень хороший потенциал, и он имеет все шансы на то, чтобы стать лидером в своей ценовой категории. Некоторая "сырость" системного ПО пока еще вполне простительна: это первый чип такого класса, выпущенный Silicon Integrated Systems, да и "возраст" его совсем небольшой. Не будем забывать, что отладка драйверов не в последнюю очередь происходит с помощью самих пользователей: они покупают продукт, обнаруживают проблемы, начинают "жаловаться", информация доходит до разработчика, неполадки устраняются... и так "до победного конца". Лидеры индустрии -- NVidia и ATI -- уже довольно долго работают в таком режиме, SiS -- еще в самом начале пути. Очень хочется верить в то, что компания сможет быстро исправить все недочеты и Xabre завоюет свое место на рынке. Как же все сложится на самом деле -- это сейчас предугадать практически невозможно.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT