`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Три ремарки – 2


Помните, как звучит закон Белла? Нет? Позвольте напомнить: «Примерно каждые десять лет появляются новые классы вычислительных устройств, основанные на новых платформах, сетевых инфраструктурах (выделено мной) и интерфейсах. Им сопутствуют новые сценарии использования ИТ, более того, зарождается новая индустрия».

Вспомнил о нем, вернувшись из отпуска. Отпуском сегодня называется время, когда находишься не на рабочем месте, отвечаешь на письма и звонки с пониженной частотой, а также реже, чем обычно, участвуешь в телеконференциях. И пользуешься при этом не рабочим компьютером, а личным смартфоном и, если нужно, планшетом. Некоторые в отпуске совсем забывают о работе, но у меня пока так не получается. И тут возникает проблема, которую озвучил в книге «Цель» создатель теории ограничений Э.Голдратт. Очень приблизительно ее можно описать так: для бизнес-процесса неважно, какова эффективность любой его части, лежащей в стороне от критического пути, важно, какова пропускная способность «бутылочных горлышек». Именно она влияет на общий результат.

В этом смысле мне сегодня уже в общем-то все равно, какая операционная система установлена на моем смартфоне или планшете (при условии, что это – современные устройства с полным, а не усеченным набором возможностей: есть полноценные Skype-, SIP- и gotomeeting-клиенты). Зато очень важно, как будет обеспечена доставка данных к этим устройствам и обратно. А это происходит по каналам мобильных коммуникаций. И получается, что узким горлышком для дальнейшей информатизации нашей страны (термин, имеющий хождение во Франции, России и Украине) или, выражаясь другими словами, построения информационного общества (термин, больше популярный в других странах), являются имеющиеся ресурсы операторов мобильной связи. Поэтому, в отличие от некоторых других участников рынка, я считаю, что наделение регулятора отрасли связи полномочиями в сфере информатизации выглядит совершенно логично.

Но вернемся к теме колонки – как правильно организовать удаленную работу. И тут возникает первая проблема. Выглядит она так. Точно так же, как и с платформой на мобильном устройстве, которая неважна сама по себе, уже не важно, какой мобильный оператор вас обслуживает. Зато важно, насколько хорошо он умеет передавать данные. А сегодня настоящая технология 3G есть в распоряжении всего лишь одного оператора (варианты, требующие модема и компьютера, в расчет не берем). Значит, чтобы отпуск прошел с пользой для работы, надо бы подключиться к этой технологии, то есть – сменить оператора. Сменить оператора – означает оповестить всех тех, кто когда-либо знал ваш прежний номер мобильного телефона. Это практически невозможно выполнить. Значит, остается включить переадресацию. Отсюда – два телефона, две SIM-карты, два счета, двойные расходы и т.д. Поэтому – понимаю, почему в развитых странах услуга сохранения номера при смене оператора либо уже предоставляется, либо ее внедрение запланировано на ближайшее время. В нашей стране с ее 55 млн. SIM-карт на 46 млн. жителей вопрос тоже назрел. Это – первая ремарка.

Вторая проблема выглядит так. Поскольку передачу данных по технологии 3G обеспечивает оператор с не самым большим, мягко выражаясь, покрытием территории, можно обойтись технологией, которая называется Edge или 2.5G – она уже стала практически общедоступной. Оказывается, что операторы в нашей стране тарифицируют соответствующую услугу весьма специфически. Либо – довольно дорогие для обычного потребителя «неограниченные» тарифы, либо – достаточно небольшие по размерам пакеты передачи данных, при превышении которых сразу начинают насчитываться, не побоюсь этого слова, грабительские 10 грн за 1 Мб трафика. Попав пару раз на обнуление счета за считанные минуты, хочу сделать вторую ремарку: пора запретить гигантские «помегабайтные» тарифы для смартфонов, обратившись к опыту передовых в этом отношении стран. Во-первых, там смартфоны продаются только с пакетами данных. А кроме того у них по отношению к пользователю, превысившему лимит, применят один из двух гуманных методов воздействия – либо устроят «throttling» (замедление скорости передачи с сохранением бесплатного доступа вне рамок пакета), либо предложат купить второй пакет/начать отсчет нового месяца пользования с даты окончания предыдущего – по выбору пользователя. Заодно хочу обратить внимание владельцев точек обмена трафиком на само понятие throttling (или близкое ему traffic shaping). Они жалуются на то, что в обычных (не мобильных) сетях передачи данных интернет-трафик все растет и растет так, что не поспевают докупать оборудование. Попробуйте начать ограничивать с помощью выше упомянутых технологий самых «прожорливых» потребителей интернет-контента – так поступают уже в Японии и США – и сразу все наладится.

Ну, и третья ремарка. В нынешних условиях вводить новые услуги и покупать новые лицензии оператору невыгодно. Все они потребуют значительных расходов, но не приведут к повышению доходов, если не менять тарифы, а то еще больше понизят показатель ARPU. Гораздо проще законсервировать нынешнее положение дел в отрасли мобильной связи, когда пользователю, в массе своей имеющему невысокие доходы, важнее всего низкий ежемесячный счет, пусть даже при отсутствии ряда сервисов, а оператору, когда-то построившему сеть, не надо ее развивать: достаточно просто собирать ренту с уже существующих мощностей, немного тратясь на персонал и текущий ремонт.

Мы должны понимать, что такое положение дел на рынке – не навсегда. В стране сегодня насчитывается 5 млн. смартфонов, и их владельцы на своих устройствах не только в Angry Birds играют (хотя играют тоже). Они остро заинтересованы в возможности получать современные, актуальные услуги мобильной связи. Это возможно только при условии инвестиций в нее. В этом контексте запрет операторам повышать тарифы создает угрозу увеличения технологического отставания отрасли. Правильнее было бы, мне кажется, рекомендовать регулятору заключить соглашение с мобильными операторами о том, что первый создает вторым условия для реализации программы модернизации, а те – берут на себя обязательство такую программу осуществлять. А то – пора LTE внедрять, а у нас еще 3G не развернули как следует.

+1111
голосов

Напечатать Отправить другу

Так ніби ж прийняли якийсь норматив про збереження номера?
http://jobing.com.ua/?id=36&lang=uk
Два роки як уже. Нічого не зрушилося досі?
Щодо вартості - все правда. Хоча минулого року я скористався послугою "кілька гривень за добу інету", то сплатив ці ж 10 гривень за добу, а не за один мегабайт. Кажуть, зараз ціна цієї послуги дійшла до гривні, але не перевіряв.

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT