`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Торговля в .UA

0 
 
Помните ломоносовское "что от одного предмета отнимется, то присовокупится к другому"? Хотя это первоначально относилось к сохранению массы, однако тезис, безусловно, справедлив для более широкого круга явлений, в том числе и не физических. Ведь многие из технологических достижений, призванных облегчить нам жизнь, по сути сглаживают ту или иную грань и выхолащивают ее. Internet-торговля... Вот уже и в магазин скоро не нужно будет ходить, и вместо радующих глаз витрин с аппетитными продуктами вам взамен предлагают их плоские изображения, пусть и на цветном мониторе. А электронные деньги! Вы уже никогда не сможете насладиться шелестом пересчитываемых купюр. Это ж издевательство над лучшими чувствами. Напрашивается естественный вопрос, так почему все это не только существует, но и получает еще большую популярность и распространение? Наверное, потому, что в процессе своего развития в постиндустриальном обществе происходит некоторая переоценка ценностей. Это не хорошо и не плохо. Это реальность.

А какова эта реальность в Украине (речь, как нетрудно догадаться, идет об Internet-торговле и электронных платежах), читатель узнает из темы недели этого номера. В статьях наших авторов, проделавших кропотливую работу по получению и обработке информации, вы сможете прочесть о состоянии отечественного рынка онлайновой торговли, достоинствах и недостатках существующих сегодня систем Internet-платежей, тенденциях на рынках развитых стран, которые, как правило, повторяются и у нас.



Оценка рынка

В июне этого года компания TNS Interactive, входящая в состав крупнейшей британской маркетинговой корпорации Taylor Nelson Sofres, представила очередной отчет, посвященный популярности Internet и онлайновых покупок во всем мире. Исследование охватило более 42 тыс. человек из 37 стран, включая Украину.

Торговля в .UA Согласно данным TNS, количество Internet-пользователей в Украине можно оценить в 4% от населения страны -- примерно 2 млн. человек. Из них всего 1% (20 тыс.) являются одновременно и онлайн-покупателями. Для сравнения: в развитых странах Европы эти показатели составляют соответственно 30--60 и 10--25% (т. е. в среднем до половины населения -- пользователи Internet и почти каждый пятый из них -- Internet-покупатель).

Безусловно, любое исследование имеет погрешность, и в данном случае наиболее спорной может быть оценка количества онлайновых покупателей: 20 тыс. украинцев, якобы делающих покупки в Сети, -- это мало даже по сравнению с дневным потоком клиентов в любом столичном супермаркете.

В действительности, людей, которые за последний год хотя бы раз совершали покупки в онлайне, в нашей стране может оказаться и в несколько раз больше. Однако если принимать во внимание только постоянных частных клиентов (пять-шесть и более покупок в год), то статистика TNS не противоречит оценкам местных компаний, которые работают на рынке Internet-продаж.

Так, по мнению представителей компании "МКС", запустившей свой онлайновый магазин в марте 2001 г., сейчас в Украине около 500 тыс. постоянных пользователей Internet и только 2--3% из них готовы к онлайн-покупкам.

Торговля в .UA Принимая во внимание тот факт, что средняя стоимость покупки в Uanet вряд ли превышает аналогичный показатель для Рунет (по информации SpyLOG на февраль 2002 г. -- $130), а, скорее, даже ниже, то объем местного рынка онлайновой розничной торговли можно оценить в 13--16 млн. долл. в год (20 тыс. постоянных клиентов по 5--6 покупок в год на среднюю сумму $100--130 плюс еще порядка 10 тыс. однократных покупок на сумму не менее $100). Безусловно, здесь не учтены онлайн-продажи юридическим лицам, на которые в некоторых магазинах приходится 70--80% покупателей.

Однако нельзя сказать, какая часть из этих денег остается в Украине, какая -- уходит за пределы страны, в частности в Россию. Например, по данным Ozon.ru, за пять месяцев этого года магазином обработано 1500 заказов из Украины на общую сумму 35 тыс. долл. (без учета доставки). Средняя стоимость заказа составила около $24.

Алексей Гришин "Пэйкэш Украина"

"Основным фактором, мотивирующим покупателя к совершению любой покупки, является выгода. Под выгодой я понимаю комплекс ценовых преимуществ, сервиса, уникальных предложений и прочих, индивидуальных, выгод. У онлайновой торговли потенциально есть все преимущества перед традиционной розничной по каждому из указанных пунктов: ценовые преимущества достигаются путем минимизации издержек, сервис реализуется идеологией Internet, уникальные продукты также присутствуют на рынке, индивидуальные выгоды в большей степени зависят от конкретного человека, но и они безусловно присутствуют. К огромному сожалению, сервис отечественных Internet-магазинов, мягко говоря, оставляет желать лучшего, стоимостные преимущества под вопросом, уникальные товары появляются достаточно редко. Остаются только индивидуальные выгоды, и сейчас большинство украинских рентабельных Web-проектов ориентировано именно на них. Конечно, Internet-магазинов, являющихся выгодными с любой точки зрения, и в мире совсем немного. Но отсутствие ключевых преимуществ -- ценовых и сервисных -- серьезно тормозит развитие e-коммерции в Украине".



Структура продаж

Самыми популярными категориями товаров в мировом Internet в 2002 г., как и в прошлом году, остались книги и музыка, а наибольший рост продаж отмечен среди бытовой техники, туристических путевок, билетов на зрелищные мероприятия и ювелирных изделий. Это данные исследования TNS.

Наиболее популярные онлайновые магазины в Uanet

В Рунете, согласно февральскому отчету SpyLOG, пальма первенства по сбыту также принадлежит книгам, музыке и видео. А вот по количеству предложений в магазинах лидирует домашняя бытовая и портативная техника, затем идут компьютеры и комплектующие.

В Uanet картина практически ничем не отличается: ассортимент онлайновых торговых точек в большинстве своем удовлетворяет потребностям тех посетителей, которые посредством Internet просто собирают информацию о бытовой технике и электронике. Но заказывают и оплачивают обычно вещи более прозаические.

Ассортимент магазина, собственно, и определяет структуру продаж. В tid.com.ua, например, более 80% сбыта приходится на компьютерную технику. В магазине Itkom абсолютными лидерами являются MP3- и CD-плейеры и карты памяти SanDisk средней и большой емкости. "Вероятно, карт этой марки не хватает в обычной розничной торговле, -- говорит Дмитрий Мельниченко, менеджер Itkom. -- Понемногу стали продаваться цифровые камеры Olympus. Правда, нужно отметить, что эти товары были самыми рекламируемыми продуктами в украинской Сети в течение последнего года".

В Internet-магазине "МКС" статистика следующая. По количеству продаж: расходные материалы -- 70%, компьютеры -- 10, остальные -- 20%. По объемам: компьютеры -- 31%, мониторы -- 18, принтеры -- 11, расходные материалы -- 8, телефоны -- 8%. Хорошо продаются системные блоки и мониторы, причем, как отмечает Юрий Гуманенко, менеджер по маркетингу компании, наблюдается постоянный рост заказов на эти виды товаров. Есть продажи ноутбуков производства "МКС", увеличивается количество реализуемых ваучеров для мобильных телефонов.

По словам Михаила Ятковского, руководителя пресс-службы Ozone.ru, наиболее интенсивный рост продаж (в четыре раза) наблюдался среди DVD, однако основную долю в украинском товарообороте магазина занимают книги -- деловая и компьютерная литература, а также популярная беллетристика на русском языке. Общая структура продаж всего Ozon'а: книги -- 55%, видео -- 19, аудиоCD -- 14, ПО -- 7, DVD -- 5, видеоCD -- 2%.

Если рассматривать продажи с точки зрения вида платежа, то основная доля приходится на безналичную и наличную формы расчета (80--90%). Оплата карточками Visa/MasterCard или электронными деньгами встречается редко даже в тех магазинах, которые их принимают. В частности, в tid.com.ua (единственный в Uanet, который работает со всеми видами средств) эти платежные инструменты используются клиентами только в 20% случаев.

Григорий Серыков НПФ "Юнисистем"

"Очевидно, что рынок Internet-платежей в Украине находится на этапе становления. Основными факторами, определяющими темпы его роста, будут совершенствование законодательства, готовность банков предоставить качественное обслуживание владельцам карточек и развитие электронной коммерции. Мы предполагаем, что в течение ближайших одного-двух лет регулярно оплачивать товары или услуги через Сеть будет каждый десятый Internet-пользователь страны. Его затраты составят в среднем 150--200 грн в месяц, из которых до 80% придется на оплату услуг (коммунальных, мобильной связи, доступа в Internet и т. п.) и 20% -- на приобретение товаров".

 

Internet-магазины: факты и планы

Подавляющее большинство украинских Web-магазинов построены на базе существующего и отлаженного бизнеса в сфере розничной торговли, и все они, по утверждению компаний-владельцев, на текущий момент являются прибыльными проектами. Естественно, при оценке их рентабельности не учитываются многие расходы, связанные с построением инфраструктуры.

"Затраты на создание сети магазинов "МКС", складов и развитие информационной системы оказались настолько существенными, что включать их в бизнес-план по развитию Internet-торговли -- значит, обречь проект на хроническую убыточность, -- подчеркивает Юрий Гуманенко, менеджер по маркетингу компании. -- Если не учитывать уже работающую логистику, то остальные расходы на создание и поддержку работы Web-магазина "МКС" вполне окупаются. Более того, он функционирует как вспомогательный канал сбыта, а это означает, что работают с ним те же менеджеры и другие специалисты, которые заняты в основном процессе продажи и обслуживания". В "МКС" считают, что затраты на содержание онлайнового магазина на порядок ниже бюджета любой "реальной" торговой точки. Однако и соотношение товарооборота примерно такое же. MKS-shop.com приносит прибыль, но основное его назначение, по мнению руководства, -- создание дополнительного сервиса для корпоративных клиентов.

Магазин Itkom вышел на рентабельность прошедшей зимой, в основном, благодаря продажам дорогостоящих MP3- и CD-плейеров (например, стоимость одной из самых популярных моделей iRiver-350 составляла $240). "Рост оборота за последний год был равен 20--30%, -- говорит Дмитрий Мельниченко. -- Наверное, он мог быть и большим, особенно если учитывать динамику развития Uanet. Причина в увеличении конкуренции и в том, что мы сократили ассортимент Internet-магазина, чтобы улучшить наличие товаров на складе".

Товарооборот магазина tid.com.ua в этом году также вырос. Однако, как считает Валерий Вань, директор компании "ТиД", это произошло не из-за расширения рынка, а за счет повторных покупок людей, которые стали доверять магазину. "Уровень прибыльности этого проекта по сравнению с розничной торговлей ничем не отличается, -- говорит Валерий Вань. -- У нас есть несколько оффлайновых магазинов с тем же ассортиментом, и мы не хотели, чтобы люди уходили из них в онлайновый, привлеченные более низкой ценой. Мы не сторонники ценовой конкуренции между магазинами одной и той же фирмы".

Существуют планы по открытию онлайн-магазина и у "Юнитрейд", владельца крупнейшей в столице розничной торговой сети. Как заявил руководитель отдела маркетинга компании Сергей Цибульский, сегодня проект в состоянии 80%-ной готовности. Но на начальном этапе, в связи с отсутствием службы доставки, в нем не будет возможности совершать покупки -- первые полгода это будет просто интерактивный каталог-справочник продукции.

В нынешнем году в Uanet активизировали свою деятельность российские онлайн-магазины. В апреле запустил здесь свою курьерскую службу Ozone.ru, а недавно компания сообщила о более чем двукратном росте оборота в Украине за первые пять месяцев 2002 г. В ближайших планах Ozone на украинском рынке расширение географии продаж, увеличение ассортимента, в том числе за счет появления новых товарных категорий, совершенствование системы обслуживания клиентов.

Недавно в Украине начал работу еще один российский Internet-магазин -- 003.ru, основным инвестором которого является компания Ariston (ей принадлежит 80% проекта 003.ru). Здесь он работает при поддержке торговой сети "Техноярмарок" и предлагает, в основном, крупную бытовую, встраиваемую и аудио/видеотехнику. Влада Булыгина, заместитель руководителя проекта 003.com.ua, говорит о том, что магазин должен выйти на уровень самоокупаемости уже к концу текущего года.

Примечательно и то, что в Uanet наконец-то оживился сектор торговли продовольственными товарами. Так, буквально на днях начал работу MegaMarket On-Line (см. новости этого номера). К сожалению, его руководство отказалось от комментариев, поэтому пока трудно понять, на какую категорию потребителей рассчитан этот проект, который, едва стартовав, предлагает бесплатную доставку по Киеву заказов стоимостью только от 500 (!) грн.

С другой стороны, всерьез решились взяться за развитие своего Internet-магазина www.furshet.com.ua владельцы сети супермаркетов "Фуршет". Проект существует с апреля 2000 г., но, по словам его руководителя Владислава Погребняка, на рентабельность он вышел лишь в декабре 2001 г. Начиная с октября 2001 г. оборот магазина вырос в 3,5--4 раза. "Очень сложно понять и почувствовать грань, когда продуктовый Internet-магазин становится рентабельным. По сути, первые полтора года мы только инвестировали этот проект, -- говорит Владислав Погребняк. -- Даже грубая оценка деятельности Furshet.com.ua, показывает, что его оборот составляет не более 10% аналогичного показателя для любого нашего оффлайнового магазина".

В ближайших планах компании открытие трех новых супермаркетов "Фуршет" в Киеве, затем наступит очередь регионов (в частности, Черкасс). В дальнейшем торговые площадки компании появятся во всех городах с населением более одного миллиона, а значит, можно ожидать расширения зоны действия Internet-магазина и на эти населенные пункты.

Предполагается, что обновленный виртуальный "Фуршет" начнет работу осенью этого года, а основные изменения (наконец-то!) коснутся дизайна. Пользователям также станет доступен ряд сервисных функций, в частности сортировка товаров одной категории по цене, по производителям и т. д. Кроме того, будут встроены средства, позволяющие получить дополнительную статистику по продажам, что позволит оперативно реагировать на изменения в заказах и более грамотно строить стратегию развития www.furshet.com.ua. Планируется, что онлайновая торговая площадка "Фуршет" будет не только B2C-, но и B2B-проектом. "Мы рассчитываем в итоге привлечь к Internet-магазину не только конечного покупателя, но и поставщиков и продавцов", -- подчеркнул Владислав Погребняк.

Денис Коцеба Microcosmic Group

"Факторов, сдерживающих развития рынка онлайновой торговли в Украине, довольно много. Несовершенство законодательной базы усложняет жизнь Internet-торговцам, отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры делает Internet дорогим (особенно в регионах) удовольствием, да и существующие системы логистики пока не обеспечивают должного сервиса".

 


Перспективы

Из исследования TNS следует, что уровень развития электронной коммерции в Украине существенно не изменился. В качестве основной причины этого в отчете называют отсутствие доверия украинцев к электронной коммерции вообще и к Internet-торговцам в частности, а онлайновые магазины большинство из пользователей используют для получения информации, на основе которой затем совершают покупки в off-line.

И тем не менее, сегодня можно отметить целый ряд фактов, свидетельствующих о перспективности этого сегмента рынка.

Во-первых, данные торговцев говорят по крайней мере о 15--20%-ном росте продаж в Uanet по сравнению с прошлым годом. Среди клиентов Internet-магазинов образовался круг постоянных покупателей, доля которых порой достигает 70%.

Во-вторых, заметно улучшился сервис Web-магазинов, некоторые из них уже предлагают кредиты постоянным клиентам. Судя по всему, бесплатная доставка товаров в крупных городах и расширение сферы деятельности на всю Украину скоро станут стандартом де-факто для любого серьезного онлайн-торговца. Анализируя опыт западных и российских компаний, работающих в сфере электронной коммерции, следует ожидать появления в ассортименте ведущих украинских Internet-магазинов таких услуг, как, например, срочная платная доставка, уведомление о поступлении искомого товара в продажу.

В-третьих, компании впервые заговорили о конкуренции. Здесь появились свои лидеры, которые, добившись успеха в традиционной рознице, намерены повторить его и в Сети. Internet-магазины или планы по их открытию имеют практически все владельцы крупных розничных сетей.

В-четвертых, украинскими Internet-покупателями заинтересовались российские онлайновые магазины. Не исключено, что вслед за Ozon.ru и 003.ru в Украине начнут активней работать и другие крупные Web-проекты Рунета.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT