`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тонкие клиенты в действии

0 
 

Судя по данным IDC, подавляющее большинство специалистов, отвечающих за закупку компьютерного оборудования, считают функциональность тонких клиентов недостаточной для своих компаний. Однако тенденция жесткого контроля расходов на инфраструктуру, усилившаяся в прошлом году, обилие вирусных эпидемий и случаев воровства данных заставили IT-специалистов вернуться к вопросу об использовании вместо ПК терминалов, практически полностью исключающих подобные инциденты.

Как отмечают исследователи, в 2003 г. тонких клиентов было продано всего около 1,5 млн. шт. -- не так уж много в сравнении с более чем 150 млн. ПК, реализованных за тот же период. Однако в течение ближайших лет объемы продаж терминалов будут расти в среднем на 22,8% в год и в 2007 г. достигнут отметки в 3,4 млн. шт. Среди факторов, стимулирующих спрос, отмечаются потребность в централизованном и более оперативном администрировании рабочих станций, их эргономичность и растущие требования к безопасности корпоративных систем. Все это будет происходить на фоне модернизации IT-инфраструктур крупных компаний, пик которой придется на ближайшие два года.

Тонкие клиенты приобретают по-пулярность не только среди зарубежных компаний, но и на отечественных предприятиях. Многообразие вариантов и аппаратного, и программного комплексов свидетельствует о том, что каждое из них подходит к этим системам со своих позиций.


Парники на терминалах

Главными факторами выбора терминального решения для агрокомбината "Пуща-Водица" стали его дешевизна и простой программный интерфейс, не требующий специальных навыков пользователя. В 2002 г. это предприятие пришло к необходимости централизованной системы документооборота, которая охватила бы несколько тепличных комплексов, животноводческие фермы, фабрики по выпуску продуктов питания, расположенные в разных районах Киева и области, а также фирменные розничные магазины. Поставщиком и системным интегратором в рамках данного проекта выступает АО "Банкомсвязь". В качестве программного решения здесь используются ОС Red Hat Linux 8.0 и терминальная версия системы управления предприятием "Облiк", адаптированная к условиям заказчика. Аппаратное обеспечение охватывает шесть тонких клиентов производства НПФ "Крон" (г. Винница), применяемых для ввода первичной информации, например об отгрузке продукции. Самое удаленное рабочее место находится на расстоянии 2 км от центра обработки данных. Четыре "полноценных" компьютера установлены лишь в отделах, отвечающих за сбор и аналитику финансово-экономической информации, которые требуют более мощных устройств.

Сердцем корпоративной системы агрокомбината служат два сервера: основной -- двухпроцессорный Fujitsu Siemens Primergy TX 200 на базе Intel Pentium III, оснащенный 1 GB памяти и RAID-контроллером, и дублирующий -- Acer Altos 500 на базе Pentium III с 1 GB RAM. Доступ терминалов к хосту организован на скорости 19,2 Kbps, а для отображения информации используется протокол Telnet.

По словам Василия Паскала, заместителя главного экономиста комбината, решение построить корпоративную систему на базе терминалов пришло не вдруг и не сразу. До того как "Пуща-Водица" начала поиск подрядчиков, в течение нескольких месяцев разрабатывалось подробное техническое задание. При этом в расчет брались не только и не столько текущие потребности, сколько дешевизна и легкость масштабирования решения в дальнейшем. В результате, по расчетам Василия Паскала, на этапе закупки оборудования его предприятию удалось достичь экономии в 2,5-3 раза больше по сравнению с вариантом, при котором в качестве рабочих мест применяются обычные ПК. В ближайших планах предприятия -- подключить к общей базе данных сельскохозяйственные комплексы "Совки" и "Музычанский", установив там около 15 терминалов.


Торговые залы: главное -- безопасность

Тонкие клиенты в действии
В роли терминалов можно использовать и морально устаревшие подержанные ПК
Сеть магазинов стройматериалов "Твоя кiмната", объединяющая 12 розничных точек по всей Украине, при выборе решения для автоматизации продаж во главу угла ставила другой аспект. Здесь необходимо учитывать реализованный товар прямо в торговых залах, что требует особого внимания к безопасности информации и к разграничению прав доступа персонала к программе учета. В роли последней выступает разработка "Хит-Софт" киевской фирмы "Хитон". Эта компания является и автором системы терминального доступа, функционирующей на базе FreeBSD, и поставщиком аппаратного комплекса. В качестве тонких клиен тов в данном случае используются подержанные и морально устаревшие компьютеры А?бренд с простейшими материнскими платами, процессорами 386 и 486, 4-8 MB оперативной памяти. Стоимость такого терминала (включая необходимое ПО) составляет около $200-250 без учета монитора, и другие расходы, как правило, не требуются. Исключением может быть лишь обучение нового персонала магазинов работе с ПО "Хит-Софт", которое занимает от 8 до 54 часов в зависимости от должности и полномочий сотрудников.

Тонкие клиенты в действии
В "Хит-Софт" права доступа персонала к системе определяются стандартными профилями
В каждом из магазинов сети установлено от 1 до 17 терминалов, а сбор первичной информации о продажах в регионах производится путем периодической актуализации баз данных. Поскольку критичным вопросом в этом случае является учет продаж, оформленных каждым сотрудником торгового зала, все они имеют свой логин и пароль для доступа в систему, а также набор действий, разрешенных для выполнения. Профили таких действий определяют права на доступ и обработку информации для продавцов, кассиров, менеджеров секций, бухгалтеров и директоров магазинов.


Нетипичное решение для типичного офиса

Примером эффективного использования терминалов в офисе может служить корпоративная система ASBIS -- дистрибьютора IT-продукции. Компания применяет тонкие клиенты с 1996 г., а одним из мотивов выбора, по словам Виктора Побережника, директора ASBIS-Ukraine, в ту пору являлось исключение действий персонала, не связанных с рабочим процессом.

В качестве хоста здесь выступает сервер на базе двух процессоров Intel Xeon, оснащенный 2 GB оперативной памяти, накопителем 40 GB и RAID?контроллером. Локальная сеть объединяет около 30 тонких клиентов производства Wyse, в том числе и последние модели, поддерживающие подключение периферии. Программный базис решения состоит из ОС Microsoft 2000 Server и надстройки Citrix MetaFrame.

Ресурсами терминальной сети пользуются региональные представительства ASBIS, а также партнеры компании. Кроме того, сотрудники, обладающие ноутбуками, способны работать с корпоративными ресурсами в любом месте, где есть доступ в Internet. В терминальном режиме могут функционировать и обычные ПК, установленные, например, в бухгалтерии компании.

Немаловажную роль играет дешевизна масштабирования сети. Одно рабочее место обходится в $300-350 (без монитора). Модернизация аппаратного обеспечения, для многих компаний оборачивающаяся колоссальными затратами, в данном случае касается лишь сервера.

Как сообщил Александр Петриско, менеджер IT-департамента ASBIS, первичные затраты на лицензии для 30 одновременно поддерживаемых сессий составляли для операционной системы приблизительно $2000, для Citrix MetaFrame -- около $5000. На первый взгляд, это немало, но в целом стоимость такого решения сопоставима с программным комплексом офисного ПО аналогичного масштаба для персональных компьютеров. Если учесть, что затраты на модернизацию, администрирование и техническую поддержку терминальной системы оказались ниже примерно в 3-4 раза, то, по мнению специалистов ASBIS, серьезные первичные вложения, учитывая все плюсы и минусы решения, вполне оправданны.

Перспективы терминальных систем в Украине

Иван Тюрин
директор по технической политике корпорации "Инком"

Продажи терминальных решений в нашей стране пока невелики, но тенденции к их увеличению есть. Основной объем реализации в 2003 г. составили лицензии на расширение существующих систем небольшого масштаба. Однако уже в 2004-2005 гг. многие компании придут к необходимости построения единых баз данных коммерческой информации. Это станет одним из важнейших факторов увеличения спроса на терминальные системы. Свою роль сыграет стремление упростить администрирование, обеспечить безопасность и управление корпоративной IT-инфраструктурой.

На наш взгляд, бóльшая часть терминальных решений будет работать под управлением ОС Microsoft, ведь их основные потребители, по нашим данным, -- крупные компании, которые в большинстве случаев используют Windows-приложения и вряд ли захотят менять корпоративную политику в этом вопросе. Тем более что прежде, чем внедрять терминальные системы, нужно четко осознавать, что они являются менее гибкими и адаптируемыми под возможные изменения, нежели решения на базе ПК. Поэтому стоит оптимизировать бизнес-процессы, построить надежную и производительную инфраструктуру, включая каналы связи и серверные системы.

Виталий Козаченко
начальник отдела систем управления предприятием АО "Банкомсвязь"

Мы наблюдаем постоянный рост спроса на терминальные решения. Объем их продаж сегодня оценить трудно, но корпоративные системы многих компаний, по нашему мнению, уже доросли до того предела, после которого использовать тонкие клиенты становится в несколько раз выгоднее, чем обычные ПК.

В качестве основных потребителей терминальных решений мы видим средние по размерам организации, для которых важен высокий уровень надежности корпоративной системы. Как правило, бюджет таких компаний, выделяемый на построение IT-инфраструктуры, составляет до 100 тыс. долл. Если с помощью тонких клиентов они смогут уменьшить затраты на технику, значит, больше средств останется на самое важное -- постановку задачи, доработку программных продуктов, их внедрение, обучение персонала.

Весьма перспективный сегмент рынка -- компании с территориально распределенными подразделениями. К ним относятся дистрибьюторские фирмы, транспортные и производственные предприятия, рабочие места которых находятся недалеко от центров обработки данных, но за пределами локальных сетей.

Мы считаем, что среди ОС для терминальных решений наиболее перспективным является семейство Unix/Linux. В 2004-2005 гг. наша компания рассчитывает увеличить продажи Linux-систем на 50-70%.


Обратная сторона медали

У читателя, познакомившегося с реальными примерами построения систем терминал-хост, может возникнуть вполне резонный вопрос: если они настолько выгодны, просты и доступны, почему же объемы их продаж в Украине незначительны?

Стоит заметить, что потенциальные пользователи подобных решений не всегда готовы мириться с рядом ограничений, которые "благодаря" терминалам накладываются на корпоративную систему. С одной стороны, например, пользователи тонких клиентов могут работать со своими документами с любого рабочего места. С другой - если при выходе из строя сервера владельцы обычных ПК могут работать с локальными программами, то в случае с терминалами доступ к приложениям закрывается для всех сотрудников. Таким образом, используя тонкие клиенты, т. е. экономя на рабочих местах, компания-пользователь должна обращать повышенное внимание на "хосты" -- конфигурации серверов, их надежность, хранилища данных и отнюдь не в последнюю очередь -- на квалификацию системных администраторов.

Такой критерий, как масштабируемость, также имеет две стороны. Тонкие клиенты максимально удешевляют этот процесс, однако проектируя информационную систему, IT-менеджер должен довольно четко представлять себе темпы развития предприятия на ближайшие несколько лет и возможные изменения бизнес-процессов, способные повлиять на архитектуру системы. Подобные условия лишний раз подтверждают следующий факт: чем дешевле IT-инфраструктура при внедрении и поддержке, тем больше ресурсов приходится тратить на "нулевой этап" -- разработку технического задания будущего проекта. Заметим также, что в каждой компании, использующей терминальные решения и приведенной в качестве примера, этим занимались специалисты, отвечающие за финансовые результаты работы своих предприятий и знакомые не только с техническими нюансами корпоративных систем, но и с экономической эффективностью способов их реализации.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT