`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

To see or not to see?


Дорогой дядя!

Недавно имел неосторожность во время вечернего разговора с коллегой по Skype включить режим видеозвонка. Учитывая, что беседа носила исключительно деловой (если не сказать «денежный») характер, было несколько некомфортно созерцать его не одетым в привычный дорогой костюм, а сидящим у домашнего компьютера в измятой тенниске. И уж почти настоящим шоком стал момент посреди разговора, когда мой собеседник откинулся на спинку стула и стал с видимым (несмотря на далекое от идеала качество картинки) удовольствием… ковыряться в носу…

Думаю, дядя, что информационные технологии, с нашей собственной подачи взявшие на себя роль посредника в коммуникациях, своей оторванностью от контекста этих коммуникаций зачастую делают нашу жизнь излишне открытой и, если хочешь, уязвимой.

Ты скажешь, что я начал с неудачного примера, и в открытости нет ничего плохого? Но я ведь говорю об излишней открытости и о полной оторванности от контекста.

Мы привыкли в прямом общении без посредников учитывать этот контекст и понимать пределы открытости, даже не задумываясь об этом. Мы знаем, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы не поставить себя или своего собеседника в неловкое положение. Мы намеренно прощаем легкое вранье и в ответ не говорим всей правды. Мы сглаживаем углы и избегаем излишне прямых высказываний…

Не кажется ли тебе, дядя, что эти неписанные жизненные правила очень часто игнорируются при непрямом общении через компьютер? Мы попросту забываем, что перед нами бесстрастный посредник, не способный автоматически распознавать контекст и вносить соответствующие коррективы в коммуникации.

А вот пример, показывающий проблему излишней открытости с несколько иной стороны.

Один продвинутый преподаватель предложил студентам сдавать курсовые и получать их проверенными не на бумаге, а в электронном виде, мотивируя это желанием не отставать от времени. В ответ студенты предложили пойти дальше и размещать все работы с оценками на веб-страничке, где они могли бы видеть ошибки сокурсников и, таким образом, учиться друг у друга.

Предложение было принято. Первым его следствием стала ­удвоившаяся загруженность преподавателя. Проверив курсовые первый раз, он был вынужден пройти их повторно, чтобы за одни и те же ошибки оценка снижалась на одинаковое количество баллов.

Вторым, достаточно неожиданным для всех следствием, стал спор о методах оценивания, перешедший в конечном итоге в жалобы по поводу необъективности при выставлении баллов тому или иному студенту.

Таким образом, дядя, искреннее стремление к открытости, подкрепленное возможностями информационных технологий, не сделало в результате счаст­ливым ни преподавателя, ни студентов.

Эта история подтверждает идею о том, что в реальной жизни мы готовы принять многие вещи (объективность преподавателя) бездоказательно, на веру. Технологии изменяют эту ситуацию самым драматическим образом, позволяя собирать точную и обширную информацию о нашей деятельности. В итоге становятся видимыми факты несправедливости, непоследовательности и игры против правил.

Однако делает ли осознание всех этих фактов нашу жизнь счастливее и комфортнее?

Еще один пример, дядя, бли­же к моим повседневным заботам.

Компания «ААА Системз» решила продемонстрировать максимальную открытость по отношению к ключевому клиенту и предоставила ему доступ ко внутренней системе управления проектами. Естественно, в расчете на адекватную реакцию – повышение лояльности и пр.

Результат? Все сбои в текущей проектной работе, которые в прошлом удавалось тем или иным образом нивелировать к завершающему этапу, стали видны клиенту. Увеличилась нагрузка на менеджера проекта, которому пришлось тратить слишком много времени на пояснения. К концу проекта у клиента сформировалось устойчивое недоверие к процессу выполнения работ и, как следствие, к результату проекта, который на самом деле, по всем использовавшимся в прошлом критериям, был вполне адекватным.

Возможно, в будущем, дядя, нам удастся научить информационные системы распознавать контекст коммуникаций и понимать, что некоторые человеческие иллюзии, основанные на простом незнании фактов, могут быть вполне безобидными или даже полезными.

А пока?

Улыбайтесь, сбрасывая домашний халат перед походом в ванную. Вас может снимать скрытая камера, которую вы забыли отключить…

+44
голоса

Напечатать Отправить другу

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT