`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Тесные рамки бюджета

0 
 

"Гуляю на все!" На сухом языке педантичных главных бухгалтеров эта фраза прозвучала примерно бы так: "В течение следующего отчетного периода мы предполагаем освоить все средства, отпущенные бюджетом по данной статье расхода". В условиях жесткой экономии ресурсов на прежнюю практику "затыкания бюджетных дыр" просто нет денег, и предприятия начинают внедрять специализированные системы финансового планирования...

Ничто никогда не строится в срок и в пределах сметы.
Закон Хеопса

Определения и выгоды

Словосочетание, вынесенное в заголовок, давно стало устойчивым и широко применяется для описания экономических трудностей современного периода. Ежегодно выполняется титаническая работа по уравновешиванию доходной и расходной частей главного бюджета страны. Большим достижением планирующих органов и структур было утверждение (впервые в отечественной практике) Государственного бюджета Украины на 2001 г. за один месяц до начала года его выполнения.

Бюджетирование, или, иначе, финансовое планирование можно определить как технологию планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов, и, соответственно, оно должно выполняться всеми субъектами хозяйственной деятельности -- от микропредприятий до холдингов.

Проще говоря, бюджет -- это план деятельности компании на определенный период, выраженный в денежной форме. Его составляют для экономического прогноза, контроля, координации и постановки задач. Нормы такого планирования обычно менее строги, чем нормы бухгалтерского учета и преследуют иные цели. Сравнивая основные цифры прогноза с результатами исполнения, специалисты выявляют причины несоответствий и принимают решения по их устранению. Качественно выполненное бюджетирование упорядочивает данные для оценки эффективности будущей деятельности и потребности в финансировании.

Планировать необходимо и для того, чтобы понимать, где, когда, как и для кого будет производиться и продаваться продукция и какие ресурсы (люди, производственные мощности, сырье и т. д.) потребуются для достижения поставленных целей. Сегодня, к сожалению, на многих предприятиях начисто отсутствует даже система обеспечения руководителей своевременной и достоверной информацией.


Смысл и содержание

Бюджетирование можно свести к трем основным процессам: финансовое прогнозирование, составление денежного бюджета и бюджета текущей деятельности.

Единых оптимальных методик в этой области не существует. Действовавшей ранее системы отраслевых планово-экономических институтов сегодня уже нет, а большинство прежних нормативов непригодно для использования. Академические учреждения и соответствующие кафедры университетов занимаются скорее общими вопросами, чем нуждами конкретных компаний. Консалтинговые фирмы могут исследовать предприятие и предложить приемлемые методы бюджетирования, но осуществлять его в дальнейшем придется штатным работникам компании.

Действующие по старинке планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, но при этом большинство из них не может использоваться для современного финансового анализа. Обычно планирование затягивается надолго, что сводит на нет все его преимущества в области принятия оперативных управленческих решений. Плановые данные значительно отличаются от фактических. Так, одного руководителя предприятия спросили, на сколько, по его мнению, бухгалтерский учет отстает от оперативного. "На 23 дня", -- последовал незамедлительный ответ, т. е. "пока нагайка не свистнет".

Процесс планирования, по традиции, все еще начинается от производства, а не от сбыта продукции, соответственно, и калькуляция себестоимости составляется на единицу выпущенной, а не реализованной продукции. Таким образом, экономическое планирование не доводится до финансового и не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.


Ассортимент и классификация

Методическим вопросам процесса бюджетирования и опыту украинских предприятий в этой области был посвящен первый день двухдневного семинара-практикума "Бюджетное управление предприятием. Подходы. Решения. Опыт внедрения", организованного в конце июня консалтинговыми компаниями Larive Ukraine и АОЗТ "Супремум". На второй день работы опытом внедрения и практическими примерами использования корпоративных информационных систем в бюджетировании поделились представители различных украинских компаний.

Для выполнения этого процесса гораздо важнее понимание его смысла и алгоритмов, чем наличие специализированной дорогой программы. А информативность расчетов зависит только от количества введенных пользователем исходных данных, их качества и используемого аналитического разреза.

Поэтому на первых порах очень разумным представляется выбор всем известной и доступной Microsoft Excel. Приобрести специализированную систему можно будет позже -- после осознания как пользы бюджетирования, так и "узких мест" Excel, ограничивающих возможности и удобства финансового планирования. Иначе говоря, начинать нужно не с поиска особых программ, а с выработки собственной методики.

Если же говорить об этих "особых программах", то они существуют на любой вкус -- большие и маленькие, отечественные и зарубежные, узкоспециальные и многофункциональные.

Вариант классификации бюджетных решений разбивает их на два подмножества -- локальные системы и специализированные модули интегрированных систем. Первые могут быть средствами разработки (типа Excel) или законченными программными решениями. Очень многие из продуктов, представленных на рынке, относятся к последней категории. Они, в свою очередь, делятся на статические и динамические. Статическими считаются недорогие локальные системы для решения конкретных задач бюджетирования. Они не настраиваются и, как правило, не имеют средств аналитики и интегрирования. Аналог -- обычный калькулятор, тем не менее отлично справляющийся со своими относительно несложными задачами. Пример -- программа "Красный директор", которую ее разработчики позиционируют как финансовый органайзер.

К динамическим отнесены "серьезные" локальные системы, обладающие широкими возможностями для бюджетирования и финансовой аналитики. Их типичными представителями являются решения компаний Comshare, Corporate Planning, Epicor, Hyperion и др. Такая классификация представляется разумной, хотя, на наш взгляд, термины "статические" и "динамические" недостаточно точно отражают отличия этих групп.

Интегрированные системы, имеющие модули для бюджетирования, разделены на малые, средние и крупные. Группу малых составляют такие решения, как "Accpac", "Флагман", Maconomy. К средним и крупным относятся продукты компаний "Галактика", Scala, Navision, J.D.Edwards, Baan, Oracle и SAP.


Примеры внедрения

Интересен проект "Бюджетирование и контроль себестоимости продукции в системе управления бизнесом Maconomy", реализованный на предприятии "Хенкель Ужгород", которое производит чистящие и моющие средства. Правда, здесь внедрение осуществлялось методами и средствами, многократно использованными ранее на других предприятиях "Хенкель", поэтому и потребовалась только адаптация к национальному законодательству.

Функциональная подсистема "Финансовый менеджмент" системы "Флагман" применялась для построения бюджетной модели предприятия -- производителя прохладительных напитков.

Собственным решением для динамического планирования и бюджетирования Adaytum e.Planning располагает и Robertson & Blums Corporation. В продукте реализованы мощные средства OLAP, он ориентирован на использование каналов Internet и имеет продуманный удобный интерфейс.

Примером отечественной разработки является модуль "Бюджетирование и контроллинг" системы Megapolis, который определяется как инструментарий поддержки бюджетных процессов на крупных предприятиях. Особенность модуля -- интуитивно понятный графический конструктор пользовательских функций.

Финансовое планирование можно осуществлять и средствами Oracle Application, который был использован при построении КИС холдинга "Фарлеп", имеющего около 10 филиалов в Украине и США. В данном случае бюджетирование в основном предполагается использовать для рассмотрения и анализа бизнес-проектов холдинга.


Сколько это стоит?

Отдельно нужно ответить на повторяемый как заклинание вопрос о стоимости внедрения. Для корпоративных решений вообще, и для систем бюджетирования в частности, стоимостный подход к их оценке, как правило, не дает положительных результатов. Следует оценивать не затраты на покупку и установку системы, а возможные прибыли от ее использования. Если система действительно необходима на предприятии и есть специалист, который сможет умело ею распорядиться, то срок возврата инвестиций будет достаточно коротким. Для тех же, кто считает, что это не ответ, единственным ориентиром послужит стоимость лицензии на одно рабочее место. У большинства систем она колеблется в пределах от 500 до 1,5 тыс. долл. К этой сумме следует добавить расходы на консалтинг и сопутствующие внедрению затраты.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT