`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Темная сторона офшоринга

0 
 

Офшорный аутсорсинг становится глобальной проблемой в США, где летом текущего года было создано новых рабочих мест в семь раз меньше, чем ожидали аналитики. В ходе текущей предвыборной компании Джордж Буш всячески избегал обсуждения последствий этого явления, а его советники заверяли, что экспорт рабочих мест в другие страны сократит накладные расходы и, соответственно, улучшит финансовое положение компаний и страны в целом. Офшоринг становится обыденным и в европейских компаниях. Forrester Research считает, что Великобритания в течение ближайших десяти лет будет оставаться лидером этого движения в Европе, выведя к 2015 г. за границу примерно 150 тыс. рабочих мест IT-персонала и около 100 тыс. конторских, ориентированных на IT.


Аутсорсинг -- новый этап

Темная сторона офшоринга
SOS -- Stop OffShoring: количество IT-специалистов, потерявших работу, достигнет в США к концу года около полумиллиона человек
Многие говорят о том, что размещать заказы в третьих фирмах и тем более за рубежом, в странах, где имеется достаточно квалифицированная и сравнительно недорогая рабочая сила, компаниям выгодно. Но компании состоят из людей -- кому именно это выгодно?

Согласно недавнему исследованию американского Institute for Policy Studies and United, выполненному по заказу фонда Fair Economy, в 50 организациях, которые активно передают часть своих бизнес-процессов в аутсорсинг, средняя зарплата СЕО на 20% выше, чем в тех, кто предоставляет рабочие места в соответствии с трудовым законодательством США. Если в течение нескольких последних лет разрыв между оплатой труда топ-менеджеров и обычных наемных специалистов сокращался, то сейчас наблюдается быстрое обратное движение, и соотношение составляет уже более чем 300:1. Здесь очевидно противоречие между интересами наемного IT-персонала, с одной стороны, и владельцами и топ-менеджерами, с другой, а офшорный аутсорсинг, по сути, является очередным механизмом перераспределения денег. Разумеется, как и любой другой механизм, он продолжает отлаживаться и совершенствоваться.

Прошедшие четыре года показали, что этот рынок созрел и входит в следующую фазу своего развития: крупные компании просто покупают своих поставщиков IT-услуг. Так, сейчас Barclays Bank собирается приобрести 50% акций индийской Intelenet Global Services. Незадолго до этого IBM сообщила о том, что планирует купить Daksh eServices, а Citigroup -- об увеличении доли ее акций e-Serve International с 44 до 100%.

В основном это связано с тем, что заказчики хотят застраховаться от возможных конфликтов и внедрить в удаленном коллективе собственный, привычный им стиль управления. Обучение местных руководителей часто обходится гораздо дороже, чем их замена "своими людьми", и занимает недопустимо много времени. Кроме того, такой подход гораздо безопаснее в отношении сохранности интеллектуальной собственности.

В результате имеющие достаточно средств заказчики предпочитают использовать в аутсорсинге модель captive site -- "захваченного участка", открывая собственный филиал за границей и нанимая в качестве персонала местных жителей с меньшими окладом и социальными выплатами. Значительно меньше при этом и налогообложение.

В отличие от миллиардной офшорной экономии компаний из списка Fortune 500, очень мало говорится о преимуществах аутсорсинга для рынка малых и средних предприятий, хотя офшор должен быть привлекателен и для них. С другой стороны, существует эмпирическое правило, согласно которому качество исполнения прямо пропорционально объему заказа. Крупные поставщики услуг предпочитают иметь дело с крупными же заказчиками на постоянной основе, гарантируя своим именем качество разработки. Малый бизнес часто сталкивается с тем, что нанятый коллектив в 5-10 человек нестабилен и распадается из-за внутренних конфликтов или его поглощения большей организацией.

После ряда проб и ошибок наиболее устойчивой оказалась схема взаимодействия через "офшор-провайдеров". Тем не менее она не гарантирует сто-процентного успеха, оказываясь по разным причинам выгодной для одних компаний и провальной для других. Сейчас тактика меняется. Очевидно, что для небольшой компании открытие собственного зарубежного филиала проблематично. Выход предложили те же слегка преобразованные "провайдеры" -- теперь они создают готовые офисы в другой стране, а также управляют незнакомым законодательством и бухгалтерским учетом. Первые пробы показали, что при должной организации такой офшоринг может быть вполне успешным и выгодным для всех заинтересованных сторон.

Открытым остается только один вопрос: в каких странах размещать новые офисы?


Передел мирового рынка

К 2007 г. рыночная доля аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing -- BPO) Индии может сократиться с 80 до 55%.

Gartner Group, сделавшая такой прогноз, отметила также, что при этом не ожидается появление еще одного мирового лидера. Часть заказов распределится между многими новыми странами, в числе которых называют Гану, Южную Африку, Маврикий, Фиджи, Малайзию, Филиппины и Китай (реже -- Польшу). Даже Австралия и Новая Зеландия, которые раньше практически не подумывали о возможности оказания IT-услуг, сейчас составляют совместный план действий в этом направлении.

Показатели Индии пока вполне благополучны. За год, который закончился 31 марта, она заработала в этой области 12,5 млрд. долл. (почти на треть больше, чем годом ранее). Почему же ей обещана такая мрачная перспектива?

Объем мирового офшорного IT-рынка вырастет к 2007 г. примерно до 27 млрд. долл. (без собственных представительств компаний), и увеличение произойдет прежде всего за счет роста доли неквалифицированного труда. Этот сектор требует всего лишь англоговорящих служащих с базовым школьным образованием, которые в изобилии имеются в перечисленных странах.

Большую долю рынка отхватит на протяжении последующих трех-пяти лет Китай. Основная проблема здесь -- слабое массовое знание английского языка. Поэтому жителям Поднебесной достанутся недорогие заказы наподобие заполнения форм, обработки данных на основе четких правил и т. п. Другими словами, западный мир теперь выводит в офшор преимущественно простые и трудоемкие IT-работы.

Индия же традиционно ориентировалась на долгосрочное сотрудничество, требующее высокого уровня образования, специализации и опыта. Фактически, освоившись здесь, западные компании начали поиск еще более дешевой рабочей силы. Кроме того, сегодня они считают, что государственная политика Индии недостаточно динамична по сравнению с другими странами этого региона -- такими, как, например, Филиппины, -- и не хотели бы зависеть только от разработчиков единственной страны.

И все же офшорные заказы -- благо для тех стран, где они составляют заметную часть доходов государственного бюджета, обеспечивая работой десятки и сотни тысяч человек. По крайней мере, они признательны такой политике западных компаний. Чего не скажешь об IT-специалистах США и Западной Европы, положение которых было весьма завидным еще несколько лет назад.


Проблемы IT-персонала

Согласно исследованиям, проведенным в Иллинойском университете, экспорт из США рабочих мест программистов и связанных с IT служащих в ближайшие полгода увеличится на 30%, несмотря на протесты профсоюзов.

С марта 2001 по апрель 2004 г. численность персонала в IT-компаниях сократилась с 2,1 до 1,7 млн. Хуже всего дела обстоят в регионе Сан-Франциско, где работу потеряли 49% специалистов. Подобная картина характерна и для Великобритании: в середине августа в английском городе Суонси (Swansee) даже началась забастовка IT-персонала, вызванная все возрастающими темпами аутсорсинга.

Масштабы явления можно представить по данным, приведенным в таблице, которая постоянно обновляется на сайте TechsUnite.org. Всего в ней около 250 компаний, мы же приводим небольшую часть этой таблицы, содержащую наиболее известные фирмы, в которых IT являются основным направлением деятельности.

Компания  Вынесено мест  Сокращено мест 
Accenture  10000  -- 
Computer Sciences Corp  7700  5400 
Dell  6500  5700 
Oracle  6200  -- 
Intel  4200  4000 
IBM  3947  1847 
Intuit  3000  1200 
Hewlett-Packard  2400  1200 
Cisco  2300  -- 
Unisys  2000  -- 
Google, Inc.  1000  -- 
Motorola  1000  50 
Quantum  865  -- 
PeopleSoft  700  -- 
Lexmark International  500  500 
Gateway  450  2000 
Microsoft  400  -- 
Veritas Software  370  -- 
BMC Software  300  -- 
CA  300  -- 
Texas Instruments  300  -- 
Adobe Systems  270  -- 
Lucent Technologies  188  -- 
Yahoo  150  -- 
Macromedia  100  200 
Adaptec  75  -- 
Network Associates  25  10 


Но на самом деле причин происходящего несколько, и офшоринг -- только одна из них. Меняются сами представления об использовании IT. Системы становятся проще и надежнее, требуя меньше обслуживающего персонала, а заказное ПО все чаще заменяется готовыми решениями. Говорят и о скептическом отношении предпринимателей к сообщениям об экономическом росте. То есть даже если экономика оправится, сокращение IT-персонала будет продолжаться. "Компьютерщикам" волей-неволей придется смириться с тем, что информационные технологии -- вовсе не основная функция подавляющего большинства организаций. Некоторым из них открываются новые возможности для руководства удаленными коллективами, но те, кто не способен стать менеджерами, скорее всего, потеряют работу.


Украина: не спеша

В Украине ситуация гораздо спокойнее во всех отношениях. Наша страна пока не получает сколько-нибудь заметной доли общемирового многомиллиардного пирога офшорного аутсорсинга, как и не сокращает рабочих мест для отечественных IT-специалистов.

Согласно недавнему опросу отечественных компаний, имеющих отношение к этому направлению, ситуация такова.

Годовой оборот индустрии экспортируемых программных разработок оценивается в 70--200 млн. долл. Около 90% составляют услуги (разработка под заказ), а не готовые продукты. Заказное ПО имеет 40%-ную долю, а портирование на другую платформу и бизнес-ПО -- в 30%. Наиболее популярным экспортным ПО для Украины являются игры, за которыми следуют продукты в области телекоммуникаций, биллинговые системы, встраиваемые решения, ГИС и Web-приложения. Отмечалось также, что в нашей стране очень мало фирм, сертифицированных по стандартам ISO и CMM/CMMI.

Исходя из приведенных цифр и из того, что западные работодатели редко готовы тратить на удаленных IT-специалистов более четверти от гарантированных трудовым законодательством их стран средств, можно ориентировочно оценить количество "аутсорсеров" -- граждан Украины в 10--15 тыс. человек, работающих, за редкими исключениями, в небольших коллективах.

Как скажутся изменения, происходящие сейчас на рынке офшорного аутсорсинга, на отечественных компаниях? Мы попросили представителей некоторых из них ответить на два актуальных вопроса: являются ли украинские офшорные компании привлекательными для покупки западными заказчиками и какие еще IТ-услуги, кроме заказного программирования, они готовы предоставлять?

Их ответы (см. врезку), на наш взгляд, можно классифицировать как осторожный оптимизм: при большом потенциале отечественных коллективов все еще довольно слабой оказывается организационная составляющая для успешной работы в области офшорного аутсорсинга.

Два вопроса к отечественным разработчикам

1. Интересны ли украинские офсорсинговые компании зарубежным инвесторам?
2. Расширяется ли ассортимент предлагаемых ими услуг?


Михаил Уткин,
менеджер по маркетингу компании "КМ Софт"

1. Сотрудничество между украинскими разработчиками и западными компаниями в данный момент ограничивается покупкой вторыми наших услуг по разработке, так как отечественные фирмы отличаются хорошим качеством продуктов, низкими ценами и стратегической близостью к клиентам из Западной Европы. В перспективе украинские разработчики ПО могут стать объектами для приобретения, хотя для этого внешний имидж Украины должен быть более позитивным. Но -ситуация меняется к лучшему. Практика покупок офшорных компаний хорошо развита в Индии, где имеются специализированные консалтинговые компании, которые занимаются приобретениями местных фирм-разработчиков для западных клиентов. Существует три возможных сценария покупки: Joint Venture -- создание отдельного предприятия, в рамках которого компании обычно совместно разрабатывают продукт; Build Operate Transfer arrangements (BOT) -- локальная фирма создает центр разработки для последующей продажи его клиенту; Captive -- иностранная компания полностью выкупает местного поставщика или самостоятельно создает центр разработки.

2. Помимо программирования, в мире имеется спрос и на другие IТ-услуги:

Data Entry -- введение данных в медицинские, страховые и налоговые формы. Украинские компании уже довольно долго занимаются предоставлением такого рода услуг, но введение данных -- низкоквалифицированная работа, которая оплачивается значительно ниже, чем услуги программирования;

Animation and computer graphics -- украинские аниматоры и разработчики спецэффектов в Голливуде уже обрели отличную репутацию. По некоторым данным, до 30% компьютерной графики в американских фильмах произведено в нашей стране;

Data centres, ASP, hosting -- хранение данных является перспективной IТ-услугой, которую могут предоставлять отечественные компании, но это требует развитой инфраструктуры и больших капиталовложений;

Financial analysis -- в Украине ныне существует перепроизводство финансовых специалистов, которые могут анализировать финансовые рынки; уже сейчас некоторые украинские компании оказывают такого рода услуги для интернациональных заказчиков.


Игорь Мендзебровский,
вице-президент компании SoftServe

1. Украинские компании, выполняющие заказы иностранных фирм, являются привлекательными для последних в качестве собственных корпоративных IT-отделов. Из-вестен опыт нескольких таких фирм, решившихся на приобретение или создание своих IT-подразделений в нашей стране. Однако он показывает, что без знания локальных особенностей общей организации работы, менеджмента, а также специфики инфраструктуры и региональных различий шансы на продолжительный успех невелики.

2. Разработка заказных корпоративных ИС составляет хотя и значительную, но далеко не основную долю сервис-портфеля украинских офсорсинговых компаний. Среди других важных направлений -- инженерия ПО, CATT (Configuration and Test Tool), кастомизация и сопровождение ИС, работы по исследованию и развитию в сфере IТ, микропрограммирование, GIS-системы, разработка Web-инструментариев, ввод и первичная обработка данных и прочее.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT