`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Технологическая


Сейчас идет много споров о том, как добиться того, чтобы в нашу индустрию информационных технологий шло работать большее количество выпускников вузов. Ответ, лежащий на поверхности – увеличить набор на соответствующие специальности. Мне кажется, такой рецепт не сработает. Во-первых, потенциально пригодных для этой сферы деятельности кандидатов не так уж и много, и все они и сегодня находят себе место в ИТ. Во-вторых, есть нехватка преподавателей, способных учить студентов современным информационным технологиям. Если механически наращивать прием на ИТ-специальности, то дефицит преподавательских кадров станет катастрофическим.

По-видимому, стоит двигаться в другом направлении – путем усиления прикладной, практической составляющей преподавания при сохранении существующей численности набора. Для этого надо привлечь практиков к преподаванию в вузах. Для чего дать вузам больше финансовой свободы. Рано или поздно, но мы должны будем признать, что хорошее образование дешевым не бывает. Этот финансовый груз может взять на себя государство, как в Германии, или переложить его на плечи абитуриента, как в США, а можно распределить нагрузку среди всех участников процесса, как в Великобритании.

Модель, принятая в нашей стране, причудливо сочетает разные подходы, но в основном решает задачу обеспечения населения услугами массового образования. Увы, этого мало: элитное образование стране нужно не меньше – оно должно обеспечивать государство и экономику теми, кто будет браться за самые сложные задачи, и решать их. У нас много хороших вузов, и читатель сам их легко перечислит. И все же, даже они (а может – они в первую очередь) страдают от ресурсного голода, поэтому практиков приглашают к себе редко. Когда слышу, что какие-то инициативные группы борются с проектом нового закона об образовании, понимаю, что им, вероятно, хочется, чтобы было дешевле. А стране нужно, чтобы было лучше.

Но даже наличие в учебном процессе преподавателей-практиков не будет гарантией того, что выпускник станет профессионалом. Теория кривых обучения и накопления опыта, к которой приложили руку немецкий ученый Генрих Эббингауз в XIX веке, а затем американский исследователь Теодор Пол Райт и многие другие – в веке ХХ, говорит о необходимости обширных повторяющихся упражнений, чтобы не только приобрести, но и закрепить навык практической деятельности. И если мы посмотрим на так называемые «технические курсы» компаний, стоящих за современными информационными технологиями, то это – курсы, построенные по принципу «Как» («рассказал, сразу же показал на примерах и лабораторных работах»), поскольку считается, что курсы «Почему» - как раз и есть удел образования. А еще мы знаем, что программисту без завершенного проекта гораздо сложнее устроиться на работу, и надо понять, как создать ему условия для выполнения этого самого первого проекта. Когда-то такая система производственной практики хорошо работала, и заставить ее работать в новых условиях – трудная, но благодарная задача. Пора возрождать программы стажировок в компаниях, предоставив участникам процесса соответствующие инструменты для поощрения их участия.

А теперь позвольте перейти к собственно теме колонки. Любая передовая технологическая компания вновь и вновь должна доказывать свое технологическое мастерство участникам рынка, знаю об этом не понаслышке. Поэтому с огромным уважением отношусь к тем представителям этой сферы, которые умеют делать правильно и эффективно – к докладчикам-демонстраторам на конференциях. Мне с некоторыми из них посчастливилось быть лично знакомым и даже вместе работать. Но поскольку сейчас я имею больше возможностей наблюдать и сравнивать, я напишу не о них, а о том, что осталось в памяти за последнее время.

Прошлая осень, семинар компании IBM в Киеве, посвященный серверам приложений. Нужно показать, что Web Sphere Application Server не просто быстро и эффективно обрабатывает сложные транзакции, но способен это делать в условиях потерь при передаче пакетов данных. Рассказать об этом легко, показать – сложнее. На двух (не очень новых, как мне показалось) ноутбуках поднимаются две виртуальные машины с экземплярами такого сервера, моделируется сценарий выполнения банковских транзакций, затем – имитируется сбой в работе аппаратной части (отсоединяется сетевой кабель посреди процесса передачи данных). Потерянная транзакция, естественно, выявлена, вся последовательность событий, приведших к отказу, задокументирована. Сразу же запускается аналогичный сервер приложений от ближайшего конкурента, и показывается, что он не так хорошо справляется с поставленной задачей. Если в момент обрыва связи происходит транзакция на большую сумму средств, то эти средства будут потеряны, во всяком случае, их придется долго искать. Страшно подумать, если обрыв произойдет во время оживленных торгов на какой-нибудь большой биржевой торговой площадке. Кто-то скажет – «запрещенный прием». Возможно. Есть много доказательств того, что Web Sphere Application Server – лидер рынка и по-настоящему сильный продукт, от квадрантов компании Gartner до многочисленных примеров внедрения. Но мне почему-то больше запомнился именно этот пример.

Вскорости после этого – мероприятие компании Oracle. Демонстрация другого рода – как из кубиков собирается сложная и высокопроизводительная система отчетности, и сразу же начинает работать. Знаю, что у этой компании – лучшие, пожалуй, на сегодня СУБД. Но у нее – и технология бизнес-аналитики прекрасно сделана.

Наконец, семинар Adobe Web Evolution несколько дней назад. Демонстратор создает приложение для существующих на рынке мобильных устройств с помощью Adobe Dreamweaver. Щелчок мыши – и приложение работает на iPad, еще один – на телефоне под управлением OC Android. Надеюсь, что и для Windows Phone 7 возможность быстрой разработки в этой среде появится.

Напоследок – что же объединяет две на первый взгляд не связанные друг с другом темы? Отвечу законом Букера: «Даже маленькая практика стоит большой теории».

+77
голосов

Напечатать Отправить другу

Чтобы возродить стажировки нужно просто компаниям начать брать на стажировку студентов и все. Ни разрешений ни государственных программ для этого не нужно.
Где я не прав?

Вот с этим как раз и проблема, они не хотят, даже за деньги. Прикрываются какими то корпоративными секретами...

Так чего тогда Кардаков жалуется какое плохое у нас образование :(

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT