`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Там, где нас нет

+33
голоса

Привет участникам всемирного броуновского движения!

О дефиците времени говорят постоянно. Клиповое мышление, технологическая сингулярность, проблемы факт-чекинга и верификации, «инфобесити», серии лекций «для чайников», все больше заменяющие системное образование — все это, в конечном счете, именно о нем. Все чаще выбор определяется не качеством, а временем, которое придется потратить.

Можно ставить под сомнение научность психологии, но нельзя отрицать существование такого феномена, как психика. В последние годы его роль возросла многократно. Зацепить кого-то, произвести «wow-эффект» важнее, чем последовательно донести какую-то мысль, попытаться проиллюстрировать реальные преимущества доктрины или продукта. До недавнего времени все это относилось, главным образом, к потребительским рынкам и стратегии продаж. Сегодня «подсознательные» решения все чаще определяют развитие целых индустрий.

Возникает своеобразный парадокс. Мы обрели цифровые инструменты, которые позволяют довольно строго проанализировать практически все. Но, во многом именно из-за развития технологий, у нас попросту не остается на это времени. Суета преподносится как деловая активность. Задерганные, находящиеся в режиме аврала, сотрудники практически наугад выуживают из океана информации цифры и «факты», бросившиеся в глаза, которые показались яркими и запоминающимися, на бегу приспосабливая их к текущим задачам. Критически оценить что-то, разобраться в тенденциях никто не позволит — на походе еще десяток проектов, встреч, отчетов, и при этом постоянно приходится переключаться с одного на другое.

Нехватка времени, по существу, стала главной проблемой.

Нет времени на то, что кажется важным.

Нет времени, чтобы отвлечься от рутинных дел.

Нет времени, чтобы спокойно обдумать тактику и стратегию.

Нет времени, чтобы проанализировать лавину данных и проверить источники информации.

Нет времени, чтобы сопоставить факты и тенденции, а также определить, что потребуется в ближайшем будущем.

Самые успешные продавцы сегодня это, в той или иной мере, продавцы времени. Точнее те, кто предлагают способы его сэкономить или провести с максимальной отдачей. Скорость изменений вокруг нас постоянно нарастает. Каждый день появляются сотни идей и решений, которые кажутся интересными и нужными. При этом понять и разобраться в них все сложнее. Изощренные маркетинговые компании, манипуляции с данными, использование психологии пользователей наполняют мир сияющим ничто. Мышление становится клиповым, тест длиннее двух абзацев раздражает, выбор делают под впечатлением от красивой визуализации или попросту интуитивно. Почему бы и нет? Все равно нет никакой возможности все проверить и обдумать.

Там, где нас нет

Изображая концепцию

Тысячи солидных отчетов именитых агентств пестрят профессиональной инфографикой. Они позволяют доказать и проиллюстрировать все, что угодно. Достаточно выбрать подтверждающие вашу гипотезу. Скрупулёзно проверять источники опорных данных и методологию исследований все равно никто не станет. Нет времени. Проще, если это необходимо, для опровержения сослаться на другой отчет, не менее красочно оформленный и столь же неопровержимо доказывающий прямо противоположное.

Хорошим тоном в СМИ становится не просто указывать, что некий текст является «лонгридом», но и примерное время, необходимое для его прочтения.

Даже специалисты не способны ознакомиться со всей информацией, непосредственно относящейся к их сфере деятельности. Это физически невозможно. Тысячи страниц исследований публикуются ежедневно о любой, даже очень узкой, проблеме.

В этом отношении очень показательными представляются соображения, высказанные в статье Макса Лукоминского.

Если с тезисом о том, что «самообразование» стало новым видом прокрастинации, сложно не согласиться, то выводы, которые делает автор, выглядят более чем дискуссионно.

В самом деле, невообразимое количество онлайн-курсов, тренингов, социальных медиа, электронных книг, подкастов и вебинаров, появившихся за последние 15 лет, предоставляют, казалось бы, невероятные возможности для расширения ваших познаний практически в любой сфере. Однако, вопрос, который стоит задать в этой связи, отнюдь не «Когда вы перестанете учиться и начнете действовать?» Скорее следует поинтересоваться, что из себя представляет этот контент. Например, оцифровку библиотек ведущих мировых университетов и бесплатный доступ к их лекциям, безусловно, можно только приветствовать. Но когда миллионы специалистов «широкого профиля» в состоянии, граничащем с неврозом, судорожно пытаются разобраться в бесчисленных новомодных понятиях и концепциях, от Industry 4.0 до XaaS, они, как правило, не заходят на сайт Принстона. У них, обычно, нет времени даже на Coursera. В лучшем случае их хватает на пару роликов с TED. Однако последние, в сущности, являются скорее лишь более или менее интеллектуальным шоу.

Даже вполне респектабельные академические центры все больше превращают свои программы в нечто, способное вдохновить и увлечь — нередко в ущерб качеству. Быстро убедившись, что охватить тысячи образовательных программ и гигабайты пособий, да еще и заставить себя изучать все самостоятельно, просто невозможно, те, кто отчаянно боится «отстать от поезда», начинают осуществлять набеги на экспресс-курсы и мероприятия различных «коучей» и отраслевых «гуру». Что же из себя представляют эти программы «прокачки скиллов»?

Там, где нас нет

Научимся рисовать такие картинки!

Не станем подробно обсуждать финансовую сторону вопроса — не только стоимость участия, но и широко распространенный «продакт плейсмент». Передовые подходы и средства, о которых рассказывают «визионеры», по странному стечению обстоятельств, обычно оказываются именно теми, которые в данный момент продвигают спонсоры/партнеры мероприятия.

Присмотримся лучше к собственно содержанию. За исключением узкоспециализированных технических семинаров, в большинстве случаев предлагаемый аудитории контент оказывается коктейлем из трюизмов, домыслов и мотивирующего вымысла в хорошо зарекомендовавшей себя пропорции 20/30/50. Именно в таком сочетании эти ингредиенты позволяют собравшимся почувствовать себя эрудированными, находящимися на переднем краю прогресса и допущенными до тайного знания, сулящего смутные, но колоссальные возможности.

И вот тут мы снова подходим к психологической составляющей. Несомненно, если кто-то обретает веру в себя, готовность открывать новое и преодолевать трудности благодаря подобной «терапии», это просто замечательно. Но к серьёзному изучению тех или иных дисциплин все это имеет весьма опосредованное отношение. Способность воспроизвести в правильной последовательности несколько модных дефиниций еще не свидетельство обретенного знания и понимания проблемы.

Гораздо важнее казаться, чем быть. Распространению псевдокомпетентности способствует все. Требования к претендентам на те или иные должности, критерии выбора исполнителей, задачи, которые перед ними ставят, рыночная конъюнктура, KPI, гласные и негласные правила профессиональных сообществ, корпоративная омерта, государственная политика и маркетинговые компании.

Есть целый ряд дисциплин, в которых практически невозможно построить эффективную систему обучения, придерживаясь традиционного подхода. То, чему в большинстве современных вузов учат, например, программистов, устарело еще когда студенты ходили в школу. Но это вовсе не означает, что в качестве альтернативы можно рассматривать бессистемное, хаотическое «образование», на котором успешно зарабатывают те, кто эксплуатирует вполне понятную человеческую слабость — желание форсировано освоить передовой опыт и применить его на практике.

Там, где нас нет

IDC. Competing in a Digital Economy

Своевременно пополняемый профессиональный жаргон, несколько отраслевых конференций в месяц, кочующая по ним презентация с хорошо подобранными шрифтами и лейтмотивом «мозг — ваш главный актив сегодня», общее представление о популярных трендах, почерпнутое из ленты новостей, диплом MBA провинциального американского вуза (опционально), намеки на несколько успешных технологических стартапов, запущенных при вашем участии, и, возможно, изданное тиражом в 1000 экземпляров пятидесятистраничное пособие, озаглавленное, скажем, «Пока не клюнет черный лебедь или Блокчейн взорвет omni-channel» с вашим именем на обложке — и все, вы «евангелист» индустрии.

Чтобы выудить из океана данных крупицы полезной информации, все чаще приходится привлекать междисциплинарных специалистов. Хорошо известна шутка: data scientist — это человек, который разбирается в статистике лучше, чем большинство программистов, а в программировании — лучше, чем большинство статистиков.

Но одной лишь работы с данными в условиях DX недостаточно. Чтобы в условиях цифрового шторма не пойти ко дну, необходим профессионал, которого обычно называют Chief Digital Officer (CDO). И это воистину должен быть человек эпохи Возрождения. Он должен разбираться в экономике, по крайней мере, настолько, чтобы воспринимать полемику неоклассиков и кейнсианцев. В бизнесе ориентироваться достаточно хорошо, чтобы понимать слабые места матриц BCG. Знать моделирование хотя бы на уровне ограничений и погрешностей обучающих выборок, а также особенностей стохастических процессов. В вопросах, связанных с IСT, быть не хуже передовых интеграторов. В области социологии не испытывать затруднений при подготовке требований к causal study. Иметь представление о формальном исчислении, по крайней мере, в пределах логики первого порядка. При этом он должен уметь руководить людьми, доносить свое видение до коллег, не просто знать, но и пользоваться на практике, объединять в работающие решения, самые разные концепции, а также взаимодействовать с заказчиками и партнерами. Свободное владение английским даже не обсуждается. Последнее, впрочем, с развитием языковых платформ нового поколения, может через несколько лет перестать фигурировать среди обязательных требований.

Много ли таких специалистов сегодня, и понимают ли владельцы бизнеса, что без них уже через несколько лет любая компания окажется вне игры, правила которой диктует DX?

Там, где нас нет

Пространство возможностей DX в промышленности

DX это отнюдь не модное поветрие. Можно выбрать любое название для происходящего, но компании и целые государства уже несколько лет семимильными шагами движутся к цифровой экономике.

Чтобы проиллюстрировать происходящее, президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб приводит в своей книге «Четвертая промышленная революция» такие примеры. В 1990 году совокупная рыночная капитализация трех крупнейших компаний Детройта составляла 36 миллиардов долларов с выручкой 250 миллиардов долларов и штатом около 1,2 миллиона человек. В 2014 году совокупная рыночная капитализация трех крупнейших компаний Кремниевой долины была 1,09 триллиона долларов с примерно таким же объемом прибыли (247 миллиардов долларов) и почти в десять раз меньшим числом сотрудников (137 тысяч человек).

«Создание единицы ценности с привлечением значительно меньшей рабочей силы, чем десять или пятнадцать лет назад, стало возможным благодаря минимальной стоимости цифрового бизнеса, которая стремится к нулю. — Пишет Шваб. — Кроме того, многие новые компании предоставляют «информационные» товары с практически нулевыми затратами на хранение, транспортировку и тиражирование, при этом им фактически не требовалось финансирования для запуска бизнеса, что изменило роль капитала и подходы к масштабированию деловой активности в контексте четвертой промышленной революции.

За последние несколько лет подавляющее большинство развитых стран, а также быстро растущих мировых экономик, таких как Китай, столкнулись со значительным снижением доли труда и материальных ресурсов в ВВП».

Там, где нас нет

PwC. Глобальная «цифровизация»

Австралия, Сингапур, Германия и целый ряд других стран в ближайшем будущем могут оказаться просто недосягаемыми в том, что касается использования всех преимуществ четвертой промышленной революции. При этом лидеры DX будут лидерами и на глобальном рынке, практически не оставляя места локальным игрокам и архаичным экономикам. Комплексный подход в масштабах государства, предполагающий проработку всего спектра «цифровых» проблем, от вопросов кибербезопасности до социальных последствий преобразований, позволяет создать огромное число точек роста. Все больше публикуется стратегий «цифрового развития».

В то же время цифровая трансформация для большинства из тех, кто о ней рассуждает, это пока что, в лучше случае, борьба за конверсию продаж с использованием таргетированной рекламы.

Многие отмечают огромное значение такой инициативы как Digital Agenda Ukraine 2020. Однако на практике приходится сталкиваться с тем, что большинство людей, принимающих решения, фигурально выражаясь, предполагают, что машинное обучение — это образование с использованием компьютера.

Смартфон, с которого можно проверить корпоративную почту, это еще не цифровая революция. Дорогая импортная система видеоконференцсвязи еще не интеграция с глобальным рынком. Равно как и фитнес-трекер на руке еще не делает человека Усэйном Болтом.

Огромная сущностная проблема состоит в том, что компании и ведомства, в своем стремлении отреагировать на происходящие изменения, ищут у кандидатов на различные «инновационные» должности навыки и опыт абсолютно не релевантные требованиям DX. Более того, критерии и показатели, на основании которых в дальнейшем оценивается деятельность учреждения, устарели еще 20 лет назад. Грубо говоря, смешно считать бизнес телекоммуникационного оператора успешным лишь на основании постоянного роста трафика в его сетях.

Ответственными за инновации — что бы это ни значило — назначают людей, чьи карьера как-то связана с IT. Многим кажется, что, раз речь идет о новых технологиях, лучшим кандидатом на роль лидера окажется тот, кто, например, долго работал в компании, поставляющей сервера, и знает, что такое Hadoop. Другими словами, руководство строительством поручают поставщикам кирпичей, в то время как архитектор зачастую попросту отсутствует. Ирония заключается в том, что большая часть профессионалов и «традиционных» навыков в сфере IT уже через 10 лет окажутся невостребованными: XaaS платформы и автоматизация на основе AI в первую очередь сократят именно эти ставки.

У нас совсем не осталось времени. И не потому, что информации и проблем стало слишком много. И даже не потому, что «работать надо головой, а не 12 часов». Просто те, кто научился выделять главное, отбрасывать шелуху модных поветрий, стремительно уходят вперед. И если уже сейчас не начать действовать, завтра их будет просто не догнать.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+33
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT