`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

System Center Essentials 2010: администрирование в малом офисе

Статья опубликована в №27-28 (738) от 17 августа

+22
голоса

Буквальный перевод слова essentials – «предметы первой необходимости». И когда оно употребляется в индустрии ПО, надо понимать, что речь идет не об урезанной функциональности, а о специфических редакциях, рассчитанных на те нередкие случаи, когда больше не значит лучше.

Основной вклад в общую стоимость владения ИТ-инфраструктурой дают ежедневная поддержка и обслуживание ПК, серверов и программного окружения. Поэтому ИТ-подразделения компаний готовы тратить массу средств на автоматизацию управления жизненным циклом рабочих мест и отдельных приложений, мониторинга серверов и бизнес-процессов, балансировки нагрузки физических хостов и сервисов, защиты от сбоев и восстановления данных. Следуя потребностям рынка, все крупные производители ПО для управления ИТ-инфраструктурой предлагают свои решения указанных задач, в случае Microsoft – это System Center.

System Center Essentials 2010 администрирование в малом офисе
Модифицированная консоль управления обновлениями

Данное название охватывает целый набор интегрированных между собой программных продуктов, поставляемых как по отдельности, так и вместе (в рамках соответствующих лицензионных соглашений). В него входят: System Center Configurations Manager для инвентаризации оборудования и ПО на рабочих местах, развертывания ОС и приложений, контроля за использованием лицензий и т. п.; System Center Operations Manager (SCOM) для мониторинга состояния серверов, сервисов и бизнес-процессов; System Center Virtual Machine Manager для полного цикла управления серверной виртуализацией (на уровне как физических хостов, так и виртуальных машин и гостевых ОС); System Center Data Protection Manager для резервного копирования и восстановления состояния клиентских и серверных ОС, а также данных отдельных бизнес-приложений (например, Microsoft SQL Server) и наконец, System Center Service Manager для построения инфраструктуры поддержки запросов на обслуживание и сопровождение ИТ-инфраструктуры.

Согласитесь, впечатляющий список – одно перечисление всех функций упомянутых приложений уже превысило бы объем этой статьи. Однако подобное многообразие хорошо и оправданно для крупной (в масштабах Украины) организации, обладающей развитой ИТ-инфраструктурой с более чем 500 ПК и с ИТ-подразделением, в котором задачи ИТ-администраторов четко разграничены по направлениям (управление жизненным циклом, мониторинг, поддержка и т. п.). Как правило, в штате такого подразделения будет 5–10 высококласных специалистов, способных внедрить и полноценно использовать продукты System Center. Но, как показывает статистика, в Украине, да и в остальном мире (хоть и в ином процентном соотношении) преобладают малые и средние компании с количеством ПК менее 500 и 3–5 ИТ-специалистами «обще- го» профиля, которые решают перечисленные выше задачи не на постоянной основе, а при необходимости. Последнее предполагает обширные, но не слишком глубокие знания – объективно этого и не требуют проблемы, характерные для небольших ИТ-инфраструктур, да и вероятность их возникновения пропорционально размеру компании снижается.

Следовательно, использование в таких случаях полновесных продуктов из набора System Center будет излишним и неоправданным. Поэтому Microsoft, кроме «тяжелого» решения, ведет разработку нескольких «облегченных», нацеленных на выполнение тех же классов задач, но гораздо менее сложных. Их общая черта – унификация консоли, которая реализует все направления администрирования ИТ-инфраструктуры в виде простого интерфейса, интуитивно и наглядно представляющего все необходимые объекты и доступные инструменты. Это существенно отличает «облегченные» решения от высокоуровневых, где для каждого направления применяется своя консоль, обеспечивающая максимальные детализацию и гибкость – для больших организаций подобная «разнородность» не является недостатком, так как предполагает сравнительно узкую специализацию ИТ-персонала.

System Center Essentials 2010 администрирование в малом офисе
Первая панель унифицированной консоли управления SCE

Одна из последних новинок Microsoft в данной области – Windows Intune, облачный сервис для централизованного управления рабочими местами. К сожалению, он, равно как и многие другие (к примеру, Business Productivity Online Suite), сегодня в Украине недоступны. Это связано с массой причин, и не только технического характера, которые, надеемся, когда-то все же удастся устранить, поэтому предварительно познакомиться с Windows Intune будет не лишне. Сервис рассчитан на типичного администратора малой или средней компании и представляет собой именно единую унифицированную консоль, реализованную на Silverlight. Само приложение при этом исполняется в ЦОД Microsoft, но отображает собранную системой информацию о состоянии удаленных ПК (конечно, с подключением к Интернету) с заблаговременно установленным на них программным агентом. C помощью Windows Intune ИТ-специалисты смогут управлять политиками здоровья и безопасности ПК, получать уведомления об ошибках, влияющих на продуктивность работы пользователей, отслеживать состояние и активность антивирусных приложений, историю изменений и лицензирования, контролировать обновления ОС и ПО, проводить инвентаризацию клиентских ПК, удаленно выполнять различные процедуры администрирования.

Windows Intune, как и другие сервисы, созданные по принципу SaaS, безусловно, предлагает бизнес-пользователям существенную экономию на начальных капиталовложениях в ИТ-инфраструктуру, не требует специального планирования и развертывания, с ним можно работать сразу. Но, разумеется, подходит не всем. В отдельных случаях внутренняя политика организаций требует пусть централизованных, но локальных сервисов управления. Также далеко не всегда можно гарантировать стабильное соединение с Интернетом заданной пропускной способности. В конце концов, какие-то технологические ограничения налагает сам Windows Intune. Одним словом, пока облачные вычисления не добились окончательной победы, существует устойчивый спрос на локальные (on-premise) решения.

В частности, Microsoft, выбрав в качестве базовой платформу System Center Operations Manager и интегрировав ее с возможностями WSUS и System Center Virtual Machine Manager, предлагает малым и средним организациям продукт System Center Essentials (SCE) 2010, который также предоставляет наиболее востребованные функции для централизованного управления ИТ-инфраструктурой. Типовой потребитель данного решения – компании, использующие до 500 ПК и до 50 серверов, при этом под последними понимаются серверные ОС, работающие как на физических хостах, так и в виртуальных машинах (ВМ). Но с точки зрения лицензирования Microsoft всячески поощряет именно виртуализацию – лицензия на мониторинг приобретается на физический сервер и распространяется на любое (до 50) количество исполняющихся на нем виртуальных. Благодаря этому SCE 2010 является самым простым и выгодным предложением на рынке решений по управлению ИТ-инфраструктурой малых и средних предприятий. Также стоит отметить, что в различных сценариях лицензирования вместе с SCE 2010 поставляется и System Center Data Protection Manager 2010, который позволяет интегрировать в процесс управления ИТ-инфраструктурой и резервное копирование.

System Center Essentials 2010 администрирование в малом офисе
SCE 2010 поддерживает расширяемый каталог обновлений от сторонних производителей

Естественно, в отличие от Windows Intune, System Center Essentials 2010 требует начального планирования и развертывания. Но поскольку сам сценарий его использования предполагает, что в организации работают только ИТ-специалисты общего профиля, не имеющие ни глубоких знаний, ни времени на подготовку, процесс его установки сделан максимально простым и оформлен в виде пошагового мастера. По сути, единственное, что может помешать успешному развертыванию SCE 2010 – несоответствие программных или аппаратных возможностей сервера требованиям продукта. Но даже в таком случае мастер может самостоятельно принять некоторые решения, например пропустить установку компонента управления виртуализацией при отсутствии дискового пространства для библиотек шаблонов виртуальных машин.

Хотя именно эта возможность является, пожалуй, наиболее интересной новинкой SCE 2010, что и неудивительно, так как виртуализация давно нашла себе место даже в малых организациях. Основные функции управления виртуализацией в SCE 2010 наследуются от System Center Virtual Machine Manager 2008 R2 – ИТ-специалисту предоставляются пошаговые мастера, в задачу которых входит конфигурирование физического хоста под выполнение роли сервера виртуальных машин, их создание и управление ими, преобразование физических инсталляций в образы ВМ, интеллектуальное определение относительной производительности физических хостов и ВМ для их оптимального распределения, создание снимков ВМ для «мгновенного» резервного копирования в точках возможных сбоев, обеспечение их кластеризации и переноса (Live Migration).

Благодаря функциям конфигурирования физического хоста SCE 2010 позволяет ИТ-специалистам, не знакомым с подробностями развертывания Hyper-V, быстро настроить службы виртуализации в соответствии с версиями используемых ОС, техническими характеристиками, особенностями сетевой инфраструктуры. А преобразование физических машин в виртуальные дает возможность быстро избавиться от «зоопарка» разношерстных серверов и превратить ИТ-инфраструктуру в унифицированный надежный мини-ЦОД из нескольких физических хостов, на которых все сервисы организации исполняются в виртуальных машинах. Эти две функции SCE 2010, позволяющие перевести поддержку серверов и сервисов в малых и средних организациях на принципиально новый уровень, ранее доступный только корпорациям с их динамическими виртуализованными ЦОД, без сомнения, относятся к важнейшим. Но кроме них предлагается и ряд других, свойственных более развитым инфраструктурам, в частности для массового тиражирования ВМ с помощью библиотек образов, шаблонов конфигураций, автоматического конфигурирования сетевых интерфейсов и выбора расположения будущей ВМ.

От своего старшего брата (SCOM) System Center Essentials 2010 получил отлаженный движок мониторинга, расширяемый с применением специальных пакетов. Однако в данном случае упор сделан не на реализацию моделей здоровья сложных бизнес-процессов, а на простую диагностику и разрешение точечных проблем. Поэтому сразу при установке продукта автоматически подгружаются текущие версии необходимых базовых пакетов мониторинга, после чего стартует мастер обнаружения клиентов и серверов – и вскоре унифицированная консоль готова предоставить ИТ-специалисту полную информацию о состоянии всех компонентов ИТ-инфраструктуры. Поскольку консоль должна максимально унифицировать операции над доступными объектами, в SCE 2010 применяется технология FixIt, подразумевающая наличие специальных небольших MSI-пакетов, решающих конкретные типовые задачи (восстановление у того или иного сервиса или продукта настроек по умолчанию, очистка кэшей, отключение плагинов и т. п.). Заметим, однако, что, несмотря на внешнее упрощение консоли и базовых инструментов, «сердцем» SCE 2010 все-таки является полноценный движок SCOM, а это значит, что для тех, кому потребуется бÓльшая функциональность, сохранилась возможность использовать стандартные пакеты мониторинга SCOM и расширять свою инфраструктуру уже наработанными в индустрии решениями.

Еще одно яркое визуальное отличие SCE 2010 от «старших» братьев по System Center – унификация мониторинга и инвентаризации. Администратор видит в консоли не только мгновенную информацию о состоянии здоровья сервера или ПК, но и обширные данные о его конфигурации – более 60 стандартизированных атрибутов, характеризующих аппаратное и программное обеспечение, собираются посредством WMI. Кроме того, предоставляется свыше 180 разнообразных отчетов о состоянии дел в ИТ-инфраструктуре, в частности рекомендации для системного администратора о том, какие физические компьютеры, исходя из их аппаратного и программного обеспечения, а также показателей нагрузки, являются кандидатами на виртуализацию (с целью унификации ИТ-инфраструктуры и преобразования ее в мини-ЦОД), какие не отвечают требованиям безопасности и т. п.

В данном вопросе проявляется еще одна особенность SСE 2010 – интеграция с системой обновлений WSUS и встроенные инструменты развертывания ПО. Последние очень просты в использовании, так как реализованы в виде мастера, который позволяет удаленно инсталлировать программное обеспечение в виде MSI- или EXE-файла на заданной группе ПК (представленной штатной административной единицей или сформированной динамически, в зависимости от версий ОС, разрядности, языковых редакций и т. п.). При этом статус процесса будет отражаться в консоли в различных разрезах: по пакетам, группам, отдельным объектам. Также доступны механизмы принудительной срочной установки и удаления уже инсталлированных приложений.

Впрочем, статистика показывает, что наиболее критичным и частым процессом является все же установка обновлений для ОС и основного ПО, поэтому SCE 2010 не просто интегрирует в себя штатные возможности WSUS, но и дополняет их. В частности, имеется готовый механизм подключения библиотек обновлений от сторонних производителей, например, поддерживающих драйверы и сервисное ПО для ноутбуков и серверов, что значительно упростит их централизованную поддержку в организации. Сюда же относятся расширенные средства управления временем синхронизации WSUS с сервисом Microsoft Updates, политиками автоматического утверждения и применения обновлений для разных групп клиентов, а также механизмы экстренного принудительного применения обновлений в сети.

Таким образом, объединение в System Center Essentials 2010 возможностей многих продуктов System Center обеспечивает унификацию и максимальную простоту выполнения различных операций администрирования. Внедрение этого продукта, не требующего высокой квалификации персонала, открывает перед малыми и средними организациями качественно новые возможности по оптимизации и совершенствованию ИТ-инфраструктуры, преобразованию ее в аналог корпоративного ЦОД и при этом поможет сократить текущие расходы на поддержку ИТ.

+22
голоса

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT