`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Существует ли "постиндийский" рынок офшоринга

Статья опубликована в №34 (602) от 11 сентября

+11
голос

Какой регион в будущем станет Меккой аутсорсинга? Единой точки зрения у американских экспертов на этот счет нет, но все они в один голос утверждают, что не Индия. В нашей стране часто можно слышать о том, что Восточная Европа имеет очень неплохие перспективы. На вопросы почему это так, каковы истинные реалии рынка и возможности компаний постсоветского пространства, отвечает данная статья, подготовленная старшим вице-президентом компании EPAM Systems.

Ну и что?

Оценивая перспективы аутсорсинга в страны СНГ и Восточной Европы в «постиндийский» период, нужно прежде всего отметить, что, на мой взгляд, никакого постиндийского периода нет. Индия была, есть и будет мировым лидером. Ни по опыту разработки программного обеспечения, ни по ресурсам, ни по возможностям выполнять масштабные проекты никто не может конкурировать с Индией. Не надо себя тешить мыслью о том, что Украина или какая-то другая страна Восточной Европы вдруг начнет наступать Индии на пятки. Того потенциала и таких темпов роста экспорта разработок, которые есть в Индии, нам еще надо достичь. Если где-то мы их и опережаем по второму показателю роста, то лишь по той причине, что у нас низкая начальная база, а не потому, что мы так быстро развиваемся. Грубо говоря, если у нас вначале был один доллар, то легко показать рост на сотни и тысячи процентов. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что постиндийского периода не существует.

Но есть определенная тенденция, которая приводит к тому, что, кроме Индии, начинают присматриваться к другим регионам, в том числе Восточной Европе, куда входят Украина, Россия и Беларусь. Это связано с двумя принципиальными вещами. Первая – управление геополитическими рисками. Данный вопрос сейчас начинает волновать крупные публичные компании, у которых он относится к числу стратегических задач. Здесь нужно понимать, что хотя такое движение в сторону Восточной Европы существует, эти компании требуют серьезного практического опыта разработки ПО и большого количества людских ресурсов. К сожалению, на сегодняшний день Восточная Европа не вполне к этому готова. Мы растем, мы пытаемся, но еще никто не может взяться за проект на тысячу разработчиков. На сотни уже можем, на тысячи – еще нет.

Второй аспект: в связи с тем что растет объем аутсорсинга в Индию, естественно, появляется так называемая «откатная» тенденция. При таком серьезном объеме сервиса в любом случае находятся люди, которые недовольны качеством выполнения работ индийскими компаниями. И вот это тоже начинает вызывать интерес к Восточной Европе. А мы настолько сильно отстаем от индийцев, что эти две довольно небольшие тенденции мы воспринимаем как постиндийский период. В принципе, я бы сказал: не надейтесь. Я всегда очень люблю, когда у нас говорят, что мы догоним-перегоним Индию, что наступил постиндийский период, что «к нам пришел заказчик, мы выиграли его у индийцев». В то же время почему-то никто не говорит, что 100 новых клиентов разместили свои заказы в Индии, а все говорят о том, что один из них пришел к нам, и называют это постиндийским периодом. Скромнее надо быть. Скромнее. И цифры смотреть. Хотя бы прикинуть совокупный оборот ведущей пятерки или десятки аутсорсеров Индии и сравнить его, например, с оборотом ведущих нефтяных компаний России. После этого мы будем лучше понимать, где мы находимся и где наше место.

Еще одна басня, активно тиражируемая на нашем рынке, о том, что к нам идут за сложными услугами, а что попроще – остается Индии. Те, кто так говорит, или не знают сервисного бизнеса, или продолжают жить «в розовых очках» и пытаются закрыть глаза на очевидные вещи. Те, кто когда-нибудь имел дело с реальными аутсорсинговыми проектами, прекрасно знают, что успех напрямую зависит от накопленного опыта разработки. И чем сложнее проект, тем сильнее эта зависимость. По количеству проектов, которые сделали индийские компании и наши, мы просто не сравнимы. Очевидно, что в Индии, как, впрочем, и в любой другой стране, есть хорошие компании, а есть и плохие. Есть те, кто разрабатывает продукты и оказывает сложные услуги, и те, кто занимается стандартным боди-шоппингом. Странная ситуация: мы сделаем какой-то сложный проект – и сразу начинаем надувать щеки и бить себя в грудь, что мы создаем сложные проекты. Да вы посмотрите, сколько индийцы делают сложных проектов, и после этого сравнивайте. Вообще, недооценка соперника (а индийцы являются нашим соперником) самый большой грех.

Конечно, перспективы занять достойное место на рынке аутсорсинга у нас есть. Если мы сделаем налоговую нагрузку такую же, как у индийцев, и решим проблему с кадрами, то у нас будут неплохие перспективы. А если у нас в институтах будет все так, как сейчас, если останется такая же налоговая система и такой сильный внутренний рынок, который разогревает рынок труда, то перспективы у страны, к сожалению, печальные.

Уже сегодня мы сталкиваемся с этими проблемами. Есть деньги – нет кадров. Есть кадры – нет заказчиков. Все чаще ситуация складывается так, что заказчик хочет делать проект – а людей нет, люди стоят дорого. И это в нашем бизнесе самая большая проблема.

Предпосылки

Часто утверждают, что во всем виноват рост зарплаты. Когда в 2004 г. начался бум аутсорсинга, оклады индийских программистов не достигали и четверти того, что платили за подобную работу в Калифорнии. Очевидно, что такой шанс упустить было нельзя, и стремление разработчиков ПО попасть в Индию можно сравнить только с золотой лихорадкой на Аляске в XIX в. Всего за два последующих года это привело к тому, что в ряде случаев требовалось платить уже 75% американской зарплаты.

Нельзя сбрасывать со счетов и скрытые затраты – сложности коммуникации, координации, согласования, разница во времени, целый ряд рисков, связанных с сотрудничеством, что и привело к существенному снижению интереса – скорее, не к самому офшорному программированию, а к географическому региону.

Aberdeen Group в начале июля текущего года отметила, что хотя Индия и остается ведущим офшорным регионом для многих компаний-разработчиков, страны СНГ и Азии быстро прогрессируют и демонстрируют двузначные показатели роста, конкурируя и в цене, и в качестве работ.

Оценив происходящее, аналитики выработали соответствующую точку зрения и стали говорить о преимуществах мультисорсинга (multisourcing) – компании, которые хотят удержаться на лидирующих позициях, должны использовать в своих интересах одновременно достаточно много аутсорсеров, расположенных по всему земному шару.

IDC сообщила, что ближайшим преследователем Индии сегодня является Китай, если сравнивать стоимость рабочей силы, арендную плату, языковые навыки и т. д. Его города Далянь, Шанхай и Пекин заняли номера пять, шесть и семь в списке десяти лучших мест для ведения офшорного бизнеса. В целом глобальное преимущество Китая над Индией в данном вопросе ожидается к 2011 г. Вместе с тем она отметила, что нужно сравнивать все возможные виды внешних работ – аутсорсинг, офшоринг, оншоринг и nearshoring.

Наша стратегия

В таких условиях стратегия EPAM – расти и развиваться. Мы будем использовать наш, я считаю, уникальный опыт разработки программного обеспечения и успешного выполнения сложных проектов для западных заказчиков, выстраивать интересные сервисные предложения для клиентов во всем мире (органически или путем слияний и поглощений) для того, чтобы быть полноценным сервис-провайдером не только для софтверных вендоров, но и для бизнес-компаний. Мы занимаемся только сервисом и будем только сервис-провайдером. Это наш фокус. Но если мы всю жизнь занимались Java, .Net, сегодня мы внедряем SAP. А для этого нужно иметь «консалтинговую руку». Если мы делаем «консалтинговую руку», нам нужно приобретать опыт в определенных вертикалях, чтобы приносить заказчику выгоду не только в знаниях того, как разработать ту или иную систему, но и как ее внедрить, как использовать и как из нее извлекать преимущества для бизнеса. После того как мы создали систему, нам нужно обеспечить ее поддержку, т. е. обслуживание и работоспособность. Это все сервис. Сервис вокруг. Вот это мы делаем. Мы собираемся делать не только разработку на заказ, но и полноценное сервисное предложение вокруг создания комплексных бизнес-систем. В этом наша стратегия. Мы никогда не будем поставлять «железо», мы никогда не будем продавать лицензии, мы никогда не будем делать сети. Но все, что находится вокруг бизнес-приложений, мы будем делать. У нас уже есть эта специализация, мы просто собираемся ее немного расширить за счет дополнительных составляющих.

Что получит заказчик

Все наши заказчики – неважно, западные, украинские или российские, если они готовы к аутсорсингу, готовы за него платить и понимают, зачем это нужно им для бизнеса (что самое главное), получают полноценный качественный сервис. Самая плохая ситуация – это когда заказчик ничего не хочет понимать, у него переменная стратегия, которая внезапно может кардинально измениться. С такими клиентами мы обычно не работаем. Разница между внутренними и внешними заказчиками в том, что последние, как правило, более зрелые. У них устоявшийся бизнес, и если они принимают какие-то решения, им понятно, зачем они это делают. Бизнес в Украине и в России еще неустоявшийся. Проблема в том, что становление рынка на просторах СНГ еще не закончено. Поэтому очень тяжело продавать аутсорсинг.

Но если люди имеют четкую, внятную бизнес- и IT-стратегию, где аутсорсинг является компонентой важной и весомой, и фокусируются на своем основном бизнесе, а не на разработке ПО, они становятся заказчиками, ничем не отличающимися от западных. Довольно странно, когда металлургическое предприятие или компания типа «Автоваз» содержит 1 тыс. человек, которые занимаются разработкой ПО, а потом спрашивает, почему цены на «Жигули» у них растут.

Вообще, сервисный бизнес очень тяжелый и сложный, потому что полностью построен на людях. То время, когда можно было прийти, с нуля создать сервисную компанию и быстро развиться, уже ушло. Я не говорю, что это невозможно, но стоимость входа на рынок и стоимость доверия потенциальных потребителей сегодня уже очень высоки. Единственный шанс получить какие-то хорошие условия для конкуренции – это ситуация, когда какая-то большая компания создает и развивает сервисную фирму и потом выпускает ее на рынок. Но опыт показывает, что на отечественном рынке еще ни одна из них не «слезла с иглы» внешних дотаций и так и не стала истинно рыночной. Поэтому ожидать появления в этой нише новых серьезных игроков не приходится. Но абсолютно точно, что на наш рынок придет очень серьезный западный бизнес. Или индийский. И вот к чему надо готовиться.

А заказчику это только на руку. Только в жесткой конкурентной борьбе закаляется сервис.

Существует ли "постиндийский" рынок офшоринга

EPAM Systems, основанная в 1993 г., является партнером SAP и одним из лидеров в области консалтинга и заказных разработок программного обеспечения в Центральной и Восточной Европе. ЕРАМ – крупная международная компания, в которой трудится более 3,1 тыс. специалистов, обладает богатым опытом в технологиях, бизнес-процессах и менеджменте, полученным на самых конкурентных рынках. Благодаря 14-летнему опыту общения с клиентами в Украине

Существует ли "постиндийский" рынок офшоринга
Анатолий Гавердовский: «Все наши заказчики – неважно, западные, украинские или российские – если они готовы к аутсорсингу, готовы за него платить и понимают, зачем это нужно им для бизнеса (что самое главное), получают полноценный качественный сервис»
и других странах СНГ EPAM Systems прекрасно понимает реалии отечественного бизнеса. В ее активе более 2 тыс. успешно выполненных проектов по разработке ПО и консалтингу. Она обладает сетью офисов по работе с клиентами (для украинских заказчиков – в Киеве и Харькове) и центров R&D в СНГ.

Украинским компаниям EPAM Systems предлагает услуги в области разработки корпоративных систем и консалтинга: от анализа и формализации бизнес-процессов до внедрения систем класса ERP, CRM и других бизнес-приложений, в том числе основанных на продуктах и технологиях SAP. Специальная консалтинговая группа сосредоточена на работе с заказчиками из Украины и других стран СНГ, среди которых мебельный концерн MERX, ГК «ТКС», корпорация «Богдан», «Газпромнефть», «Роснефть», РАО «ЕЭС России», Росэнергоатом, концерн «Силовые машины» и многие другие.

+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT