`

СПЕЦІАЛЬНІ
ПАРТНЕРИ
ПРОЕКТУ

Чи використовує ваша компанія ChatGPT в роботі?

BEST CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Александр Кулаковский

Строим «облако». Часть четвертая. Автоматизация

+1212
голосов

Сегодня я хочу написать об автоматизации, как заключающей стадии непосредственного внедрения частного «облака» с технологической точки зрения. Сразу отмечу, что автоматизация не сделает «облако» полностью автоматическим, не сведет к нулю потребность в администраторах или технологиях обеспечения отказоустойчивости и вообще не является панацеей от сбоев, проблем и необходимости работы в консоли. Тем не менее, она значительно облегчит администрирование всего стека ИТ-сервисов и инфраструктуры в целом.

В работе с клиентами я всегда выделяю два основных момента — цель автоматизации и соответствующие ей средства. Цель раскрывает, якобы, очевидную задачу — что автоматизировать, но здесь в 80% случаев и встречается самое большое количество нюансов. Как правило, продуктивная ИТ-среда на 95% статична и эволюционно создается несколькими поколениями администраторов. Если же, к примеру, инфраструктуру для Exchange необходимо предоставить всего один раз, то ROI автоматизации этого процесса, с учетом CAPEX на закупку ПО частного «облака» и времени его внедрения, будет исчисляться не месяцами, а годами.

Легко понять, что эффективно автоматизировать можно и нужно только повторяющиеся операции: выдачу ресурсов для тестирования и разработки, рутинные задачи администрирования системы (патчинг, обновление, масштабирование, отработка скриптов fail-over, резервирование, восстановление, аудиты на безопасность) и т.п.

Ключевым и практически единственным средством автоматизации служит оркестратор — технологические ядро любой облачной среды. Так как это именно ядро, я очень не советую использовать недавно анонсированные продукты. К примеру, самый эффективный оркестратор, который я когда-либо видел, существует на рынке более 15 лет. В остальном рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:

  • отсутствие привязки к вендору. Ранее лишь один оркестратор работал с оборудованием и ПО всех производителей. Сегодня же каждый уважающий себя вендор добавил такую функциональность в свое решение. Поддержка чужих продуктов осуществляется с помощью так называемых коннекторов, которых у оркестратора может насчитываться более 5 тыс. С такими возможностями можно автоматизировать любую задачу по предоставлению и обслуживанию multi-mesh-сервисов со сложной архитектурой и применением ПО нескольких производителей. К примеру, один мой коллега полностью автоматически ревернул сервис, который был размещен на партиции Power сервера IBM с ОС AIX, в связке с виртуальной машиной, в которую была автоматически установлена БД Oracle 11. Сам гипервизор х86-архитектуры был также автоматически развернут на блейд-сервере HP BL460c G7;

  • интеграция в существующую архитектуру, т.е. с имеющимися системами мониторинга, резервирования/восстановления данных, deployment-серверами, гипервизорами и т.д. Причем, интеграция должна быть настолько полноценной, чтобы позволять автоматизировать не только реакцию на событие в системе мониторинга, но, при необходимости, и восстановление данных с ленточной библиотеки в другой ЦОД, не говоря уже об отработке workflow для обеспечения отказоустойчивости;

  • возможность создания своих технологических карт в удобном интерфейсе. Многие считают это мелочью, но инфраструктура любого предприятия уникальна и другую такую просто не найти, максимум — несколько похожую. Соответственно, без такой функциональности адаптация работы оркестратора под каждую инфраструктуру превращается в кошмар, а слово «решение» заменяется на «workaround».

Подводя итог всему вышесказанному, я бы сделал следующие выводы:

  • автоматизация ИТ отнюдь не реализует концепцию «автоматического ИТ», которое никогда не «падает» и работает без участия ИТ-специалистов. Но она существенно облегчает администраторам жизнь и повышает эффективность ИТ в целом. Я люблю проводить параллель с переносом данных. Лет 10 назад, чтобы записать данные на внешний носитель, приходилось использовать специальное ПО и выполнять довольно сложную процедуру, включающую верификацию данных и т.д. Сейчас — вставили флешку, перетащили папку, унесли. Задача решена в разы проще и быстрее, но в обоих случаях — без человека не обошлось;

  • при эффективной автоматизации ИТ можно реально экономить ОРЕХ и быстро окупить САРЕХ на приобретение облачного ПО;

  • с использованием комплексного решения с автоматизацией процессов и планированием, обслуживание ИТ превращается из реактивного процесса в проактивный.

Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365

+1212
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 

Ukraine

 

  •  Home  •  Ринок  •  IТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Мережі  •  Безпека  •  Наука  •  IoT