`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Стабильное движение вперед

Статья опубликована в №31 (648) от 19 августа

+11
голос

Мировой экономический спад оказал заметное влияние на поставщиков сотовых терминалов. Ведущие игроки вынуждены были инвестировать значительные средства в разработку и продвижение высокоуровневых устройств с поддержкой сенсорных экранов, GPS и расширенными мультимедиа-возможностями. При этом агрессивная ценовая конкуренция и нестабильность американской валюты в целом негативно сказались на росте их доходов.

Подтверждение этому можно обнаружить в аналитических выкладках IDC. Согласно им по итогам II квартала объем поставок увеличился на вполне солидные 15,3% по сравнению с тем же периодом 2007 г., достигнув отметки в 306 млн терминалов. Вместе с тем вендоры нередко фиксировали падение доходов, а в некоторых случаях и довольно серьезные убытки.

Укрепление позиций

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II квартале чистая прибыль Nokia сократилась на 61%, до 1,6 млрд долл. Объясняется это не только слабым долларом, но и рядом субъективных факторов, в частности значительными затратами финской компании на закрытие производственных мощностей в германском Бохуме, а также исключением из отчетности финансовых показателей сетевого подразделения, полностью переведенного в Nokia Siemens Networks. В то же время свидетельством улучшения эффективности компании является рост рентабельности с 11,1 до 14,7% в годовом сравнении.

В целом за II квартал Nokia реализовала свыше 122 млн устройств, на 6% превзойдя свой результат в первой четверти года. Немаловажную роль в этом сыграло масштабное освоение развивающихся рынков. Крупнейшим потребителем ее продукции по-прежнему остается Азиатско-Тихоокеанский регион, куда поставляется 36% от всех выпущенных аппаратов. Конечно, большинство из них – бюджетные: на недорогие модели 1200 и 1208 пришлась третья часть от сбыта всех телефонов финской компании.

Ключевую роль с точки зрения доходности все же играют конвергентные разработки. Так, за отчетный период Nokia реализовала свыше 10 млн моделей серии N и почти 2 млн бизнес-устройств линейки E, обладающих относитель-но высокой нормой прибыли. Закрепляясь в потребительском сегменте, компания делает ставку на устройства N78 и 6220, а также стильную серию Supernova в авангарде с 7610. Для корпоративных пользователей недавно анонсированы коммуникаторы E71 и E66. Кстати, в этих аппаратах компания отказалась от поддержки сервисов BlackBerry. Несмотря на то что с точки зрения конкуренции решение выглядит вполне логичным (Nokia продвигает свою плотформу для доступа к корпоративным ресурсам – Enterprise Solutions), некоторые наблюдатели не увидели в нем особого смысла на данном этапе. По их мнению, этот шаг хотя и не добавит новых абонентов сервису RIM, но в то же время может снизить популярность линейки Е, например на рынке США, где позиции финского производителя и без того оставляют желать лучшего.

Рассматриваемый период для Nokia можно считать стартом первых программных и ориентированных на Интернет сервисных инициатив, с которыми компания связывает перспективы своего бизнеса. К ним относится, в частности, развитие проекта Ovi, призванного стать ключевым порталом для владельцев современных терминалов и включающим картографический сервис, онлайновое хранилище данных, музыкальный магазин и т. д. Постепенно расширяется список стран, в которых доступны услуги Nokia Music Store. Нельзя не вспомнить и успешный запуск Nokia Maps 2.0 – с момента выхода уже произведено более 400 тыс. загрузок этого ПО.

Завершая перечисление квартальных достижений вендора, напомним и о появлении Symbian Foundation. Необходимость усиления позиций в преддверии конкурентной борьбы с iPhone и устройствами под управлением ОС Android заставила Nokia увеличить свою долю в Symbian Limited путем выкупа всех акций у Sony Ericsson, Motorola и NTT DoCoMo. К слову, пытаясь ослабить позиции детища Apple, финский производитель объявил о скором выпуске устройства с сенсорным экраном. Причем такой телефон от Nokia будет нацелен на массового потребителя, а не на премиум-сегмент США и зрелых рынков, как это обстоит в случае с iPhone.

Корейский фронт

Показатели «телефонного» направления Samsung по-прежнему говорят об успешном ведении данного бизнеса, позволяя вендору закрепиться на второй позиции в глобальной табели о рангах. Впрочем, замедление развития мировой экономики оказало свое негативное влияние – как следствие, рост продаж несколько снизился. Обостряющаяся конкуренция в когда-то безраздельной вотчине Samsung – в сегменте телефонов премиум-класса – заставляет корейскую компанию направлять значительные финансовые ресурсы на маркетинг, что, в свою очередь, снизило рентабельность по итогам квартала до 12,8%. Впрочем, результат мог бы быть и хуже, если бы не популярность таких новинок, как сенсорный терминал Soul, F480 и M800.

Большое удивление у наблюдателей вызвали итоги работы LG Electronics, в активе которой лучшая за II квартал динамика увеличения поставок – в пределах 45%, по версии IDC. Продажи подразделения Mobile Communications достигли 3,7 млрд долл. и тем самым на рекордные 34,3% превзошли показатели второй четверти прошлого года. Залогом достижения столь высоких результатов остается североамериканский рынок, освоивший треть всех реализованных телефонов корейского вендора. Потребители из США отдавали предпочтение устройствам премиум-серий Secret, Viewty и Venus. Кроме того, по мнению экспертов Strategy Analytics, сотрудничество с американским оператором Verizon Wireless и поставка через его сбытовую сеть 3G-аппаратов Vu и Voyager позволили LG занять второе место по продажам в этом регионе. Таким образом, компания вернулась на позицию, с которой ее два года назад потеснила Samsung.

В полосе неудач

Весьма неожиданным для экспертов оказался и квартальный доход Motorola. Несмотря на продолжающееся падение продаж (в период с апреля по июнь включительно компания реализовала на 21% меньше телефонов, чем годом ранее), финансовые показатели американского вендора стабилизировались. Объем продаж превысил 8 млрд долл., позволив ему даже получить чистую прибыль в размере 4 млн долл. Однако такой результат нельзя назвать заслугой подразделения Mobile Devices, показавшего операционный убыток в размере 346 млн долл. Позитивную тенденцию обеспечили прибыльные направления Home and Networks Mobility и Enterprise Mobility Solutions. Исходя из объема поставленных устройств, Motorola все еще удерживает третье место на мировом рынке, но не исключено, что уже в текущем квартале LG сместит ее с занимаемой позиции.

Помешать этому сможет заметно расширившийся ассортимент Motorola, который пополнился новым ROKR E8, а также оснащенными сенсорными экранами и GPS-модулями MING A1600 и MING A1800. В начальном сегменте внимание покупателей может привлечь недорогой аппарат с сенсорным экраном MOTO A810. Появились в продаже и несколько терминалов с поддержкой 3G, способных усилить позиции Motorola, в том числе и в США, где компания все еще удерживает первое место по объемам реализации.

Еще один трудный квартал, связанный со снижением рентабельности, пережила Sony Ericsson. На фоне падения поставок, продажи компании за год уменьшились на 9%, едва превысив рубеж в 4,1 млрд долл. Как следствие, убытки составили 2,9 млн долл. Отдельно стоит сказать о довольно слабом спросе на ее телефоны в Европе – традиционно главном для SE регионе сбыта.

В самой компании столь плачевные результаты склонны объяснять колебаниями валютного курса, возросшей конкуренцией и замедлением динамики роста продаж телефонов среднего и высшего ценовых диапазонов, на которые шведско-японский альянс делает ставку. Среди двенадцати недавно представленных новинок большая часть относится к премиум-устройствам Cyber-shot и Walkman во главе с С905 – первой моделью Cyber-shot, оснащенной камерой 8 Мп. В то же время SE достаточно сложно пробиться на бюджетный рынок, плотно контролируемый Nokia.

Рассматривая развитие рынка в целом за год, аналитики сходятся во мнении, что общий рост поставок телефонов будет колебаться у отметки 10%, что в натуральном выражении составит 1,4 млрд устройств. Справедливости ради необходимо отметить, что буквально несколько месяцев назад эксперты прогнозировали увеличение этого показателя более чем на 15%.

Производители продолжат делать ставку на аппараты среднего и высокого уровня, что вызвано сильной конкуренцией на новых рынках сбыта, и низкой рентабельностью бюджетных терминалов. Отчасти поэтому сегмент смартфонов будет демонстрировать годовой рост в районе 40%, в то время как спрос на телефоны других категорий будет расти значительно медленнее.

Ведущие поставщики мобильных телефонов
Компания II квартал 2008 г. II квартал 2007 г. Рост, %
Поставки, млн шт. Доля рынка, % Поставки, млн шт. Доля рынка, %
Nokia 122 39,9 100,8 38 21
Samsung 45,7 14,9 37,4 14,1 22,2
Motorola 28,1 9,2 35,5 13,4 -20,8
LG Electronics 27,7 9,1 19,1 7,2 45
Sony Ericsson 24,4 8 24,9 9,4 -2
Остальные 58,1 19 47,7 18 21,8
Всего 306 100 265,4 100 15,3
По данным IDC.
+11
голос

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT