`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Сотовая сеть в роли радара

0 
 

Вряд ли те, кто придумал технологию мобильной связи, догадывались в свое время, на что она в конечном итоге окажется способной. И дело здесь даже не в MMS, трансляции видео и других подобных вещах: кое-кто смог пойти гораздо дальше, хотя, скажем так, в совершенно ином направлении.

Британская фирма Roke Manor Research при участии аэрокосмического гиганта British Aerospace разработала технологию CELLDAR (сокращение от cellular phone radar), позволяющую использовать сети сотовой связи для обнаружения и слежения за воздушными, наземными и надводными целями.

Ключевая идея CELLDAR заключается в сопоставлении сигналов, излучаемых непосредственно базовыми станциями мобильных сетей, или "сотами" (координаты которых точно известны), и отраженных от объектов. При этом имеется также возможность расчета скорости перемещения цели на основании эффекта Допплера. Для обнаружения наземных целей достаточно двух базовых станций, воздушных -- трех.

Сотовая сеть в роли радараНеужели подобный подход действительно может оказаться эффективным, спросите вы. Оказывается, да. Созданный еще несколько лет назад демонстрационный прототип CELLDAR, состоявший из двух обыкновенных настольных "тарелок", двух мобильных телефонов (выполнявших, как несложно догадаться, роль "сот") и ПК с аналого-цифровым преобразователем, стоил немногим более $3000 и был способен обнаруживать автомобили и людей на расстоянии в несколько сотен метров.

"Сигналы от базовых станций распространяются гораздо дальше, чем вы можете себе представить, -- на несколько километров. Все, что нам остается, -- это разработать наземный либо монтируемый на самолете приемник для поиска летящих целей, -- говорит менеджер программы CELLDAR Питер Ллойд (Peter Lloyd). -- Кроме того, базовые станции, размещенные на побережье, позволят нам обнаруживать в прибрежных водах лодки и перископы (!!! -- Авт.)".

В Roke Manor Research также полагают, что расширить возможности CELLDAR удастся за счет вспомогательных средств, таких, к примеру, как акустические датчики.

Те, кто хоть немного знаком с радиолокацией, наверняка уже отметили про себя, что CELLDAR является пассивной системой (и именно так ее классифицируют создатели), т. е. неизлучающей и работающей только на прием. Однако, если разобраться, ее все-таки, наверное, не назовешь пассивным локатором в чистом виде, поскольку облучение цели здесь присутствует -- другое дело, что источник излучения никакого отношения к CELLDAR не имеет, а потому "засечь" работу системы невозможно. Еще одно ее безусловное преимущество, по словам специалистов, состоит в гораздо более низкой, чем у активных локаторов, стоимости.

В принципе, уже из самой идеи CELLDAR напрашивается очевидный вывод об основной потенциальной сфере ее применения -- оборонной. Правда, представить себе, что система используется в условиях полномасштабных боевых действий -- такой вариант тоже рассматривается разработчиками -- весьма затруднительно (это мягко говоря), но, к примеру, как одно из средств ПВО или ведения воздушной разведки -- почему бы и нет. Предлагаются, однако, и вполне "мирные" варианты -- например, оценка с помощью CELLDAR ситуации на дорогах и контроль за соблюдением правил дорожного движения (в частности, скоростных ограничений).

Что касается недостатков, то главным из них является сложность программного обеспечения, необходимого для обработки получаемых данных. Но эту трудность, по словам специалистов Roke Manor Research, компании удалось преодолеть, тем более, что, по их мнению, игра стоит свеч.

И в завершение следует упомянуть, что вообще-то CELLDAR -- не первое и не единственное решение, которое предусматривает задействование уже готовой беспроводной инфраструктуры. Так, еще один аэрокосмический гигант, на сей раз американский -- Lockheed Martin, -- в настоящее время работает над созданием системы, использующей для обнаружения самолетов и кораблей сигналы радио- и телевышек. Как видим, подход практически тот же, только специфика несколько иная.
0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT