В жизни важны всего три вещи. Они движут и тобой, и любой
живой тварью: первая -- выживание, вторая -- общественный уклад, третья -- удовольствие.
Все в жизни проходит через эти три этапа. Причем после удовольствия уже ничего
нет. Отсюда вывод: смысл жизни -- достичь третьего этапа. Достиг его -- и дело
в шляпе. Но сперва -- пройти два предыдущих.
Линус Торвальдс
На сайте
"В поисках глупостей" (In
Search of Stupidity) известный софтверный маркетолог и автор Рик Чапман
(Rick Chapman) дает на этот вопрос довольно банальный ответ -- фирмы, которым
удалось выжить, не делали крупных ошибок, способных похоронить любые надежды
на возрождение и сохранение прежних темпов развития.
Если взглянуть на группу лидеров рынка программного обеспечения для потребителей
(не принимая во внимание консалтинговые компании и разработчиков корпоративного
ПО), то можно заметить интересную тенденцию -- за прошедшие 17 лет, к 2001 г.,
в десятке победителей из лидеров 1984 г. осталась только Microsoft. Переместившись
на одну позицию вверх и увеличив объемы своих доходов почти в 400 раз, она не
просто выиграла забег на рынке ПО. Корпорация обошла соперников настолько, что,
как выразился известный программист и философ Джоэль Спольски (Joel Spolsky),
написавший предисловие к книге Чапмана, "Adobe удвоила бы объемы своих
доходов, если бы ей удалось заполучить контракт на поставку прохладительных
напитков для сотрудников Microsoft". Это произошло по той причине, что
ей удалось, удачно маневрируя на рынке, избежать фатальных ошибок. Впрочем,
и сам Спольски в свое время работал в Microsoft -- менеджером в команде создателей
языковой среды Visual Basic for Applications, поэтому его пристрастия можно
назвать субъективными, но факт остается фактом: за 17 лет в десятке лидеров
осталась всего одна компания. Почему же исчезли остальные?
Потому что они однажды ошиблись. Скажем, Эд Эсбер (Ed Esber), глава очень известной
в 80-е годы Ashton-Tate, сменив своего предшественника, решил укрепить финансовое
положение компании. Ashton-Tate, производитель популярной СУБД dBase, под руководством
Эсбера начала серию судебных процессов против тех фирм, которые разрабатывали
прикладное ПО на основе dBase. Они, как утверждал Эсбер, отнимали хлеб у Ashton-Tate
и не платили ей должных лицензионных отчислений. Пожалуй, конференция разработчиков
Ashton-Tate стала тогда единственным массовым событием, когда программисты,
посещающие форум из года в год, освистали новое руководство компании. В результате
Эсберу не понадобилось и трех лет, чтобы свести к нулю продажи dBase и сделать
Ashton-Tate достоянием истории. За рекордно короткие сроки сотни мелких фирм,
выпускающих продукты для управления данными, нашли достойные альтернативы, одновременно
дав импульс для роста целой индустрии dBase-заменителей.
Таких примеров немало. MicroPro, производитель известного текстового процессора
WordStar, благодаря которому компания в 1984 г. заняла первое место на софтверном
рынке, год спустя решила заняться созданием абсолютно нового редактора. В то
время существовал клон WordStar, разработанный под руководством Эдварда де Жонга
(Edward de Jong) и написанный на языке C, что отвечало последним веяниям моды.
В 1985 г. один из директоров MicroPro пригласил де Жонга в команду на роль ведущего
программиста и предложил ему поработать над созданием продукта следующего поколения
-- WordStar 2000. Параллельно компания продолжала разработку и поддержку предыдущих
версий WordStar, но де Жонг, пораженный неэффективностью программного кода ключевого
продукта MicroPro, полностью переписал его, заодно изменив набор клавиатурных
команд. После выпуска новой программы MicroPro смогла ощутить на себе весь хаос,
царящий на рынке ПО для редактирования текста, -- покупатели имели возможность
приобрести как последние версии WordStar, так и WordStar 2000, причем многие
клиенты, покупая WordStar 2000, предполагали найти там совместимость с документами
и клавиатурными командами первоначального редактора WordStar. Нетрудно догадаться,
что уже через несколько лет на этом рынке появилась новая звезда -- WordPerfect.
Какие тенденции преобладают на рынке сегодня? Если проанализировать результаты
2003 финансового года, то очевидны дальнейшее укрепление позиций Microsoft и
относительно небольшой рост оборотов компаний первой десятки. Исключением стали
лишь Intuit, Network Associates и Symantec, которые за столь короткий промежуток
сумели показать объемы роста, исчисляющиеся двузначными числами. Однако особо
показательно смещение со второго места ветерана рынка Adobe Systems компанией
Electronic Arts. Ошибки здесь нет -- в 2001 г. EA заработала 141 млн. долл.,
что не позволило ей тогда войти в первую десятку. Но в 2002 г. продажи увеличились
более чем в десять раз и вместо жалкой девятизначной суммы Electronic Arts заполучила
на свои счета гордые 1,7 млрд. долл. А в прошлом году, как можно видеть из таблицы,
эта сумма составила почти 2,5 млрд.
Точно так же геймерское сообщество в десятке лучших компаний представляет ActiVision.
Объемы продаж в 864 млн. долл. и стабильный рост доходов наводят на мысль о
том, что в ближайшее время авторы Doom и Quake еще поборются за 7--8 места с
производителями CAD-инструментов и антивирусных пакетов.
Таким образом, потребительский сегмент рынка ПО демонстрирует наиболее высокие
темпы роста. С увеличением продаж ПК на планете появляется все больше пользователей,
которые хотят работать с документами, наслаждаться мультимедиа, бродить по Internet
и радоваться новым играм на своих компьютерах. Видимо, присутствие на рынке
игровых компаний в ближайшие годы будет все более заметным.
Развитие IT-индустрии, создание новых программных продуктов и безжалостная конкуренция
неизбежно ведут к постоянным перемещениям в группе лидеров. Кто знает, возможно,
к 2018 г. из десятки самых крупных фирм 2001 года "в живых" тоже останется
только одна компания.
Годовые обороты софтверных
компаний |
1984 |
2001 |
2003 |
Компания |
Годовой
оборот,
млн. долл. |
Компания |
Годовой
оборот,
млн. долл. |
Компания |
Годовой
оборот,
млн. долл. |
MicroPro |
60 |
Microsoft |
23845 |
Microsoft |
32187 |
Microsoft |
55 |
Adobe |
1266 |
Electronic Arts |
2482 |
Lotus |
53 |
Novell |
1103 |
Intuit |
1651 |
Digital Research |
45 |
Intuit |
1076 |
Symantec |
1407 |
VisiCorp |
43 |
Autodesk |
926 |
Adobe |
1295 |
Ashton-Tate |
35 |
Symantec |
790 |
Novell |
1105 |
Peachtree |
21 |
Network Associates |
745 |
Autodesk |
952 |
Microfocus |
15 |
Citrix |
479 |
Network Associates |
936 |
Software Publishing |
14 |
Macromedia |
296 |
ActiVision |
864 |
Broderbund |
13 |
Great Plains |
250 |
Citrix |
589 |
Источник:
Soft*Letter |
Источник:
Soft*Letter |
Источник:
Yahoo! Finance |
Примечание: в таблицу
включены только PC publishers, т. е. компании-разработчики, которые продают
свое ПО конечному пользователю, причем оно должно инсталлироваться на
десктопах и приобретаться в софтверных розничных магазинах в коробочном
варианте. |
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365