`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

SOA: ближе, чем кажется

Статья опубликована в №11 (579) от 20 марта

0 
 

«Обычно полагают, что переход на сервис-ориентированую архитектуру способствует достижению оптимального соотношения "бизнес / IT", но это только часть большой картины. Если смотреть глубже, то SOA реализует управляемые сервисы, которые становятся основой взаимоотношений между бизнесом и IT», – отметили системные архитекторы IBM Френсис Гейсерменс (Francis Geysermans) и Лоран Фелици (Laurent Felici), которые провели 13 февраля в Киеве 8-часовый семинар. На нем (едва ли не впервые в Украине) о SOA говорилось вполне буднично и с практической точки зрения.

SOA ближе, чем кажется

«Выравнивание» бизнеса и IT стоит начать с определения места компании в данной системе координат – и уже затем определять путь к точке оптимума

Практическим было и его название – «Построение фундамента для сервис-ориентированной архитектуры». Сменяя друг друга, докладчики изложили точку зрения IBM на принципы построения бизнес-процессов на основе SOA, рассказали о моделировании и сборке сервисов, а также об их внедрении с использованием IBM WebSphere Enterprise Service Bus (ESB) и WebSphere Process Server. О полноте охвата темы свидетельствовали и другие презентации: «Управление и обеспечение безопасности» и «Обеспечение управляемости среды и жизненного цикла SOA», а в заключение было рассказано о построении архитектуры, ориентированной на сервисы и доступные для разработчиков ресурсы. Учитывая, что более подробные материалы размещены на сайте www.ibm.com/soa/, приведем лишь несколько примеров, свидетельствующих о перспективности подхода, над реализацией которого IBM и ряд других компаний работают уже несколько лет, инвестируя в исследования и разработки миллиарды долларов.

С экономической точки зрения одним из настоятельных требований продолжающейся глобализации является обеспечение гибкости и максимального упрощения конфигурирования исполнительных структур огромных транснациональных корпораций. Вместе с тем это не означает, что средний и тем более мелкий бизнес не нуждается в SOA. Например, в цепочках поставок могут принимать участие и крошечные компании из нескольких человек, выпускающие какие-либо комплектующие. А если так, то они также должны быть включены в общую производственную и сбытовую сеть, чтобы точнее планировать производство и поставки.

Крупные фирмы периодически вынуждены реагировать на рыночные изменения, которые случаются все чаще, поскольку темпы ведения бизнеса стремительно растут, и ситуации, когда приходится подстраивать или даже коренным образом трансформировать бизнес-процессы, все учащаются. Кроме того, компании стараются отдавать многие операции последовательности действий в аутсорсинг. В таких условиях привлекательность построения корпоративной информационной системы с использованием технологий SOA весьма высока по сравнению с применимыми сегодня решениями традиционной архитектуры.

SOA ближе, чем кажется
Френсис Гейсерменс: «Сегодня компании уже не реализуют бизнес-процессы линейно в пределах подразделения. В них включаются другие отделы, поставщики, аутсорсеры и – в последнее время все чаще – сами потребители»

Следующий фактор, благоприятно влияющий на распространение SOA – консолидация рынков. По мере их созревания на них работают все более крупные компании, образующиеся за счет поглощения конкурентов. Захват рынка – одна из основных забот топ-менеджмента. Проблемой IT-службы при этом является масштабирование информационных систем и интеграция в них часто несовместимых решений поглощаемых фирм. При традиционном подходе, как правило, образуется гетерогенная система с многочисленными шлюзами и ПО промежуточного уровня. При использовании SOA развитие IT-инфраструктуры происходит значительно легче вследствие самой природы данных технологий.

Уже не один год много говорится о «выравнивании» (align) бизнеса и IT». При этом имеется в виду, что IT-подразделение должно выделять ровно столько информационных ресурсов, сколько требуется для ведения основного бизнеса, и, соответственно, придерживаться определенного бюджета. Здесь SOA также имеет преимущество перед менее гибкими решениями за счет повторного использования ресурсов.

Наконец, принцип ведения «бизнеса по требованию» (On Demand Business) также лучше реализуется с помощью SOA. В соответствии с ним компании переходят на клиентоцентричную модель работы – заказчики включаются в информационные процессы маркетинга, производства и сбыта. В результате объем поставляемых продуктов и услуг теперь напрямую зависит от размера клиентской базы, а главной задачей компаний становится привлечение новых заказчиков и удержание имеющихся. Это, в частности, объясняет, почему CRM-системы переживают сейчас вторую молодость.

Как отметил один из «евангелистов» SOA Томас Фридман (Thomas Friedman) в своей книге «Плоский мир» (The World Is Flat), «каждая задача должна выполняться тем, кто справляется с ней лучше всех, а затем все снова собирается из кусочков в единое целое».

Этому способствует ряд факторов. Общемировые многоотраслевые стандарты и технологии приобретают все большую популярность, устраняя несовместимость решений. Одновременно становится легкодоступной лучшая мировая практика управления бизнесом. Так что можно сказать, что сегодня распространение SOA сдерживается в основном недостаточным пониманием его принципов потенциальными пользователями, поскольку практически все необходимое ПО не только разработано на уровне концепций, но и реализовано в конкретных продуктах. Понятно, что компаниям трудно отказаться от своих решений, ведь в них были инвестированы значительные средства. Но положение таково, что в категорию «наследуемых» (legasy) сегодня уже переходят вполне современные клиент-серверные информационные системы, купленные всего несколько лет назад. И видимо, только конкурентное преимущество, которое получат игроки рынка, первыми перешедшие на SOA, вызовет бум внедрений новых IT-инфраструктур. Согласно большинству оценок аналитиков, это произойдет не позже, чем через 3–4 года.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT