`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Смартфоны в авангарде роста

Статья опубликована в №25 (736) от 13 июля

0 
 

Мировой рынок мобильной связи растет. Основную массу новых абонентов, разумеется, дают регионы с традиционно низким уровнем проникновения услуги, но и на зрелых рынках число подключений увеличивается. Одним из двигателей этого прогресса остается сегмент смартфонов. Вытесняя обычные сотовые терминалы, конвергентные разработки осваивают новые ниши.

Увеличивая потенциал

По итогам 2010 г. в мире будет насчитываться свыше 5 млрд абонентов мобильной связи, и это не в последнюю очередь благодаря стабильному росту интереса к смартфонам. Исследователи из ABI Research уверены, что, помимо фактора конвергенции, дальнейшее расширение пользовательской базы будет происходить за счет удешевления тарифов на высокоскоростной доступ к сервисам и снижения стоимости сотовых терминалов.

Основная часть прироста по-прежнему обеспечивается развивающимися рынками Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона, осваивающими недорогие решения. В частности, количество пользователей на Африканском континенте по результатам 2010 г. увеличится более чем на 22% в годовом сравнении, а уровень проникновения в регионе APAC – на 65%. Рост обеспечат Индия и Индонезия, в которых за последние четыре квартала появилось в совокупности 150 млн новых абонентов.

С другой стороны, продолжают наращивать количество мобильных подключений зрелые рынки Северной Америки и Европы – несмотря на то, что проникновение связи на них уже давно превысило 100%. Интерес покупателей подпитывает выпуск новых устройств, а именно смартфонов и в меньшей степени – медиапланшетов, нетбуков, электронных книг.

По мере запуска сервисов нового поколения – WiMAX и LTE – внимание к смартфонам будет только расти. Эксперты предрекают, что в 2011 г. технология LTE заявит о себе в полный голос. Первопроходцы во главе с Verizon (США) и DoCoMo (Япония) начнут широкомасштабное развертывание сетей к концу текущего года. Более того, на рубеже полугодий уже 132 сотовые сети объявили о проведении испытаний или о планах коммерческого запуска LTE, а упомянутая Verizon сообщила о возможном появлении терминалов с поддержкой LTE не позднее мая 2011 г.

Впрочем, подобное развитие событий не означает прекращения развития WiMAX – 188 сетей в мире на основе этой технологии сейчас проходят «обкатку» либо уже функционируют на коммерческой основе. Так, провайдер Clearwire в США продолжает расширять сеть и увеличивать абонентскую базу благодаря распространению популярного WiMAX-смартфона HTC EVO 4G.

Рыночное ориентирование

Не менее важным фактором, позволяющим позиционировать смартфон в качестве стратегической вычислительной платформы ближайшего десятилетия, станет использование предустановленных и загружаемых навигационных систем. По оценкам iSuppli, в 2010 г. этот рынок вырастет в 10 раз, а уже в 2014-м – в 40 раз. Количество инсталляций таких систем в текущем году увеличится до 81 млн, тогда как в 2009 г. данный показатель равнялся лишь 8 млн. Через пять лет это значение вплотную приблизится к отметке 300 млн.

Навигационное ПО может устанавливаться на смартфон производителем либо пользователем самостоятельно. В первом сегменте лидирует Nokia, второй же, существенно менее крупный, испытает в 2010 г. резкий подъем. Залогом успеха станет бесплатная загрузка Ovi Maps с пошаговой навигацией. Только в I квартале было скачано свыше 10 млн копий этого ПО. Впоследствии, однако, частота загрузок снизилась, так как Nokia стала предустанавливать Ovi Maps на новые модели.

Наибольшая часть платных загружаемых навигационных программ приобретается для Apple iPhone – в 2009 г. этот показатель превысил 2,9 млн приложений. Ожидается, что в текущем году сегмент навигационного ПО для iPhone достигнет 5,8 млн программ средней стоимостью $50. Таким образом, объем рынка составит 290 млн долл. На долю Apple, которая получает 30% розничной цены программ, придется около 87 млн долл., тогда как Nokia не имеет прямого дохода от Ovi Maps, но она владеет поставщиком карт Navteq. Чтобы конкурировать с ней, другим фирмам нужен источник недорогих картографических данных.

Устоявшийся оптимизм

У потребителей из Западной Европы, проявивших массовый интерес к смартфонам гораздо раньше восточных соседей, аппетиты пока не идут на убыль. В первом квартале по региону разошлось свыше 12 млн устройств, что на 57% больше, чем год назад. Учитывая, что традиционные мобильные телефоны за аналогичный период потеряли 4% рынка, конвергентные разработки завоевали уже 28% регионального сбыта. Стимуляторами спроса выступили Apple, Research in Motion и HTC – рост их квартальных продаж превысил 100%. Что характерно, аппаратов под управлением ОС Android впервые было реализованно больше, чем с Windows Mobile. В то же время бессменный лидер в лице Symbian продолжает терять позиции, испытывая нешуточное давление со стороны решений с iPhone OS, Android и BlackBerry OS. Несмотря на то что поставки смартфонов с логотипом Nokia в годовом сравнении увеличились на 13%, до 4,9 млн устройств, продемонстрированные темпы развития оказались недостаточными на фоне общего роста рынка.

Мировые поставки смартфонов
Марка I квартал 2010 г. I квартал 2009 г. Изменение, %
Поставки, шт. Доля рынка, % Поставки, шт. Доля рынка, %
Nokia 21 429 680 38,8 13 683 920 41,4 56,6
RIM 10 589 620 19,2 7 298 820 22,1 45,1
Apple 8 752 180 15,9 3 792 470 11,5 130,8
HTC 2 840 120 5,1 1 379 860 4,2 105,8
Motorola 2 602 490 4,7 1 099 100 3,3 136,8
Другие 8 987 550 16,3 5 812 390 17,6 54,6
Всего 55 201 280 100,0 33 066 560 100,0 66,9
По данным Canalys.

Восточная хватка

С той же интенсивностью развивается и Азиатско-Тихоокеанский регион. Согласно наблюдениям экспертов Canalys, по итогам 2010 г. общий объем продаж смартфонов во входящих в его состав странах увеличится к прошлому году на 53%, до 76,7 млн устройств. Более того, уже в 2011 г. регион с легкостью преодолеет знаковый рубеж в 100 млн реализованных аппаратов. Если дела пойдут в нынешнем темпе, то в 2012 г. страны APAC без труда обгонят самый емкий рынок смартфонов – EMEA – и на несколько лет закрепятся в статусе регионального лидера, захватив по меньшей мере 36% мировых продаж. Причем если в 2009 г. этим устройствам принадлежало лишь 11% мобильного рынка APAC, то уже в 2012 г. их удельный вес превысит 20%. Хотя аппараты, использующие ОС от Symbian Foundation, продолжают доминировать, их позиции относительно других игроков неумолимо ослабевают. Так, в прошлом году Symbian-смартфоны от Nokia, Sharp и Fujitsu охватывали около 75% рынка, а в нынешнем ожидается сокращение их доли до 62,7%. Впрочем, Nokia не теряет надежд по итогам года оставить за собой не менее половины рынка. Благоприятствуют этому не только налаживание тесного сотрудничества с China Mobile и недавний запуск совместного с крупнейшим азиатским оператором магазина MM-Ovi Store, но и подкрепляемые конкретными действиями намерения усилиться в сегменте решений стандарта TD-SCDMA.

Стремительно набирающие вес конкуренты все же не позволят финнам так просто удерживать статус фаворита. Ожидается, что поставки решений с Android, включая продукты под управлением основанной на этой ОС платформы Open Mobile System от China Mobile, в 2010 г. возрастут к прошлому году на 861%, до 7,1 млн. Ключевыми творцами успеха Android останутся Motorola, HTC, Samsung и LG.

Не менее безоблачное будущее ожидает продукцию Apple. Хотя в ряде стран региона, в частности Японии и Южной Корее, традиционно сильные позиции занимают локальные бренды, с выходом iPhone 4 компания способна нарастить годовые поставки на 90%, до 9,1 млн смартфонов, тем самым заняв вторую строчку рейтинга крупнейших поставщиков смартфонов в регионе.

Популярность смартфонов с разными устройствами ввода
Устройство ввода I квартал 2010 г. I квартал 2009 г. Изменение, %
Поставки, шт. Доля рынка, % Поставки, шт. Доля рынка, %
QWERTY-клавиатура 15 085 310 27,3 9 392 560 28,4 60,6
Цифровая клавиатура 7 479 350 13,5 12 311 590 37,2 -39,2
Сенсорный экран 32 636 620 59,1 11 362 410 34,4 187,2
Всего 55 201 280 100,0 33 066 560 100,0 66,9
По данным Canalys.

На пороге насыщения

Позитивные тенденции обнаруживаются и на рынке Северной Америки, на котором по обыкновению господствуют модели смартфонов среднего и высшего ценовых диапазонов. Так, с марта по май обладателями этих устройств здесь стали 49,1 млн человек. По числу пользователей продолжает лидировать RIM – ее продукцию применяют 41,7% владельцев смартфонов США и Канады. Замыкают первую тройку Apple и Microsoft, взявшие под контроль 24,4 и 13,2% рынка соответственно. Значительный рывок сделала Android, доля которой возросла до 13%. Говоря об этой платформе, нельзя не отметить ее агрессивное наступление на рынок, постоянно подкрепляемое выходом новых моделей. В числе последних примеров – запуск в серию смартфонов Sprint HTC EVO 4G и Verizon HTC Droid Incredible, а также скорый старт продаж Verizon Motorola Droid X и AT&T Samsung Captivate (Galaxy S).

Аналитики ABI Research и Canalys сошлись во мнении, что в I квартале 2010 г. количество реализованных смартфонов превысит 55 млн штук, а мировой рынок в годовом сравнении возрастет на 67%. Продав около 21,4 млн устройств, Nokia останется на вершине рейтинга, причем сохранив почти двукратный отрыв от ближайшего преследователя в лице RIM. Однако нужно отметить быстрый рост других производителей, которые в скором времени наверняка станут опасными конкурентами лидерам.

0 
 

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT