`

СПЕЦИАЛЬНЫЕ
ПАРТНЕРЫ
ПРОЕКТА

Архив номеров

Как изменилось финансирование ИТ-направления в вашей организации?

Best CIO

Определение наиболее профессиональных ИТ-управленцев, лидеров и экспертов в своих отраслях

Человек года

Кто внес наибольший вклад в развитие украинского ИТ-рынка.

Продукт года

Награды «Продукт года» еженедельника «Компьютерное обозрение» за наиболее выдающиеся ИТ-товары

 

Smart Glasses (Enterprise Edition)

+55
голосов

Ни одно другое устройство класса «Wearable», несмотря на бурный поток все новых моделей, не вызывало за последние десять лет столько толков и пересудов, как Google Glass. Мы уже рассматривали причины приостановки их массового выпуска и провели общий обзор текущего состояния рынка VR/AR. Сейчас обратимся к области промышленного использования семейства Smart Glasses вообще.

Smart Glasses (Enterprise Edition)

Легкомысленные «бриновские» очки уступают в этом году место «настоящим» моделям, от которых, возможно будет зависеть жизнь их владельца или окружающих его людей. Эта модель NASA предназначена для использования на космических станциях. В 2015 г. они будут испытаны в подводной лаборатории, которая имитирует длительный межпланетный перелет

О параноиках и реалистах

Решение Google завершить Glass Explorer Program привело ко множеству сообщений в СМИ о закате этого спорного wearable-устройства. Впрочем, известно, что большинство медиаресурсов, за исключением солидных отраслевых изданий, всегда были склонны к некоторой желтизне и скандальности.

В данном случае любимая ими тема − «Google Glass is dead». Если ретроспективно отследить публикации, то выяснится, что этот тезис не меняется чуть ли не со времени анонса очков в 2012 г. В атмосфере тотальной истерии по поводу «подглядывания» Google Glass превратились в носимое устройство, которое все ненавидят (или, по крайней мере, считают необходимым делать это на людях, демонстрируя свою нравственность).

В свою очередь, компании, которые сегодня разрабатывают ПО и сервисы для Google Glass, абсолютно спокойны. Они говорят, что будущее Smart Glasses вообще, − по крайней мере, в корпоративном секторе, и особенно на производственных предприятиях, − никогда не было более лучезарным.

Например, компания Augmedix, имеющая статус Glass Certified Partner, разрабатывает соответствующее ПО для применения очков в медицине и уверена, что стараниями СМИ подобные технологии понимаются превратно. Как ни странно, но свою роль здесь сыграла и «Бондиана», где в одной из серий агент 007 примеряет очки, сквозь которые людей видно до костей.

В 2012 г. Google умело подняла большую начальную волну относительно Google Glass. В апреле было объявлено само устройство, а в июне того же года на главном мероприятии компании, I/O Developer Conference, все, связанное с очками, находилось в центре внимания многотысячной аудитории.

Не вдаваясь в подробности, скажем только, что пресса тогда назвала проведенную Google презентацию «одним из самых незабываемых объявлений продукта за всю историю маркетинга».

Единственное, чего там не было, так это упоминания даже о потенциальной возможности применения Google Glass в бизнесе и на производстве.

Цена на Google Glass никогда не опускалась ниже $1500, и хотя многие гики буквально бредили об устройстве и его потенциале, никто и никогда не придумал серьезное обоснование его покупки средним потребителем.

Однако наряду со всей этой потребительской мишурой, лампочки, так сказать, начали зажигаться в головах руководителей небольших компаний, предпринимателей и венчурных капиталистов.

APX Labs, Augmedix, CrowdOptic, GuidiGO, Pristine, Ubimax и Wearable Intelligence быстро, нешумно и спокойно начали готовить ПО и сервисы для корпоративного и промышленного применения Google Glass.

Собственно, тут немного прозевала тенденцию и сама Google. Только в июне 2014 г. она официально объявила о своих первых пяти партнерах по программе «Glass at Work», а спустя четыре месяца удвоила число своих Glass Certified Partners.

Соответственно, нашлись и ранние пользователи профессиональных Smart Glasses. Вскоре Google выпустила несколько пресс-релизов о корпоративных успехах, главным образом в здравоохранении и государственной безопасности.

Однако мало кто хотел слышать об этом и придавал этому хоть какое-нибудь значение. Отрицательные потребительские истории гораздо больше волновали широкую публику и в основном затмили положительные бизнес-кейсы.

Именно поэтому, когда Google 15 января 2015 г. официально объявила об окончании своей Explorer Program, весь интернет отозвался похоронным звоном и поспешил объявить о скоропостижной кончине Google Glass.

Что говорят партнеры

Прошло мимо ушей и глаз обывателя и то, что закрывая программу, Google объявила о многих сопутствующих организационных изменениях. Прежде всего, компания отметила, что Google Glass «переросли лабораторию» и теперь в Google будет организована собственная команда этого устройства. Таким образом, Google действительно прекратила продажу очков, но никогда не вносила таких изменений, которые обычно предполагают полное закрытие проекта.

По этому поводу, например, Хендрик Витт (Hendrik Witt), CEO компании Ubimax, партнера программы «Glass at Work», разрабатывающего ПО и сервисы для многих Smart Glasses, сказал, что решение Google закрыть Explorer Program «соответствовало нашим ожиданиям», что оно «скорее положительное для нас, чем отрицательное», «и вообще, это была бета-программа».

Известно, кстати, что Google вообще склонна долго держать свои продукты на уровне «беты». Так что по сравнению, например, с почтой Gmail, которая была «в бете» более пяти лет, инкубационный период Google Glass выглядит не таким уж и длинным.

Витту вторит Дэвид Лерман (David Lerman), CEO компании GuidiGO, также Certified Glass Partner, которая специализируется на аудиовизуальных турах в музеях и исторических местах с помощью Google Glass. По его мнению, выход очков из лаборатории − явление положительное и означает их быструю коммерциализацию, создание мощной инфраструктуры и системы поддержки партнеров.

Все участники программы «Glass at Work» сказали, что закрытие Explorer Program никак не нарушает их планы и не изменяет их стратегию на 2015 г. Более того, перед этим Google созвала их и прямым текстом сообщила, что будет продолжать поддерживать данное направление.

Когда Google объявляла о закрытии программы, она также недвусмысленно дала понять, что уже строит экосистему Glass следующего поколения. Детали до сих пор не разглашаются, и Google пока решительно отсекает всех любопытствующих. Разве что партнеры иногда обмолвятся словом. Тот же Витт сказал, что это будет новое устройство, вероятно, с процессорами Intel, и что «это многообещающе». Ожидается также, что новые очки будут выпущены «скорее раньше, чем позже». Это все, что пока известно.

Впрочем, также стоит отметить, что Google − прежде всего компания, которая старается угодить розничным потребителям, и у нее относительно мало опыта создания и поддержки продуктов для использования на предприятиях.

Однако Витт приводит три причины, почему корпоративные клиенты должны верить в лучшее. Во-первых, это − выход очков из экспериментального статуса. Во-вторых, ожидаемая близкая версия Google Glass 2.0. И, наконец, руководство направлением Тони Фаделла (Tony Fadell), что красноречивее всяких слов. Фаделл вообще заслуживает отдельного повествования о своей жизни и творчестве, однако это выходит за рамки настоящей темы. Отметим только, что его считают одним из самых сильных генераторов идей и руководителей в Google, что к его 46 годам у него за плечами работа в Philips Electronics, Apple и должность СЕО в Nest Labs.

Enterprise Edition в действии


В общем, еще слишком рано говорить об устоявшемся применении всякого рода Smart Glasses в различных отраслях промышленности. Но одно явление обойти никак нельзя − они оказались не менее универсальным устройством, чем персональный компьютер.

Можно с уверенностью сказать, что высшие модели Smart Glasses не будут иметь «вшитую» функциональность, кроме традиционной BIOS (или ее аналога). Поэтому неизбежно создание полной экосистемы, − с необходимым и постоянно пополняющимся набором ПО для различных применений и многочисленными аппаратными расширениями.

Данный раздел содержит как бы предварительные наброски к будущей обширной, сложной и многоплановой картине Smart Glasses. Здесь приведены наиболее очевидные, лежащие на поверхности варианты для здравоохранения, обучения, полиции, армии и производства.

Показанный на заставке «космический» вариант очков сегодня даже более реален, чем все остальные, хотя бы потому, что им занялось NASA со своими финансовыми и исследовательскими возможностями. Назначение устройства достаточно узко − быстрое предоставление технической документации и пошаговых инструкций на все случаи жизни, в том числе для ликвидации аварийных ситуаций. Мы не приводим вариант его типичного применения в данном разделе, однако основательная конструкция устройства дает хорошее представление о том, чем «промышленные» очки будут отличаться от «пляжных».

 

Smart Glasses (Enterprise Edition)

Ну, в общем, довольно сомнительный пример необходимости применения Google Glass для просмотра результатов анализов пациента. Разве что лаборатория на другом конце города и результаты срочно передаются онлайн…

Smart Glasses (Enterprise Edition)

Принцип «гора родила мышь» преобладает пока и в образовательной сфере. Наверное, мы просто еще пытаемся натянуть Google Glass на привычные нам технологии работы без очков, в то время, как еще не появились принципиально новые, Smart Glasses-ориентированные эффективные методы.

Smart Glasses (Enterprise Edition)

А это уже серьезно. Для Smart Glasses и соответствующего ПО военного назначения можно найти множество применений.

Smart Glasses (Enterprise Edition)

И это серьезно. Сборочный процесс с помощью ПО Ubimax xMake для Google Glass. На дисплей очков выводится необходимая техническая документация и информация (по результатам измерений) о соответствии параметров сборки заданным.

Вместо заключения

Smart Glasses, что бы о них не говорили, объективно не являются сегодня сколько-нибудь заметным товаром на рынке массовых wearable-устройств. Согласно недавно вышедшему отчету IDC, сегодня на нем безраздельно властвуют товары категории «Wristwear», которая включает различные наручные ремешки (bands) браслеты (bracelets) и часы (watches). Как видно, более 90% всего рынка wearable в 2014 г. было занято именно wristwear.

Тем временем рынок, как в этом, так и в других сегментах, быстро переходит к устройствам с более высокой ценой, но которые предлагают большую функциональность.

Всемирные отгрузки wearable-устройств, рыночные доли по сегментам и годовой прирост продаж в 2014-2019 гг.

Smart Glasses (Enterprise Edition)

Объем − количество отгруженных устройств, млн. Доля − доля сегмента рынка wearable-устройств, %. Источник: IDC Worldwide Quarterly Wearable Device Tracker, March 30, 2015

Что касается темпа ростов по сегментам, то здесь Smart Glass находится в числе лидеров − к 2019 г. их рыночная доля увеличится почти в 12 раз. То, что, например, оснащенная электроникой одежда (это в основном светящиеся украшения для молодежи) показывает рост в 45 раз, отражает, в частности, и то, что очки пока уходят в корпоративную нишу.

Так что один из читателей сообщения о закрытии программы Google Glass не без оснований съехидничал по поводу утверждения «Glass не умерли. «Glass at Work» живы, растут и чувствуют себя хорошо».

«Таким образом», − написал он в комментариях, − «Google Glass действительно мертвы. Речь идет о разных продуктах, которые теперь имеют одинаковое название, но различное назначение. Спасибо за разъяснение».

Пусть и не на все 100%, но в чем-то согласиться с этим мнением, видимо, можно. Что же касается будущего Smart Glass вообще и Google Glass в частности, − давайте дождемся хотя бы конца 2015 г. Так что оставляем вопрос открытым и ждем новостей.

+55
голосов

Напечатать Отправить другу

Читайте также

 
 
IDC
Реклама

  •  Home  •  Рынок  •  ИТ-директор  •  CloudComputing  •  Hard  •  Soft  •  Сети  •  Безопасность  •  Наука  •  IoT